АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозные версии мироздания

Читайте также:
  1. Американский взгляд на мироустройство (три версии)
  2. В-третьих, составной частью культуры являются духовные ценности: нравственные, религиозные, эстетические и др. Это представления людей о добре, истине, красоте и т.п.
  3. Версии сетевой операционной системы NetWare
  4. Глава 24. Религиозные аспекты спиритизма
  5. ГЛОБАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ МИРОЗДАНИЯ
  6. ДРЕВНИЕ И НОВЕЙШИЕ СИСТЕМЫ МИРОЗДАНИЯ
  7. Древние политеистические религиозные системы
  8. Духовный мир и языческие религиозные воззрения славянского населения.
  9. Идеологические, религиозные и другие технологические способы
  10. Культовые действия и религиозные организации
  11. Наиболее значимые религиозные тексты Древнего Египта ( кр.х-р)
  12. Научные, религиозные и философские картины мира

Слово religio означает по латыни благочестие, святость н
восходит к глаголу religare — связывать, соединять. Очевид-
но, в этом случае речь идет о связи с иномирностыо, с дру-
гими измерениями бытия. Все религии во все времена счи-
тают, что наша эмпирическая действительность не самосто-
ятельна и не самодостаточна. Она носит производный,
тварный характер, по сути своей— вторична. Она - резуль-
тат или проекция другой настоящей, истинной реальности —
Бога или богов.

Таким образом, религии удваивают мир и указывают че-
ловеку на превосходящие его силы, обладающие разумом,
волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем
иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы
нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудо-
действенны с точки зрения эмпирического человека. Их
власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна.
Мир божественного определяет людей и в их физическом
бытии, и в ценностном строе.

Современные религии не отрицают достижений естество-
знания, теорий, связанных со строением материи и, тем бо-
лее, практического применения науки. Но они всегда под-
черкивают, что дело науки — изучать только физический
мир, только сферу посюстороннего. Дальше простирается
область религии.н, быть может, философии. Главное, что-
бы, увлекшись земными заботами, человечество не забыва-
ло, что оно не автономно, что над ним существуют высшие
вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

В нашу задачу здесь не входит обсуждение вопроса о
том, есть ли Бог на самом деле. Внутреннее чувство и з'беж-
дения каждого человека подсказывают ему: верить или не
верить π во что именно. Мы лишь дадим краткий обзор кар-
тин мира \. разных религиях, как делают это объективистски


настроенные культурологи. Раз уж религиозные картоны
мира существуют, то надо знать, каковы они. Сразу необхо-
димо отметить, что религиозное сознание невозможно без
культа: обрядов, ритуалов, богослужений, молитв, и необ-
ходимых для этого храмов, утвари и т. д. Культ — это осо-
бая духовная практика, которая призвана соединить верую-
щего с' высшим миром, которая позволяет ему быть услы-
шанным всемогущими божественными силами.

Центральный пункт любой религиозной картины мира

- образ Бога или богов, представление о том, что же являет
собой высшая истинная реальность. В развитых моноте-
истических религиях (т. е. религиях, признающих одного
верховного всемогущего Бога) существует два типа богосло-
вия: катафатическое и апофатическое. Катафапшческое
богословие
позволяет говорить о Боге и давать ему на чело-
веческом языке характеристики в превосходных степенях:
Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т. д. Апофатическое бо-
гословие
считает, что Бога можно познать только сердцем,
только в откровении, и человеческий язык не в силах выра-
зить божественных качеств, ибо они разительно отличаются
от человеческих. Потому в логике Бог может быть опреде-
лен только отрицательно: он не то, не то и не то... Что ка-
сается не богословского, а повседневного сознания, то оно
всегда конкретизирует образ Бога и придает ему, как прави-
ло, человеческую внешность: облик возвышенный и гроз-
ный.

Бог представляет собой высшую власть над земным ми-
ром, однако в разных религиях эта власть может быть как
безграничной, так и ограниченной. В политеистических
представлениях (представлениях о существовании множест-
ва богов) главный бог (например, Зевс у древних греков)
подчиняется космической необходимости, судьбе так же,
как и люди. Ему отмерян свой век, свое время, хотя и го-
раздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не
создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и
Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не
управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме

— огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного
слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному
усмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребывать
в состоянии нирваны — запредельного высшего блаженства,
которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютным
всесилием π бессмертием обладает христианский Бог.

