АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Золотой дом» Нерона

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. Булгары в период Золотой Орды
  3. Города, культура Золотой Орды
  4. Золотой век Екатерины II
  5. Золотой век» Римской империи во II в. н.э.
  6. Золотой век» русской культуры.
  7. Золотой состав — 1969-1972
  8. Культура первой половины XIX века – «Золотой век русской культуры»
  9. Не рыболовство, а рыбоводство. - Подводные луга. - Золотой клад. - Бесценный минерал. - Жемчужины Псковского края.
  10. Образование Золотой Орды: особенности эпохи, хозяйство, социальная структура. Ослабление и распад Золотой Орды.
  11. Отношения Руси и Золотой Орды.

Многие из тех людей, кто восхищается памятниками, доставшихся нам от Римской цивилизации, при слове «Древний Рим» представляют себе руины римского форума, арки Тита, Септимия Севера и Тита, колонны Траяна и Марка Аврелия, Пантеон, и обязательно – Колизей. Но у римлян были и более впечатляющие постройки. Флавиев Амфитеатр, ставший визиткой Рима, разумеется, не всегда стоял на своем месте. В этой ложбине между холмами Эсквилин, Палатин и Целий до постройки амфитеатра-эллипса находился композиционный центр уникального дворцово-паркового ансамбля античности – Domus Aurea Neronis, - именно здесь была его главная видовая точка. Это была крупнейшая по площади городская резиденция монарха, когда-либо существовавшая в Европе. У ступает она, пожалуй, только Запретному городу в Пекине. Золотой дворец императора Нерона был его личным «Диснейлендом», обителью его муз, полигоном для реализации его фантазий и прихотей. Возможно постройка этого комплекса была верхней точкой развития римской архитекутры и дизайна. Даже вилла императора Адриана в Тиволи, строительство которой началось только через 50 лет, по роскоши уже не сможет состязаться с детищем Нерона, обойдя его только по занятой территории - 300 гектар загородной Адриановой виллы против около 130 у Нерона. Дворец Нерона исчез из поля зрения для обывателя 1900 лет тому назад, когда Траян окончательно уничтожил главный корпус дворца на Эсквилине, забетонировав его и превратив тем самым роскошнейшую виллу в мрачное подземелье. Консервация была выполнена блестяще с точки зрения инженерии, крыло дворца потеряло верхний ярус и оказалось на глубине 14 метров. Получившийся таким образом контрфорс стал надежной платформой для последующего строительства. Варварство? Конечно, варварство, скажут искусствоведы. Справедливое возмездие – скажут историки, хоть с ними многие и поспорят. Правы, тем не менее, и те и другие…

Схема расположения комплекса Domus Aurea в 68 году н.э.. Территория, занимаемая виллой, покрыта точками. На месте озера в центре(«Lake») ныне стоит Колизей. Справа и чуть выше от озера контурами отмечено крыло дворца на Эсквилине. Фреска в одном из залов Эсквилинского крыла дворца. Статуя музы с отбитым лицом, найденная и ныне находящаяся в Domus Aurea. Видны отверстия в стенах – упоры для крепления балок перекрытия. Красная полоса на штукатурке обозначает нижнию линию у пола, над ней видна заложенная дверь верхнего яруса.

Рассказ о Золотом доме Нерона мы начнет с короткой характеристики личности самого Нерона. Изображать его исключительно черными красками было бы неправильно. Даже Траян, проведший такую решительную вивсекцию комплекса Нeрона, говорил, что он был бы счастлив править Римским государcтвом так, как это делал Нерон свои первые пять лет...

