АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идея и современность

Читайте также:
  1. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
  2. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
  3. Личность и массы: история и современность
  4. Русская идея и современность
  5. Современность: влияние Юнга.

Право под углом зрения "высших характеристик" наряду с рациональными началами правовой материи, особенностей права как "явления Разума" имеет еще одну грань. Это – его становление и развитие как права человека.

В этой связи сначала об идее прав человека и со­временности.

Принципиальные основы идеи прав человека зало­жены и сохранили свое значение до наших дней в эпо­ху Просвещения, Великой французской революции. Они выражены в декларациях, конституциях и других доку­ментах того времени. В частности, в словах – "все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами"; "цель всякого политическо­го союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека" - прежде всего таких "неотчуждаемых и священных" прав, как "жизнь, свобода, стремление к счастью, собственность, безопасность личности" (Дек­ларация независимости США 1776 г.; Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Итоговая формула тако­го понимания прав человека закреплена уже в настоя­щее время в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совес­тью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Вместе с тем надо видеть, что во второй половине XIX – начале XX в. идея прав человека в обстановке бедствий "дикого" капитализма, экономико-социальных кризисов и социалистических иллюзий, начала засло­няться представлениями о приоритете "прав трудящихся" и о будто бы безусловном верховенстве в жизни общества государственной власти.

"Потребовались" (увы, приходится именно так го­ворить) неисчислимые жертвы и беды Второй мировой войны, смертный ужас сталинского и нацистского ти­ранических режимов, чтобы идея прав человека вновь заняла достойное место среди передовых взглядов, ду­ховно-интеллектуальных свершений человечества.

Более того, эта идея к середине XX в. не только была как бы заново выстрадана человечеством, поднята на высокий уровень общественного признания, но и обо­гатилась новым, основательным социальным содержа­нием. И именно в таком качестве она, начиная с 1950– 1960-х гг., стала реально осуществляться – не всегда и не во всем, впрочем, последовательно – в развитых демократических странах. Причем – так, что можно признать исторически доказанным фактом реальную воз­можность существования и успешного функционирова­ния такого социального и государственного строя, в центре которого – человек, личность с высоким стату­сом, достоинством, неотъемлемыми правами (не это ли крупнейшее, не сравнимое ни с чем иным, свершение человечества XX века?).

Два основных положения характеризуют это новое, современное содержание идеи прав человека.

Во-первых, именно права человека, выражен­ные в общественном и государственном строе общества, оказались силой —- не исключено, единственной надеж­ной и действенной силой, – способной стать преградой тирании и определить модернизацию общества, его вос­ходящее развитие в интересах человека. Демократия, сводимая (к представлении многих людей, к сожале­нию, до сей поры) к одним лишь институтам свободных выборов, в условиях доминирования силовых методов власти, "большего денежного мешка" и изощренных избирательных технологий показала себя в XIX – пер­вой половине XX в. в качестве политической структу­ры, вполне совместимой с авторитарными и даже тота­литарными режимами. Отсюда и необходимость поста­вить в центр жизни общества человека как такового, личность с высоким статусом и достоинством, неотъемлемыми правами и реализовать такую организацию со­циальной жизни в общественном и государственном строем страны.

В этой связи примечательно, что передовые мыс­лители современности особо выделяют права человека как первейшую основу современной организации жизни людей. Так, Ю. Хабермас, рассматривая главное насле­дие Французской революции (которая по значению для развития человечества, по его словам, ни с чем "не сопоставима"), указывает на то, что именно права че­ловека наряду с демократией "образуют универсальное ядро конституционного государства"1. И что более того – "права человека обладают нормативным приори­тетом перед демократией"2.

Во-вторых, права человека оказались именно тем социальным началом, которое призвано определить высокий правовой статус человека, не уступающий по­ложению государства как суверена – носителя полити­ческой власти. Причем – высокий статус не только по отношению к тому или иному государственному органу или должностному лицу (как это склонны интерпрети­ровать приверженцы приоритета "государственности"), а в отношении государства в целом.

По словам замечательного русского правоведа-мыс­лителя. И. А. Покровского, "есть такие "неотъемлемые права человека", которые никаким законом уничтоже­ны быть не могут, которые даже для государства в целом недосягаемы. "Если всякое субъективное право, – продолжает правовед, – обеспечивает личность от про­извола властей, то идея "неотъемлемых прав" на­правляется против государства как таково-г о". "Самоутверждение личности, – пишет И. А. По­кровский, – достигает здесь в юридическом отноше­нии своего кульминационного пункта. Некогда безглас­ная овца в человеческом стаде, она заявляет теперь пре­тензию на роль равноправной с государством державы..."


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)