АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности философии Нового времени

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  4. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  5. II. Вивчення нового матеріалу.
  6. II. Вивчення нового матеріалу.
  7. II. Вивчення нового матеріалу.
  8. II. Вивчення нового матеріалу.
  9. II. Вивчення нового матеріалу.
  10. II. Вивчення нового матеріалу.
  11. II. Вивчення нового матеріалу.
  12. II. Вивчення нового матеріалу.

Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарными знаниями, то в Новое время усиливается ориентация на действительное познание мира. Главное в философии Нового времени – опора на науку.

На первый план в ней выходят проблемы теории познания. Перед философами этого времени встают вопросы о сущности, характере самого познания, а потому гносеологическая ориентация новой философии становится особенно значимой.

Философия на континенте в XVII в. выступала как рационализм, английская философия – как эмпиризм. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и определяют основные направления философского мышления Нового времени.

Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французский материализм XVIII в.) источником чувственного опыта считает объективно существующий внешний мир.

Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивает опыт совокупностью представлений, ощущений, отрицая, что фундаментом опыта является объективный мир. Ограниченность эмпиризма заключается в преувеличении роли чувственного познания, в недооценке значения научных абстракций и теории в познании, а также в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления. Эмпиризм так и не решил проблемы происхождения общих идей. В своих крайних субъективистских вариантах он вообще привел к отрицанию внешнего мира (Дж. Беркли и Д. Юм).

Французский материализм пытается рассматривать тела природы как наделенные внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактует как механическое, и поэтому по своей сущности как внешнее относительно материи. В то же время для философских систем XVIII века в целом характерна борьба против метафизики, материализм в атеистической форме, связь с естествознанием, а также механистический характер материализма, созерцательность в теории познания, идеализм в понимании общества.

В XVIII в. французские просветители, энциклопедисты и материалисты содействовали социальному и научному прогрессу, являлись выразителями передовых идей своего времени. Центральной философской установкой Просвещения была идея об особенной роли знаний в социальном развитии. Такую установку можно обозначить как просветительский рационализм, базирующийся на представлении, что мир представляет собой нечто целое, связанное разумными законами, прежде всего законами механики. Разумное поведение человека и общества как организма – это следование законам природы, познание которых объявляется наивысшей ценностью и миссией человечества. Именно здесь закладываются основы последовательной материалистической метафизики, той разновидности монизма, где единственной субстанцией признается материя.

Государство и гражданское общество считаются высшей ценностью человеческого существования, способной вывести человечество из состояния варварской войны всех против всех (Т. Гоббс).

Важной чертой Просвещения является также своеобразный просветительский атеизм, который заключается в том, что философы-просветители подвергают критике не только религию как особенное мировоззрение, но и церковь как социальный институт.

Проблемно-поисковые задания

1. Какова идейная направленность философии Просвещения? Определите ее проблемное поле. Чем вызвано внимание именно к этим проблемам?

2. Как была организована работа над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел»? Что послужило теоретической основой этого труда?

3. Почему Вольтер утверждал, что, если бы Бога не было, то его нужно было бы придумать?

4. Раскройте эвристический потенциал идей французского Просвещения для становления материализма и атеизма в философии.

5. В чем заключается ограниченность французского материализма в исследовании общества? Чем это обусловлено?

6. Обозначьте ключевые положения французской философии ХVШ века.

7. Составьте терминологический словарь. Усвойте суть следующих понятий:гилозоизм,государство, гражданское общество, деизм, конституционная монархия, неравенство, общественный договор, просветительский рационализм, Просвещение, распределение властей, свободомыслие, сенсуализм, частная собственность, энциклопедисты.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)