АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и техника гипнотизирования

Читайте также:
  1. II. Методы непрямого остеосинтеза.
  2. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  3. А. Механические методы
  4. Автоматизированные методы анализа устной речи
  5. Агротехника возделывания
  6. Агротехника возделывания
  7. Агротехника возделывания конопли
  8. Агротехника возделывания льна
  9. Агротехника возделывания.
  10. Агротехника возделывания.
  11. Агротехника кукурузы
  12. Адаптивные методы прогнозирования

В настоящее время насчитывается более ста различных методов гипнотизирования. В лечебной прак­тике обычно применяют две группы методов: методы воздействия многократно повторяющимися монотонны­ми раздражителями на различные анализаторы (сюда относится и вербальный метод) и шоковые методы, при которых гипноз вызывается действием сильного внезап­ного раздражителя (громкий звук, вспышка света, фара­дический ток и др.) в сочетании с категорическим прика­зом: «Спать!».

На основании этих двух методов разработано множе­ство вариантов техники гипнотизации, подробно описан­ных в работах отечественных и зарубежных авторов (Токарский, 1890; Бехтерев, 1911; Форель, 1928; Каннабих, 1929; Рожнов, 1954, 1975, 1985; Зеневич, Либих, 1965; Консторум, 1962; Платонов, 1962; Лебединский, 1971; Вольперт, 1972; Буль, 1974; Свядощ, 1982; Слобо-дяник, 1982; Захаров, 1982; Вельвовский и соавт., 1984;

Карвасарский, 1985; Рахманов, 1988; Chertok, 1972;

Erickson et al., 1976 и др.).

Приводим несколько методов гипнотизации. Метод Фария, или фасцинации (от лат. fascinare — очаровывать). Предложен португальским аббатом Фариа

 

(1813), который привез этот метод из Индии, позаимство­вав его из практики факиров.

Врач находится напротив пациента на расстоянии 30—50 см, несколько возвышаясь над ним (для этого больного лучше посадить). Пациенту предлагают смот­реть врачу в глаза, не мигая. Одновременно врач берет пациента за плечи, медленно раскачивает его спереди назад и пристально смотрит в его переносицу. Внушение:

«Смотрите мне в глаза. Ваш взгляд становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их до тех пор, пока можете держать их открытыми. Ваши веки тяжелеют, словно наливаются свинцом. Тяжелеет все тело». Следует короткая пауза. Обычно пациент не выдерживает дли­тельного взгляда и начинает моргать. После этого голос врача становится более уверенным: «Ваши глаза моргают, а теперь закрываются, закрываются. Вы засыпаете... засыпаете».

Как только глаза пациента закрылись, врач кладет на них пальцы и внушает: «Ваши веки склеились, вы не можете их открыть до тех пор, пока я вам не прикажу». Если больной сам не закроет глаза, можно без слов опустить его веки прикосновением к коже надбровных дуг или сказать ему: «Закройте глаза», после чего про­должить внушать признаки сонливости.

При всей своей кажущейся демонстративности и театральности этот метод достаточно эффективен, так как основан на неизвестном больному приеме: гип­нотизер, требуя от больного, чтобы он смотрел ему в глаза, сам смотрит в его переносицу и тем самым менее утомляет свой взор. Тем не менее метод тре­бует от психотерапевта определенной тренировки. Для этого нужно ежедневно фиксировать взгляд на каком-нибудь предмете на расстоянии 30—50 см и смотреть на него, стараясь не моргать в течение нескольких минут.

Метод Брейда — Льебо. Сущность метода сводится к тому, что пациенту предлагают фиксировать взор на каком-нибудь предмете до тех пор, пока не наступит гипнотическое состояние. Следует подчеркнуть, что, гип­нотизируя, Брейд предлагал испытуемому не только фик­сировать свой взор на предмете, но полностью расслабить­ся и сосредоточить все свои мысли на сне.

 

 

В качестве монотонных раздражителей, действующих на слуховой анализатор, можно использовать звук метро­нома, дождя, морского прибоя, тиканье часов и т. д. С целью монотонного слабого раздражения кожного ана­лизатора издавна используются пассы — проведение ладонью руки вдоль лица и туловища на расстоянии 2—3 см. Иногда для этой цели используют электронагре­вательные приборы (рефлектор Минина с синей лампой, фен и т. д.).

Эриксон (Erikson, 1939) считает, что при гипнотизи­ровании важен не столько сам монотонный раздражитель, сколько представление о нем.

