АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взгляд науки

Читайте также:
  1. I. ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ – СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. II ЛЮДИ В МОЕЙ ЖИЗНИ – БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
  4. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  5. IX.3.Закономерности развития науки.
  6. IX.6. Взаимоотношение науки и техники
  7. VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
  8. YIII.4.3.Формализация. Язык науки
  9. А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева
  10. А.О.Смирнов: історія психології як рушійна сила цієї науки
  11. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  12. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.

Огромное практическое значение науки в XX в. сделало
ее той областью знания, к которой массовое сознание испы-
тывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и
оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точ-
ную фотографию реальной действительности, за изображе-
ние Вселенной такой, как она есть на самом деле, независи-
мо от нас. Да ведь наука и претендует на эту роль — бесстра-
стного и точного зеркала, отражающего мир в строгих
понятиях и стройных математических вычислениях. Одна-


ко за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения
доверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука —
развивающаяся и подвижная система знаний, что способы
видения, присущие ей (парадигмы) — изменчивы (см. об
этом гл. XII). А это означает: сегодняшняя картина мира не
равна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет на-
учной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука
уже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь па-
радоксальные, что сама ее объективность и беспристраст-
ность начинает казаться мифом...

Наш век, последнее десятилетие которого вот-вот исте-
чет, стал веком коренной смены парадигм научного мышле-
ния и радикального изменения, естественнонаучной картины
мира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос-
подствовала возникшая в Новое время ныотоновско-карте-
зианская парадигма — система мышления, основанная на
идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежала
идея принципиальной двойственности реальности: материя
н ум — различные, параллельные друг другу субстанции.
Отсюда следовало, что материальный мир можно описать
объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с
его специфической позицией, с его субъективностью. Мож-
но сказать, что сама идея «строго-объективной науки» вы-
растает из декартовских онтологических* построений.

Сразу стоит отметить, что научная картина мира, воз-
никшая из учений Декарта и Ньютона, отбросила один
очень важный момент, присутствовавший как у одного, так
и у другого «патриарха»: фигуру Бога. Рационально-меха-
нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по-
следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст-
венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако-
нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он
безмолвен и слеп. Физикалистски понятая действитель-
ность — гигантские космические просторы, в которых дви-
жутся по четким траекториям массы материи — не несет в
себе никакой необходимости появления человека и созна-
ния. Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный слу-
чай. Он — эпифеномен (побочный продукт) звездной эволю-
ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а су-
ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл для
нее — ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под
влиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из ато-

* Онтология— теория бытия


мов— маленьких неделимых частиц, обладающих постоян-
ной формой и массой и связанных таинственным законом
тяготения. Она организована в трехмерное пространство
классической эвклидовой геометрии. Это пространство аб-
солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред-
ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни-
сколько от них не завися и лишь предоставляя им возмож-
ность перемещения под воздействием силы притяжения.
Точно так же время являет собой чистую длительность, оно
абсолютно, автономно и независимо от материального мира.
Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого
через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает
как огромный полностью детерминированный часовой меха-
низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан-
ных причин и следствий. Если бы можно было получить
точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы
вполне возможным совершенно точно реконструировать лю-
бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего
без всяких погрешностей.

Вселенная, представленная в виде комплекса механиче-
ских систем, развивается без участия какого бы то ни было
сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого
взрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихий-
ного движения материальных масс. Жизнь зарождается в
первозданном океане случайно как результат беспорядочных
химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому,. со-
знание никогда не проявилось бы в бытии. С фнзикалистской
точки зрения появление жизни и сознания — не только загад-
ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно
противоречит второму началу термодинамики, утверждающе-
му, что всякая сложная система неуклонно стремится стать
простой, но не наоборот'. Иронизируя по поводу механистиче-
ских взглядов, выдающийся современный ученый Станислав
Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разум-
ность развилась из химического ила первобытного океана
благодаря всего-навсего случайной последовательности меха-
нических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил с
вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигант-
скую помойку, случайно соберет'«Боинг-747».

