АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкальная культура России второй половины XIX века

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Формирование системы военной психологии в России.
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. II.6.1. Античная культура и христианство
  5. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница

П.И. Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор-классик. Сложность отражения в искусстве П.И. Чайковского социальных и этических проблем эпохи как первооснова драматической сущности музыки; смысловая емкость, философская обобщающая значимость музыкальных образов. Экспрессия музыкальной речи. П.И. Чайковский – лирик-психолог, воплощение в его произведениях разных состояний человеческого духа; острота противоречий и трагических конфликтов. Широта жанрового диапазона творчества. П.И. Чайковский – основоположник конфликтной драматической русской симфонии и квартета, создатель нового типа оперы; достижения во всех областях музыкального творчества, в том числе балета и концерта. Симфоническая природа мышления; высокое искусство музыкального преобразования; динамическое понимание процессов формы, тяготение к традиционным структурам и их обновление. Национальная основа музыки композитора; отношение к народной песне; песенно-романсовая основа музыкального языка. Культурная общность с музыкальным искусством Западной Европы. Новаторство П.И. Чайковского. Мелодическое богатство музыки. Характерные группы тем, связанные с основной идеей творчества («темы любви», «темы рока»). Национальные черты гармонии при ее классической функциональной основе. П.И. Чайковский – глава композиторской школы, педагог (автор первого русского учебника гармонии), общественный деятель. Историческое значение творчества П.И. Чайковского, его традиции в музыке русских композиторов.

Симфоническое творчество. Его первостепенное положение в творчестве П.И. Чайковского. Связи с симфонизмом М.И. Глинки, Л. Бетховена и романтиков. Симфоничность как первооснова музыкальной речи. Основные симфонические произведения, их хронология, важнейшие жанры; отбор сюжетов, программность, проблематика. Ведущая роль драматического симфонизма; понятие о лирико-жанровом симфонизме П.И. Чайковского. Основные характерные особенности построения циклов. Важнейшие особенности сонатной формы. Новаторство П.И. Чайковского-симфониста. Значение симфонического творчества.

«Ромео и Джульетта». Увертюра-фантазия – образец раннего симфонизма. Особенности прочтения «Ромео и Джульетты»; трактовка основных тем и разделов формы как воплощение образов и этапов развития трагедии. Выразительные особенности и развитие тем; особое положение темы вступления; строение увертюры-фантазии. Формирование в «Ромео и Джульетте» типичных черт симфонической концепции.

Симфония № 1 «Зимние грезы» (соль минор, 1866) – образец раннего лирико-драматического симфонизма на жанровой основе. Трактовка образов природы и народной жизни в духе классической русской поэзии. Строение цикла; образное, тематическое, темповое, оркестровое соотношение частей.

Симфония № 4 (фа минор, 1877) – образец драматического симфонизма. Время создания. Содержание; авторское программное истолкование; отражение демократических традиций искусства 60-70-х годов XIX века. Особенности строения цикла; значение лейтмотива; образные и тематические связи между частями цикла. Влияние оперных приемов на характер тем и пути их развития.

Симфония № 5 (ми минор, 1888). Обобщенность музыкально-философского замысла; типичный круг образов симфонической музыки П.И. Чайковского: известная близость к концепции четвертой симфонии. Значение лейтмотива, характер его преобразований. Характерные черты строения цикла; особое значение медленной части симфонии.

Симфония № 6 «Патетическая» (си минор, 1893) – вершина трагедийного симфонизма П.И. Чайковского. Обобщающее значение симфонии в эволюции симфонического творчества композитора. Философская концепция симфонии; сила воздействия музыки. Время и история создания. Особенности строения цикла. Тембровая драматургия шестой симфонии; выразительное противопоставление оркестровых групп, характер использования групп и инструментов. Обобщенная трактовка жанровых элементов. Значение шестой симфонии в истории русской музыкальной культуры.

Оперное творчество. Оперы как важнейшая (наряду с симфоническими произведениями) часть наследия П.И. Чайковского. Разнообразие жанровых черт при ведущей роли лирико-драматического жанра. Значение пушкинских сюжетов. Соотношение драматического и музыкального начал; вокальных и оркестровой партий. Ведущая роль мелодического и вокального начал. Симфонизм в операх композитора: симфоническое развитие тематизма как средство воплощения драмы; единство оперного и симфонического стилей композитора. Роль оркестра и развития лейтмотивов; оперные формы; интенсивность развития образов при ясной расчлененности музыкальной формы. Новаторство П.И. Чайковского как оперного композитора. Хронология оперного творчества. Многообразие жанров. Значение опер П.И. Чайковского в истории русской музыки.

«Евгений Онегин» – один из лучших образцов лирико-психологической оперы. Предшествующие образцы этого жанра в русской и европейской музыке; «лирические сцены» – авторское жанровое определение. История создания и постановки. Сравнение с романом А.С. Пушкина. Причины популярности оперы. Мелодический стиль оперы, связанный с ним проникновенный лиризм; русский бытовой романс – интонационная основа лирических сцен. Проявление характерных черт лирико-психологической оперы: внутреннее развитие образов небольших сольных эпизодов, «вписанных» в большие сцены, большая роль ариозо как наиболее гибкой оперной формы в сольных и ансамблевых сценах. «Портретные» арии в партиях второстепенных героев. Фоновая роль хоров, танцев и других бытовых эпизодов. Роль лейтмотивов и характеристик героев; своеобразие лейтмотивов – развернутых тем-характеристик. Роль оркестра (в частности, в кульминационных моментах развития действия). Характерное для оперной драматургии П.И. Чайковского соединение классических традиций (ведущая роль вокального начала, разнообразие оперных форм, относительная законченность номеров) с новыми приемами симфонического развития.