В настоящее время гипнотизация с помощью воздей­ствия на анализаторы проводится, как правило, в сопро­вождении словесных внушений. Задача их, как считает В. Е. Рожнов, сводится к тому, чтобы вызвать условно-рефлекторное погружение в гипнотический сон путем словесных формулировок, описывающих те ощущения, которые испытывает засыпающий человек.

В числе первых специалистов, разработавших метод словесного погружения в гипноз, был последователь Брейда, современник Бернгейма и Шарко Амвросий Август Льебо. Он клал руку на лоб пациента и внушал ему то состояние, которое испытывает засыпающий чело­век, и таким образом добивался гипнотического транса с раппортом.

В последующем воздействие слабых монотонных раз­дражителей, воздействующих на зрительный, слуховой или кожный анализаторы, в сочетании с вербальным внушением сна стало основой многих комбинированных, или смешанных, техник гипнотизирования. Приводим некоторые из них.

Техника Бернгейма. Он описал ее в 1884 г. в своей книге «О внушении в гипнотическом состоянии бодрство­вания». Приводим это описание без изменений.

«...Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть ваших век и усталость в глазах; ваши глаза моргают, они увлажняются, зрение становится туманным; глаза закрываются». Некоторые пациенты закрывают глаза и засыпают моментально. Другим я повторяю, еще более подчеркиваю, добавляю жест; характер жеста не так важен. Я держу два пальца

 

правой руки перед глазами пациента и прошу смотреть пристально на них или обеими руками я провожу не­сколько раз сверху вниз перед глазами, или прошу его смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время концентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: «Ваши веки закрываются, вы не можете их открыть. Вы испытываете тяжесть в руках и ногах; вы ничего больше не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите, приходит сон» и добавляю повелительно: «Спите!» Часто это слово является решаю­щим, глаза закрываются, больной спит.

Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его долго фиксировать мои глаза или мои пальцы, потому что есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают внимание на этом, а не на мысли о сне; в таких случаях успех лучше достигается с закрытыми глазами. По исте­чении двух или самое большее трех минут я прикрываю веки или же медленно опускаю их на глазные яблоки, постепенно закрывая их, подражая тому, что происходит, когда к человеку естественно приходит сон, и кончаю тем. что держу их закрытыми, продолжая внушение: «Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее; вы не можете больше сопротивляться». Я постоянно понижаю голос» я повто­ряю приказание: «Спите», — и редко бывает, чтобы сон не приходил через 4 или 5 минут. Это сон посредством внушения. Это образ сна, который я постепенно ввожу в мозг.

С одними лучше поступать мягко; с другими, не поддающимися мягкому внушению, надо быть резким, говорить приказным тоном, чтобы пресечь стремление смеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами. Часто у лиц, кажущихся не­восприимчивыми, я добивался успеха, держа долго глаза закрытыми, предписывая тишину и неподвиж­ность, говоря непрерывно и повторяя одни и те же формулы: «Вы чувствуете оцепенение, онемение, руки и ноги неподвижны; вот и тепло в веках; нервная система успокаивается; ваши глаза остаются закры­тыми, приходит сон», и т. д. После 8—10 минут внушения я отнимаю пальцы, глаза остаются закры-

 

 

тыми; я поднимаю руки, они остаются в воздухе, это каталептический сон!»

Техника К. И. Платонова. Для усыпления больного врач применяет соответствующие слова усыпления, наряду с которыми он может пользоваться также вспомогательными физическими приемами усыпления. Последние могут выражаться, например, в виде слабых ритмических раздражителей одного из анализаторов или же нескольких анализаторов сразу с целью раз­вития в них тормозного процесса. Для этого могут быть применены редкие удары метронома (с частотой один удар в 1—2 секунды), тиканье стенных или карманных часов, однообразное поглаживание больного по руке. по голове или по лбу; иногда больному предлагается длительно смотреть на какую-либо бле­стящую точку и т. д.

Одновременно врач произносит примерно следующие слова: «Вы уже пришли в состояние полного душевного покоя, необходимого для наступления дремоты, а в даль­нейшем сна. По вашему телу начинает разливаться при­ятная нега и истома, у вас появляется сонливость, ощу­щается приятная вялость, тяжелеют руки и ноги, тя­желеют веки, как бы наливаются свинцом, вы начинаете чувствовать, как вас неодолимо клонит ко сну. Мой голос вы хорошо слышите, я сейчас буду медленно счи­тать до десяти, с каждым счетом ваша дремота все более углубляется: раз.. два.. три... Вы засыпаете, переходя во все более глубокое состояние спокойного и приятного сна».

