АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эстетика древней мифологии

Читайте также:
  1. II.4. Философия древней Индии и Китая.
  2. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  3. Английские короли - носители древней крови.
  4. Античная эстетика (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)
  5. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  6. Архитектура Древней Греции Классического периода
  7. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  8. Билет 23. Политическая раздробленность Древней Руси: причины и последствия.
  9. Билет 71,65 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ
  10. Билет № 6 Философия Древней Индии. Основные идеи.
  11. Билет № 7 Философия Древней Греции. Основные черты и периодизация.
  12. Брак в Древней Церкви

Понятие красоты, прекрасного играет важную роль в древней мифологии. Оно тесно связано с представлениями о рождении мира и объясняет установившийся порядок вещей. Красота предстает как одна из сущностей бытия, а порою и как само бытие мира. Это божественная субстанция, и главные творцы ее – боги. Основой ее является Хаос, который понимается как бесформенная, неограниченная во вселенной масса, содержащая в себе все потенции бытия. В греческой мифологии Хаос – общее начало мира. И как таковое оно содержит в себе и безобразное. Красота и безобразное – две противодействующие силы, благодаря которым в мире возникают противоположные, постоянно действующие формы бытия – Земля (Гея) и пустота (Тартар). Из Хаоса рождается сияющий, блистательный Эрос (чувственная сила жизни) и Эребос и Никос (темные силы). Из них потом возникают Уран (звездное небо), шумное море Понт, Океан и все остальные боги. Одни из них прекрасны, другие безобразны. Земля родила титанов "ужасных видом", сторуких, свирепых.

Но прекрасное и безобразное неотделимы. Их противоположность кажущаяся – такова установка греческих мифов. И прекрасное, и безобразное имеют свою обратную сторону. Древнегреческая мифология создает даже эстетику зла. Во всем греки находят двойственность. Прекрасны в своей безудержной стихийности титаны. Как магнитом притягивает и завораживает героев полудева-полузмея Ехидна своим удивительным обликом, но сама она кровожадна и везде сеет смерть. Цепенеют от ужаса и восторга люди, увидев стремительно несущуюся в бой Медузу Горгону. Лицо ее совершенно по красоте, но искажено злобой, а шевелящиеся на голове волосы-змеи внушают отвращение. Красота древнегреческой мифологии гибельна. Сирены завлекают мореплавателей дивным пением, а те, зная о последствиях, все равно бросаются в море, спеша навстречу собственной смерти. Ужас и красота царят в поэмах Гомера и Гесиода. Боги и герои гомеровских поэм сеют в боях смерть и разрушение, но в этом они находят и упоение. Великолепны одеяния героев, блестит на солнце оружие, боги носятся над полями битв, дополняя своим великолепием яростные схватки. Их одежды развеваются, волосы летят подобно морской волне, глаза сверкают как звезды. Увидевшие их переполняются восторгом. Боги в своем гневе великолепны. Зевс, сражаясь с титанами, пускает в ход гром и молнии с такой силой, что дрожит Аид.

Стихийная, буйная красота мира со временем тяготеет к упорядочению. Слишком большое количество самостоятельных богов и чудовищ создает в мире беспорядок. Зевс вступает в борьбу с ними. В битве богов кипит море, земля сотрясается от топота великанов, а их дикие крики доносятся до звездного неба. Разражается космическая катастрофа, за которой разворачивается картина рождения нового царства Зевса и великих героев. Они мудростью и оружием создают новую красоту, которая основывается уже не на ужасе и беспорядке, а на порядке и гармонии. Символами новой красоты становятся светозарный бог Аполлон, Музы, Хариты, а упорядочивающим принципом гармонии – вечно юный бог любви Эрот.