Император Нерон (официальное имя - NERO CLAVDIVS CAESAR AVGVSTVS GERMANICVS) родился 15 декабря 37 г.н.э. Римской империей он правил с 13 октября 54 года н.э. по 9 июня 68 года н.э. Нерон стал нарицательным персонажем, прославив себя в веках как символ разврата, непостоянства и самолюбования; он воплотил едва ли не все пороки человеческие. В сети имеется немало текстов посвященным этой личности. Для себя отметим тут следующее. Несмотря на экстравагантность, Нерон был человеком культуры. Познания он черпал у других, но стремился также оставить в ней и свой след. В противоположность другим цезарям он никогда не был хорошим оратором. Тацит это подчеркивает: «С ранних лет он использовал живость своего ума в другом направлении: вырезать, гравировать, рисовать, петь, приручать и объезжать лошадей. Иногда он сочинял и читал свои стихи, что свидетельствует о его культуре». Подобно всем императорам, Нерон поручал своим советникам писать для него политические речи. Первым был Сенека. После его отстранения, место заняли другие, иногда Нерон сам составлял свои речи. Скажем о двух из них. Первая провозглашает освобождение Греции. Вторая родилась в последние часы жизни: призыв к жителям Рима поддержать его. Текст был обнаружен позже в личных бумагах. Нерон проявлял определенный интерес к наукам о природе с целью ее сохранения — предпринимал поездки за пределы империи для изучения окружающей среды. Он любил разговоры с мудрецами, чтобы тренировать свой ум и оттачивать остроту реакции. Прежде всего Нерон был артист. Если использовать лексику классицизма, в конце жизни его темперамент соответствовал барокко, сильнее проявились эксцентричность и стремление к самовыражению. С первых дней правления в Александрии народ чествует отца и защитника муз. Он любит, когда его встречают аплодисментами на сцене как поэта или актера, кифариста, музыканта, атлета. Нерон всегда считал себя не пылким любителем, а настоящим артистом, профессионалом. В разгар кризиса 68 года не он ли воскликнул: «В искусстве — наша жизнь!» Он считал себя величайшим артистом своего времени. А также первым кифаристом, одновременно был не чужд поэзии, как мы уже отмечали. Сенека утверждает, что изъяснялся он в своих стихах «превосходно», проявляя заботу о ясности, точности и правдивости. Тацит, правда, обвиняет его в плагиате. Светоний согласен с Сенекой и настаивает на том, что Нерон сам пишет стихи и очень прилежен в работе. Весы склоняются в пользу версии Светония и не только потому, что биографы могут просмотреть записи, начертанные его собственной рукой, и убедиться, что они не переписаны ни с рукописи, ни с голоса, а придумывались и сразу записывались, в них много исправлений и зачеркиваний.

Был ли у него талант? Трудно сказать. Однако, видно, что и Тацит и Светоний признают в нем наличие определенной ловкости. Он сочинял стихи охотно и без труда, но, если где-либо упоминалось о плагиате или плохом качестве, то император переживал это тяжело. Есть свидетельства, представляющие образ поэта-эрудита, тонкого и увлеченного. Поэтическое наследие Нерона достаточно обширно и разнообразно. В каталоге его произведений фигурируют поэмы религиозного содержания, трудные для понимания. Отпечаток ли это приобщения к таинствам Ма-Беллоны и Митры? Трудно сказать. Есть произведения, написанные по определенному поводу. Примером тому являются стихи в знак благодарности богам, сохранившим ему жизнь, когда в Неаполе в 62 году театр ушел под землю, едва зрители успели разойтись. Нерон писал также стихи и поэмы лирического и эротического содержания — чувственные, сладострастные и похотливые. Он воспевает янтарные волосы Поппеи: текст обнаруживает его вкус к выражениям утонченным, изящным и редким. В одной из поэм, созданной до 64 года, он нападает на Афрания Квинтиаиа, в другой — на физические и нравственные недостатки Клавдия Поллия. В этом же стиле он сочиняет поэму, где критикует царя Митридата, понтийского монарха. Нерону принадлежат также драматические трагедии, в которых он участвовал сам и пел на сцене, подыгрывая себе на кифаре. До нас дошли названия только двух из них — «Аттис» и «Вакханки».

