АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. Е. Кручёных

Читайте также:
  1. Велимир (Виктор Владимирович )Хлебников (1855-1922)
  2. Направления в русском авангарде
  3. Слово как таковое (1913)

ЗАБЫЛ ПОВЕСИТЬСЯ

ЛЕЧУ К АМЕРИКАМ

НА КОРАБЛЕ ПОЛЕЗ ЛИ

КТО

ХОТЬ был ПРЕД НОСОМ

1913

К Т***

 

Тебя злоречие смешает

С иной бездушною толпой

Или — что хуже — не узнает

Души торжественно святой

 

Ты не желала скуки власти

Ни сладострастия побед

Живешь далекая напасти

Под отчим кровом столько лет

 

Холодной влагою объята

Ты предаешься воле ей

Готова томно плыть всегда ты

И видеть всплеск огней

 

И ни на что не променяешь

Ты грустно блещущий венец

И не заботяся пленяешь

Покой измученных сердец

 

Ты нам пример явила строгий

Средь нив бесплодной красоты

Трепещет наш удел убогий

И для тебя несет цветы

 

Часы музЫке предавая

Иль смотришь снега чистый свет

В небесном взором утопая

Мечтой умчавшись в глуби лет

 

Или как тихая русалка

Глядишь глаза цветы тоски

Средь ночи бродишь в теми парка

Иль вдруг разбудишь сткло реки

1913

Фрот фрон ыт

не спорю влюблен

черный язык

то было и у диких

племен

1913

 

Та са мае

ха ра бау

Саем сию дуб

радуб мола

аль

1913

 

64. Литература 1920 — 1950-х гг.: границы периода, новые социокультурные условия развития литературы, магистральные эстетические тенденции.

Лекции + Учебник + Интернет.

Границы периода:

 

1. (нижняя граница) 1917 – 1922-23

В 22-23 начинается массовый исход (эмиграция), литература рассекается на 3 потока (советская (метрополии), эмиграции, задержанная)

 

2. (верхняя граница) Приблизительно середина 50-х гг. – 1953

В 1953 году умирает Сталин, начинаются процессы оттепели, в 56 году происходит ХХ съезд КПСС

В эмиграции умирает Бунин, к концу 50-х годов умирают многие эмигранты первой волны

 

Период можно разделить на два этапа:

 

1. 20-е годы

2. 30-е – первая половина 50-х годов.

 

Паперный «Культура 2»

 

Культура 1 – полицентрическая модель культуры
Культура 2 – моноцентрическая, единый авторитетный стиль (как в соцреалистическом каноне)

 

Культура Два предполагает гармонизацию действительности в сторону устоявшегося, глобального, монументального, имеющего опору в историческом прошлом и сакрализирующего настоящее. Отсюда - изменение писательского приоритета: поворот от служения писателя массовому человеку к служению Сталину, Партии. (пик культа личности Сталина).

Культура-1 — это конструктивизм в архитектуре, Маяковский в поэзии, язык революционных ораторов — борцов с мещанством и бюрократизмом — и другие явления, которые легко вспомнит читатель, руководствуясь исторической памятью и чувством аналогии.

Культура-2 — это сталинские небоскребы, ВДНХ, кантата Исаковского о вожде, тяжеловесный канцелярит номенклатурного языка и другие подобные им явления.

Культура-1 питалась идеями мировой революции и в нестесненном виде существовала лишь в двадцатые годы. Культура-2 диктовалась потребностями строительства и защиты советской империи и существовала долго, хотя и видоизменяясь.

 

Литература 20 голов многоголосна, полифонична; Культура-2 стремится к одноголосию – открытие канона социалистического реализма.

 

Переход от одной Культуре к другой происходит не одномоментно, не зависит от воли человека.

 

Этапы этого перехода:

I. 1927 – разгром оппозиционного крыла Троцкого, Сталин становится единоличным лидером, начинаются первые «чистки» партии. Такой поворот не мог не сказаться на литературе

Пример: Воронский – главный редактор «Красной нови», гуманист. В его журнале находили пристанище работы Пильняка, Олеши, Платонова.

