АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ФИЛОСОФИЯ ДУХА

Читайте также:
  1. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  2. I. Философия жизни.
  3. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  4. I.1.4. Философия в первом приближении
  5. I.1.5. Философия как теория и
  6. I.1.6. Философия и наука
  7. I.1.8. Философия и ценности.
  8. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  9. II. Философия Чаадаева.
  10. II.11. Русская философия XIX в.
  11. II.12.2.Советская философия
  12. II.2. Классическая греческая философия.

Математика подходит к действитель­ности с точки зрения ее самых абстракт­ных параметров. Естественные же и гу­манитарные науки рассматривают реаль­ность в ее богатейшей конкретности, осуществляя такое множество специальных исследований, что философии, как пред­ставляется, сегодня уже нечего добавить. Стремление создать философию природы или философию духа выглядит нынче как беспочвенная претензия. Фактически пос­ледние попытки такого рода восходят к Энгельсу, и обычно они встречаются с подозрением.

Однако у Канта есть важное замечание о том, что метафизическая точка зрения вносит в исследование реальности ради­кальное упрощение. В практике наук слож­ные проблемы представляются прямо-таки неразрешимыми из-за того, что челове­ческий ум теряется в бесчисленных деталях, по сути, чуждой ему реальности. Ме­тафизика же, в том виде, как ее можно понимать после Канта, имеет дело лишь с понятиями, при помощи которых сам разум осуществляет в науках объяснение действительности. Причем, в силу самой природы этих понятий, обращение к опыту мало что дает при решении возникающих здесь проблем. Опыта недостаточно для ответа на вопрос, конечен или бесконечен мир, как и для решения вопроса о том, является ли целенаправленность столь же законным принципом объяснения при­роды, как и детерминирующая причин­ность. Конечно, было бы бессмысленно рассуждать о таких понятиях, ничего не зная о подходах науки и ее реальных результатах. И конечно, развитие кон­цептуальной рефлексии в рамках самой науки должно содействовать углублению


метафизического исследования понятий. Можно, например, согласиться с тем, что природу причинности мы способны сегодня постичь яснее и точнее, чем это мог сделать Аристотель. Тем не менее остается фактом, что для решения проблем, связанных с употреблением по­нятий вообще, простое накопление знаний в рамках науки само по себе бесполезно. Самое большее, что оно может дать, — это конкретные примеры. Ну а "мно-гознание уму не научает"1 — эта истина сегодня так же верна, как и во времена Гераклита. Действительно, наука — это прежде всего анализ реальности с по­мощью понятий, и лишь во вторую очередь она совершает собственно ме­тафизический ход мысли — рефлексию относительно содержания и обоснован­ности этих понятий.

При этом если говорить о современном этапе развития науки, то важнейшей про­блемой, связанной с использованием объяс­нительных понятий, является несомненно проблема, которую выдвинуло становление наук о человеке. Дело в том, что формиро­вание естественных наук происходило в процессе постоянного очищения их спосо­бов объяснения: из понимания природы стремились устранить все, что могло пока­заться антропоморфным. Когда же стали формироваться гуманитарные науки — ис­торически после естествознания, — то они унаследовали суть его объяснительных принципов. В результате они подходят к изучению человека на основе системы понятий, из которых было изгнано все, что напоминало человека, и, в частности, ис-

1 Гераклит. 16 (40 DK) // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 195.


 

 


ключены свобода, сознание и целенаправ­ленность. Такой подход, разумеется, пара­доксален. Поэтому надлежит заново рас­смотреть связь основных понятий, служа­щих для понимания природы и человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)