Такие усыпляющие внушения время от времени следует повторять, причем они постепенно приобретают характер сообщения о том. что уже совершилось: «Вы уже перестали ощущать ваше тело, ваши веки уже плотно сомкнулись, очень приятное отдохновение уже разлилось по вашему телу, полное успокоение уже наступило, никаких волнений уже нет, мои слова воспринимаете еще более четко и все более поддаетесь их воздействию».

Техника И. 3. Вельвовского. Используются слабые монотонии (монотонные шорохи, постукивания, звук мет­ронома, фиксирование взглядом шарика, легкие тактиль­ные раздражители).

 

Словесное внушение: «Вы находитесь сейчас в удоб­ной, приятной позе покоя, ничто вас не раздражает, ничто не мешает этому приятному отдыху, даже звуки, если они доносятся до вашего слуха, вас не беспокоят. Вам удобно, уютно, приятно (повторить с паузами 2—3 раза). Все окружающее вас как бы не касается, не касается... По вашему телу разливается приятное, легкое, успокаиваю­щее тепло, а лоб и голова на фоне этого приятного тепла во всем теле испытывают приятную легкую прохладу. Все ваше тело приятно расслаблено... Приятно расслаблено. Во всем теле приятная истома, покой. Легкое монотон­ное постукивание метронома (или негромкий звук зум­мера, шум вентилятора и приносимые им ритмично вол­ны воздуха и т. д.) усиливает чувство приятной истомы и покоя. Они навевают дремоту, приятную дремоту, дремоту и покой... На фоне этого общего приятного покоя и полного, все усиливающегося отвлечения от всего окружающего вы ясно слышите мой голос. Он также действует на вас приятно-успокаивающе и воспринимает­ся вами ясно. Слушая мой голос, вы отвлекаетесь от всяких мыслей, они уходят от вас, ничего вас не тре­вожит, не беспокоит... Не тревожит и не беспокоит. Полный покой. Полное бездумие, покой и бездумие. Ваши веки приятно отяжелели. Они опускаются, опускаются... Они закрылись, и приятный покой и истома стали еще глубже».

Далее нужно формировать и углублять распростране­ние приятного чувства тяжести в руках, ногах, во всем теле. Внушение особенно легко реализуется в моторном секторе, в двигательной и мышечной сфере. Поэтому следует внушать приятную тяжесть и покой в мышцах век, лица, рук, ног, всего тела, все время подчёркивая» что это приятно. На этом фоне нужно начать формирова­ние необходимых ощущений в области дыхания и сердеч­ной деятельности. «Вам приятно, удобно, дыхание ваше становится спокойней и спокойней. Дыхание, как во сне, становится легким, поверхностным, приятно легким и нечастым». И далее: «Вы совершенно спокойны. Вам приятно, сердце ваше бьется ровно, спокойно, неторопли­во...» Полезно взять руку, установить пальцы на пульсе:

«Вот ваш пульс, я чувствую.. Он ровен, хорошего напол­нения. Сердце бьется спокойно. Раз... Два... Три...». Счет

 

 

ведется в темпе. 60 ударов в минуту, пока пульс не установится в этом ритме. Не следует торопиться с при­казом: «Спите! Спать!» Более приемлемо внушение: «Вы находитесь в особом состоянии покоя. Это состояние гипноза. При нем вы хорошо слышите меня, и мои внушения приобретают особую силу. Ваша нервная сис­тема, все ее клетки находятся в целебном сне, а слух на этом фоне глубокого покоя особенно ясно воспринимает мой голос и мои слова. Именно поэтому мои внушения и мои слова воспринимаются и полностью реализуются вашим организмом».

Техника В. Е. Рожнова. Больному предлагают фикси­ровать взгляд на каком-нибудь неподвижном блестящем предмете, обычно на металлическом шарике или кончике молоточка. Прием усыпления примерно таков: «Расслабь­те мышцы. Лягте совершенно спокойно. Старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать. Ваши веки тяжелеют и постепенно опускаются. По всему телу рас­пространяется чувство приятной теплоты. Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног и всего тела. Расслабляются мышцы лица, шеи, голова глубже уходит в подушку. Вам хочется спать. Сейчас я начну считать, и по мере того как я буду проводить этот счет, приближа­ясь к десяти, желание спать будет нарастать, становиться все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру десять, вы заснете».

