АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словарь терминов по истории средних веков

Читайте также:
  1. A)нахождение средней из двух соседних средних, для отнесения полученного результата к определенной дате
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. I. Правила терминов
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. III. Методологические основы истории
  6. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  7. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  8. IV. Далее в этой лабораторной работе необходимо создать и сохранить запрос для отображения средних цен на все товары по таблице «Товары».
  9. IX. Словарь топонимов
  10. MFG/PRO – лучшее решение для крупных и средних промышленных предприятий с дискретным типом производства
  11. VIII. Словарь терминов и персоналий
  12. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе

Министерство образования и науки Украины

Таврический национальный университет

Им. В.И. Вернадского

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Л.С. Моисеенкова

Словарь терминов по истории средних веков

 

для студентов 2 курса дневной и заочной форм обучения специальности 6.030300 «история»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0303 История

 

 

Симферополь – 2009

 

АББАТСТВО – 1. Католический монастырь, обычно крупный, находящийся под управлением настоятеля – аббата или аббатисы, подчиняющийся только епископу или папе римскому. 2. Комплекс сооружений, принадлежащий монастырской общине, в центре которого находилась церковь или собор. Первым европейским А. был монастырь Монте-Кассино в Италии, основанный в 529 г. Св. Бенедиктом Нурсийским.

 

АВГУСТИНЦЫ – нищенствующий монашеский орден, утвержден папой римским Александром IV в 1256 г. Возник на основе объединения ряда монашеских конгрегаций, которые следовали правилам, разработанным Аврелием Августином.

 

АВТОКРАТИЯ – форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица - АВТОКРАТОРА (императора, короля).

 

АГИОГРАФИЯ – жанр церковной литературы, жизнеописания святых.

 

АДСКРИПЦИИ (ЭНАПОГРАФЫ) – приписные колоны в Византии, не имевшие земельной собственности и орудий труда. Были арендаторами земли и господского имущества, которым не могли свободно распоряжаться. А. были прикреплены к имению; им запрещалось покидать его без разрешения господина и даже вступать в брак за пределами поместья.

 

АЛЛОД – надел в составе «общей земли» у франков. Характеризовался наличием права пользования, права владения, регулируемого общиной; позднее – наследственное земельное владение малой индивидуальной семьи.

АЛЬБИГОЙЦЫ – представители еретического движения. Название произошло от г.Альби в Лангедоке. Альбигойство было распространено на юге Франции в XII-XIII вв. А. отрицали троичность божества, католические таинства, ад и чистилище, считали земную жизнь творением сатаны, проповедовали крайний аскетизм. Учение А. несло в себе черты манихейского дуализма.

 

АЛЬКАБАЛА – в Испании и подвластных ей странах налог на торговый оборот.

 

АЛЬМЕНДА – земельные угодья, находившиеся в общем пользовании крестьян-общинников: пастбища, выпасы, леса, пустоши, места рыбной ловли и т.п.

АНАБАПТИСТЫ – перекрещенцы, участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., гл. обр., в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения в сознательном возрасте, отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества.

 

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – национальная церковь Англии. Возникла в результате Реформации, проведенной Генрихом VIII (1509-1547). Согласно «Акту о супрематии» 1534 г. король становился главой церкви. Догматическая основа А.ц. формировалась под влиянием различных течений в протестантизме. В конечном итоге, в нее вошли «Книга общих молитв», составленная архиепископом Кентерберийским Т. Кранмером в 1549 г. и «39 статей» - символ веры, принятый при Елизавете I Тюдор (1558-1603) в 1571 г.

 

АННАЛЫ – в эпоху раннего средневековьяпогодные записи, краткие сообщения о наиболее значительных событиях года. А. составлялись обычно в монастырях или при дворах монархов. В период развитого средневековья разница между А. и хрониками практически стирается.

 

АННАТЫ – единовременный платеж в пользу папской курии с церковных владений, уплачиваемый в связи с введением в сан.

 

АНТИТРИНИТАРИИ – общее название приверженцев ряда христианских сект, отрицавших догмат о Троице (катары, ариане, анабаптисты и др.).

 

АПОРЫ – неимущие, византийские крестьяне, упоминаемые в «Земледельческом законе». По своему социальному состоянию А. почти не отличаются от основной массы крестьян-общинников, их бедственное имущественное состояние рассматривается как временное, но в то же время положение А. чревато окончательной утратой земельного надела и общинных прав.

 

АПОСТОЛИКИ – различные христианские секты, стремившиеся восстановить нормы жизни раннехристианских общин. Особенно яркое проявление – движение апостольских братьев в 1260 г. в Италии.

 

АПСИДА – полукруглое или полигональное помещение в восточной части церкви, в котором помещается главный алтарь.

 

АРИАНСТВО – течение в христианстве IV-VII вв., названное по имени его основоположника, александрийского священника Ария (256-336), отрицавшее принцип равносущности Бога-отца и Бога-сына как проявление двоебожия, не признававшее божественной сущности Христа. А. было осуждено как ересь на соборе 381 г. в Константинополе.

 

АРМАНЬЯКИ И БУРГИНЬОНЫ (Armagnacs et Bourguignons) - феодальные группировки во Франции 1-й пол. XV в., боровшиеся между собой за власть в правление слабоумного короля Карла VI (1368-1422). Арманьяков возглавлял граф Арманьяк, бургиньонов — бургундские герцоги.

 

АРХИЕПИСКОП – в христианской, затем в католической церкви титул епископа, который помимо власти в своем диоцезе, имел право верховного надзора над несколькими епископствами.

 

АУТОДАФЕ – публичная церемония оглашения приговоров испанской инквизиции. Первое А. состоялось в Севилье в 1481 г. В народном словоупотреблении А. включало также приведение приговоров в исполнение.

 

БАЛЬИ – представители королевской администрации во Франции XIII-XV вв., наделенные судебными, полицейскими и финансовыми полномочиями. Б. назначались королем и были ему подотчетны.

 

БАН – обязанность исполнения воинской службы вассалами, вальвассорами, горожанами. Аррьер-бан – привлечение к воинской службе всех зависимых.

 

БАНАЛИТЕТ – монопольное право сеньора на помол муки, выпечку хлеба, винокурение и т.д.

 

БАННЕР – один из трех основных видов знамени в средние века (наряду с пенноном и штандартом), квадратный или прямоугольный, всю его площадь занимало то же изображение, которое находилось на щите. На Б. имели право высшие разряды рыцарства, пэры и принцы.

 

БАПТИСТЕРИЙ – отдельное строение или помещение в церкви, предназначенное для совершения таинства крещения.

 

БАРОН – дворянский титул в странах Западной Европы. В период раннего средневековья Б. – держатель земли непосредственно от короля.

 

БАРОНИЯ – феод, значительный по размерам, зависимый непосредственно от сюзерена. При наследовании не подлежал дроблению.

