АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исламская политическая культура

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Авторитарная политическая система.
  5. Адхократическая культура
  6. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  7. Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г.
  8. Американская культура XIX в,
  9. Андроновская культура
  10. Антикультура, контркультура, субкультура.
  11. Арабская культура
  12. Афанасьевская культура.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.

Фактор усиления роли ислама определяется, прежде всего, наличием группы государств, условно объединяемых понятием «мусульманский мир». К нему принято относить 57 государств – членов Организации исламского сотрудничества. В цифровом выражении это полутора миллиардное население, одна пятая территории, почти третья часть экономических и половина энергетических ресурсов Земли. Сама атрибутика «исламский» присутствует в официальных наименованиях более десятка государств. Ислам в последние годы переживает созидательный бум. Так, например, в 1998 году впервые членом ОИС стало латиноамериканское государство – Суринам. В 2002 году к Организации на правах наблюдателя присоединилась Россия.

Надо отметить, что в отличие от христианства он и поныне означает для своих последователей нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений, культуры. Отсюда проистекает способность ислама к политизации и адаптации. В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,6 миллиарда человек. Каждый пятый в мире считается мусульманином. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире. На начало 2010 года в Казахстане официально признают ислам 6,9 миллиона человек, из 2300 религиозных и культовых общин 1275 – мусульманских.

Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам - это последовательно монотеистическая религия. Отсюда вытекают два важных принципа: принцип полной покорности и священности государственной власти. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет». Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи).

Следующий важный момент исламской политической культуры – надэтническое мышление. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. Следовательно, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». Таким образом, повторяя мысль русского философа В. Соловьева, миссия ислама не ограничивается национальными идеями – она мыслится гораздо шире. Таким образом, мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления, это универсальная культура. И сами правоверные мусульмане понимают свою миссию как всемирную. Именно поэтому в мусульманской культуре отсутствует национализм в современном понимании этого слова.

С другой стороны, нельзя обойти вниманием одно важное противоречие. Хотя Мухаммед был убежден, что решающее значение принадлежит проповедям ислама, духовному воздействию, в Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении. Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины.

Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, пророк Мухаммед выдающийся прагматичный государственный деятель. Он сумел создать сильную мировую империю. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей.

Основные религиозные заповеди Корана, которые носят политический характер и направлены на усиление государства: устранение частной вражды; запрещение ростовщичества; налоги на ведение войны; подчинение лидеру, обожествление его.

С другой стороны, есть мирские обещания ислама, которые также имеют отношение к политике: отсутствие аскетизма; признание как положительного стремления к богатству и почету; требование соблюдения сословного достоинства; подчиненное положение женщины.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Направленные на развитие государства, бизнеса: надёжность и верность (аль-амана); терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх); достоинство и самоуважение (аль-изза); поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм); желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт); разумное управление своими средствами (аль-иктисад).

Теперь сделаем небольшой экскурс в политическую культуру современных мусульманских государств.

Объединенные Арабские Эмираты – самое молодое исламское государство, созданное более 40 лет назад. Здесь ислам как религия и как закон слиты воедино, несмотря на то, что перед нами динамично развивающееся государство, шаг за шагом накапливающее демократический потенциал.

Коренной житель Эмиратов рождается защищенным целым рядом законов, которые имеют религиозное происхождение. Например, собственниками земли здесь могут быть только арабы; собственниками недвижимости тоже только они.

Аналогичная картина и в сфере бизнеса – на любом предприятии 51% неизменно остается за местными жителями. Например, Дубайская инвестиционная компания имеет следующее распределение акций: 25% - правительству, 25% - шейхам, 50% - народу. Одна акция стоили 5 дирхамов, что вполне по карману каждому жителю страны. С другой стороны, наблюдается жесткость и суровость по отношению к лицам, нарушившим закон. В результате, преступление – исключительное явление, и совершается, как правило, приезжими.

Таким образом, соединение религиозных заповедей с правом, порождает высокий авторитет права, что лежит в основе формирования правовой культуры. Религия влияет и на бизнес в ОАЭ. Накопление богатства связано с достижениями и рассматривается как признак успеха. О прибылях принято говорить открыто, а цены устанавливаются твёрдо: в зависимости от потребностей рынка, а не от величины прибыли. Существует некоторая ритуальность и определённый порядок, который определяется традициями племенной преданности, чести и гостеприимства. Многие традиции западного мира видятся как угроза для основных исламских семейных ценностей. В основном, бизнес ведётся честным способом, мошенничества достаточно эффективно пресекаются, а недобросовестное поведение осуждается деловым сообществом.

Можно сколько угодно говорить о силе денег, полученных от продажи природных богатств. Однако история знает, когда деньги приносили не благополучие, а разрушение: богатый процветающий Рим пал под натиском нищих варваров. Благополучие в Эмиратах построено не на силе денег, а на силе исламских традиций. Интересна традиция, также идущая от Мухаммеда, шейхи на личные средства строят дороги, больницы, систему озеленения. Таким образом, этика ислама – этика конкретных норм, основанная на законе и не терпящая обмана, она сугубо практична, интересуется не мотивами поступков людей, а их конкретными поступками. Ислам не отделяет мирскую жизнь от религиозной. И если в Европе, интересуясь той или иной политической фигурой, спрашивают, каковы его политические цели, то в исламских странах интересуются, что он уже сделал во имя Аллаха.

Таким образом, современный опыт исламских государств свидетельствует о том, что мусульманская культура способна накапливать и развивать демократический опыт, формируя особый тип восточного демократического режима.

 

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить

Ф. Тютчев


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)