АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.А. ФЕТ (1820 - 1892)

Читайте также:
  1. Жизнь Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895)

Борис Бухштаб «Фет» и «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества»:

Творческий мир (мотивы): Основной тон поэзии Ф. - светлый, жизнерадостный, осн. настроение - душевного подъема. Упоение красотой, любовью, природой, искусством, грезами – осн. эмоц. содержание поэзии. Есть и грустные стихи (о грядущей смерти, утрате лучших чувств, печали воспоминаний), но и здесь преобладает мажорный тон. Однако он вовсе не свидетельствует об оптимистическом мировоззрении! За «прекраснодушной» поэзией стоит глубоко пессимистическое мировоззрение. Недаром Ф. так увлекался пессимистичнейшей философией Шопенгауэра. По Ф., жизнь печальна, искусство радостно. Жизнь - торжище инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, с редкими проблесками наслаждений. Не веря в прогресс, в совершенствование чел-ка и жизни, Ф., вслед за Шопенгауэром, видит выход из мира страдания только в погружении в мир красоты. Всё практическое, социальное исключается Фетом из него («мир скуки и труда»). Там, где Фет говорит об искусстве, у него появляется мотив томительности жизни: «О, окрыли — и дай мне превозмочь Весь этот тлен бездушный и унылый!» («Как нежишь ты, серебряная ночь...»). В сферу красоты включаются традицион. лирические мотивы природы и любви, различные душевные переживания и настроения, далекие от практической деятельности и социальной жизни. Особенно поэтична область грез, снов, мечтаний. Всё это и составляет основной круг тем и мотивов лирики Фета.

Природа. Описана кокретнее, чем у предшественников Ф. У него находим не только традиционных орла, соловья, лебедя, жаворонка, но и птиц: лунь, сыч, кулик, чибис, коростель, стриж, грач; не только дуб, тополь, березу, иву, но и пихту, можжевельник, вяз, ясень и т.д. Ф. обычно воспроизводит картины среднерусской природы. Умение передавать изменения в природе (приближение весны в стих. «Еще весны душистой нега...»). Природа - объект эстетического наслаждения. Она растворяется в чувстве лирика, служа средством выражения чувства. Она очеловечена: роза «странно улыбнулась», звезды молятся, пруд грезит. Этими образам Ф. превращает мир в одно целое, объединенное настроением поэта. Чувство поэта одушевляет этот мир, «где воздух, свет и думы — заодно» («Знакомке с юга»).

Любовь. Она, по словам Ф., «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить» (из письма Полонскому). Любовь абстрагирована от конкретных условий, в которых она протекает: она вне времени и места. Образы лирического героя и его возлюбленной обычно бледны, неиндивидуальны. Ф. интересует чувство, но не люди, переживающие его. Самое же чувство (не только любовное) передается не столько в своей целостности, сколько в деталях, в тонких оттенках и нюансах. В этом своеобразие Фета.

Ф. в поэзии стремится передать смутные, иррациональные душевные движения («Мы одни; из сада в стекла окон...» - настроение создает фантастическую феерию из обычной майской ночи). Чувство у Ф. часто противоречиво («...безумно-счастливым Я горем в душе опьянен» из «Не нужно, не нужно мне проблесков счастья...»). Через всё тв-во проходит тема-мотив «бедности слова» («О, если б без слова Сказаться душой было можно!» из «Как мошки зарею...»). Поэзия в поним. Ф. независима от сознательных целей автора («не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет» из стих. «Я пришёл к тебе с приветом...»), она не рассудочна, близка к «немой речи» природы, связана со «снами», «неясным бредом» и, как музыка, навевает настроение звучанием (напр., «Нет, не жди ты песни страстной...»).

Подбор звуков в стихах Ф. гораздо ощутимее, чем у его предшественников. «Рассудочной» поэзии противопоставляется «песня», логическому принципу — «музыкальный». «Музыкальность» Ф.! Особую ценность имеет всё, что близко средствам музык. воздействия: подбор звуков, ритм, мелодия стиха. Часто тема стих-я развивается как музыкальная тема - переплетением повторяющихся мотивов. Постоянен у Ф. «рефрен».

Традиции Ф. идут от романтиков Жуковского и Тютчева. От них идет поэзия «настроений», устремленная к передаче внутр. мира поэта и тяготеющая к субъективности и импрессионизму (субъективные ассоциации в «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...»). Часто определения Ф. характеризуют не столько предметы, сколько ассоциации, кот. вызываются этими предметами (эпитеты «звонкий сад», «тающая скрипка», «румяная скромность»). Импрессионистич. уклон поэзии Ф. делает его предшественником рус. символизма. Переклички с пушкинской поэзией, рус. реалистической лит-рой (Тургенев).

Жанры: В циклах «Гадания» и «Баллады» Фет перекладывает в стихи народные поверья, заимствованные из популярных этнографических сборников, пытается имитировать народный склад речи, интонации. Все это было наносным, отпало. Далее, опыты Ф. в «антологической» поэзии (но тоже на периферии тв-ва). Особенности: холодноватая рассудочность, отрешенность от страстей, ясная композиция, описательность, мастерство стиха, использование классических размеров. Успех антологических стих-й Ф. Они восходят к 2-м источникам: написанные александрийским стихом – к элегиям Шенье, элегическим дистихом – к «Римским элегиям» Гете. Примеры «ант.» поэзии Ф.: «Диана», «Венера Милосская», «Нимфа и молодой сатир». Т.о., стихи Фета тяготели к 2-м полюсам: к «рациональному» и «мелодическому» (ориентация на романс). К старости углубилось философское содержание и появился новый жанр философской «думы». Это стихи о мудрости и силе природы, о пошлости обыденной жизни и выходе из нее в мир красоты, о власти искусства, о бедности человеческого познания и проч. В стихотворения личного, лирического содержания проникает теперь ораторский стиль («ораторская» линия), учительная интонация, особ. в закл. строках («А. Л. Бржеской»). Т.о, поэтическое наследние Фета включает: элегии, поэмы, «антологические стихотворения», баллады, послания, философские «думы», публицистич. стихи, переводы.

Ниже представлены стихотворения (либо фрагменты из них), которые упоминались в ответе на этот вопрос. Если в ответе уже дана цитата из стихотворения,значит, его здесь не будет, т.к. цитата уже объяснила всё, что нужно для понимания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)