II. Травля писателей: Пильняк, Платонов, Замятин. Эта травля была организована РАППом, травили за публикацию своих произведений за рубежом.

+ 1929 – разгром академической школы (Фиче, Переверзев), которая получила ярлык вульгарно-социологической.

III. 1930 – разгром группы Перевал под лозунгом «Против буржуазной либеральной художественной литературы!»

IV. Дискуссии О ЯЗЫКЕ и О ФОРМАЛИЗМЕ.

V. середина 30х: Уничтожение Клычкова и Клюева, смерть Есенина и Ганина. Возвращение Горького в СССР, ему удалось спасти многих писателей.

1934 – убийство Кирова.

Ужесточение режима.

 

В 20-е годы писатели еще могут публиковаться за рубежом. В 1932 году выходит знаменитое постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое фактически отменяет все литературные группировки и создает единый Союз Советских писателей. Его создание было завершено в 1934 году, когда состоялся первый съезд Союза советских писателей. Фактически, литература полностью превращается в инструмент власти и в транслятора идей власти.

 

Знаменитая цепочка: Писатель – Читатель – Издатель – Критик, уже в 20-е годы в новых социокультурных условиях претерпевает существенные изменения, окончательно эти изменения завершаются и цементируются в 30-е годы:

 

1. Меняется писательская среда:

На общей сцене в советские годы сошлись действующие лица, принадлежащие к разным стадиям культурного развития – возникла качественно новая эстетическая ситуация.

У писателей, не желавших становится трансляторами канона, был небольшой выбор: либо эмиграция, либо смерть. Тщательно выживаются из литературного поля «временные попутчики», за которых стоял Троцкий (например, новокрестьяне).

На смену им новая власть пыталась сформировать новую писательскую среду: появляются студии Пролеткульта, где учат молодых писателей и поэтов – оттуда выходит немало талантливых авторов. Появляется новый писатель – из демократической, низовой среды: Либединский, Фурманов, Платонов, Иванов. Его восприятие мира не осложнено опытом предшествующей профессиональной культуры. Тем не менее, эти писатели обладали большим запасом жизненных впечатлений.

Появляются писатели из крестьянства – новокрестьянские писатели (Клычков, Есенин, Клюев).

 

2. Читательская среда.

Прежняя интеллектуальная среда разрушается – уходит читатель Серебряного века (эмиграция, Гражданская война).

Зато растет уровень грамотности населения (программа «ликбеза», осуществляемая государством). Но этот новый читатель имел потребность в своей литературе, агрессивно ее требовал – так появляется теория «социального заказа» (неслучайно появляется такой жанр, как «письма простых рабочих»).

Роль пролетарского писателя примерил на себя Зощенко (теория М.Голубкова о литературных амплуа). Зощенко использовал сказовую манеру, чтобы обратиться к новому читателю.

Новая читательская аудитория – армия слушателей студий Пролеткульта. Но под воздействием официальной пропаганды, новый читатель подозрительно и враждебно относился к художнику, связанному с предшествующим этапом литературного развития. Сознание своего права вершить суд над литературой новый читатель пронес через всю историю советской литературы (письма к Зощенко с требованием отобразить в рассказе бытовой эпизод, негодующие письма об авторе «Доктора Живаго», письмо простого рабочего Твардовскому в конце 60-х гг, в котором он выражал несогласие с общественной и литературной позицией «Нового мира»).

 

3. Критика.

В 20-е годы существовало множество литературных группировок, был возможен полилог, как в литературе, так и в критике. К 30-м годам роль критики меняется, из аналитической силы она перерождается в партийную дубинку (неслучайно заголовки статей тех времен звучат как судебные приговоры, иногда ими они и являлись).

Например, статья Ермилова “Клеветнический рассказ Андрея Платонова” (про «Возвращение»), которая продолжила травлю Платонова.

В 20-е годы в критике было возможно столкновение разных точек зрения, в 30-е такой возможности больше нет.

 

4. Издатель.

Происходит постепенная монополизация издательских мощностей. Уже в 17 году выходит «Декрет о печати», приостанавливающий деятельность «неугодных» новому правительству издательств. У писателей не оставалось выбора: либо писать в стол, либо печататься в официальных издательствах.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)