 

БАРЩИНА – форма феодальной ренты, при которой условием крестьянского держания земли выступает труд на господской земле с использованием принадлежащего крестьянину инвентаря и скота. Распространение Б. обычно влечет за собой утверждение личной зависимости крестьянина. Соответственно, отмена Б. является главной предпосылкой личного освобождения крестьянства в Западной Европе в XIV-XV вв.

 

БЕНЕДИКТИНЦЫ – члены первого в Европе монашеского ордена Св. Бенедикта, основанного ок. 530 г. Бенедиктом Нурсийским в Монте Кассино (Италия). Устав ордена требовал постоянного пребывания в монастыре, воздержания, послушания, молитвы, физического и умственного труда. Орден Б. отличает особое внимание к образованию и обучению. Деятельность ордена оказала большое влияние на организацию монашеской жизни в Западной Европе. Женская ветвь ордена – бенедиктинки.

 

БЕНЕФИЦИЙ (от лат. beneficium - благодеяние) – в период раннего средневековья земельное владение, которое жаловал король (или другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу при условии несения им военной или административной службы. Впоследствии Б. превратился в наследственное держание – феод. В католической церкви Б. – доходная должность или земельный участок, полученное как вознаграждение духовным лицом.

 

БОГОМИЛЫ - название еретического движения в христианстве X—XV веков, которое появилось на Балканах (Болгария) и оказало влияние на французских катаров. Основателем движения был болгарский священник Богомил. Согласно учению богомилов, на протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила, и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и т. д. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря своей Божественной сущности сумел «разбожествить» Сатанаила, который оказался низвергнут в ад. То есть, в результате того, что последователи учения терпели несправедливость в окружающем мире и в церкви, у них возникло представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук Сатаны. Отрешаясь от погрязшего в грехах мира, они пытались обрести близость к Богу и таким образом обрести спасение. Они считали, что люди могут войти в царствие небесное только при условии крайнего аскетизма.

 

БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ - договор, заключенный 18 августа 1516 г. французским королем Франциском I с папой римским. Папа согласился на то, чтобы король назначал кандидатов на высшие церковные должности во Франции с последующим посвящением их папой, но зато частично было восстановлено право папы на получение аннатов. Король мог подолгу не замещать открывшиеся вакансии и брать в свою пользу доходы от церковных бенефициев. Он мог соединить несколько таких бенефициев в один и жаловать их своим людям, которые не обязательно были лицами, имеющими духовный сан.

Значение конкордата было чрезвычайно велико. Галликанизм церковный превращался в галликанизм королевский, церковь делалась государственным учреждением. Доходы католической церкви, крупнейшего землевладельца Франции, частично попадали в распоряжение короля. Назначение на высшие церковные должности превратилось в особый вид королевского пожалования. Прелаты церкви стали почти сплошь рекрутироваться из дворянских семей, и высшие церковные должности превратились в уделы младших членов благородных фамилий Франции.

 

БОНДЫ – в странах Скандинавии лично свободные крестьяне, имевшие свое хозяйство.

 

БОКЛЕНД – земельное владение в Англии, переданное королем церкви или светскому лицу в условное держание по грамоте. Население пожалованных земель попадало т.о. в зависимость от владельца Б. Институт Б. способствовал складыванию феодальных отношений.

 

БЮРГЕРСТВО – горожане, жители средневекового европейского города. В узком смысле – средние слои средневекового города – ремесленники и торговцы, в отличие от патрициата и городского плебса.

 

ВАГАНТЫ (от лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII-XIII вв. – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы В., в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

 

ВАЛЬВАССОРЫ – мелкие феодалы во Франции и Италии, рыцари без феодов, например, младшие сыновья, не получившие наследства. Лишены права инфеодации, суда, иметь знамя.

 

ВАЛЬДЕНСЫ – приверженцы средневековой ереси, возникшей в к. XII в. в Лионе, (основоположник лионский купец Пьер Вальдо). В. призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против богатства католической церкви, церковной иерархии, почитания креста, таинств, догмата о чистилище, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь В. распространилась во многих европейских государствах, в основном в среде ремесленников и крестьян. Несмотря на преследования католической церкви, В. просуществовали до 1848 г., когда их учение было официально разрешено.

 

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ -массовое избиение гугенотов в Париже, учиненное католиками в ночь с 24 на 25 августа 1572, ставшее поворотным пунктом в Религиозных войнах. Ответственность за Варфоломеевскую ночь одни историки возлагают целиком на Екатерину Медичи, другие на стихийный бунт (спровоцированный Гизами и Испанией), с которым король не смог справиться и который он попытался затем взять под свой контроль. Третьи считают, что правительство рассчитывало устранить лишь наиболее опасных гугенотов и переложить ответственность на герцога Гиза, однако вспышка стихийного насилия спутала все планы.

 

ВАСИЛЕВС - официальный титул византийских императоров, начиная с 626 года, когда на престоле находился Ираклий I (610 — 641 гг.)

ВАССАЛ – держатель феода, находившийся под покровительством сеньора; имел положительные обязанности по отношению к сеньору: помощи и совета; а также отрицательные: не замышлять ни против жизни, ни против здоровья сеньора, не раскрывать его тайн, не причинять вреда его крепостям и замкам, не наносить ущерба ни его чести, ни справедливости его суда, не чинить препятствий предприятиям сеньора. Обязанности налагались в форме оммажа и фуа (клятвы); это – военная служба 40 дней в году, участие в советах сеньора три раза в год, исполнение платежей за инвеституру, за передачу феода по наследству (рельеф), уплата феодальной помощи (при посвящении в рыцари, свадьбе, выкупе сеньора), предоставление сеньору права постоя, сдача замков сеньору по первому требованию.

 

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ - главные цирковые партии (димы) в городах Византии, где (как ранее в античном Риме) организовывались состязания (преимущественно конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии «болельщиков», получавшие названия по цвету одежды возниц (так, венеты - «голубые», а прасины - «зелёные»). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, денежные средства, которые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными организациями. После закона императора Константина (306-337) об «аккламациях» (праве городского населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к конце IV в. в своеобразные политические партии с некоторой социальной окраской. Всего димов было 4, но политическое значение приобрели лишь враждующие между собой венеты и прасины. Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократическое управление, православие, а прасины - с торгово-ремесленной верхушкой во главе - выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам. С начала V в. венеты и прасины стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определенное число вооружённых людей. В конце V и в VI вв. борьба между венетами и прасинами обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, так называемые стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых членов партий, они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против правительства (восстание «Ника» в 532 г.). К VIII в. венеты и прасины утратили политическое значение, роль партий ограничилась участием их представителей в торжественных празднествах.

