АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная структура общества. Общность–этосовокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт)

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I. Понятие общества.
  3. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  4. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  5. VIII. Формирование и структура характера
  6. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  7. А. Лінійна організаційна структура
  8. Автоматизовані банки даних (АБД), їх особливості та структура.
  9. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  10. Адміністративна структура БМР має три органи: загальні збори акціонерів, рада директорів і правління.
  11. Адхократическая структура
  12. Акти застосування права: поняття, ознаки, види, структура

Общность этосовокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей (определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения составляющих ее людей), в складывании определенных социальных типов.

Социальные сообщества возникают естественноисторическим путем, под воздействием объективной необходимости. Исторически первыми сообществами людей были род, племя, семья, община. Именно они обеспечивали функционирование и развитие производства средств к существованию, форм их обмена, распределения и потребления, общее взаимодействие с природой. Со временем на фундаменте родоплеменного общества появились классы и народности, а позже социальная структура общества пополнилась еще одним важным элементом – нацией.

Семья основывается на исконной потребности человека в непосредственном воссоздании жизни, в воспитании детей и уходе за престарелыми членами семьи. Кровные родственники в семье связаны между собой общностью быта, взаимопомощью и ответственностью.

Группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение по одной линии (материнской или родительской), осознают себя наследниками общего предка (реального или мифического), имеют общее родовое имя, образуют такое объединение, как род.

Племя охватывает несколько родов, определяется общностью территории, экономическими отношениями соплеменников, единым для всего племени языком, культурой, самосознанием и традициями.

На основе родоплеменных отношений возникают народности и общественные классы, потребность в регуляции отношений между ними порождает такой институт, как государство.

В отличие от организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, общности возникают естественноисторически, т. е. с необходимостью, обусловленной потребностями общественного производства и общественного развития в целом. Способом производства определяется в конечном счёте и характер общности. На основе последовательного развития таких общностей, как «род», «племя», «семья», «община» возникла более многочисленная общность – народность.

Народность выступает как общность людей, которые проживают на общей территории, в единой социокультурной среде, общаются на одном языке, имеют общие традиции, обычаи, черты характера. Частная собственность постепенно разрушила эту общность.

В ряду общностей определенное место занимают этнические общности. Современное общество насчитывает две-три тысячи этносов. Одна из важнейших этнических общностей – нация как макросоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. Это и определенные преобразования в материально-производственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией и др.

Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей (конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений, то есть этнические черты жизнедеятельности общества).

Нация представляет собой историческую общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономической жизни, культуры, языка, особого самосознания. Эта этносоциальная общность людей возникла в основном в эпоху зарождения и развития товарно-денежных отношений

Существуют географические, биологические, психологические трактовки нации. В целом, она воспринимается как общность людей, которая формируется благодаря единству таких фундаментальных основ:

▪ территориальных, потому что каждая нация имеет свое «жизненное пространство», теряя которое, она теряет и организующую, связующую энергию;

▪ этнических (самосознание, язык, осознание общего происхождения, единой истории, традиции);

▪ экономических, так как общность хозяйственных связей универсального уровня консолидирует людей, связывает их общим делом;

▪ общекультурных (язык, традиции, обычаи, обряды);

▪ психологических, к которым относится способ деятельности, взаимообщения.

Народ – многоплановое социальное образование, представляющее собой объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. В понятие «народ страны» вкладываются не только такие характеристики, как совместный труд, вклад в прогресс, духовно-психологический облик, но и общее проживание, общая жизнедеятельность в рамках определенной страны. Иначе говоря, народ страны – это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени, это вполне качественно определенная социальная реальность.

История цивилизации поставила на повестку дня вопрос о человечестве как социальной общности. Человечество – это общность всех людей, объединенных стремлением к сохранению и продолжению человеческой жизни на Земле, связанных совокупной деятельностью по развитию цивилизации и прогресса, объединенных интимно-личностными чертами человеческого бытия в обществе.

На определенных этапах развития производства экономические интересы людей дифференцируются, существенно различаются между собой, а то и противоречат друг другу. Такие объективные производственно-экономические интересы и являются тем экономическим механизмом, который объединяет, сплачивает определенные группы людей – классы. Сами классы и выступают как своеобразное закрепление, воплощение определенных интересов в жизнедеятельности общественных групп.

Указывая на связь классов с материальным производством, В. И. Ленин определил их как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Как и другие социальные общности, классы обретают свою качественную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую их от других классов, и за счет других признаков:

условий жизни и быта;

социально-политической роли в обществе;

участия в управлении производственными и общественными делами;

образования, культуры, культурно-производственной подготовки;

уровня сознания, идейности, духовного облика и духовной деятельности, общественной психологии;

образа жизни, способов и форм развития личности, проведения свободного времени, досуга.

Параллельно с понятием классов в современной философии употребляется термин «страта». Страта (лат. stratum – слой, класс) – термин для обозначения социального расслоения. При выделении страт учитываются такие критерии и признаки, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные убеждения, стиль поведения и т. д. В отличие от концепций стратификации, марксистская теория акцентирует внимание на классах как главных элементах социального деления общества, определяя их природу по месту в исторически определенной системе производственных отношений

Теории социальной стратификации и социальной мобильности возникли в противовес однозначности, односторонности классового анализа марксизма. Общество разделяется на высшие, средние и низшие страты, а процесс перемещения людей из одной страты в другую описывается в теориях социальной мобильности, которые выдвигают идею о «лифте», «эскалаторе», на котором можно подняться к высшей страте: экономический лифт, политический, армейский, церковный, научный, брачный. «Лифт» – это своеобразный шанс подняться благодаря достижениям в определенной сфере.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)