АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Читайте также:
  1. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  2. III-е и IV-е столетия (происхождение монашества).
  3. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  4. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  6. Административный процесс: сущность и виды
  7. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  8. Астрономическое отступление: происхождение Луны и интересов.
  9. Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена
  10. Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
  11. Безработица: сущность, типы. Измерение уровня безработицы. Экономические и социальные последствия.
  12. Белорусская этносоциальная общность: сущность, этапы развития

Одним из важнейших свойств материи (при субстанциальном ее рас­смотрении) является сознание. Некоторые философы полагают, что соз­нание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б. Спинозе,


считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отраже­ние. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответст­вующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автома­шину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столк­новения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для суще­ствования человека, для его приспособления к среде.

Но у человека - высшая из известных нам форм отражения (и в этом отношении, если брать ряд предшествовавших сознанию форм в эволю­ции материального мира, сознание есть не атрибут, а "модус" материи). В неорганической природе имеются две формы отражения: непо­средственно-контактное и дистантное (к примеру, отражение дерева на поверхности озера). В органической природе тоже две формы: раздра­жимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения за­чатков нервной системы, с кишечнополостных, и кончая высшими жи­вотными с их безусловными и условными рефлексами). В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения: индивидуальное соз­нание, общественное сознание и "машинное" (компьютерное) "созна­ние". Центральным здесь является индивидуальное сознание, поскольку лишь на его основе исторически сформировалось коллективное, обще­ственное сознание и поскольку оно в процессе своего исторического развития дошло до создания компьютеров; отличие существенное: дея­тельность "думающих машин" целеисполнительна, а деятельность чело­века целеполагающа. Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его пред­посылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом. Иначе говоря, для возник­новения индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки - биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не


будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социаль­ных предпосылок его становления и развития).

Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным, философом, специально в течение многих лет изучавшим этот феномен. Сознание, пишет он, это такая функция (или такое свой­ство) человеческого мозга, которая заключается в обобщенном, оценоч­ном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом пре­образовании действительности, в предварительном мысленном построе­нии действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека1. Это определение сознания функциональное и, повторяем, лишь одно из возможных, касающееся только индивидуального сознания человека. Имеются и другие опреде­ления, студенту предоставляется возможность самому выбрать наиболее точное и более полное (с его точки зрения) определение.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)