 

ВЕРГЕЛЬД – денежное возмещение за убийство, которое выплачивалось убийцей и его родственниками родичам убитого. Уплата В. заменила кровную месть. Размер В. являлся показателем социального статуса убитого.

 

ВИЛЛАН – лично зависимый крестьянин в Англии; во Франции лично свободный, находившийся лишь в поземельной зависимости от сеньора.

 

ГАБЕЛЬ – налог на продукты потребления, продажу товаров, на право передачи наследства и т.д. во Франции, Германии и Италии. Во Франции Г. назывался налог на соль, который нерегулярно взимался с XIII в.

 

ГАНЗА (от герм. hansa – компания) – торговый и политический союз северонемецких городов в XIII-XVI вв. во главе с г. Любеком, созданный для защиты общих экономических интересов и обеспечения безопасности мореплавания. В период своего расцвета во второй половине XIV – первой половине XV вв. Г. включала более 100 городов, среди них Гамбург, Кельн, Штральзунд, Утрехт, Росток, Брауншвейг, Рига, Ревель; имела торговые конторы в Лондоне, Брюгге, Бергене, Новгороде и др. Г. осуществляла посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, ей принадлежала торговая гегемония в Северной Европе. С конца XV в. начался упадок Г.

 

ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ – две враждующие политические «партии» в Италии XII-XIV вв., возникшие вследствие «итальянской политики» германских императоров, нацеленной на включение Италии в Священную Римскую империю, и противостояния этой политике со стороны римских пап. Гвельфы получили свое название от Вельфов – герцогов Баварии и Саксонии, враждебных королевской династии Гогенштауфенов. Гвельфы имели пропапскую ориентацию. Гибеллины (от Waiblingen – родовой замок Гогенштауфенов) выступали на стороне императоров. Противостояние «партий» имело место как внутри городов-государств Северной и Средней Италии, так и в от ношениях между ними.

 

ГЁЗЫ (от фр. gueux – нищие) – вначале прозвище нидерландских дворян, обратившихся в 1566 г. к наместнице испанского короля Филиппа II (1556-1598) в Нидерландах Маргарите Пармской с петицией против преследования кальвинистов; затем участников партизанского движения, направленного против господства Испании в Нидерландах в 60-х – 70-х гг. XVI в. “Лесные гёзы» вели борьбу на суше, «морские гёзы» - на море. До 1571 г. Г. – основная военная сила восставших провинций.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ – высший сословно-представительный орган во Франции, состоявший из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия, заседавших соответственно, в трех палатах. Г.ш. собирались по инициативе короля, обычно для утверждения налогов и в случаях, когда королю требовалась поддержка своих политических шагов со стороны «сословий». Впервые Г.ш. были созваны Филиппом IV Красивым (1285-1314) в 1302 г. в связи с конфликтом с римским папой Бонифацием VIII. Функционирование Г.ш. знаменовало собой новую стадию развития феодального государства - монархию с сословным представительством (XIV- конец XV вв.)

В 1463 г. Г.ш. были впервые созваны в Нидерландах в г. Брюгге. Депутаты избирались провинциальными штатами. С образованием республики Соединенных провинций (1579-1795) Г.ш. стали ее высшим постоянно действующим законодательным органом.

 

ГИЛЬДИИ – хозяйственные, торговые, религиозные и пр. корпорации, целью которых была взаимная поддержка и защита. В XII-XIII вв. Г. – объединения купцов, в Англии купцов и ремесленников, связанные с потребностями межгородской и международной торговли. Г. включали купцов отдельных городов, иногда торговцев, специализировавшихся на определенном виде товаров. Каждый член Г. вел самостоятельные операции. Во главе стояли выборные советы и старейшины. Отношения внутри гильдии регулировались уставом.

 

ГОНФАЛОНЬЕР – знаменосец, с середины XIII в. во Флоренции и др. итальянских городах-государствах глава городской милиции, ополчения пополанов. В 80-х гг. XIII в. во Флоренции была введена должность «гонфалоньера справедливости», носитель которой стал во главе управления городом. Традиционно титул Г. Сен-Дени имели короли Франции. В XIII-XVI вв. римские папы наделяли почетным титулом Г. церкви европейских монархов и особо отличившихся деятелей.

 

ГОСПИТАЛЬЕРЫ (ИОАННИТЫ) – члены рыцарско-монашеского ордена, созданного в начале XII в. в Палестине. В 1070 г. при церкви Св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме был основан госпиталь для помощи больным паломникам. Из братии, обслуживавшей госпиталь, вышли основатели ордена, широко развернувшие свою деятельность после взятия Иерусалима крестоносцами. В XII-XIII вв. орден – богатый землевладелец, играл значительную военно-политическую роль в Иерусалимском королевстве. В 1291 г. вследствие неудач крестоносного движения Г. обосновались на Кипре, в 1309 г. на Родосе, а с 1530 г. – на Мальте. С этого времени они именовались также Мальтийским орденом. Одеяние Г. – красная накидка с белым крестом.

ГРАНДЫ – титулованная верхушка испанского дворянства, наиболее могущественные магнаты, обладавшие рядом почетных привилегий, например, оставаться в шляпе в присутствии короля.

ГРАФ – во Франкском государстве - должностное лицо, назначаемое королем для отправления административных, судебных, военных функций в соответствующем округе – графстве. В развитом феодальном обществе Г. – дворянский титул.

 

ГУГЕНОТЫ – во Франции XVI в. прозвище протестантов, преимущественно, кальвинистов.

 

ГУМАНИЗМ (от лат. homo – человек) – направление в философской и общественной мысли Возрождения, ставившего целью изучение наук о человеке – филологии и моральной философии; мировоззрение эпохи Ренессанса, ставившее в центр мироздания человека.

 

ГУФА – крестьянский земельный надел в Германии; пахотная земля, входящая в крестьянский надел.

 

«ДВОРЯНСТВО МАНТИИ» -во Франции XVI-XVII вв. – часть дворянства, состоявшая из лиц незнатного происхождения, главным образом, разбогатевших буржуа, получивших дворянский титул путем обретения (покупки) высокой государственной должности либо «благородной» земли. В XVI в. они именовались чаще робенами, т.е. «людьми мантии». В XVII в. робены получили право передавать дворянское звание по наследству.

 

«ДВОРЯНСТВО ШПАГИ» - во Франции XVI-XVII вв. – представители родового дворянства, чьей привилегией была военная служба.

 

ДЕСЯТИНА – в католической Европе отчисление в пользу церкви десятой части различных видов доходов, прежде всего, урожая.

 

ДЖЕНТРИ – среднее и мелкое дворянство в Англии XVI-XVII вв., использующее капиталистические методы ведения хозяйства т.н. «новое дворянство».