«Пиковая дама» – психологическая музыкальная драма, высшее достижение П.И. Чайковского в области оперного творчества. История создания. Либретто, отличия от повести А.С. Пушкина; социальная, этическая, философская глубина концепции. Обостренный психологизм и трагедийность – существенные черты «Пиковой дамы». Новаторская музыкальная драматургия. Симфонизация оперы: интенсивность непрерывного развития образов, тембровая драматургия, значительность развитых оркестровых эпизодов. Характер трех основных лейтмотивов и их сложные изменения на протяжении всей оперы. Сохранение в «Пиковой даме» многих классических приемов; разнообразие оперных сцен; конкретный реальный фон действия. Романтический образ главного героя, его противоречивость. Участие Германа во всех картинах в разных ситуациях; трансформация образа. Приемы характеристики; разносторонний показ образа уже в первой картине; ариозо – преобладающая форма характеристики Германа в сольных эпизодах и драматических сценах; роль симфонических средств в раскрытии образа героя. Характеристики других героев оперы; их драматургическое положение; различные жанры и формы. Принципы композиции картин, многообразие приемов. Значение «Пиковой дамы» в истории русской музыки.

Камерное вокальное творчество. Развитие П.И. Чайковским традиции русской камерной вокальной музыки. Лирика как основная образная сфера, второстепенная роль жанрово-характеристических и изобразительных элементов. Характерная для композитора динамизация образа по мере его развития, вызывающая соответствующую трактовку формы. Сложность и значительность образного содержания романсов, отражение в романсах основной проблематики творчества и эволюции стиля П.И. Чайковского, проникновение романсного стиля в произведения других жанров. Характер поэтических текстов; обобщенное выражение содержания текста в музыке. Стремление композитора к обобщенному воплощению поэтического образа при значительной в ряде случаев детализации музыкальной ткани в зависимости от словесного текста. Синтез кантиленности и декламационности в вокальной мелодии. Значительная роль фортепианной партии (в некоторых случаях равная роли вокальной); индивидуализация фортепианной фактуры. Мелодика романсов, ее истоки; экспрессивность и певучесть мелодий, «открытость» выражения чувств и динамика развития. Разнообразие тематики и приемов письма. Ведущая роль лирической тематики с трагической окраской («Ни слова, о друг мой», «Отчего», «Нет, только тот, кто знал», «На нивы желтые»); традиции жанра элегии в этих и подобных романсах. Романсы более светлых настроений («То было раннею весною», «Средь шумного бала», «Растворил я окно», «День ли царит», «Закатилось солнце»). Произведения философского плана («Благословляю вас, леса»); сравнение с аналогичными сочинениями С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова. Трагическая тема одиночества («Снова, как прежде, один»). Традиции песенно-бытовых жанров («Кабы знала я», «Я ли в поле да не травушка была»). Песни для детей.

Балетное творчество. Балеты П.И. Чайковского – первые классические балеты в истории русской музыки; традиции балетной музыки М.И. Глинки; хронология балетного творчества П.И. Чайковского. Отражение в балетах основной проблематики творчества композитора; романтические сюжеты, их трактовка. Симфонизация балета, роль лейтмотивов, богатство и разнообразие оркестровой палитры. Значение лирических эпизодов как узловых моментов в драматургии; значение жанровых, бытовых, характерных сцен. Разнообразие жанровой тематики: «Лебединое озеро» – лирический балет с элементами психологической драмы; «Спящая красавица» – лирический балет со значительной ролью картинно-изобразительных симфонических эпизодов; сочетание лирических, драматических и гротескно-фантастических элементов в балете «Щелкунчик». Исключительное значение балетной реформы П.И. Чайковского, традиции балетной музыки М.И. Глинки и П.И. Чайковского в творчестве А.К. Глазунова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, К. Караева и других.

Концерты. Концертный жанр в творчестве П.И. Чайковского; классические и романтические традиции. Симфонизация концерта; близость к симфониям и отличия от них. Характеристика виртуозного исполнительского стиля. Сочетание блестящей виртуозности, глубины содержания, симфонической широты развития. Национальная определенность тематизма. Значение концертов П.И. Чайковского в истории русского концерта.

Камерное инструментальное творчество. А.П. Бородин и П.И. Чайковский – создатели классического русского квартета; многочисленность и разнообразие камерных инструментальных произведений П.И. Чайковского. Лирико-жанровый характер квартетов. Концертность крупных фортепианных произведений, камерность миниатюр. Сравнение квартетов А.П. Бородина и П.И. Чайковского (отличия в лирической образности; характер соотношения частей; конкретные черты мелодического, гармонического, инструментального стиля; трактовка формы). Традиции камерного стиля П.И. Чайковского в творчестве С.И. Танеева, Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича, А. Бабаджаняна и других композиторов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)