Христианский Бог — очень сложная для понимания фи-
гура (впрочем, на это можно возразить, что религия не тре-


бует понимания умом, а требует эмоционального пережива-
ния). Он — личный абсолют. Т. с. это — безличное творящее
и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же вре-
мя — это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное
Ты, навстречу которому открывается душа. Кроме ипоста-
сей Отца и Сына Бог обладает еще и третьим проявлением—
Духа Святого. Все три лица неслиянны и неразделимы.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно
управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с
человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей,
наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать,
следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это
одно из противоречий христианских религиозных представ-
лений: человек и свободен, и предопределен. Богу в христи-
анстве противостоит фигура Дьявола, который является
падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом
свободу и создал сферу зла. Но Дьявол — только обезьяна
Бога, он сам не выступает созидательным началом и может
лишь переманывать на свою сторону заблудшие души. Та-
ким образом, в христианской картине мира отношение до-
бра н зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он — заведо-
мый победитель. Он вечен и все ему подвластно.

Каково пространство в религиях? В любом случае оно
удвоено: это пространство обычно! эмпирического мира,
где живем мы с вами, и пространство запредельное: Небо и
адские слои. В древнем политеизме у тех же греков Олимп,
где обитают боги — всего лишь гора, хотя и высокая. А вот
и в буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устро-
ено. Собственно, в буддизме дается многоступенчатая про-
странственная модель мира как целого: существует 31 сту-
пень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенность
увеличивается. Первые 11 ступеней называются кармалока,
они связаны с кармой — законом воздаяния. На самых ниж-
них ступенях расположены обитатели ада, а на верхней-
прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С
12-й по 27-ю ступень простирается рупалока —мир духов-
ных форм, а еще выше, 28-31-я ступень - находится арупа-
лока — мир бесформенного духа, пустоты, называемый так-
же «космическим телом Будды».

Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего
мира, куда входят сонмы ангелов, разных чинов, различаю-
щиеся по их близости к Богу. Внизу - ангелы в узком смыс-
ле слова, архангелы и начала, выше — ангелы господства,
силы и власти, и в непосредственной близости от божест-
венной, троицы располагаются херувимы, серафимы и пре-


столы. К божественному миру относится сфера рая -дивно-
го неземного блаженства, которым упиваются праведные
бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад,
где души грешников расплачиваются за свои злодеяния веч-
ными муками. Правда, в соответствии с неканоническими
представлениями Христос спускался в ад, благодаря чему
адские муки перестали быть вечными, и каждая душа при-
обрела возможность спасения, однако такой взгляд разделя-
ется далеко не всеми.

Часть сакрального (священного) пространства присутст-
вует и в земном эмпирическоммире. Это пространство хра-
мов, которое становится особенно близким к Богу во время
богослужений.

Разнятся в религиозных картинах мира и представления
о времени. Для политеизма древних греков мифологическое
время выступает прежде всего как циклическое, история не
имеет направленности. Некогда из первозданного Хаоса по-
явился Космос, и с тех пор мир живет космическими при-
родными циклами, связанными с земледельческими работа-
ми. Правда, в некоторых античных источниках мы встреча-
ем мнение о том, что нынешнее человечество оставило
позади Золотой век и нынче пребывает в веке Железном,
однако такое видение скорее исключение, чем правило.

Буддизм рассказывает нам о периодах космического вре-
мени, которые носят название «кальпы». Каждая кальпа
длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происхо-
дит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз
становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы де-
лятся на меньшие циклы- юги: Крита-юга, Трета-юга, Двапа-
ра-юга и Кали-юга, которая называется также Железным ве-
ком, и в которой мы пребываем сейчас. Кроме того, буддизм
как и другие религии, имеет свое мифологическое время, в
котором происходят чудесные события: рождение Будды, по-
двиги многочисленных богов и героев. Мифологическое вре-
мя всякой религии — судьбоносные дни и часы — находит свое
выражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время
превращается для верующего в сакральное. Всякий торжест-
венный праздничный обряд — это символическое воспроизве-
дение священного события, расположенного в мифологиче-
ском времени. Если мы празднуем Рождество Христово, то
символически рождение Христа происходит снова и снова, а
верующий выступает в этом случае как лицо, лично причаст-
ное к великому и прекрасному событию.

