АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Я-концепция как социально-психологический феномен

Читайте также:
  1. I. Феномен стадности
  2. II.12.4.Феноменология
  3. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  4. БИЛЕТ 19 ФЕНОМЕНОЛОЛГИЯ
  5. Герой нашего времени” М Ю, Лермонтова — социально-психологический роман. Приемы раскрытия образа Печорина.
  6. Глава 10. ЛИЧНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН
  7. Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс
  8. Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс.
  9. Глава 16. Феномен международного лизинга в экономическом развитии 469
  10. Глава 2. Идеология как социальный феномен. Ее сущность
  11. Глава 3. Наука как социокультурный феномен
  12. Глава 6. Традиции и феномен знания

Психология Я-концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опира­ется на положения феноменологического подхода или гуманисти­ческой психологии, символического интсракиионизма и в незна­чительной степени психоанализа. Я-концепция - что сложный со­ставной образ или картина, включающая в себя совокупность пред­ставлений личности о себе самой вместе с эчоционально-оценоч-ными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека но основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивацион-но-регуляторную функцию в поведении личности.

2.4.1. История вопроса: феноменологический подход

Термин «Я-кониегшия» появился в научном языке на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого обьекта. Американский психо­лог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Со­гласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два ас­пекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оце­нивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

успехи

самооценка = ■

притязания

Социальная психология личности______________________________95

Феноменологический подход к поведению {гуманистическая психология), в котором теория Я-концепции стала связующим ин-гегративным принципом, интерпретирует поведение на языке фе­номенального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К Левин), а не на языке ана­литических категории, конструируемых внешним наблюдателем В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменоло­гического подхода, сводится к следующим положениям.

1 Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичньг психологическая реаль ность индивида — зто не объективная реальность как таковая, а продчкт его субъективных восприятий в момент поведения



2 Центральной, интегрирующей точкой феноменального пиля является Я-концепиия, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида

3 Я-концепция явтяется одновременно и продуктом воспри­ятий, и совокупностью представлений, в которой содержат­ся ценности, привнесенные из социокультурной среды

4 С формированием Я-концепции поведение в целом начи­нает регулироваться ею

5. Я-концепиия относительно согласованна во времени и си­туативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6 Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я-концеп­ции Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми

7. Для снятия расхождений между данными текущего жиз­ненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии

8. Существует одно главное мотивационное побуждение че­ловека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)