АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема человеческого счастья в свете христианского вероучения

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  5. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  6. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  7. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  8. Антропологическая проблема в русской философии
  9. Безопасность как проблема дипломатической практики
  10. Бессознательное как философская проблема.
  11. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  12. Билет № 37 Проблема истины в философии и в науке. Ложь, дезинформация и заблуждение в познании.

«Господи! Что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению, дым его – как уклоняющаяся тень» (Псалтырь. 143-й псалом Давида). Царь Давид жал в ХI веке до н.э., но смысл его мольбы к Господу нам близок и понятен. Мы знаем так же, что философия, начиная с Фалеса, устремляет сознание человека на познание самого себя, но от этого загадочность проблемы за три тысячелетия нисколько не уменьшилась. По-прежнему поражает, как соединяются в человеке скоротечное, зыбкое, готовое прерваться в любой момент существование и скрытые до поры до времени огромные созидательные и разрушительные силы. Какие импульсы для познания сложностей бытия человека дает христианское вероучение?

Начнем с того, что согласно ему человек – единственное живое существо, которое создал сам Господь по образу и подобию своему. Человеческое достоинство по этому божественно по-своему происхождению, то есть причастно к высшему совершенству. Кардинальные выводы из такого понимания человеческой природы были смело сделаны мыслителями эпохи Возрождения, о чем пойдет специальный разговор в следующем параграфе.

Поначалу Адам и Ева совершенны и счастливы, ведут в буквальном смысле райскую жизнь. Но вот в их жизнь приходит зло, грех, и все меняется. В чем причин зла? Конечно, не в Боге, хотя он и насылает голод, засухи и т.п. на города и поселения в наказание за зло, преступившее меру. Несколько иное, чем концепция христианского оптимизма Августина, истолкование зла давал Василий Великий. По его мнению, есть два вида зла: одно существует только в наших ощущениях, чувствах, хоть и может очень сильно переживаться – это справедливые наказания Божьи, которые кажутся злом, но на самом деле отвращает людей от еще большего зла, от гибели. Другой вид зла – грех, зло в его собственной природе. Причина такого зла в человеке, потому что началом и корнем греха является от нас зависящее, наша свобода. В собственном смысле зло, то есть грех, зависит, - утверждал Василий Великий, - от нашего произволения, потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. Так и случилось при грехопадении: Адам пресытился всем и, как бы надломившись от своего пресыщения, умной красоте предпочел показавшееся приятным для плотских очей, и выше духовных наслаждений поставил наполнение чрева.

Наказывая, Бог истребляет зло. Землетрясения, наводнения, всякое истребление многих людей бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся. Всенародными казнями Бог уцеломудривает всенародные пороки. Добавим: есть поговорка русская – Бог долго ждет, но больно бьет.

Итак, зло не есть несотворенное и не Богом сотворенное. Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели. Каждый – виновник собственного злонравия.

В земной жизни, поскольку мир во зле утопает, истинного счастья для человека нет, оно возможно только в Царствии Небесном. На земле человек может и должен вести достойную человека – христианина жизнь по Закону Божьему и заповедям Христовым. В вульгарном атеистическом изображении такая жизнь будто бы нивелирует личности человеческие и глушит жизненную энергию людей. Вопреки таким невежественным мнениям христианство исповедует особое предназначение каждого человека и считает святым долгом реализовать его. Речь здесь идет о дарах Святого Духа. Вот как о их повествовал апостол Павел в своем первом послании к коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявления Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различения духов, иному разные языки, иному истолкования языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (I Коринф.12.1, 4-11).

Провозглашенная в философии Фалесом необходимость самопознания здесь, в христианской мысли, конкретизируется в виде поиска своего призвания и реализации в нем своей человеческой индивидуальности. Достойная человека жизнь как путь его к Богу есть вместе с тем обретение самого себя, своего личностного достоинства. Проблема человеческого счастья как истинного бытия человека наполняется в христианстве всемирным, божественным смыслом. Здесь замечательно и также то, что нет и тени индивидуализма, а масштабность концепции не мешает ей быть тесно связанной с повседневной жизнью людей. В том же 143–ем псалме Давида говорится об условиях достойной благополучной жизни людей: «Да будут сыновья наши как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.

Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог». В заключение можно сказать только одно: дай, Бог, и нам того же…

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)