АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен «деревенской прозы» второй половины ХХ века. Творчество В.Г.Распутина, В.И.Белова, В.М.Шукшина и др

Читайте также:
  1. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  2. I. Феномен стадности
  3. II.12.4.Феноменология
  4. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  5. XX съезд КПСС. Процесс политической реабилитации и десталинизации во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. и его значение.
  6. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  7. Актерское искусство второй половины XIX века
  8. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)
  9. АЛЛАН КАРДЕК И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
  10. Английский материализм 17 века.
  11. Английское искусство XVIII века.
  12. Антигоспитальное в области психиатрии движение в мире во второй половине XX века

Из учебника Лейдермана и Липовецкого:

Деревенская проза: Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев (в названии билета нет). Писателям деревенской прозы принципиально чужды приемы модернистского письма, «телеграфный стиль», гротескная образность. Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают традиции сказовой речи. Поэтика «деревенской прозы» в целом была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить дискредитировавшую себя государственную идеологию. Возникновение и формирование деревенской прозы как литературного феномена 1960-1990-х гг. было обусловлено социально-историческими процессами, которые начались еще в 1920-1930-х гг. (период раскулачивания и массовой коллективизации) и были продолжены во время осуществления проекта по ликвидации «неперспективных» деревень в 1960-1970-х гг. - процессами, которые привели к тотальному раскрестьяниванию России.

Деревенская проза сформировалась (еще начиная с программной статьи Ф. Абрамова и «Матрениного двора» А.Солженицына) в полемике с соцреалистическим изображением колхозной жизни. В своем развитии она продолжила традиционную линию русской классики, проявившуюся еще со времен Н. Карамзина и А. Радищева + тв-во А.С. Пушкина («Деревня», 2ая гл.«Евгения Онегина») и продолженную в «Деревне» Д. Григоровича, «Записках охотника» И. Тургенева, творчестве Л.Толстого, «Деревне» И. Бунина, «В овраге», «Мужиках» А. Чехова, произведениях крестьянских писателей XX в. и др.

Писатели деревенской прозы видят в народе носителя идеала, но носителя именно нравственных ценностей, тех, которые вырастают не на почве классовой идеологии и социальных доктрин, а на почве бытия, житейского опыта, труда на земле, в непосредственном контакте с природой. «Простой советский человек» потерял эпитет «советский», его образ стал определяться не идеологическими, а бытийственными координатами – землей, природой, семейными заботами. Писатели не описывают “готовый” народный характер, берут его не в статике, а в динамике. Герои сами выносят себе нравственный приговор. “Деревенская проза” выработала поэтику, ориентированную на поиск глубинных опор духовного существования. Доминирующим принципом этой поэтики явилось стремление прозреть в непосредственно данном жизненном материале символы Вечного.

Из лекций Е. Ю. Зубаревой:

Деревня – архетип русской литературы и культуры с самого начала существования литературной традиции. Истоки деревенской прозы есть ещё в 1950-х гг., публицистика о селе (Овечкин «Районные очерки»). С другой стороны, появляется лирическая проза о деревне (Солоухин и др.). Собственно деревенская проза тоже появляется в 1950-х гг. («Братья и сёстры» Абрамова), и уже тогда происходит столкновение с соцреалистическим каноном. Термин «деревенская проза» условен. Вначале это была проза, в которой отражался интерес к истории и культуре народа, к взаимодействию человека и природы; особый тип героя, которому присуща естественность и интуитивность, оценивающего действительность с нравственных позиций; важность аспекта родовой памяти. Называли по-разному: сельская тема, «литература прощания» (Залыгин). Важен мотив финальности, рубежности. К рубежу относятся по-разному. В 1980-е гг. появился термин «экологическая проза», введено понятие «онтологическая проза». Деревенская проза тяготела к изображению светлого человека, который чувствует своё родство с землёй. Она ищет народный идеал, выявляет народную психологию, этику, эстетику; настаивала на самобытности вклада такого взгляда на мир и социум. В целом можно говорить об особой ментальности писателей и героев.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)