АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческое обозрение заключительной части крещального чина

Читайте также:
  1. Aufgabe 4. Везде ли нужна частица “zu”?
  2. I. Размер базовой части трудовой пенсии по старости.
  3. I. Расчет накопительной части трудовой пенсии.
  4. I. Расчет размера страховой части трудовой пенсии.
  5. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  6. II. Прочтите слова и определите части речи( глаголы, существительные,
  7. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  8. Адгезия – притяжение частиц из разных фаз.
  9. АЛЬЯНСЫ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ
  10. Анализ и прогнозирование товарооборота организаций общественного питания как части розничного товарооборота
  11. Античастицы. Аннигиляция.
  12. Античное историческое сознание и историописание

Внутренний дух богослужения таинства Крещения таков, что, естественно, не может оканчиваться самим актом крещения. Сам момент Крещения – кульминация, центр, которому предшествуют и последствуют определенные молитвословия и священнодействия.

Из каких священнодействий состоит заключительная часть крещального чина? В современном чине после троекратного погружения во имя Святой Троицы, Церковь приветствует крестившегося пением 31 псалма, облачает его в белыя одежды, возлагает на него св. крест, дает в руки зажженную свечу и затем совершается шествие вокруг купели и, на конец, постригаются власы. В практике древней Церкви присутствуют все эти действия и были некоторые другие, которых нет в современном чине.

Прежде всего остановимся на 31 псалме. Первые точные сведения (Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов) об употреблении этого псалма при крещении относятся к 4 веку. Но начало этой практики можно отнести к гораздо более раннему времени. С 4 века этот псалом неизменно присутствует в чине. В 6 веке его пение было троекратным.

В древности между моментом крещения и пения 31 псалма присутствовало действие, которого нет в современном чине: новокрещенные впервые читали молитву Господню. Но уже к началу 6 века эта традиция отмирает, в силу того, что к этому времени большинство крещаемых составляли дети.

Какова история и символика белых одежд? После окончания пения псалма в современном чине предписывается облачить новокрещенного в белые одежды. Этот обычай засвидетельствован впервые во второй половине 3 века. В это время крещаемые носили белые одежды в течение 8 дней, причем запрещалось раздеваться или омываться в это время. К 5 веку этот обычай облачения становиться всеобщим. По свидетельству Григория Великого при облачении произносились следующие слова: «прими белую чистую одежду, носи ее нескверну пред судилищем Господа нашего Иисуса Христа, да имаши жизнь вечную, аминь». В последующем к облачению присоединился обряд возложения наперстного креста. Это произошло, скорее всего к концу четвертого, началу пятого веков. В 6 веке такие кресты были в повсеместном употреблении.

Какова история и символика крещальной свечи и обхождения вокруг купели? После облачение следует обхождение вокруг купели с возженной свечой в руках новокрещеного. О возженных свечах свидетельствуют Григорий Богослов и Кирилл Иерусалимский, который называет эти свечи «брачными светильниками». В древности все присутствующие при крещении держали в руках свечи и были в белой одежде.

О шествии вокруг купели прямых данных из глубокой христианской древности нет. Есть косвенные свидетельства святителей И. Златоуста и Григория Богослова. Пение «Елицы…» употребляемое теперь при обхождении купели, с древности составляло неотъемлемую часть чина и впоследствии перешло в праздничные крещальные литургии.

По троекратном обхождении следует чтение Апостола и Евангелия. Первые свидетельства об этой практике относятся к 8 веку. Но в древней церкви крещение соединялось с Литургией, неотъемлемой частью которой и были апостол и евангелие. С течением времени, когда большинство крещаемых составили дети, возникла и необходимость ввести новозаветные чтения и в собственно чин крещения.

История пострежения власов? Меньше всего сведений относительно обряда пострижения волос. Этот обычай появился и укоренился изначально на Западе и лишь постепенно перешел и в практику Восточной Церкви. Впервые молитва на пострижение встречается в сакраментарии Григория Великого. Возможно этот обычай появился как замена языческому обычаю первого пострижения. Скорее всего обычай пострижения при крещении распространился к 4 – 5 векам. В 8 веке мы находим уже вполне сформировавшиеся молитвы, сопровождающие это действие.

Какие обряды выпали из чина крещения? Теперь обратим внимание на некоторые обряды вышедшие из чина крещения. Во-первых, это обряд возложения венца на главу новокрещенного. Об этом свидетельствуют Григорий Назианзин, Тертулиан и свт. И. Златоуст. Этот обряд практиковался только при крещении взрослых и стал выходить из употребления по мере того, как укоренялась практика крещения младенцев.

Второй обычай, вышедший из практики – преподание новопросвещенному молока и меда. Об этом обычае пишет Тертулиан, укоряя еретиков в том, что они оставили православные обычаи. Место этого обряда в чине было по всей вероятности после причащения. По свидетельству Ипполита Римского после причащения Тела и Крови Господних пресвитер или диакон выносили сосуд с молоком, чтобы научить нового христианина, что он возрожден и как младенец, питается молоком учения…». Этот обычай практиковался главным образом в Западной церкви и продолжался вплоть до 9 века.

Еще одним обычаем вышедшим из литургической практики крещения было так называемое целование мира. Суть этого действия заключалась в том, что все присутствующие преподавали целование новопросвещенному. Обычай этот ясно засвидетельствован в 3 веке и относится не только к взрослым, но и к младенцам. Об этом свидетельствуют Киприан Карфаг., Августин, свт. И. Златоуст.

Об интересном обычае свидетельствует Кирилл Иерус.: готовящиеся принять крещение в течении 8 дней на церковных службах стояли с покрытыми лицами и головой.

К 8 веку заключительная часть крещения сформировалась в следующем виде. По выходу из купели пелся 31 псалом. Чтение молитвы над миром, ектения, Елицы…, помазание миром, евангелия и апостола нет, пострижение власов. Чин заканчивался повторным пением 31 псалма.

В 13 веке после крещения новопросвещенному на главу одевался куколь (очевидно западная тардиция).

Практику 15 века описывает Симеон Солунский: «Перед помазанием после крещения когда крещаемый облачается в белую одежду, он возносит благодарение к Богу… после помазания постригает крестообразно волосы на голове крещаемого… Потом крещаемый… облекается в хитон и принимает на голову куколь, называемый также шлемом, затем надевает на верх белую одежду… Новопросвещенный держит свечу, певцы поют «Елицы…» Архиерей совершив молитвы берет крещаемого за руку и вместе с восприемниками обходит три раза вокруг купели. Потом когда певчие поют 31 псалом, он, предшествуя крещенному, приводит его пред жертвенник и там преподает ему страшное причастие». Описанная практика значительно отличается от современной.

Но уже в 16 веке сформировалась известная нам практика и в течение времени распространялась и утверждалась. Конечно же присуствовали некоторые разногласия. В частности это касается слов при облачении «Одевается раб Божий», «Да возрадуется душа моя…». После обхождения купели следовало увещевание восприемнику. В 17 веке наблюдается единообразие в совершении крещения.

На Руси заключительная часть крещения претерпевала различные изменения. В 12 веке упоминаются крещальный венец, свеча, облачения. В последующее время кроме венцов упоминаются крест, ноговицы (штаны), сапоги.

В русской практике пострижение власов соединялось с крещальным венчанием или, что то же самое, возложением куколя.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)