 

ДИМЫ – самоуправляющиеся организации свободных горожан (димотов) в ранней Византии. Д. имели кассы, управлялись димархами (распорядителями). Д. группировались вокруг зрелищ на ипподроме (цирке). Оформились 4 партии: венетов (голубых), прасинов (зеленых), левкиев (белых) и русиев (красных).

 

ДИНАТЫ — дословно «могущественные», «сильные». Так в Византии с Х века стали называть богатых землевладельцев.

ДИОЦЕЗ – территория, находящаяся в ведении епископа, епископство. Д. делился на приходы.

ДИСТРЕТТО – в Италии территория, подчиненная городу – метрополии, которая включала помимо сельской местности и другие города. Часто Д. перерастало в государственное образование – например, Флорентийская республика.

 

ДОЖ – глава Венецианской (пожизненный) и Генуэзской (избираемый на срок) республик.

 

ДОМЕН (от лат. dominium – власть) – совокупность земельных владений феодала, на которых непосредственно осуществляется его власть; часть поместья, на которой феодал вел собственное хозяйство, барская запашка.

 

ДОМИНИКАНЦЫ – члены монашеского ордена, «братья-проповедники», которые давали обет нищеты и обязательство проповеди против еретиков. Орден Д. основан Св. Домеником в 1215 г.

 

ДОНАТИСТЫ (от имени епископа Доната, руководителя донатистов) - участники религиозного движения в римской Северной Африке IV-V вв., направленного против официальной христианской церкви и римского господства; в основном рабы, городская и сельская беднота. Левое крыло донатистов составляли агонистики. Донатисты поддержали антиримские восстания 371-373 гг. и 397-398 гг.

ДОНЖОН – с X в. укрепленное жилище феодала – прямоугольная в плане башня на естественном или насыпном холме; с XI в. Д. – главная укрепленная башня замка.

 

ДОФИН – титул наследника престола Франции. Происходит от названия области Дофинэ, которая вошла в состав королевского домена в 1349 г.

ДУКА (ДУКС) (от лат. ducas - вождь) — воинская должность и титул имперского наместника, главнокомандующего войсками провинции (с IV века н.э.). Позднее - высокий византийский титул в армии и на флоте. В Х-XII вв. - наместник дуката, административной единицы на окраине империи. Командовал войсками и имел гражданскую власть. Иногда в дукат объединяли несколько фем, но одновременно были и дуки небольших местностей, имевших особое военно-стратигическое и политическое значение.

ЕПИСКОП (от греч. episkopos – надзиратель, блюститель) – в католической, православной, англиканской церквах – духовный сан, высшая, третья после диакона и священника ступень церковной иерархии. Е. мог иметь титул архиепископа или кардинала. Е. обладал высшей духовной властью в диоцезе (епархии).

 

ЕРЕСЬ (от греч. hairesis – особое вероучение) - течения в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

 

«ЖИРНЫЙ НАРОД» - в итальянских городах-государствах XIII-XV вв. часть торгово-ремесленного населения, отличавшаяся своим богатством от менее зажиточного или даже неимущего большинства – «тощего народа».

 

ИДАЛЬГО – мелкое и среднее дворянство, рыцарство в средневековой Испании. Термин возник в конце XII в.

 

ИЕЗУИТЫ (Общество Иисуса) – члены католического монашеского ордена, основанного в 1534 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации.

ИКОНОБОРЧЕСТВО -движение, которое возникло в Византии в первой половине VIII века, и было направлено против почитания икон, за укрепление светской власти и умаление влияния церкви. Иконоборцы, в числе которых были некоторые малоазийские епископы, объявили иконы идолами, а культ икон — идолопоклонством, сродни язычеству. Император Лев III, замечательный полководец, администратор и законодатель, опираясь на армию, провинциальную знать, придворную аристократию и часть белого духовенства, с 726 г. выступил против иконопочитания, а в 730 г. отменил культ икон. Уничтожение религиозных символов, христианских реликвий, культа мощей подрывало авторитет и материальную базу церкви и монашества. Против иконоборчества выступила часть духовенства, монашества, крупных церковных иерархов, а также часть столичной аристократии, особенно из числа знатных женщин, фанатично преданных почитанию икон. Идейным главой защитников икон в VIII веке был знаменитый Иоанн Дамаскин. Почитание икон было восстановлено в 843 г., однако основная цель правительственной иконоборческой политики - ослабление церкви, более полное подчинение ее императорской власти, была достигнута.

ИЗДОЛЬЩИНА – форма аренды земли, при которой земледелец-арендатор отдает владельцу земли часть урожая.

 

ИММУНИТЕТ – совокупность прав (административных, судебных, фискальных), поученных землевладельцем от верховного сюзерена (короля). И. оформлялся специальными грамотами, запрещавшими королевским чиновникам действовать на указанной территории. И. называлась и земля, на которую распространялось иммунитетное пожалование. И. – важный фактор складывания крупного землевладения.

 

ИМПЕРСКИЕ ГОРОДА – города в средневековой Германии (Священной Римской империи германской нации), подчиненные императору как сеньору. В условиях территориальной раздробленности Германии И.г. добились почти полной политической самостоятельности. В XV в. И.г. было более 80, среди них Нюрнберг, Гамбург, Любек, Франкфурт на Майне и др. И.г. были представлены в рейхстаге, где вместе с вольными городами составляли отдельную курию. Во главе И.г. стоял выборный городской совет, обычно включавший выходцев из патрициата.

 

ИМПЕРСКИЕ КНЯЗЬЯ - в Германии (Священной Римской империи германской нации), крупные феодалы, светские и духовные, непосредственные вассалы императора.

 

ИНВЕСТИТУРА (от лат. investio – облачение) – акт ввода во владение землей, передача сеньором феода своему вассалу, а также передача должности, сана. Церковная И. – утверждение духовного лица в должности и сане епископа или аббата.

 

ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ – список произведений, чтение которых запрещалось католической церковью. Впервые был опубликован при папе Павле IV(1555-1559) в1559 г. Святой Конгрегацией римской инквизиции. В 1571 г. папа Пий V (1566-1572) учредил специальную Конгрегацию Индекса, ведавшую делами цензуры. И.з.к. был отменен в 1966 г.

 

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia – милость) – отпущение грехов и свидетельство (папская грамота) об отпущении. Согласно учению о «сверхдолжных делах», церковь обладает запасом божественной благодати, создавшимся благодаря добрым делам Христа, Девы Марии и святых. Это дает возможность католической церкви освободить верующего от наказания за грехи на земле или в чистилище. Божественное прощение грешника наступает в случае таинства покаяния.

