АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторический очерк. Альфред Адлер родился в предместье Вены в семье небогатого коммерсанта 7 февраля 1870 г

Читайте также:
  1. I. Исторический очерк
  2. Биографический очерк
  3. Биографический очерк
  4. Биографический очерк
  5. Биографический очерк
  6. Биографический очерк
  7. Биографический очерк
  8. Биографический очерк
  9. Биографический очерк
  10. Биографический очерк
  11. Биографический очерк
  12. Биографический очерк

Альфред Адлер родился в предместье Вены в семье небогатого коммерсанта 7 февраля 1870 г. В детстве он много и серьезно болел, не раз был на волоске от смерти и рано видел смерть близких ему людей. Когда ему было немногим больше трех лет, умер спавший с ним в одной постели младший брат. В возрасте пяти лет мальчик сам заболел тяжелой формой воспаления легких и едва не умер. Он рос физически слабым, но старался ни в чем не уступать сверстникам. С этим печальным детским опы­том, как утверждает сам Адлер, были связаны его идеи компенсации физической (и психической) неполноцен­ности.

В восемнадцать лет Адлер без колебаний поступил на медицинский факультет Венского университета. В сту­денческие годы он активно участвовал в социалистиче­ском движении и на одном из митингов встретил свою будущую жену, студентку из России Раису Эпштейн.

Окончив университет, Адлер некоторое время прак­тикует как офтальмолог, но постепенно центр его интересов перемещается в область невропатологии и психиатрии.

В 1902 г. Адлер одним из первых вошел в психоана­литический кружок Фрейда. Начались годы дружбы и сотрудничества. Фрейд с большим уважением относился к Адлеру и даже предложил его (в 1910 г.) на пост первого президента Венского психоаналитического общества. Од­нако уже в это время назревал разрыв. Адлер не принял фрейдовской концепции либидо, пансексуализма, струк­туры личности. У него сформировались свои, отличные

 

от Фрейда взгляды на механизм возникновения неврозов. В 1911 г. Адлер отказался от почетного президентства и оставил фрейдовское психоаналитическое общество вме­сте с девятью другими его членами. В этом же году он основал свою Ассоциацию индивидуальной психологии.

Несмотря на разрыв, сам Фрейд и его идеи наложили глубокий отпечаток на всю дальнейшую творческую жизнь Адлера. Но это был не единственный источник, из которого ученый черпал научные идеи. На него, как и на многих его современников, сильное влияние оказала эво­люционная теория Дарвина. Представление Дарвина о борьбе за превосходство как о средстве выживания снача­ла полностью было принято Адлером. Однако позже он отошел от «социального дарвинизма». Идее Дарвина о выживании в процессе эволюции наиболее приспособлен­ных и гибели неприспособленных Адлер противопоставил мысль о том, что физическая (а иногда и характерологи­ческая) неполноценность, наоборот, нередко является стимулирующим фактором, способствующим победе в борьбе за свое место в жизни.

Определенное влияние на творчество Адлера оказала философия Фридриха Ницше. Ранние представления Ад­лера об агрессивных инстинктах несомненно имели много общего с ницшевской «волей к власти». Однако в свое альтернативное понятие «стремление к превосходству» он вкладывал более широкий смысл, чем «стремление к власти». Если же говорить об адлеровской концепции «общественных интересов», то она в корне противоречит фундаментальным идеям Ницше.

Нельзя обойти молчанием и такие источники идей Адлера, как «фикционализм» Ганса Вейингера и «хо­лизм» (философия целостности) Яна Смитса. Вейингер утверждал, что на людей больше влияет ожидание буду­щего, чем настоящее или прошлый опыт. Эту ориентацию на будущее Вейингер назвал «фикцией», а свою тео­рию — «фикционализмом». Адлеровское представление о «жизненных целях» и понятие «схема апперцепции» тесно связаны с теорией Вейингера.

Южноафриканский политик и философ Смите считал, что целостные системы обладают свойствами, отсутству­ющими у их частей, и что каждый человек в своем развитии стремится к целостности. По существу, эти же

 

 

идеи легли в основу адлеровской индивидуальной психо­логии.

Адлер и его последователи много работали в области образования, уделяли большое внимание обучению учи­телей основам индивидуальной психологии. Одновремен­но создавались консультативные центры в общественных школах, где дети и их родители всегда могли получить совет психолога. К 1930 г. в одной только Вене было создано 30 таких центров.

В связи с разгулом в Австро-Венгрии нацизма Адлер в 1932 г. покинул Вену и переехал в США. Умер он в 1937 г. в возрасте 67 лет в Шотландии, куда был пригла­шен читать лекции.

Нашему читателю наиболее известны такие работы Адлера, как «Практика и теория индивидуальной психо­логии» (1929), «Что значит для нас жизнь» (1931), «Пре­восходство и социальный интерес» (1964).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)