Примерно такие фразы врач повторяет несколько раз спокойным, ровным голосом, часто подкрепляя их пря­мым внушением: «Спать! Спите!» Говорить лучше негром­ко, спокойно, но в то же время твердо и уверенно. Отдельные слова, особенно такие, как «Спать! Спите!», следует выделять из общей мелодии речи и произносить с ударением, придавая им приказной оттенок. Не следует допускать скороговорок. Слова должны произноситься с некоторыми паузами, фразы должны быть короткими, понятными, легко воспринимаемыми.

Техника П. И. Буля. Больной располагается в горизон­тальном положении на кушетке. Врач садится у изго­ловья и держит перед его глазами примерно на расстоя­нии 10 см какой-либо блестящий предмет. Больному предлагается пристально смотреть на предмет. Через

5—7 минут врач тихим монотонным голосом произносит формулу внушения: «Смотрите пристально на блестящую точку. Постепенно ваши глаза будут утомляться... веки будут тяжелеть... вас будет охватывать приятная уста­лость. Вы начинаете испытывать приятное головокруже­ние. Все тише, все спокойнее, все темнее становится вокруг вас. В голове возникает легкий туман, он все нарастает, все усиливается... Вас охватывает сонливость, веки тяжелые, словно налились свинцом... Веки смыка­ются. Вам все труднее различать предметы... Вы засы­паете, засыпаете... Веки плотно смыкаются. Вы не в силах их поднять. Забываетесь, забываетесь... Все глубже сонливость... Вы засыпаете... спите... спите глубже...

Спите».

Примерно такие же формулы внушения П. И. Буль рекомендует применять в сочетании с монотонными воздействиями раздражителей на слуховой (метроном, шум падающих капель воды) или на кожный (пассы, электролампа на шнурке, электронагреватели и др.)

анализатор.

Техника Шертока. Пациента просят фиксировать взгляд на предмете, который находится приблизительно на расстоянии 25 см от его глаз. Внушения могут осуще­ствляться по следующей формуле, конечно, с многочис­ленными вариантами: «Я держу перед вами предмет. Вы смотрите на этот предмет, вы слышите мой голос. Если вы отводите взгляд, направьте его снова на предмет. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я хочу, чтобы вы расслабились. Вы чувствуете расслабление во всем теле. Вы расслабляетесь все больше и больше. Фиксируя пред­мет и слушая мой голос, вы чувствуете, что расслабляе­тесь все более и более. Мышцы ваших ног расслаблены, мышцы ваших рук расслаблены. Вы чувствуете также, что вы дремлете. Вы будете дремать все глубже, глубже и глубже. Слушайте хорошенько мой голос. А теперь вас охватывает тяжесть, ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ваши ноги, ваше тело становится тяжелым, тяжелым, тяжелым... Приятное тепло пронизывает ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло пронизывает ваше тело, как бывает, когда вы засыпаете. Ваши веки стано­вятся тяжелыми, вы становитесь сонливыми, ваши веки становятся теплыми, тяжелыми... тяжелыми. Думайте о

 

 

сне и ни о чем другом. Вы не можете держать глаза открытыми, ваши веки становятся все тяжелее и тяже­лее... Вы хотите спать, вы все больше и больше хотите спать, ваш взгляд утомлен, вам колет глаза, глаза слезят­ся (это говорят в том случае, если глаза становятся влажными). Дышите глубоко и медленно. С каждым вдохом ваш сон глубже, глаза ваши теперь закрыты. Вы засыпаете, спите, спите!».

Обычно проведенные внушения заставляют пациента закрыть глаза. Если же этого не произошло, можно прибегнуть к технике счета. Она состоит в возобновлении внушения при счете от одного до десяти. Если и после этого пациент не закрывает глаза, можно, по примеру Бернгейма, использовать следующий способ: руку дер­жать в нескольких сантиметрах от глаз пациента и пере­двигать ее попеременно сверху вниз и снизу вверх много раз. Прием сопровождают словами: «Следите за моей рукой вверх, вниз, вверх, вниз и вы захотите спать все сильнее и сильнее». Если у пациента глаза все еще открыты, ему говорят: «Теперь вы можете закрыть гла­за!» При этом врач тихо закрывает пальцами веки паци­ента.