 

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio – расследование, розыск) – особое учреждение католической церкви, целью которого был розыск, суд и наказание еретиков. В период раннего средневековья и до XIII в. борьба с ересью была делом епископов и светских властей. Папская И. была учреждена в XIII в. для борьбы с ересью вальденсов и катаров. Окончательное оформление И. произошло в 1231 г. при римском папе Григории IX (1227-1241), который передал И, в руки монахов доминиканского и отчасти францисканского орденов. Папская И. занималась преследованием ведовства. Пик печально известных «ведовских процессов», вследствие которых были сожжены на кострах тысячи «ведьм», приходится на XVI - первую половину XVII вв. В XVI в. главная опасность для католической церкви исходила от протестантизма. В 1542 г. папа Павел III (1534-1549) учредил в Риме Конгрегацию инквизиции, состоявшую из 6 кардиналов, власть которой распространялась на весь католический мир. Это т.н. Римская И. Её возникновение и деятельность является одним из основных актов европейской Контрреформации.

ИНТЕРДИКТ (от лат. interdictum – запрет) – временный, без отлучения от церкви, запрет на совершение богослужения и религиозных обрядов. И. налагался римским папой или епископом на отдельных лиц, диоцезы, города и страны. И. был орудием в борьбе с ересями, а также действенным средством подчинения Риму светских правителей, особенно в XI-XIII вв.

 

ИСПОВЕДЬ – христианское таинство, состоящее в раскрытии верующим своих грехов священнику и получении от него прощения (отпущения грехов) именем Христа.

 

ИСПОЛЬЩИНА – форма аренды земли, при которой земледелец-арендатор отдает владельцу земли половину урожая. Разновидность издольщины.

 

ЙОМЕНЫ – лично свободные крестьяне в Англии XIV-XVIII вв., ведшие, как правило, самостоятельное хозяйство. Иногда Й. называют английское крестьянство в целом.

 

КАПИТУЛЯРИИ – законы и распоряжения франкских королей династии Каролингов (VIII – X вв.) Название связано с особенностями структуры этих документов: они разделены на главы – лат. capitula.

 

КАПУЦИНЫ (от итал. cappuccio – капюшон) – члены монашеского ордена, возникшего как ветвь ордена францисканцев в Италии в 1525 г. Основатель ордена – Маттео-да-Басси- стремился возродить в точности правила, введенные Св. Франциском Ассизским: строгий аскетизм, бедность. К. носили одеяния с остроконечным капюшоном (отсюда название ордена), не брили бороды, ходили в сандалиях на босу ногу. В 1619 г. К. были утверждены как самостоятельный орден, сыграли большую роль в деле Контрреформации, проповедуя, главным образом среди народных масс.

 

КАРДИНАЛ (от лат. cardinals – главный) – высшее духовное лицо в католической церкви (ниже только папы), член коллегии, избирающей папу из своих рядов (конклав). К. – главные советники и помощники папы – составляют высший слой папской администрации – Римской курии. К. назначаются папой, который на особом собрании, консистории, объявляет имена новых К.

 

КАРМЕЛИТЫ – члены нищенствующего монашеского ордена католической церкви. Орден К. возник в Палестине в 1155 г., получил свое название от горы Кармель, где обосновались и построили часовню основатели ордена – паломники и крестоносцы. В XIII в. сложилась женская ветвь ордена (КАРМЕЛИТКИ). В XVI в. внутри ордена возникло направление, у истоков которого стояла Св. Тереза Авильская. Её сторонники ужесточили требования к членам ордена, стремясь возобновить строгости раннего периода жизни монахов. Это т.н. босоногие кармелиты и кармелитки. Название связано с тем, что они носили сандалии, а не чулки и башмаки, как другие. В 1562 г. был признан самостоятельным женский орден босоногих кармелиток, в 1563 г. – мужской. К. занимались миссионерской деятельностью в Новом Свете, воспитанием и образованием детей, лечением больных, благотворительностью.

 

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ -культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, т. н. «Академия», которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард, Теодульф и др.

 

КАРТУЛЯРИЙ (от лат. charta – грамота) – сборник копий документов (грамот), которыми оформлялись имущественные и личные отношения, главным образом между церковными учреждениями и светскими лицами. Обычно К. составлялись в монастырях. Они представляют собой ценный исторический источник для изучения хозяйства. Поземельных отношений, социальной структуры и других сторон жизни средневекового общества.

 

КАТАРЫ – «чистые» - представители еретического движения в Европе XI-XIII вв. В основе вероучения – дуалистическая идея борьбы двух начал: доброго и злого. Видимый мир – порождение злого начала, тело – творение дьявола; Христос не воплощался, он только казался человеком, его тело призрачно. К. имели иерархическую организацию: «совершенные» (perfecti), занимавшиеся молитвой, аскезой, и верующие (credentes), остававшиеся в миру и обязанные трудиться за пользование его благами. В «совершенном» наличествует душа и дух, которые делают его принадлежностью высшего миропорядка. «Совершенный» мог дать утешение «верующему», т.е. помочь его душе соединиться с духом. Вероучение К. легло в основу ереси альбигойцев.

КЕСАРЬ - один из самых высоких римско-византийских титулов. При Диоклетиане с IV века даровался «младшему» императору — соправителю, а с V до конца XI века — ближайшим родственникам императора, предполагаемым наследникам престола или кому-либо в знак исключительного отличия. Часто служил ступенькой в достижении царской власти. Кесарь обладал весьма существенными привилегиями, в том числе правом во время торжественных церемониальных выходов находится рядом с императором, разделять царскую трапезу, производить выдачи из казны и др.

КЛИМАТЫ - термин, использовавшийся в IX — Х века византийцами для обозначения региона, где лежали Херсон и Крымская Готия (Готфика). В широком смысле — области Таврики, входившие в состав Византийской империи или находившиеся под ее доминирующим влиянием, ограниченные территориально крепостями — Херсоном с запада и Боспором (Воспором) с востока. В узком значении — административные единицы (округа, «дистрикты», архонтии), на которые делилась эта территория. С 840 — 841 года до 860-х годов — название фемы в Таврике, позже измененное на Херсон.

 

КЛИР (от греч. klerikos – удел, жребий) – духовенство, одно из трех сословий средневековья, на котором лежала обязанность молитвами помочь в спасении души. Представители К. занимали привилегированное положение. В лице иерархии духовенство обладало основными феодальными правами. Представитель духовенства – КЛИРИК.

КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – движение за обновление католической церкви X-XI вв., инициированное и возглавленное монастырем Клюни (Бургундия). Его идеологи требовали соблюдения обета безбрачия (целибата), отмены продажи церковных должностей (симонии), прекращения практики назначения аббатов и епископов светскими сюзеренами.

