АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв

Читайте также:
  1. I. Развитие аналитических техник
  2. II. Развитие политической рекламы и PR.
  3. IV. Коммуникативное развитие
  4. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 3 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 4 страница

Династия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г., основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун ма­лолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год счи­тается исходной датой начала существования Русского госу­дарства. Соединив Север и Юг, Олег покорил племена древ-


лян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь.

Внешняя политика Руси в X в. В рамках этого перио­да перед Русским государством стояли следующие внешне­политические задачи:

—объединение всех восточных славян;

—обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);

—безопасность южных рубежей. На юге Русь граничи­ла с кочевниками (вначале с венграми, а после того, как венгры ушли — с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат - мощное государство со сто­лицей в низовьях Волги.

В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате между Русью и Византией был заключен пакет соглашений, в которых об­говаривались условия торговли и отношения между госу­дарствами.

Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполити­ческую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волж­скую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Ха­зарский каганат. При Святославе Русь контролировала ог­ромные территории от Карпат до Северного Кавказа.

Затем Святослав переключил свое внимание на Визан­тию. После нескольких удачных сражений с византийски­ми войсками Святослав потерпел крупное поражение. Воз­вращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.

Его преемник Владимир (980 — 1015 гг.) основное вни­мание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопут­ствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенс-кой Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокор­ными славян-скими племенами вятичей и радимичей.

Крещение Руси. Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княже­ской властью. Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих це­лей подходило гораздо больше.




К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали дан­ную религию как средство усиления своего влияния, а так­же в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Ев­ропы и стал готовиться к христианизации. Он остановил­ся на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианиза­цию Руси для подчинения ее своим интересам.

Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (осо­бенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества.

Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы языче­ства сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.

Ярослав Мудрый.После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав. Но затем против Ярослава высту­пил державшийся в тени Мстислав и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и толь­ко после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым властителем.

В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгро­мили печенегов. После этого они уже не представляли опас­ности для Руси.

Обострились русско-византийские отношения, закономер­ным разрешением которых явилась война 1043 г. Но рус­ский поход на Византию закончился неудачей. Проводя соб­ственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярослав утвердил митрополитом — главой рус­ской церкви — не грека, а русского — Иллариона.

‡агрузка...

Положение Руси на европейской арене при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династиче­ские браки с представителями крупнейших европейских монархий. Так, сын Ярослава Всеволод женился на византий­ской принцессе. При Ярославе появился свод законов Киев-


ской Руси — «Русская Правда». По всей Руси разверну­лось обширное строительство, основывались новые горо­да. Киевская Русь переживала период своего расцвета.

Внутриполитическое устройство Руси. Воглаве древ­нерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые под­разделения — дружину. Дружинники не только выполня­ли военные функции, но также могли выступать в каче­стве посадников — наместников князя в городах, воевод — предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщи­ков податей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Боя­ре - члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе.

В Новгороде и других городах сохранились старые де­мократические институты, такие, как вече — народное со­брание. Некоторые должности в городах идеревнях были выборными.

Структурно Русь делилась на волости, которыми прави­ли представители правящей династии. По завещанию Ярос­лава Мудрого киевский престол — престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возника­ли конфликты по пов;оду прав на великокняжеский пре­стол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

Экономическое развитие Киевской Руси. Основная мас­са населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дру­жиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, ко­торая именовалась полюдьем.

Постепенно формируется княжеский домен — земли, ко­торыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчи­ны — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на корм­ления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве.


Так на Руси формируется феодальное землевладение, Появляется феодально-зависимое население, обязанное пла­тить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости — личная.

Набирают силу и растут города, которые были полити­ческими, административными, торговыми иремесленны­ми центрами княжеств. Город делился на две части — де­тинец (крепость) и посад, расположенный подле детинца» В посаде жили торговцы иремесленники, .в детинце — князь или наместник с дружиной.

Обострение социальных противоречий.Во второй по­ловине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц ипроизвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных ру­бежей Руси. В 1071г. антихристианские выступления про­шли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.

Крупное восстание произошло в Киеве в 1113г. Народ, недовольный администрацией князя и обозленный на рос­товщиков, совершил здесь ряд погромов. Движение рас­ширялось. В этой обстановке на великое княжение был приглашен Владимир Мономах, который сумел справить­ся с мятежом.

Владимир Мономах (1113—1125).Внук византийского императора и Ярослава Мудрого, Владимир Мономах по­казал себя их достойным преемником. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси — половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых — в 1111г» — по примеру Запада, был назван крестовым. Половцы дол­го не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, ока­зывая на нее военное и политическое давление.

Владимир Мономах довольно успешно противостоял се­паратистским устремлениям некоторых князей, сумев со­хранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113г., учиты­вая требования восставших, Мономах издал юридический


свод законов — так называемую Пространную редакцию Русской Правды.

Но Мономах сумел лишь на время приостановить цент­ростремительные тенденции в русских княжествах. Со смер­тью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)