АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Употребление вина и воды в таинстве елеосвящения

Читайте также:
  1. LVIII. О горсти земли
  2. VIII. ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ГИПНОЗ
  3. VIII. Деньги. Доходы. Расходы
  4. VIII. ЗАДНЕЕ КОЛЕСО/ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
  5. VIII. Метод стандартизации
  6. VIII. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997)
  7. VIII. ПАЛОМНИЧЕСТВО В МАРАТИКУ
  8. VIII. ПЛОХИЕ И НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ ГЕРОИ СТАНОВЯТСЯ ЛУЧШЕ
  9. VIII. Прикрытие поражения
  10. VIII. Путь наверх
  11. VIII. Словарь терминов и персоналий
  12. VIII. Состояние экономической мысли в России

В современном чине елеосвящения перед чтением молитвы на освящение елея стоит замечание: «Ведомо буди, яко в велицей церкви вместо воды вино в кандило молитвомаслия влагают». Когда впервые стали примешиваться к елею указан­ные выше вещества, определить с достоверной точностью невозможно.

Начиная с XII века мы имеем уже определенные указания о веществах, примешивавшихся к елею. Именно, рукопись Синайской библиотеки № 973, 1153 г. отмечает, что вместе с елеем вливались в лам­паду вода св. Богоявления и вино. В рукописях по­следующего времени упоминание о воде исчезает во­все, а остается лишь указание об одном вине. Так, в рукописи Синайской библиотеки № 965, XIV в. мы читаем: «поставляется на средине тетрапод с сосудом, имеющим пшеницу, и лампадой с вином. В эту лам­паду с вином и совершалось потом влияние елея при освящении его».

И наши славянские рукописи сохраняют обычай употребления вина и воды вместе с елеем. Однако пре­имущественное употребление имело вино.

Но чем было вызвано употребление вина и воды присовершении таинства елеосвящения?

Обращаясь к греческим писателям, мы находим у них однородное объяснение о причине употребления вина в таинстве св. елея, именно у них указывается на пример самарянина, возлившего на израненного раз­бойниками вино и елей (Лк. 10: 34). Причины употребления воды в таинстве св. елея, можно думать, заключались в том значении, какое имела вода у христиан, начиная с самых древних времен. В древнехристианской церкви одни и те же молитвы слу­жили для освящения и елея, и воды. В этих молитвах во­да вместе с елеем утверждалась целительным веществом для вкушавших ее христиан, должна была служить для отгнания всякой болезни у христиан.

Остается сделать еще несколько замечаний о пшени­це и соли, входивших в состав чина елеосвящения. В со­временном чине елеосвящения пшеница всыпается в блюдо и уже в нее поставляется лампада с елеем. Упо­требление пшеницы заключалось в распространенности этого хлебного растения на востоке. Как общераспространенное на Востоке хлебное зерно пшеница в последующее время вошла в состав веществ, освящав­шихся у восточных христиан в праздники за утреней. Из известных нам греческих ру­кописей указание о пшенице встречаем в рукописи Синай­ской библиотеки № 965, XIV в.



Кроме пшеницы, по указанию рукописи Софий­ской библиотеки № 1054 в св. елей всыпалась соль. Как единственное это ука­зание Иерусалимского устава позволяет полагать, что здесь мы имеем дело с местной особенностью. В редких случаях употреблялась соль и в западных чинах елеопомазания. Но там применение соли было иное. Именно соль вместе с водою благословенною служила для окроп­ления и больного, и его дома.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.007 сек.)