 

КОЛОНАТ (от лат. colonus — земледелец) - особая форма производственных отношений между крупным земельным собственником и непосредственным производителем — колоном, получившая широкое распространение в Римской империи. При системе К. происходило дробление земельной собственности на множество участков — парцелл, сдаваемых в аренду свободным или зависимым от землевладельца колонам. К., распространение которого было вызвано ограниченностью производственных возможностей рабовладельческой системы хозяйства, предполагал некоторую экономическую самостоятельность непосредственного производителя — колона, имевшего собственное хозяйство и потому заинтересованного в росте производительности труда, в бережном и рациональном отношении к орудиям и средствам производства. В IV-V вв. колоны юридически были прикреплены к земле. По закону императора Анастасия (491-518) всякий земледелец, проработавший в имении 30 лет, независимо от своего социального и экономического положения становился колоном; колон терял ряд прав свободного человека (его права на брак, наследство, свободное передвижение были ограничены, сам он попадал под административную юрисдикцию землевладельца). Группы зависимого сельского населения, различные по происхождению, юридическому и социальному положению, в IV-V вв. слились в одно сословие, имевшее общие права и обязанности, занимавшее промежуточное положение между рабами и свободными и явившееся предшественником средневековых крепостных.

 

КОММЕНДАЦИЯ (от лат. commendatio – рекомендация, поручение) – в период раннего средневековья – уход человека под покровительство более сильного, который становился его патроном. Т.о. устанавливались отношения личной зависимости коммендирующегося от патрона. Это могли быть вассально-ленные отношения, связанные с предоставлением вассалу феода, либо качественно отличные от них отношения личной зависимости крестьянина от землевладельца, связанные с выполнением различных повинностей.

 

КОММУНА – город, обладающий правом самоуправления. Города-К. обычно завоевывали свои права и вольности в борьбе с сеньорами, на землях которых они находились. Города-К. имели право избирать городской совет и бургомистра (мэра), ведавших налоговыми, судебными, торговыми и военными вопросами.

 

КОММУТАЦИЯ (от лат. commutatio – перемена, превращение) – переход от натуральных форм ренты к денежной, начавшийся в Западной Европе с XII в. Перевод в денежное выражение какой-либо службы или повинности. Например, К. военной рыцарской службы в Англии (Щитовые деньги).

 

КОНДОТЬЕРЫ – в Италии XIV-XVI вв. руководители военных отрядов, нанимавшихся на службу к городам-коммунам и государям. В XV в. К. нередко пытаются играть самостоятельную военно-политическую роль, узурпируя власть своих нанимателей. Так К. Франческо Сфорца в 1450 г. стал правителем Милана (1450-1466). Деятельность К., лишенных патриотических и гражданских устремлений, иногда переходивших на сторону противника, грабивших мирное население, вызывала критику итальянских гуманистов.

 

КОНКИСТА (исп. concquista – завоевание) – завоевание испанцами Центральной и Южной Америки в конце XV-XVI вв. Участники К. – КОНКИСТАДОРЫ.

 

КОНКЛАВ (от лат. conclave – запирающаяся комната) – собрание кардиналов, целью которого является избрание римского папы. К. собирается через 18 дней после смерти папы в Сикстинской капелле Ватиканского дворца, двери которой запираются и открываются лишь тогда, когда кардиналы подают знак о том, что новый папа избран. В печи вместе с бюллетенями тайного голосования сжигается сухая солома, и из выведенной в окно трубы идет белый дым. В случае, если ни одна кандидатура не набрала большинства голосов, в печь подкладывают сырую солому, и из трубы идет черный дым. Такой порядок избрания папы был утвержден при папе Григории X (1271-1276) II Лионским собором в 1274 г.

 

КОНКОРДАТ (от лат. concordatum - соглашение) – договор между папой как главой католической церкви и светскими правителями, регулирующий отношения между ними и определяющий положение церкви в государстве.

 

КОНСИСТОРИЯ (от лат. consistorium – собрание, местопребывание) – в католической церкви – совещание коллегии кардиналов во главе с римским папой. В англиканской церкви – административно-судебное учреждение при епископе. В кальвинистской церкви – церковный совет или совет старейшин, состоящий из представителей общин – выборных проповедников и старост (пресвитеров).

 

КОНУНГ – высший представитель родовой знати, военный предводитель в период раннего средневековья у скандинавских народов. В IX-XI вв. в странах Скандинавии идет процесс складывания государства, и наиболее сильный К. превращается в короля – главу государства.

 

КОПИГОЛЬД – «держание по копии», форма крестьянского держания в Англии, сложившаяся в XV в. и наиболее распространенная в XVI в. К. появился вследствие личного освобождения вилланов. Крестьянина КОПИГОЛЬДЕРА – связывали с лендлордом отношения поземельной зависимости, зафиксированные в протоколе заседания манориальной курии. Держатель получал копию этого документа, отсюда название. Условием держания была, как правило, денежная рента.

 

КОРТЕСЫ – сословно-представительные органы в королевствах Пиренейского полуострова, наиболее ранние учреждения подобного рода в Западной Европе (в Кастилии с начала XIII в.). Выросли из королевской курии, когда в ее заседаниях начали участвовать, наряду с представителями дворянства и духовенства, представители городов. Важнейшей функцией К. было утверждение налогов, от которых высшие сословия были освобождены. С установлением абсолютизма, значение К. упало.

 

КОТТЕРЫ (КОТТЕДЖЕРЫ) – английские крестьяне, которые обладали усадьбой – коттеджем – и небольшим (3-5 акров) приусадебным участком земли, но не имели пахотного земельного надела. К. – категория имущественная, она включала представителей различных правовых категорий английского крестьянства (вилланов, фригольдеров), источник наемной рабочей силы в манориальном хозяйстве.

 

КУРФЮРСТЫ – семь имперских князей в Священной Римской империи германской нации, обладавших правом избирать императора. Среди них три духовных князя - архиепископы Трирский, Майнцский, Кельнский и четыре светских: пфальцграф Рейнский (имперский стольник), герцог Саксонский (маршал), маркграф Брандербургский (имперский казначей) и король Чешский (имперский виночерпий). Коллегия К. существовала с XIII в., окончательно их права были закреплены Золотой буллой Карла IV Люксембургского (1346-1378) в 1356 г. В рейхстаге К. составляли его высшую курию.

 

ЛАНДСКНЕХТЫ – наемные солдаты-пехотинцы в Германии. Впервые регулярное войско, состоявшее из выходцев из Тироля и Швабии, было сформировано в 1482 г. будущим императором Максимилианом I Габсбургом (1493-1519). Военная служба за жалование была открыта как для дворян, так и для простолюдинов.

 

ЛАНДТАГ (от нем. Land – земля, Tag – собрание) – орган сословного представительства во владениях, входивших в состав Священной Римской империи германской нации.

 

ЛИТЫ – полусвободная категория населения у германских племен, основавших в V-VI вв. варварские государства на захваченных землях Западной Римской империи. Л. представлены в варварских правдах, впервые зафиксировавших нормы обычного права германцев. Л. занимали промежуточное положение между свободными и рабами: с одной стороны, они могли владеть имуществом и вступать в имущественные отношения со свободными, их жизнь была защищена вергельдом, с другой – они принадлежали хозяевам и в статьях судебников часто фигурировали рядом с рабами.