Полагая человека случайностью, механистическая наука
не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко-
торые выглядят смешными нелепостями, мгновенной
вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной
Вселенной. Субъективное (т. е. принадлежащее человеку,
субъекту действия и мышления) перемалывается жернова-


мн объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмериый,
бесстрастно уничтожающий псе человеческое, да и просто
не замечающий его.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, n корне
изменивших видение мира современным естествознанием.
Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда
с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в
химии, биологии, психологии и других науках показали,
что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ-
лялось механистической науке, и что сознание человека из-
начально включено в само наше восприятие действительно-
сти. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь в
других главах, означает: мир таков, каков есть, потому что
это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем
взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет кар-
тину мира. «Чисто объективное» ее описание— невозможно.

Каким же мир предстает глазам современного ученого?

Согласно теории относительности пространство не
трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются
отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе-
реплетены и образуют пространственно-временной контину-
ум. Поток времени не является равномерным и однород-
ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от-
носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей
теории относительности речь идет о том, что пространство и
время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант-
ских космических тел пространство способно искривляться,
а время —замедляться.

В новой картине мира исчезает жесткое различие между
материей и пустым пространством, так как развитие атом-
ной и субатомной физики разрушило представление о твер-
дой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки
«зоны средних измерении», углубляемся на другие уровни
существования материи, то обнаруживается, что элементар-
ные частицы, из которых состоят атомы— невещественны. В
квантовой физике один и тот же феномен может выступать
и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно
создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-
энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая
не позволяет говорить о фиксированном месте в пространст-
ве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой
сгустки поля.

На субатомном уровне материя не столько существует,
сколько «проявляет тенденцию к существованик», внутри-
атомные события выступают как неопределенные, случаю-


щпеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишь
на языке математических вероятностей. Таким образом, в
области квантовых взаимодействий не может быть и речи о
причинности, присущей пыотоповско-картезианскому ото-
бражению мира.

Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвя-
щенные так называемым диссипативп-ым структурам в хи-
мических реакциях, положили начало новому принципу ос-
мысления действительности: «порядок через флуктуации».
В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич-
ную динамическую неопределенность, оказалось возмож-
ным выработать новое понимание эволюции. Второй закон
термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы
имеют прирожденную способность мутировать в направле-
нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те
же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от
физико-химических процессов до человеческого сознания и
социокультурной информации. Вселенная оказывается еди-
ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо-
дящей на новые ступени бытия.

На базе подходов, отбросивших старые представления,
возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит,
например, «шнуровочная.философия природы» Джеффри
Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц —
адронов. Вселенная для нее — это бесконечная сеть взаимо-
связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг
в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает
в другое. Все теории естествознания — лишь создания чело-
веческого разума, только версии бытия, и их не надо путать
с самой реальностью, которая в следующий момент может
повернуться совсем другой стороной.

Целый ряд современных физиков приблизился к мистиче-
скому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведе-
на книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающая
связь между физическими открытиями XX столетия и древ-
ними истинами, трактующими мир как иерархию ритмиче-
ских вибраций единого вселенского начала, духа — энергии.
Современные естествоиспытателями все более обращаются к
опыт}' индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям,
усматривающим в основе мироздания творческое сознание.
Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы,
а становится законным проявлением внутренних потенций
действительности. Одна из его главных задач - познание соб-
ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная
пронизана токами разума, наполнена смыслом.


Современная научная картина мира динамична, проти-
воречива.
В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумля-
ет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не подела-
ешь. Поискам познающего разума нет границ, и в ближай-
шие годы мы, возможно, будем потрясены новыми
открытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к карти-
нам мира, которые не меняются веками и служат объяснени-
ем устройства мироздания для многих поколений. Они ка-
чественно иные и обращены к сложному взаимодействию
мира людей и мира высших сил.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)