Для христианства мировое время оказывается выстроено
линейно. История — это путь, который имеет свое начало,


переду важных промежуточных этапов-событий и венчается
концом. История не цнклична, не бессмысленна, она следу-
ет в определенном направлении, и направление это опреде-
лено Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие
Христа — те вехи пути,'которые уже миновали. Грешное че-
ловечество направляется к следующей вехе — второму при-
шествию и Страшному суду, после которых все в корне из-
менится, в том числе исчезнет нынешнее человеческое вре-
мя: последовательность убегающих дней, заставляющих
людей стариться и умирать.

Каково же место человека в религиозных картинах
лира?
В древнегреческих представлениях этот вопрос не
становится предметом специальной рефлексии. Человек со-
здан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей,
хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно бо-
гам, он имеет свою судьбу н должен идти по жизни как
героический фаталист, принимающий все, что посылает ему
неумолимый рок. Он полон духа соревновательности и са-
моутверждения, ищет побед, его достоинство состоит в воз-
можности смело глядеть в глаза смерти, над которой он. мо-
жет и посмеяться презрительным смехом Олимпийских бо-
гов. Когда приходит его час, он превращается в тень в
царстве мертвых, где подземные власти решают, должен ли
он расплачиваться за свои грехи и дерзости, либо может
отправиться на блаженные острова. Для греков жизнь чело-
века — не проблема, а просто жизнь, которую надо прожить
как положено.

Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печаль-
ную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм,
он подчинен закону кармы —причин и следствий. Всякий
раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причи-
ны, созданные поведением человека при жизни, определя-
ют, где н кем ему снова родиться. Душа возвращается в
мир, исполненный страданий, и пожинает плоды своего
прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась
прежде. Поскольку земная жизнь — это сплошное страдание
(болезни, утраты, разочарования, смерть), постольку вы-
сшая цель для человека — «остановить колесо сансары»,
прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную
бесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т. е. просвет-
ленным, тем, кто способен отказаться от желаний, порожда-
ющих страдания, и перейти в состояние нирваны— вечного
блаженного покоя, при котором личность растворяется во
Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности,
обладающей желаниями — важнейшая цель человека. От


индивидуальности — все зло. В буддизме избавиться от «я»
и побороть страсти, привязывающие к земле, человеку по-
могают бодхисаттвы — существа, которые уже могли бы
быть буддами, но задержались для того, чтобы помочь всем
страдающим обрести истинный путь.

Христианство как никакая другая религия рассматрива-
ет бытие человека в качестве трагического и разорванного.
Дело в том, что человек создан по образу и подобию божь-
ему, он может быть поистине «сыном божьим», сораоотни-
ком Бога, но грех Адама и Евы выбросил человечество из
райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенсг-
ва и смерти. Человек грешен. Грешен любой, даже ново-
рожденный младенец, который наследует первородный грех
уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителя-
ми и потому несет в себе зерна всех страстей, плодящих
зло. Человек, имеющий душу — божественную искру, тем не
менее, все время употребляет не по назначению драгоцен-
ный подарок Бога — свободу. Он применяет ее для удовлет-
ворения плотских желаний, жажды власти, самоутвержде-
ния, для того, чтобы тешить свою гордыню. Но всех людей
ждет впереди Страшный суд, который определит посмерт-
ную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а
душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное
блаженство, другие — вечные муки. Поэтому тот, кто хочет
получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравст-
венным поучениям христианской церкви, твердо верить в
основные положения христианства, молиться Христу, вести
праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь
искушениям плоти и гордыни. Христос всегда помогает ре-
вностно верующему побороть грех.

Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с
религиозным мировоззрением.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)