АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные учения о праве

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Годы учения
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  10. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  11. III. Распределение часов по темам и видам обучения
  12. IV. Заочная форма обучения (среднепрофессиональное образование)

С древнейших цивилизаций до новейшего времени сформировалось множество научных воззрений на право. Рассмотрим основные учения о праве, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной правовой мысли.

Естественно-правовая теория (юснатурализм). Появившаяся на свет в V в. до н.э. в трудах античных философов (в первую очередь в трудах Сократа, Платона и Аристотеля),наиболее логически завершенную форму получила в период ХVіі- ХVііі вв. в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, А.Н. Радищева и др.

Основные идеи:

1) разделяются право и закон: наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, которое является критерием права позитивного;

2) отождествляются право и мораль;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения или даются от Бога.

Достоинства:

– революционная, прогрессивная доктрина, под ее лозунгами происходили революции в Англии и Франции;

– верно отмечено, что законы могут быть неправовыми и должны приводиться в соответствие с правом;

– провозглашает источником прав человека природу либо Бога, предотвращая этим произвол чиновников.

Недостатки:

– уменьшается формально-юридическое значение права, в результате чего теряется критерий законного и противозаконного;

– такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое может быть различным у разных людей.

Историческая школа права логическое завершение получила в ХVііі-начале ХіХ веков (К. Савиньи, Г. Пухта и др.).

Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое, как язык, не устанавливается, а возникает, развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, произрастающего из недр народного сознания;

3) отрицали права человека, т.к. в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства:

– впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

– справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

– верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем, стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

– выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

– ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, а в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права логически завершенную форму получила в ХХ веке. Представители: Р. Штаммлер, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным (в частности, для Кельзена) понятием является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) По Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, т.о., не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая норма должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и др. оценками;

3) В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже должны включаться в понятие права и которые должны соответствовать основной (конституционной) норме.

Достоинства:

– верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

– нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями и позволяет субъектам знакомиться с ними по нормативным актам;

– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

– сильный сдвиг к формальной стороне права, что игнорирует его содержательную сторону, недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право;

– преувеличивается роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и необоснованными.

Марксистская теория права завершенную форму получила в ХіХ-ХХ веках. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.

Основные идеи:

1) право – возведенная в закон воля господствующего класса;

2) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером материальных производственных отношений;

3) право – социальное явление, где классовая воля получает государственно-нормативное содержание. Право- это нормы, установленные и охраняемые государством.

Достоинства:

– право понимается как закон, т.е. формально определенный нормативный акт, выделяются четкие критерии правомерного и противоправного;

– зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него наиболее существенно;

– тесная связь права с государством.

Слабые стороны:

– преувеличение роль классовых начал в ущерб общечеловеческим;

– жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права возникла в ХХ веке, труды Л.И. Петражицкого, Росса, Рейснера и др.

Основные идеи:

1) психика людей – определяющий фактор развития общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся из психологических закономерностей – правовые эмоции людей, которые носят императивный характер: чувства правомочия (атрибутивная форма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная форма);

3) все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения, поэтому должно развиваться как действительное право.

Достоинства:

– учтены психологические процессы, поэтому нельзя принимать законы, не учитывая психологию индивидов;

– повышает роль правосознания в правовом регулировании;

– источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

– слишком большое значение психологических факторов в ущерб другим;

– подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного критерия, нет четких критериев законного и противоправного.

Социологическая теория права возникла в середине XIX века, представители: Е. Эрлих, Р. Паунд, Л. Дюги, С.А. Муромцев и др.

Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя не так, как в естественно-правовой доктрине. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Закон находится в сфере должного, а право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название этой теории – теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая субъектами правотворчества.

Достоинства:

– ориентируют на реализацию права, на сущее, где оно приобретает практическое осуществление;

– совершенно обоснованно подмечают приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой нормой;

Эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

– если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе ре6ализация может быть как законной, так и противозаконной;

– в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Дополнительная литература

1. Берман, Г. Западная традиция права: Эпоха формирования / Г. Берман. М., 1994.

2. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989.

3. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс / Л. Е. Гринин. М., 2007.

4. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т. В. Кашанина. М.: Юристъ, 2009.

5. Маркс, К., Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Собр. соч. Т. 21. 2-е изд. С. 28-178.

6. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности / отв. ред. В. А. Попов. М., 1995.

7. Честнов, И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Исторические предпосылки и эволюция государства и права: учеб. пособие /
И. Л. Честнов. СПб.,2005.

8. Широков, А. Т. Происхождение государства / А. Т. Широков. Минск, 1998.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)