АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕХНИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Читайте также:
  1. Агротехника возделывания
  2. Агротехника возделывания
  3. Агротехника возделывания конопли
  4. Агротехника возделывания льна
  5. Агротехника возделывания.
  6. Агротехника возделывания.
  7. Агротехника кукурузы
  8. Бетонная техника
  9. Биологические особенности гороха и агротехника возделывания.
  10. Биологические особенности люпина и агротехника возделывания
  11. Биологические особенности овса. Агротехника овса.
  12. Ботанико-биологическая характеристика и агротехника ячменя.

Основными задачами психосинтеза, по Ассад­жиоли, являются: постижение своего истинного (высше­го) Я, достижение, на основании этого, внутренней гар­монии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:

• глубинное познание своей личности;

• контроль над различными ее элементами;

• постижение своего истинного Я — выявление или создание «объединяющего центра» Я;

• психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание лично­сти нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли на­зывает их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании неврозов.

Далее необходимо исследовать среднее и высшее бес­сознательное. В результате мы можем обнаружить в себе

 

скрытые способности, истинное призвание, свои резерв­ные возможности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналити­ка. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения.

Контроль над различными элементами личности. Раз* деление психосинтеза на этапы несомненно условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправдано только в качестве методоло­гического подхода, как элемент техники лечения.

Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постиже­ния своего истинного Я.

С этой целью в психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над сублично­стями. Оба метода базируются на психологическом прин­ципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и конт­ролировать все то, с чем мы себя отождествляем».

Разотождествление. Человеку, в отличие от жи­вотного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувства­ми, желаниями. Одни отождествляют себя преимущест­венно со своим телом (спортсмен, манекенщица), дру­гие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»);

третьи — с чувствами (влюбленный юноша). Такое одно­бокое отождествление себя с одной из частей своей лич­ности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельны­ми элементами личности нередко ведет к трагедии: «стра­дающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п. Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каж­дый из нас временами говорит (или думает): я раздражен;

у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с

 

 

ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я, осоз­нать их, постараться увидеть их причину и нежелатель­ные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заклю­чается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управ­лять ими. «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комп­лексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытя­нутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и — их глупость».

Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно на­учиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отгра­ничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями. По образному вы­ражению П. Ферруччи, субличности — это «психологи­ческие сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостностна и уникальна, с другой — много­слойна и разнолика. В каждом из нас уживается множе­ство «типажей», часто противоположных друг другу. Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их боль­ше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустрем­лен.

Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии. Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из сублично-

 

стей доминирует и начинает контролировать наши чувст­ва и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о ва­шей внутренней жизни. Когда вы распознаете сублич­ность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией. Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс.

Если одна из субличностей начинает «контролиро­вать» вас, то задача психосинтеза — добиться дисидентификации с ней, избежать подчиненности ей, а в последу­ющем самому контролировать ее влияние. Это возможно только при повышении чувства истинного Я — объеди­няющего центра личности. Из «центра» мы можем на­блюдать ту или иную свою субличность, а при определен­ной тренировке — управлять ею. Что дает работа с субличностями? Подводя итоги этой сложной работы, П. Ферруччи (1985) в качестве наиболее важных отмечает следующие.

Мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, подвергаясь, таким образом, минипсихоанализу. В результате мы как бы «усыновляем» все наши части вместо того, чтобы загонять их в бессознательное.

Мы учимся быть свободными от контроля сил, которые обычно доминируют над нами, перебрасывая нас из сто­роны в сторону как пинг-понговый мячик.

Мы повышаем нашу интеграцию, давая возможность субличностям стать синергистами, а не антагонистами.

Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысше­му потенциалу и таким образом открыть, что каждый психологический аспект несет в себе зерно собственной трансформации.

И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему «центру» — нашему истинному Я. Следует добавить, что работа должна про­водиться с каждой субличностью по-очереди. Только так мы можем осознать, какое место она занимает в нашей личности, осознать динамику и взаимозависимость от­дельных субличностей.

 

 

Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность постиже­ния истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессозна­тельного, объединения низшего Я с высшим Я (рис. 9). Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности — ее ядро. Причем оно полностью отли­чается от всех других элементов нашей личности (чувст­ва, мысли и т. п.). В результате истинное Я может функционировать как «объединяющий центр», коорди­нирующий взаимодействия всех остальных элементов личности.

Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от той или иной ситуации, от того, здоров человек или болен, пребывает он в радости или печали, но есть в человеке нечто, что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можно сказать, — пишет П. Фер-руччи, — что истинное Я — это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды — мысли, чувства и представления, телесные ощущения».