Техника, наиболее часто применяемая в практике авторов данной монографии. Пациента укладывают на кушетку или усаживают удобно в кресло в затемненной тихой комнате. Врач садится напротив него, обычно с правой стороны, держа в руке какой-нибудь блестящий предмет (часы, молоточек и т. п.). Больному предлагается полностью расслабиться и фиксировать свой взгляд на блестящем предмете. Врач негромким монотонным, но внушительным голосом начинает говорить: «Ваши мыщцы полностью расслабились, ни о чем постороннем не думайте, слушайте только мой голос... Смотрите на часы в одну точку, по возможности не мигая. Постепенно глаза ваши начнут уставать, веки тяжелеть, и вам захочется закрыть глаза. Считаю до пяти, и на счет пять ваши глаза закроются. Раз... два... Глаза начинают уставать, конту­ры часов становятся расплывчатыми, веки тяжелеют, вас охватывает сонливость. Веки тяжелеют все больше и больше, они опускаются ниже и ниже (при этом можно опускать предмет, на котором больной фиксирует свой взор, все ближе к его груди). Четыре, пять... Глаза

 

закрываются...». Если больной продолжает держать глаза открытыми, можно рукой осторожно прикрыть веки.

Далее продолжается внушение сна: «Ваши мышцы расслаблены. Вы чувствуете приятную тяжесть во всем теле. Мой голос действует на вас успокаивающе» с каж­дым моим словом приятная дремота все глубже охватывает вас... Я считаю до пятнадцати, и с каждым счетом вы засыпаете все глубже и глубже. Раз.., два.., три... Тяжесть в теле усиливается, руки тяжелые, ноги тяже­лые. Вы не можете пошевелить рукой, ногой. Четыре... пять,., шесть... Приятная теплота появляется в ваших руках и ногах. Вы засыпаете все глубже и глубже. На счет пятнадцать вы уснете. Семь.., восемь.., девять... Все тело тяжелое, приятная теплота во всем теле. Дыхание ровное, спокойное, сердце бьется ровно и спокойно. Спать хочется все больше и больше. Вы засыпаете все глубже и глубже. Десять.., одиннадцать.., двенадцать... Вы засыпаете. Ва­ши мысли расплываются, как масляное пятно на бумаге.;

Вы слышите только мой голос. Ничего не мешает спать. Вы засыпаете... Засыпаете...».

Во время внушения врач может делать пассы вдоль лица и туловища пациента, поглаживать его руку или лоб. Последние цифры счета произносятся тихо, но с нарастающим напряжением в голосе: «Тринадцать... четырнадцать.., пятнадцать! Спать. Спать!».

Мы не случайно привели несколько вариантов техник сметанного метода гипнотизирования. Чаще других при-1 меняется сочетание воздействия монотонного слабого раз­дражителя на зрительный анализатор и словесного внушения сна.

Метод Эриксона. В литературе известен как метод поднятия руки, или американский метод. По мнению его сторонников, метод имеет некоторые преимущества, так как заставляет пациента активно участвовать в процессе гипнотизирования и подготавливает почву для аналитической психотерапии.

Даем этот метод в описании Wolberg (1948).

«Я хочу, чтобы вы почувствовали себя удобно на стуле и полностью расслабились. Теперь, когда вы сели, положите руки плашмя на бедра. Вот именно так. Вы будете следить за вашими руками и заметите, что сможете внимательно наблюдать за ними. То, что вы должны

 

 

сделать, — это сесть на стул и расслабиться. Вы заметите, что некоторые явления возникают во время вашей релак­сации. Они всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так хорошо не знали. Я вам о них сообщу. Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей руки, лежа­щей на бедре. Я хочу, чтобы вы наблюдали за испытыва­емыми вами ощущениями. Может быть, вы почувствуете нечто вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на вашу руку и вы заметите, что она спокойна и что она остается все в том же положении. В ней уже есть движе­ния, но они пока еще не заметны. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз с вашей руки. Ваше внимание может отвлечься от руки, но оно все время будет возвращаться к ней, и вы все время не спускаете глаз с руки, и вы спрашиваете себя, когда движения, которые в ней возни­кают, будут видимыми».

Пациенту любопытно узнать, что произойдет, тем бо­лее что ему внушают: ощущения, которые он испытывает» может испытать каждый. Внушение не имеет характера насилия, и если пациент заметит то или иное ощущение, он будет рассматривать его как продукт собственного опыта. Именно этого психотерапевт и должен добиться. Пациент ассоциирует слова гипнотизера со своими ощу­щениями» и вследствие этого появляются сенсорные и моторные реакции. Например, в одном из пальцев руки появляется легкое движение или вздрагивание. Как толь­ко это происходит, врач отмечает, что это движение естественно и, возможно, оно усилится.

