АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос о мире

Читайте также:
  1. II. Вопросительное предложение
  2. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  3. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  4. Аграрный вопрос
  5. Болгарский вопрос. Соборы на Западе на Востоке. Окончательное разделение 1054 года
  6. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  7. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  8. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  9. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  10. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  11. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница
  12. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница

Вопрос о мире, а в связи с ним и вопрос об условиях мира, интересует всех. Посмотрим, как должны ставить этот вопрос социалисты.

Лозунг мира можно ставить или в связи с определенными условиями мира или без всяких условий, как борьбу не за определенный мир, а за мир вообще. Ясно, что в последнем случае перед нами не только не социалистический ло­зунг, но и вообще совершенно бессодержательный, бессмысленный лозунг. За мир вообще стоят безусловно все вплоть до Китченера, Жоффра, Гинденбурга и Николая Кро­вавого, ибо каждый из них желает кончить войну – вопрос именно в том, что каждый ставит империалистские (т.е. грабительские, угнетающие чужие народы) условия мира в пользу «своей» нации.

Лозунги надо ставить для того, чтобы в пропаганде и агитации разъяс­нять массам непримиримое различие между социализмом и капитализмом (империа­лизмом), а не для того, чтобы примирять два враждебных класса и две враждебные по­литики посредством такого словечка, которое «объединяет» самые различные вещи.

 

Возможно ли объединить социалистов разных стран на известных условиях мира? Если да, то в числе этих условий безусловно должно быть признание права на самоопределение за всеми нациями и отказ от всяких «аннексий», т.е. нарушений этого права.

Если признавать это право только за некоторыми нациями, то это значит защищать привилегии известных наций, т.е. быть националистом и империалистом, а не социалистом. Если же признавать это право за всеми нациями, то нельзя выделять, например, одну Бельгию, а надо брать все угнетенные народы и в Европе (ирландцев в Англии, итальянцев в Ницце, датчан и т.д. в Германии, 57% населения России и пр.) и вне Европы, т.е. все колонии. Англия, Фран­ция и Германия вместе имеют около 150 млн. населения, а угнетают они в колониях свыше 400 млн. населения!!

Сущность империалистской войны, т.е. войны ради инте­ресов капиталистов, состоит не только в том, что войну ведут ради угнетения новых наций, ради дележа колоний, но и в том, что войну ведут, главным образом, передовые нации, угнетающие ряд других народов, угнетающие большую часть населения земли.

Немецкие с.-д., которые оправдывают захват Бельгии или мирятся с ним, на деле не с.-д., а империалисты и националисты, ибо они защищают «право» немецкой буржуа­зии угнетать бельгийцев, эльзасцев, датчан, поляков, негров в Африке и т.д. Это не социалисты, а прислужники немецкой буржуазии, помо­гающие ей грабить чужие нации.



Но и бельгийские социалисты, выставляющие только одно требование: освободить и вознаградить Бельгию, защищают на деле требование бельгийской буржуазии, желаю­щей по-прежнему грабить 15 млн. населения в Конго и получать концессии и привиле­гии в других странах. Бельгийские буржуа вложили за границей около 3 миллиардов франков; охрана прибылей с этих миллиардов путем всяческих обманов и пройдошеств – вот каков на деле «национальный интерес» «героической Бельгии». То же самое от­носится – и еще в гораздо более сильной степени – к России, Англии, Франции, Япо­нии.

Следовательно, если требование свободы наций не есть лживая фраза, прикрываю­щая империализм и национализм некоторых отдельных стран, то оно должно быть распространено на все народы и на все колонии.

А такое требование явно бессодержа­тельно без ряда революций во всех передовых странах. Мало того. Оно неосуществимо без успешной социалистической революции.

 

Значит ли это, что социалисты могут равнодушно относиться к требованию мира все более и более широкими массами? Отнюдь нет. Одно дело – лозунги сознательного авангарда рабочих, другое дело – стихийные требования масс.

