АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алтарь Агенобарба

Читайте также:
  1. Возложил ли ты всё на Господень алтарь? Дух ли Божий владеет тобой? Тот в блаженство вошёл, мир и радость нашёл, Кто отдался Христу всей душой.
  2. Пергамский алтарь Зевса

Рельефы так называемого алтаря Гнея Домиция Агенобарба Жеpтвопpиношение пеpед цензом. Моpские божества из свадебного поезда Нептуна и Амфитpиты. Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

 

Во время знакомства с рельефами древнеримского Алтаря Мира мы говорили, что скульпторы в своих пластических формах использовали и мифологические, и исторические сюжеты.

О первых мы уже сказали немало, впрочем, как и о самом Алтаре Мира. Настало время немного поговорить об исторических сюжетах, отраженных в древнеримских рельефах. Для этого мы покинем Алтарь Мира и направимся к другому античному алтарю – алтарю Домиция Агенобарба.

На портале slovari.yandex.ru об этом шедевре сказано, что представляет он собой «монументальное сооружение в Древнем Риме, первоначально алтарь, затем храм Нептуна. Возведен, возможно, Гнеем Домицием Агенобарбом, римским консулом, в 121 г. до н. э. По иной версии — другим Гнеем Домицием Агенобарбом — консулом 202 г. до н. э. Третья версия сообщает еще об одном консуле, в 32 г. до н. э., под тем же именем… От алтаря сохранились четыре рельефа из пентелийского мрамора». Мы расскажем об одном из них.

Обладатели загородных домов с дворцовым (античным, классицистическим) стилем в интерьере имеют еще одну возможность сделать выбор в пользу рельефа, о котором пойдет речь, и заказать его копию. Те же, кто не захочет делать копии работ, испытывая при этом «уважение» к оригиналам, могут попросить современного скульптора выполнить рельеф в том же стиле, но с другим сюжетом. Этим самым будет сохранена стилизация под древнеримскую пластику, но действо обретет иной смысл (каким будет сюжет рельефа, решают сами хозяева дома).

Итак, мы обращаемся к книге доктора искусствоведения, профессора Глеба Ивановича Соколова «Искусство Древнего Рима», цитатами из которой мы уже пользовались и намерены пользоваться далее.

Согласно этому источнику, «один из первых памятников исторического рельефа — позднереспубликанский алтарь Домиция Агенобарба. Его рельефы демонстрировали церемонию переписи населения по имущественному положению, не воспроизводя портретных черт ее участников. Но в годы ранней империи тяготение скульпторов к пластическому воплощению различного рода реальных событий, свидетелями которых они были, становилось все сильнее. Процесс этот выявился не только в скульптуре: римлян заметно влекли к себе всякого рода исторические описания в литературе, составление сочинений, увековечивавших совершавшееся на их глазах. Древнеримские историки стремились оставить потомкам как можно более подробные описания происходивших событий». Мы не станем перечислять всё то, что, так или иначе, отражало прошедшие события. Нас интересует пластическая форма, и даже по небольшой цитате уже можно составить впечатление об историческом рельефе. Примечательно то, что как бы римские скульпторы ни были ориентированы на произведения древних греков, исторический рельеф был «изобретен» именно в Древнем Риме. До этого «изобретения» и рельефы, и круглая скульптура изображали мифологических героев и события, происшедшие с ними. Конечно, говорить о полной «самостоятельности» древнеримских скульпторов нельзя, так как они пользовались древнегреческими образцами. Вот только образцы эти были далеки от историзма.

О рельефах Древнего Рима можно говорить долго. Но нас ждут новые темы, касающиеся пластической формы. К тому же, мы еще далеко не все узнали о древнеримских скульптурах. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, поговорим о круглой скульптуре Древнего Рима.

Эпоха правления Августа во многом показательна. При нем, как пишет Г. И. Соколов, «повсюду в Риме и провинциях создавалось… множество мраморных статуй, посвящавшихся богам-покровителям. При раскопках обнаружено большое количество изваяний, украшавших перистильные дворы в домах богатых римлян и помпеянцев. Из покоренных греческих городов непрерывным потоком поступали мраморные и бронзовые памятники, награбленные римлянами». Эта фраза свидетельствует о том, что, наравне с изготовлением скульптур, в Древнем Риме, процветал и «импорт» пластики. Поэтому когда мы говорим о древнеримской скульптуре, то подразумеваем и творения, выполненные в Древней Греции. То есть, в Древнем Риме не просто ориентировались на древнегреческую пластику, но и украшали свои владения скульптурой, привезенной с завоеванных земель.

Если сравнивать информацию, которую мы имеем после знакомства с древнеримским рельефом, с информацией о круглой скульптуре Древнего Рима, то мы увидим следующее: в обоих случаях древнеримские скульпторы ориентировались на древнегреческие образцы. Но если круглая скульптура Рима являлась либо «трофеями», либо не совсем удачной копией творений греческих мастеров, то древнеримский рельеф имел свои черты. Главной из них является изображение исторических событий, о чем было сказано ранее.

Учитывая вышеизложенное, давайте рассмотрим «момент», когда домовладельцы делают заказ на изготовление копий древнеримской пластики. Знающий историю скульптуры современный мастер скажет хозяевам дома приблизительно следующее: «Я готов выполнить рельеф, который по своему характеру будет соответствовать рельефу Древнего Рима. У такой пластики есть свои особенности. Да, к тому же, дошедшие до наших дней алтари будут прекрасной «шпаргалкой». А вот с круглой скульптурой дело обстоит не так просто. Если вы хотите видеть в своем доме скульптуры, похожие на те, что изготавливали римляне, то имейте в виду, что далеко не все произведения будут отличаться изысканностью и четкостью форм и линий. Но я могу создать такую скульптуру, при взгляде на которую все решат, что сделана она была в Древней Греции».

Специалисты считают, что в период правления Августа римская скульптура достигла своей высшей точки в развитии. Но даже это обстоятельство не позволяет называть круглую скульптуру Древнего Рима неким эталоном пластической формы (если сравнивать ее с круглой пластикой Древней Греции).

Казалось бы, можно подводить итог: древнеримская круглая скульптура уступает древнегреческой и, как следствие, будет не лучшим образцом для подражания, но… в Древнем Риме существовала еще одна разновидность античной скульптуры – скульптура портрета. И это направление достойно самых высокопарных слов и, следовательно, представляет для нас интерес.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)