Великое количество богов древнегреческой мифологии постепенно систематизируется, приводится в соответствие с принципами земной иерархии. Появляются более значительные и могущественные боги и менее значительные. Они все задействованы в космическом порядке и функциональны. Одни отвечают за вселенную в целом (Зевс), другие – за отдельные части мира или стихии, третьи охраняют жизнь человека и наблюдают за его домашними делами: поддерживают мир и порядок, семейный уют, помогают рождению детей, способствуют плодовитости скота, обильным урожаям и т.д. Самые могущественные боги воцаряются на Олимпе, где живут как одна большая семья. Они и находятся все в родственных отношениях, приходясь друг другу родителями, детьми, братьями, сестрами и т.д. Жизнь их проходит на фоне блистающей, первозданной красоты. Они имеют великолепные дворцы и утварь, выкованные Гефестом. У них прекрасные драгоценности, одежды. Каждый день они устраивают роскошные пиры, водят хороводы, поют, музицируют. Прекрасна их жизнь и прекрасен мир, возникший в ходе трудной борьбы богов. Миру богов чужд ужас, внушаемый человеку природой. Природа смотрит на богов приветливо и мягко. И там, где боги покровительствуют природе, там и человек радуется ей.

На весенних лугах пестреют цветы, радуя глаз; вечером на лугах слышна печальная песня Пана, рождая в душе мягкую печаль; море улыбается при свете дня. Правда, боги насылают и бури, и грозы, но они же насылают и светлые дни. Тепло сменяется холодом, день – ночью, зима – летом, смерть – жизнью. Боги понимают, что для мировой гармонии необходимы и страдания, и удовольствия. Все, к чему прикасаются их руки, всякое вмешательство в природу благотворно, прекрасно, истинно и, как говорит Гомер, божественно. Боги – это созидательная сила, животворная красота, вселяющая бодрость, радость, веру во всемогущество природы.

Прекрасное в мифах оказывается активным, беспокойным началом. Оно, воплощаясь в олимпийских богах, является принципом космической жизни. Сами боги могут управлять этой красотой и даже с ее помощью преображать людей. Так, мудрая Афина одним прикосновением своей волшебной палочки сделала Одиссея выше, прекраснее, завила ему кудри наподобие гиацинта. Она же преобразила Пенелопу накануне встречи с Одиссеем. Здесь красота представляет собою некую материальную тончайшую субстанцию, обладающую небывалой силой.

Постепенно древнегреческая мифология переходит от понимания прекрасного как чего-то внешнего и осязаемого к понятию красоты как духовной субстанции. Она понимается как внутренняя красота человека, как талант, поднимающий простого смертного до высоты богов. Поэтическое мастерство, вдохновение, художественный талант – вот истинная красота. Правда, она не появляется сама собой, а опять-таки даруется богами. Мифический поэт Орфей вдохновляется Музами или Аполлоном. Но и Музы, и Апол­лон – дети Зевса, так что в конечном счете красота поэтического таланта освящается отцом богов и людей. Поэт, певец, музыкант, наделенные божественным даром, могут даже подобно богам предсказывать будущее, познавать прошлое. Вся поздняя греческая мифология пронизана преклонением и восхищением перед этой внутренней вдохновенной красотой, обладавшей великой колдовской силой. Орфей своей игрой на лире усмирял морские волны, пением заставлял двигаться скалы и деревья, очаровывал Аида с Персефоной и вырывал мертвых из царства теней. Музыкальное искусство Амфиона принуждало огромные камни складываться в стены.

Часто талант подвигал людей даже на соперничество с богами. И боги не всегда выигрывали в состязаниях. Афина Паллада проиграла в состязании ткачих искуснейшей рукодельнице Арахне, соткавшей полотно так, как не смогла сделать это Афина.

Но за этот божественный дар красоты ее носителям приходится часто платить дорогой ценой. Созидающая сила красоты для них почти всегда оборачивается трагедией. Творец, художник одинок. Такова плата за индивидуальность, за отрыв от коллективистских норм. Но эта диссонансная нота – это же часть мировой гармонии. Прекрасное не может существовать в чистом виде в реальной действительности. Оно может существовать лишь как божественный, идеальный эталон, воплощенный в Музах и Аполлоне. Он далеко отстоит от архаических представлений о красоте. Архаическая красота губительна, классическая – благотворна. Первый тип красоты совмещен с безобразным, второй представляет собою идеальное сочетание в Аполлоне и Музах телесного совершенства и таланта.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)