Наблюдая вместе с пациентом за «поведением» его рук, врач в непринужденном тоне продолжает: «Интерес­но будет увидеть, который из ваших пальцев начнет двигаться первым. Может быть, это будет большой палец или указательный, или безымянный, или мизинец. Вы не знаете точно, когда и на какой руке. Смотрите все время внимательно и заметите сперва легкое вздрагивание, мо­жет быть, правой руки. Смотрите: мизинец вздрагивает и шевелится. В начале движения вы заметите интересную вещь. Пространство, имеющееся между пальцами, рас-

ГИПНОЗ И ВНУШЕНИЕ

ширяется очень медленно, пальцы расходятся очень медленно, и вы замечаете, что пространство между ними расширяется все больше и больше. Пальцы будут рас­ходиться медленно... они расходятся все больше и боль­ше, все больше и больше, все больше и больше, именно так».

Если пальцы начинают расходиться, это означает, что пациент реагирует на внушение. Врач продолжает гово­рить, делая вид, что все происходит само собой, и дело не в его словах, а в поведении пациента.

«...Ваши пальцы разошлись.., вскоре они начнут под­ниматься, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше. Заметьте, как поднимается указательный палец. В то же время другие пальцы хотят последовать за ним. Вот они медленно поднимаются. В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете мягкость в кисти руки, ощущение легкости, тем более что пальцы поднимаются в воздух, поднимаются, поднима­ются все выше... Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимает­ся, поднимается в воздух, еще выше, еще... Смотрите все время на вашу кисть руки и всю руку, которые поднима­ются, и в это время вы почувствуете, как ваши глаза становятся сонливыми и усталыми. В то время как ваша рука продолжает подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным и вам очень захочется спать. Ваши глаза сделаются тяжелыми и, возможно, вашим векам захочется закрыться, и в то время как ваша рука будет подниматься все выше и выше, вы захотите почув­ствовать себя все более и более расслабленным, вы захо­тите спать все больше и больше, вы захотите испытать чувство покоя и расслабления, закрыв глаза и засыпая».

И если пациент подчиняется внушению, его положи­тельный ответ используют, чтобы подкрепить и усилить внушение.

«Ваша рука поднимается еще и вы становитесь совсем сонливым; ваши веки делаются тяжелыми, ваше дыхание становится медленным и спокойным... В то время как вы смотрите на вашу руку и чувствуете себя все более и более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука начинает сгибать­ся, и кисть руки начинает все больше и больше прибли-

 

 

жаться к вашему лицу, еще, еще, и, пока она сгибается, вы медленно, но верно впадаете в глубокий, глубокий сон, в котором вы глубоко расслабитесь, настолько, насколько хотите. Рука сгибается все больше и больше, пока не достигает вашего лица, и вы будете хотеть спать все больше и больше, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука не достигнет лица. Когда рука приблизится к лицу, вы будете спать, глубоко спать».

Пациенту предоставляют возможность самому регули­ровать режим движения руки и засыпания. Когда пальцы его кисти коснутся лица, у него создается впечатление, что он уснул, потому что таково было его собственное желание. Движение руки и постепенное засыпание вза­имно усиливают друг друга, и, когда пациент закроет глаза, он войдет в гипнотический транс, в формировании которого он участвовал сам.

Вместе с тем врач продолжает: «Теперь ваша кисть поднимается к лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вы хотите все больше и больше спать. (Кисть руки пациента приближается к лицу, его веки моргают все быстрее.) Ваши глаза становятся тяжелыми, и кисть руки направляется к лицу, вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда ваша рука достигает лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать сильную сонливость. Вы будете чувствовать все большую сонливость, вы очень захотите спать, почувствуете общую усталость, ваши веки тяжелы, как свинец, а ваша рука направляется прямо к лицу и, когда она достигнет лица, вы будете спать (кисть руки доходит до лица и пациент закрывает глаза). Спите спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосре­доточились на релаксации, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о том, чтобы спать, глубоко спать!» (цит. по Chertok, 1972).