 

ЛОГОФЕТ -должность управляющего ведомством (логофисией). С VII — VIII и до XII века в Византии существовали: логофет геникона — казны, куда стекались поступления от налогов и где хранились податные списки; логофет дрома — почты, внешних сношений, разведки и тайной сыскной службы, логофед стад — императорских поместий, логофет стратиотов — солдат или стратиотской казны — довольствия армии. Логофет претория управлял тюрьмой в Константинополе и входил в ведомство эпарха. Логофет секретов (великий логофет) — одно из высших должностных лиц в государстве, доверенное лицо императора, самое раннее упоминание которого относится к 1088 г. В Никейской империи и поздней Византии великий логофет являлся главой правительства.

 

ЛОЛЛАРДЫ – странствующие нищие священники, участники народного еретического движения в Англии второй половины XIV в. В обращенных к народу проповедях обличали пороки католической церкви, несправедливости, творимые знатными и богатыми по отношению к простому человеку, чей образ жизни угоден Богу. Л. сыграли важную роль в идейной подготовке крупнейшего в истории Англии крестьянского восстания под предводительством Уота Тайлера (1381 г.). Идеолог Л. Джон Болл стал одним из руководителей восстания. С 80-х гг. XIV в. Л. стали называть последователей Джона Уиклифа (1320-1384), профессора богословия Оксфордского университета, который в конце 70-х – начале 80-х гг. выступал с идеями, предшествующими реформационным учениям XVI в.

 

ЛОРД (от англ.-сакс. hlaford – хранитель хлеба, либо дающий хлеб) – в эпоху раннего средневековья феодальный землевладелец в Англии (Л. манора, лендлорд). Впоследствии титул Л. закрепился за представителями аристократической верхушки, непосредственными вассалами короля. Л. также - собирательный титул английского высшего дворянства и духовенства, который присваивался пэрам королевства, образующим Палату лордов британского Парламента.

МАГИСТР (от лат. - “начальник”, “глава”, “учитель”) - в Древнем Риме должностное лицо (магистр всадников и др.); позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений (например, Великий Магистр, или гроссмейстер, - глава духовно-рыцарского ордена).

 

МАЙОРАТ (от лат. major – старший) – форма наследования земельной собственности, при которой она целиком переходит к старшему из наследников. Соблюдение права М. было направлено на сохранение и упрочение крупной земельной собственности, что способствовало консолидации дворянского сословия. Младшие сыновья дворянских фамилий вынуждены были избирать для себя либо военную, либо духовную карьеру.

 

МАЙОРДОМ – «старший в доме», управляющий. Во Франкском государстве Меровингов – высшее должностное лицо, назначаемое королем. С середины VII в. М. – крупные землевладельцы, правители королевства.

МАНИХЕЙСТВО (от имени персидского монаха Мани, III в.) – учение, основывавшееся на синтезе гностицизма, христианства и зороастризма; главная идея – идея борьбы света и мрака; важна идея гносиса – постижения сущности мира. Христос представлялся не мучеником, не искупителем, но божественным учителем человеческого рода. Учение Мани повлияло на движение павликиан, богомилов, патаренов, альбигойцев.

 

МАНОР – средневековое поместье в Англии. М. возник ещё до нормадского завоевания Англии в 1066 г. Позднее т.н. «классический» М. состоял из домена - собственно хозяйства лорда и земли держателей-крепостных (вилланов) и свободных (фригольдеров). К манору относились и общинные угодья, считавшиеся уже собственностью лорда. Управление манором осуществляли министериалы лорда (т.н. стюарды).

 

МАНС – наследственное владение свободного франка-аллодиста. С возникновением феодального поместья М. становится единицей крестьянского держания и единицей обложения повинностями. М. включал пахотные земли, жилые и хозяйственные постройки.

 

МАНУФАКТУРА (от лат. manus – рука, facio – изготовление) – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. М. появляется в наиболее развитых странах западной Европы уже в XIV-XV вв. и широко распространяется в XVI-XVII вв. Экономическую базу М. составляла собственность предпринимателя на орудия производства, организация и контроль над процессом изготовления продукции, ее сбытом, использование наемного труда работников. М. были трех типов: рассеянная, централизованная и смешанная. Для первой характерно подчинение ремесленников, продолжавших работать в своих домах и мастерских, скупщику – владельцу сырья, часто орудий производства, готового продукта. Централизованная М., самая эффективная форма раннекапиталистического предпринимательства, представляла собой производство, сосредоточенное под одной крышей. Смешанная М. несет в себе черты рассеянной и централизованной на разных этапах производства. М. развивалась в текстильной промышленности, горном деле, судостроении, причем особенно интенсивно в новых видах производства, не знавших цеховой регламентации, - выделке хлопчатобумажных тканей, изготовлении бумаги, пороха, печатном деле и др.

МАРАНЫ (МАРРАНЫ) – крещеные евреи в Испании и Португалии, часто богатые торговцы, откупщики, государственные чиновники. М. подвергались преследованиям инквизиции по подозрению в приверженности иудаизму, особенно в период правления Филиппа II (1556-1598). Нередко они становились жертвами религиозного фанатизма городских низов.

 

МАРКА – 1. Во Франкском государстве, а затем в Священной Римской империи - укрепленная пограничная территория, административный округ во главе с королевским ставленником – МАРКГРАФОМ. 2. Германская соседская община. 3. Весовая (для драгоценных металлов) и денежная единица в странах Западной Европы.

 

МАРКИЗ – с X в. феодальный титул во Франции, Италии, Англии (с1385 г.). Генетически М. связан с маркграфом. По рангу М. стоял ниже герцога, но выше графа.

МЕННОНИТСТВО - одно из течений протестантизма, возникшее в XVI в. в эпоху Реформации. Называется по имени основателя - Менно Симонса (1496-1561). Он подчёркивал, что основным положением его учения является сознательное крещение, самостоятельность отдельных общин, непротивление и отказ от участия верующих общин в государственном управлении. Меннонитам свойственно убеждение в том, что главное состоит не в догматических положениях учений, а в личной святости и жизни по христианским заповедям. Для них характерен милленаризм (вера в грядущее установление Царства Божьего на земле). У них практикуется сознательное крещение, то есть крещение людей, способных самостоятельно принять об этом решение (в возрасте от 12 до 18 лет). Ещё одним обрядом является взаимное омовение ног. Общая численность меннонитов составляет 1,4 млн. человек. Самая большая группа находится в США (свыше 430 тыс. человек).