Стремление к миру есть один из важнейших симптомов начинающегося разочарования в буржуазной лжи насчет «освободительных» целей войны, насчет «защиты отечества» и прочих обманов черни классом капиталистов.

К этому симптому социалисты должны относиться с величайшим вниманием. Все усилия надо направить на то, чтобы использовать настроение масс в пользу мира.

Но как использовать?

Просто признавать лозунг мира и повторять его – это обман народа иллюзией, будто теперешние правительства, тепереш­ние командующие классы способны на мир, сколько-нибудь удовлетворяющий демократию и рабочий класс.

‡агрузка...

Нет ничего вреднее этого обмана.

Нет ничего более засоряющего глаза рабочих, внушающего им обманчивую мысль о неглубоком противоречии капитализма и социализма, нет ничего более прикрашивающего капита­листическое рабство.

Нет, мы должны использовать настроение в пользу мира для разъяснения массам, что те блага, которых они ждут от мира, невозможны без ряда рево­люций.

 

«Одной из форм одурачения рабочего класса является пацифизм и абстрактная проповедь мира... Пропаганда мира в настоящее время, не сопровождающаяся призывом к революционным действиям масс, способна лишь сеять иллюзии, развращать пролета­риат внушением доверия к гуманности буржуазии и делать его игрушкой в руках тай­ной дипломатии воюющих стран».

Так гласит бернская резолюция нашей партии.

 

Мы не за мещанскую утопию от­странения от великих войн. Мы за революционную борьбу против империализма[rrrrrrrrrr].

Социалисты не могут достигнуть своей великой цели, не борясь против всякого угнетения наций. Поэтому они безусловно должны требовать, чтобы с.-д. партии угнетающих стран (так называемых «великих» держав особенно) признавали и отстаивали право угнетенных наций на самоопределение, и именно в политическом смысле слова, т.е. право на политическое отделение. Социалист великодержавной или владеющей колониями нации, не отстаивающий этого права, есть шовинист.

Социалисты угнетенных наций, в свою очередь, должны безусловно бороться за полное (в том числе организационное) единство рабочих угнетенных и угнетающих народностей[ssssssssss].

Только такая точка зрения приводит к нелицемерной, последовательной борьбе с империализмом, – к пролетарской, а не мещанской постановке национального вопроса.

Только такая точка зрения проводит последовательно принцип борь­бы со всяким угнетением наций, устраняет недоверие между пролетариями угнетающих и угнетенных наций, ведет к солидарной, интернациональной борьбе за социалистическую рево­люцию (за единственно осуществимый режим полного национального равнопра­вия), а не за мещанскую утопию свободы мелких государств при капита­лизме[tttttttttt].

Именно на этой точке зрения стоит наша партия, именно на этой точке зрения стоял Маркс, учивший пролетариат тому, что «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы».

Не может быть социалистическим пролетариат, мирящий­ся с малейшим насилием «его» нации над другими нациями.

 

Вместо того, чтобы предоставлять лицемерным краснобаям обманывать народ фра­зами и посулами насчет возможности демократического мира, социалисты должны разъяснять массам невозможность сколько-нибудь демократического мира без революционной борьбы в каждой стране со своим правительством.

Вме­сто того, чтобы позволять буржуазным политиканам обманывать народы фразами о свободе наций, – социалисты должны разъяснять массам угнетающих наций безна­дежность их освобождения, если они будут помогать угнетению других наций, если не будут признавать и отстаивать права этих наций на самоопределение.

 

Вот общая для всех стран социалисти­ческая, а не империалистская политика в вопросе о мире и в национальном вопросе.

Не «мир без аннексий», а мир хижинам, война дворцам, мир пролетариату и трудящимся, война буржуазии!

Долой царскую монархию, втянувшую Россию в преступную войну и угнетающую народы!

Да здравствует всемирное братство рабочих и международная революция пролетариата!

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.013 сек.)