Метод Д. А. Когана и В. М. Файбушевича. Отличается своей простотой и изяществом. «Лежите спокойно, удоб­но, ни о чем не думайте. Сейчас я вам расскажу малень­кий отрывок из стихотворения; вы будете успокаиваться все больше и больше, в вашем теле появится приятная теплота и истома, мысли начнут исчезать из головы, и вы будете погружаться в приятную дремоту. С каждым моим

словом вы будете засыпать все глубже и глубже. А когда я закончу читать, вы будете спать. Во время сна кроме

моего голоса вы не будете слышать посторонних звуков и ничто вас не будет беспокоить.

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.

Это плачет лебедь умирающий,

Он со своим прошедшим говорит;

А на небе вечер догорающий

И горит и не горит...

Отчего так грустны эти жалобы,

Отчего так ноет сердце, грудь?

В этот миг душа желала бы

Невозвратное вернуть».

(Бальмонт)

Метод Шарко (шоковый метод). Существует много ва­риантов. Приводим один из них в описании А. М. Свядоща (1982).

«Больному предлагают встать спиной к креслу или дивану. Врач становится с правой стороны больного и говорит ему: «Сейчас вы уснете глубоким крепким сном. Стойте ровно» не сгибайте тела. Закройте глаза». Далее» положив больному правую руку на лоб, а левую на затылок, он слегка откидывает голову больного назад и внушает: «Ваше тело свободно раскачивается». При этом давлением на голову больного врач начинает его слегка раскачивать, постепенно увеличивая амплитуду. «Вас тянет все больше и больше назад. Вы падаете назад все больше и больше. Вы не боитесь упасть. Я вас держу». Затем, еще больше увеличив амплитуду качания, врач внезапным давлением на лоб больного резко опускает его в кресло или на диван, стоящий сзади, и громким пове­лительным тоном приказывает: «Спать! Спать глубже, глубже и глубже». В некоторых случаях приказ со­провождается внезапным сильным звуком (удар гонга, хлопок) или вспышкой сильного источника света. Многие больные (в большинстве случаев истеричные) при таком воздействии сразу погружаются в гипнотический транс».

Метод Фогта — Кречмера (фракционный гипноз). Обычно применяется в тех случаях, когда больной мало-гипнабелен и у врача нет уверенности в быстром и эффек­тивном погружении пациента в гипноз. Больного погру-

 

 

жают в неглубокий гипноз и внушают; «Сейчас я до­считаю до трех, на цифре «три» вы проснетесь и откроете глаза, но затем я снова погружу вас в гипноз, но уже более глубокий». После пробуждения пациента просят расска­зать о своих ощущениях во время гипнотизирования, что мешало ему заснуть, а что, наоборот, способствовало засыпанию. Затем приступают к повторному гипнотизи­рованию, учитывая все отрицательные и положительные моменты, выясненные при опросе больного. Таким обра­зом, больной каждые 3—5 мин выводится из состояния дремоты, а затем снова погружается в гипноз. Во время паузы полезно успокоить больного, попросить его рассла­биться.

Кречмер (1949) перед сеансом и во время пауз реко­мендовал аутогенные тренировки на релаксацию, тя­жесть и тепло в конечностях. После того как больной посредством самовнушения вызывает у себя тяжесть и тепло в теле, врач снова погружает его в гипноз. Способ повышает восприимчивость больного к гипнозу и позво­ляет добиваться глубокой степени транса.

И. 3. Вельвовский и соавт. (1984) несколько мо­дифицировали метод. Они не будят больного, а сти­мулируют ответы на вопросы, не выводя пациента из гипноза. «Сейчас я задам вам вопросы. Вы их ясно услышите и, не выходя из состояния покоя, приятной скованности, ответите на них». В некоторых случаях больному в паузах демонстрируют, что внушения ре­ализовались, например, что он не может пошевелить рукой или ногой.

* * *

Описанные выше методы гипнотизирования (и их ва­рианты) не исчерпывают всего арсенала приемов, которые позволяют врачу погрузить пациента в гипнотический транс. (Мы уже упоминали, что таких методик сейчас насчитывается более ста.) Преимущество их заключается только в том, что они просты, а поэтому наиболее доступ­ны практическому врачу.

Из менее часто применяемых методов гипнотизации можно отметить такие, как метод Кречмера ~ Эриксона,

 

метод «путаницы», репетиционный метод, метод множе­ственной диссоциации, метод «Сюрприз».