И вот это «чистое сознание», оставаясь стержнем лич­ности, может легко идентифицироваться с различными элементами личности, но при определенном навыке мо­жет отделиться от них, стать «самостоятельным, незави­симым центром» (дисидентификация), из которого, как из укрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, а при соответствующей трениров­ке — управлять ими.

Таким образом, истинное Я — это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей пси­хики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс (гомеостазис), достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта. В этом контексте

 

интересна мысль П. Ферруччи: «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качест­во, своевременность и чуткое руководство».

Процесс познания истинного Я достаточно сложен, и не каждый пациент даже с помощью опытного психотерапевта в состоянии быстро достичь конечного результата.

 
 

В качестве промежуточной стадии Ассаджиоли рекомендует формирование «внешнего обюъединяющего центра» (рис.10).

Можно создать приемлемый для себя идеальный образ и во всем подражать ему*. Некоторые личности, особенно экстраверты, иногда спонтанно проецируют жизненный центр своей личности вовне. Это патриот, полностью отождествляющий себя с Родиной, или любящая женщина, отождествляющая себя с любимым мужчиной.

Такого рода проекции вовне, учит Ассаджиоли, нельзя недооценивать, так как это достаточно удачная форма

* Этот прием используется иногда как самостоятельный метод психотерапии — имаготерапия (от греч. Imago — об­раз). Метод имеет много общего с тем, что писал К. С. Ста­ниславский о процессе работы актера над собой.

 

 

опосредованного самопостижения. Если человек не рас­творится в своем внешнем объекте, в своем кумире (а с помощью психотерапевта этого легко избежать), то он постигает себя, свое истинное Я через посредство этого внешнего идеала. Таким образом, внешний «объединя­ющий центр», который отражает и символизирует тож­дественный идеал, может стать связующим звеном между «низшим» и «высшим» Я.

Психосинтез: формирование или перестройка лично-ста вокруг истинного Я или внешнего «объединяющего центра". Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

1. Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижи­мой.

Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам.

К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутренние гармоническое развитие, духовное совершен­ство. Такие «модели» более актуальны для интровертов.

Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выби­рают экстраверты.

Главное, чтобы выбранная вами для дальнейшего фор­мирования «идеальная модель» была согласована с есте­ственным ходом развития вашей собственной личности. Можно в результате психосинтеза стать лучше, стать совершеннее, но нельзя стать совсем другим — своим антиподом. Помните, что формировать «идеальную мо­дель» вам придется из элементов своей собственной лич­ности.

2. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит, прежде всего: 1) си­лы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе и в процессе «высвобождения» бессознательных комплек­сов; 2) устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные, или, как говорит Ассаджиоли, «до поры обойденные вниманием».

 

Для того чтобы использовать энергию бессознательно­го, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать»*.

3. Развитие недостающих (или недостаточно разви­тых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Эта задача может быть решена двумя основны­ми путями: 1) формированием новых качеств и самовну­шением; 2) с помощью систематической тренировки не­достаточно развитых психических функций, таких, на­пример, как память, воображение, чувства и т. п.

4. Координация и соподчинение (субординация) раз­личных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков (нот), цель которого — гармоничная музыка.

* * *

В зависимости от области и цели применения психо­синтез может быть:

• методом самопознания и саморазвития личности;

• методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболева­ний);

• методом воспитания.

Главу хотелось бы закончить еще одной интересной мыслью, которую Ассаджиоли высказал почти 30 лет тому назад, но которая актуальна и в наши дни.

Мысль эта заключается в том, что индивидуальный психосинтез является частным случаем всеобщего меж­персонального синтеза. Человек не живет в вакууме. Каждый индивидуум тесно связан с другими индивиду­умами, поэтому человека следует рассматривать как эле­мент человеческой группы. Малые группы (семья) явля­ются элементами больших групп (общественный класс, нация). Большие группы могут быть объединены в госу­дарства, а государства являются элементами человечества в целом.

* Термин «трансмутация» близок к фрейдовскому понятию «сублимация».

 

 

Между людьми внутри группы и между группами (малыми и большими) постоянно возникают конфликты, по своему механизму удивительно схожие с теми, которые присущи каждому отдельному индивидууму. Поэтому разрешать их (межперсональный психосинтез) можно по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез. От анализа конфликтов» дисгармонии — к синтезу гармо­нии вокруг истинного и независимого «центра».

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ*


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)