Именно такой человек мог создать самый большой и роскошный дворец античности, воплотив в нем саму идею земного элизиума. Разумеется, у каждого свои понятия о райском саде. Нерон, при своей воистину глобальной утопичности, создал свой Золотой дом с истинно императорским размахом, показав тем самым что он, по сути может все, как те олимпийские боги, которым ничего не стоит реализовать сон в явь. Семейная обстановка, в которой вырос Нерон, ничем не отличалась от характера всей той эпохи. В детстве он был впечатлителен и восприимчив, но даже самое малейшее проявление у него человеческих чувств немедленно пресекалось. Учителя и воспитатели считали, что внуку Германика больше подобают суровость и твердость солдата, нежели поэтическая сентиментальность. А юного Нерона влекли музыка и поэзия, живопись и скульптура; он любил рисовать, петь, заниматься чеканкой, обожал театральные представления и цирковые игры. Поэтому нет ничего удивительного, что живая, реальная жизнь стала для Нерона жалкой и будничной; человеческие чувства, не встречавшиеся в сконцентрированном виде или не выражавшиеся эстетично, его не трогали. Живя в призрачном мире, служа лишь культу вечной красоты, Нерон не принимал действительность с ее суровыми законами, так плохо мирившимися с его дивными фантазиями. Он был воспитан на мифологии и искусстве.

Фотографии остатков отделки Domus Transitoria с Палатинского холма... ...все фрагменты ныне находятся в музее на Палатине. Сохранились детали напольного покрытия (прообраз флорентийской мозаики), а также настенные фрески. Фото автора.
Проходной дворец. Показано его местоположение на Палатине между дворцом Тиберия, криптопортиком и восточной частью палатинского холма. Для увеличения схемы кликните картинку.

Нерон мечтал о дворце дворцов, практически жил этой идеей. План такого грандиозного дворца был составлен архитекторами Севером и Целером. Север и Целер (Severus и Celer), по словам Тацита, «обладали талантом и смелостью издеваться над императорской казной и добиваться искусством того, в чем отказала природа» (Тацит, Анналы, кн. XV ст. 42). По их замыслу это был целый дворцовый комплекс, в который входили рощи, поля, луга, виноградники, фруктовые сады, искусственные пруды. При планировании дворца для Нерона Север и Целер вознамерились создать не один дворец, а своего рода дачную резиденцию в центре Рима. Они задумали представить в ограниченных пределах образцы египетского и восточного дворцово-паркового искусства, представить целый мир в миниатюре, воссоздать в центре столицы как бы естественную природу - красивые виды и островки сельского уединения. Причем царская резиденция должна была соединяться со всеми частями Рима, поэтому она представлялась городом, который был выстроен в окружающей его деревне. В своем проекте Север и Целер совместили одновременно элементы римского загородного поместья, кампанской виллы и дворцовой резиденции, и этим очень угодили Нерону. Однако возведение "Золотого дома" тогда могло бы и не осуществиться. Помимо финансовых затруднений, Нерон столкнулся с религиозным законом и обычаем римского народа. Огромная площадь, которая была необходима императору для застройки, как уже указывалось выше, была занята дворцами, храмами, общественными зданиями и другими сооружениями. С частными лицами и государственными учреждениями можно было столковаться, но вот святыни и монументы? Вопрос об их снесении даже обсуждению не подлежал - ни под каким предлогом!

Эти препятствия могли оказаться для Нерона непреодолимыми, но случившийся в Риме в 64 году пожар сыграл на руку императору: причем сыграл настолько, что общественное мнение заподозрило в нем предумышленного виновника. Несмотря на казнь «поджигателей», а ими официально объявили христиан, слухи, компрометирующие императора, продолжали держаться. Нерон сам давал им пищу, скупив за дешевую цену огромный участок земли между Палатином и Эсквилином и начав там строить роскошный дворец — «Золотой дом». После пожара Нерон энергично взялся за восстановление Рима, произвел денежные раздачи раздачи среди граждан. Сестерций, представленный слева, как раз и посвящен этой тематике, изображая Императора, "раздающего блага гражданам" (отчеканено в 64-68 г.). На монете мы видим Нерона, сидящего на платформе и гражданина, подошедшего слева и стоящего с протянутой рукой. Вольноотпущенник с абака производит выдачу средств.

Одновременно с восстановлением города возводился и дворец для императора. Главный вход во дворец располагался на Форуме, в том месте где сейчас стоят руины храма Венеры и Рома (построен при Адриане), а вела к нему часть Священной дороги (Via Sacra). Чтобы придать ей монументальный характер, Нерон повелел построить по обе стороны от дороги большие арки.

Реконструкция территории Золотого Дома – до пожара...

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)