Метод Кречмера — Эриксона. Гипнотизер «вяжет сет­ку слов» и только периодически вставляет фразу, которая содержит прямую суггестию. Эта фраза (или слово) дей­ствует с особой силой, так как у пациента создается впечатление, что он сам активно участвует в процессе лечения.

Внушение: «Вы можете делать, что хотите: сидите или двигайтесь. Можете слушать меня или не слушать, може­те держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресло и расслабьтесь. Вы можете ни о чем не думать или думать о чем-то приятном, вспоминать при­ятные события из вашей жизни. Можете вообще не обра­щать на меня внимания. Лечение уже началось. Вам не обязательно спать; если хотите, можете дремать, если не хотите — не спите, но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны, действуют не слова врача, а ваши собственные возможности. Нужно только умело их использовать. Вы сейчас раскованны, дыхание ваше ровное, сердце бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов, что вам нужно. Вы хорошо слышите меня, но окружающее вам уже не мешает, оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время совсем отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое, отя­желевшее. Вам не обязательно спать, это не главное, но вам так приятно, вы так хотите расслабиться и уснуть» и т. д.

Методика более приемлема при коллективном гипно­зе. В последние годы ею с телеэкрана часто пользовался А. М. Кашпировский. внесший в методику много нового и усовершенствовав ее.

Метод «путаницы». Лучше применять его при лечении людей высокообразованных, скептически относящихся к гипнозу. Сущность метода заключается в том, что паци­енту делается ряд противоречивых, взаимоисключаю­щих, разнонаправленных внушений, требующих от него постоянного и быстрого переключения внимания.

Врач просит больного поднять правую руку и не дви­гать левой. Тут же повторяет просьбу: поднять левую и

 

 

не двигать правой. Сначала пациент думает, что врач ошибся и «путает» руки. Потом врач без перехода требует от больного одновременно, чтобы он не двигал руками, но одну поднял, а другой давил вниз. Движимый желанием сотрудничать с врачом, пациент стремится разобраться в этом хаосе путаных требований и приходит в такое заме­шательство, что рад любому разумному предложению. Врач должен вести себя невозмутимо, приказы отдавать быстро, решительно и уверенно, не позволяя пациенту опомниться. В заключение, когда пациент окончательно сбит с толку, следует категоричное требование закрыть глаза и спать.

Этот метод можно несколько видоизменить. Врач на­чинает с житейских рассуждений о том, как легко мы часто путаем дни и недели, назначаем свидание в одно время, а приходим в другое. Если пациент соглашается, что и у него так бывает, врач продолжает примерно следующим образом: «Сегодня, скажем, вторник, а мож­но думать, что четверг, но поскольку сегодня среда и поскольку вообще не имеет значения в данной ситуации, что сегодня: среда или понедельник, то ничего не мешает вам живо вспомнить одно приключение, которое вы пе­режили неделю назад в понедельник, точь-в-точь такое, какое вы пережили в прошлую среду». Прислушиваясь к этим рассуждениям, пациент может считать, что в них есть какой-то смысл. Однако, стараясь ухватить его, он обращается к событиям, происшедшим с ним в среду или в понедельник. В это время делается императивное вну­шение забыть все, что было на этой неделе, и предста­вить события, которые были с пациентом на его дне рождения пять лет назад. Потом, с еще большим напря­жением в голосе, говорят, что сейчас пациент представит себя участником этого дня рождения. Вот он сидит за столом, около него его мать и т. п. После этого более спокойно, но настойчиво пациента просят закрыть глаза и уснуть.

Репетиционный метод. Больному предлагают зритель­но вообразить, что он выполняет какое-то задание под гипнозом, а затем подключить к этому другие формы воображения: слуховую, кинестетическую.

Метод множественной диссоциации. Пациенту пред­лагают, чтобы он вообразил стеклянный шарик, а затем

 

внушают: «Вы видите в этом шарике себя. Вы жизнера­достны, счастливы и здоровы». Потом просят вообразить второй, третий и т. д., индуцируют различные, но взаи­мосвязанные картины, которые пациент «видит» в этих шариках.

Метод «Сюрприз». Пациента, с которым ведут индиф­ферентную беседу, внезапно спрашивают: «Какой породы вон та собака?» и указывают выразительным жестом на пустое место. Или уверенным голосом предлагают опре­делить ценность денежных знаков, которые врач держит в руках. Внушаемый больной выполняет просьбу, хотя в руках врача находятся чистые листики нарезанной бума­ги. После этого больному приказывают уснуть и проводят лечебное внушение.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)