АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет № 22 Философский иррационализм: основные идеи и направления

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  9. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  10. VI.3. Наследственное право: основные институты
  11. А) возникновение и основные черты
  12. А) ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЕРНОЙ ПЕРЕДАЧИ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ

 

 

Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс представляли классическое рационалистическое направление в философии XIX века. С 60-х годов возникает и другое течение — иррационализм. Утверждению рационализма о том, что миром управляет разум, было противопоставлено другое – миром управляет слепая воля, инстинкт, страх, отчаяние. Появление подобных взглядов имело определенные основания: к середине XIX века становится все более очевидным, что развитие просвещения, прогресс знания и науки бессильны исключить из жизни общества рост насилия, преступности, распространение различных предрассудков и ложных мифов. Критики классического рационализма отрицали способность разума ориентировать человека в сложном мире, учитывать существенные стороны его жизни. Необходимо также отметить, что тенденции к ограничению теоретического разума отчетливо проявлялись в развитии самой классической философии. И. Кант, например, отказывал разуму в познании сущности, Г. Фихте исходил из приоритета нравственного разума над теоретическим, Ф. Шеллинг провозглашал высшей способностью разума не рационально-теоретическое мышление, а интуицию. Таким образом, возникновение иррационализма имело как внутренние, так и внешние причины и предпосылки.
Наиболее влиятельными направлениями иррационализма XIX века являются: волюнтаризм, философия жизни. Одним из основателей волюнтаризма – А.Шопенгауэр (1788–1860). В своем главном произведении «Мир как воля и представление» он утверждал, что сущностью мира является неразумная воля как слепое, бесцельное влечение к жизни, имеющая мировой, абсолютный характер (монистический волюнтаризм). Мировая воля дробится на бесчисленное множество «объективаций», что и определяет всеобщую борьбу «каждого против всех» как в природе, так и в обществе. Высшая ступень объективации – человек, разум которого подчинен воле. Разум, или представление, лишь возбуждает волю, порождает бесконечную череду желаний и потребностей. Человечество можно уподобить, по Шопенгауэру, пассажиру экипажа, лошади которого понесли. Неудовлетворенность желаний – причина глубоких разочарований и пессимизма, являющихся постоянным состоянием души. Путь к спасению один – необходимо остановить распаленную волю при помощи искусства, творчества или обуздать ее путем воздержания по примеру буддизма. Руководящий принцип морали заключен в со-страдании, которое в своем высшем проявлении тождественно осознанию «боли всего мира». Именно сострадание «умерщвляет волю» Я, ведет к истинной безмятежности и совершенному отсутствию желаний. А.Шопенгауэр выступает непримиримым оппонентом философской системы Гегеля. На этом основании между ними существовали и неприязненные личные отношения.
С критикой идей Гегеля выступил и другой крупнейший мыслитель-датский религиозный философ С.Кьеркегор (1813–1855). Он в своем творчестве впервые противопоставил гегелевской «системе» внутреннюю жизнь человека – «экзистенцию», которая непроницаема для мыслей и всегда ускользает от ее подлинного понимания с помощью абстракций. «Объективность», «научность» гегелевских понятий и категорий, утверждает Кьеркегор, не в состоянии выразить внутреннюю жизнь человека, его переживания, стремления, страхи, радости. Философ разрабатывает и формирует теоретические средства для описания, например, таких состояний, как ожидание неминуемой смерти, медленное мучительное умирание и т.д. В этом отношении весьма характерно одно из основных его трудов – «Страх и трепет». Отсюда делается вывод о принципиальной неприменимости научного метода в самопознании человека. Подлинное познание может осуществиться только лишь в результате перехода к «самому себе» как уникальному существу и отказа от предметного бытия – «неподлинного существования» человека. «Объективной» диалектике Гегеля, по Кьеркегору, лишающей человека свободы выбора и подчиняющей его анонимной истории, противопоставляется «эк-зистенциальная» диалектика, сохраняющая отношение человека к Богу. Несостоятельность рационализма мыслитель видел в том, что он пытается познать и понять мир с помощью общих понятий и категорий, но высшая истина заключена в индивидуальном, единичном, случайном. В рационализации, т.е. подавлении единичного общим С. Кьеркегор усматривал деградацию религии и культуры. По праву считается предвозвестником одного из основных направлений философской мысли XX века — экзистенциализма.
Творчество Ф. Ницше (1844–1900) лежит у истоков другого направления — философии жизни. Под влиянием А. Шопенгауэра и Р. Вагнера (немецкий компо-зитор и публицист) продолжил развитие идей волюнтаризма. Ф. Ницше отверг положение об усмирении воли, о необходимости аскетизма как средства к спасению. Напротив, в основе бытия он видит стихийное становление, «волю к власти» как присущую всему живому тягу к самоутверждению. Исторический процесс осуществляется как борьба за власть множества воль (плюралистический волюнтаризм). Причем борьба должна проходить по правилам рыцарских турниров или спортивных состязаний. «Пусть победит сильнейший», - вот подлинный пафос жизни. Романтическим идеалом и целью истории выступает «сверхчеловек» как воплощение аристократизма, предполагающего существование господ и рабов.
Роль философии заключается, по Ницше, в создании мифов, побуждающих людей к движению по дороге жизни. Разочарование в мифах, их циничное развенчание замедляют движение. В середине XIX века рухнули христианские мифы, которые проповедовали не победу сильного, а жалость к слабым. Подобная установка лишает историю внутренней энергии, разрушает человеческую волю. В результате религия исчерпала свои возможности в определении целей исторического развития. «Бог умер!», - провозглашает Ницше. Цель жизни – сама жизнь, понятая как постоянная борьба.
Ф.Ницше в полемике против рационализма часто использует античные ми-фологические образы. Так, например, упоминается роковая противоположность между «жизнью» - дионисийским началом и «разумом» – апполоническим нача-лом. Философия жизни Ф.Ницше получила свое дальнейшее развитие в трудах О.Шпенглера и А.Бергсона.
Немецкий философ и историк О.Шпенглер (1880–1936) в книге «Закат Европы» нарисовал картину близкой гибели западной цивилизации. В основе всего существующего он видит жизнь, проявляющуюся как мир и как душа. Мир тождественен природе, которая характеризуется причинностью и закономерностями. Душа же воплощена в историю, где нет места законам. История, по Шпенглеру, это множество замкнутых «организмов», культур (египетская, индийская, китайская и т.д.), выражающих коллективную душу народа. Каждая из них развивается в соответствии с определенным циклом: докультурное состояние, культурный период, цивилизация (закат культуры). Европейская культура находится в стадии цивилизации, т.е. в состоянии заката.
А.Бергсон (1859–1941), французский философ, видный представитель интуитивизма и философии жизни. В качестве подлинной реальности рассматривает жизнь, под которой понимается целостность всего сущего, коренным образом отличающаяся как от материи, так и сознания. Последние являются продуктами распада жизненного процесса. Жизнь не постижима сознанием, разумом. Это удел интуиции, которая проникает в предмет и сливается с ним. Интуиция позволяет познать жизнь как таковую, интеллект же оперирует мертвыми продуктами распада. Источник развития жизни – жизненный порыв (elan vital), определяющий также и творческие потенции человека. По мере ослабления этого порыва жизнь распадается и превращается в материю. Особое значение Бергсон придавал концепции времени (длительность), в процессе которого разворачивались свободные творческие акты личности.
В бескомпромиссном диалоге между рационализмом и иррационализмом проявляется неудовлетворенность просветительским идеалом человека, осознание необходимости новых подходов в постижении его сущности и места в мире.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)