 

МЕСТА – дворянская корпорация овцеводов Кастилии, основанная в 1237 г. Пользовалась особым покровительством королевской власти. В XV в. М. получила право пасти свои стада на пастбищах сельских и городских общин. Дважды в год, весной и осенью, тысячи овец перегонялись с севера на юг Кастилии и обратно через возделанные поля, виноградники, оливковые рощи, нанося огромный вред крестьянскому земледелию. Под страхом тяжелого наказания сельскому населению запрещалось огораживать свои поля от проходивших стад.

 

МИНИСТЕРИАЛЫ – слуги и служилые люди короля, светских и духовных феодалов: лесничие, конюшенные, ключники, кравчие, сокольничие. Лично свободные, но поземельно зависимые. Нередко за службу наделялись бенефициями и получали право на посвящение в рыцари.

 

МИННЕЗИНГЕРЫ (от нем. Minnesang - певцы любви) – немецкие лирические поэты и музыканты XII-XIII вв., воспевавшие в основном рыцарскую любовь. Жанр песен о рыцарской любви был заимствован у французско-провансальских трубадуров и труверов. Ранний МИННЕЗАНГ испытал влияние народных песен.

МИССИОНЕРСТВО - деятельность церквей и сект по распространению собственных вероучений среди инаковерующих. У католиков и православных миссионерством занимаются служители культа, у протестантов это обязанность каждого верующего.

МИСТИИ (МИСТОТЫ) (от греч. misthós - заработная плата) - наёмные работники в Византии. Термин «М.» ведёт начало от античного времени, когда он обозначал несамостоятельных свободных работников (как арендаторов, так и наёмных работников). В Византии М. занимали и на с.-х. работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских. Срок найма в мастерских в 10 в. ограничивался месяцем, зарплату М. получали подённо или за месяц вперёд. Были случаи (с 13 в.), когда М., получая от землевладельца небольшой участок земли, превращались в зависимых крестьян (проскафименов).

МИТРОКОМИЯ - свободная соседская община в Византии. Крестьянин такой общины имел право собственности (владения) на свой земельный участок, хотя его право отчуждения было несколько ограничено. Община располагала также общественной землей, которая являлась коллективной собственностью деревни. Несмотря на то, что среди крестьян в митрокомии наблюдалась значительная имущественная дифференциация, община характеризовалась высокой сплоченностью ее членов. Она являлась одновременно и низшей административно-фискальной единицей, неся коллективную ответственность перед государством за поступление налогов. Для раскладки и сбора податей, выполнения повинностей и совместных работ соседская община имела выборных должностных лиц, избираемых на собрании-сходке - высшем органе самоуправления.

 

МОНАСТЫРЬ – 1. Община монахов или монахинь, совместно проживающих в соответствии с правилами, предписанными церковью. Во главе М. стоит настоятель или настоятельница. Многие М. являлись крупными землевладельцами, причем этот тип землевладения сложился особенно быстро вследствие щедрых пожалований короля, знати, простых верующих. М. эпохи средневековья – средоточие культуры. 2. Совокупность богослужебных, жилых, хозяйственных и пр. построек, предназначенных для использования монашеской общиной. Средневековые М. были хорошо укреплены на случай нападения или осады.

МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. monos - один и phelema - воля) - догматическое учение, возникшее в начале VII века, утверждавшее, что Христос имел две природы — божественную и человеческую, но единую волю (божественную). Это был компромисс между монофиситством и ортодоксальным христианством. Монофелитство было осуждено в 680/681 году на VI Вселенском соборе, провозгласившем, что Богочеловек имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной.

МОНОФИЗИТЫ - сторонники христианского учения, возникшего в V в. в Византии как реакция на несторианство. М. трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Учение М. распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 г. осуждено Халкидонским собором. Господствует в армянской, эфиопской, коптской (египетской) и “яковитской” сирийской церкви.

 

МОРИСКИ - мусульманское население, оставшееся на Пиренейском полуострове по завершении Реконкисты (после 1492 г.) и насильственно обращённое в христианство. Жестоко преследовались инквизицией за тайную приверженность исламу. В 1609-10 гг. изгнаны из Испании.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - тип хозяйства, при котором продукты труда производятся, прежде всего, для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи на рынке. Торговля, обмен при этом осуществляются как вспомогательные занятия.

 

НОРМАННЫ - название, под которым в Западной Европе были известны народы Скандинавии в период их экспансии в VIII - середине XI вв. В самой Скандинавии участники походов назывались викингами; на Руси их называли варягами. Норманны плавали не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море. Сначала они снаряжали разрозненные экспедиции против Франкского государства, нападали на берега Англии, Шотландии и Ирландии, позднее - на Исландию. В Северной Франции норманны создают герцогство Нормандия (911 г.), покоряют Северную и Северо-Восточную Англию (Денло, “область датского права”). Население стран, ставших объектами их нападений, откупалось денежными контрибуциями (“датские деньги”). В X в. норманнами были открыты Гренландия и побережье Северной Америки. Они нападали на Италию и Испанию, а их потомки - нормандцы из Северной Франции - подчинили Англию. Около середины XI в. их походы прекратились.

 

НОТАБЛИ, СОБРАНИЕ НОТАБЛЕЙ – во Франции XIV-XVIII вв. собрания именитых людей – представителей знати, высшего духовенства, государственных чиновников, мэров городов, созывавшиеся королем для обсуждения вопросов, связанных с государственным управлением и финансами.

 

ОГОРАЖИВАНИЯ - в Англии насильственный сгон крестьян лендлордами с надельных и общинных земель (которые феодалы затем огораживали изгородями, канавами и т.п.). О. встречаются уже в XIII в., но более широкое распространение получают с последней четверти XV в. Основной причиной огораживаний был рост цен на английскую шерсть. Огораживанию подвергались общинные пастбищные и пахотные земли, которые превращались лордами в пастбища для овец. Держатели земельных участков изгонялись из своих домов и превращались в пауперов - нищих и бродяг, толпы которых наводняли большие города, включая Лондон. Огороженные земли лорды частично сдавали крупным фермерам-арендаторам. Процесс О. особенно усилился после Английской революции XVII в. Огораживания были основой так называемого первоначального накопления капитала.

 

ОММАЖ (от лат. homme - человек) - в средневековой Западной Европе одна из церемоний, оформлявших заключение вассального договора. Возникновение оммажа относится к VII-VIII вв. (термин появляется в источниках с XI в.). Церемония состояла в том, что будущий вассал, коленопреклонённый, безоружный, с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сеньора с просьбой принять его в вассалы; сеньор поднимал его, и они обменивались поцелуями. С VIII в. оммаж сочетался с клятвой верности (фуа).

 

ОРДАЛИИ («БОЖИЙ СУД») – в эпоху раннего средневековья род испытания (огнем, водой и пр.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. Предполагалось, что Бог, незримо присутствующий при испытаниях, укажет виновного. В качестве О. применялись гадания (считалось, например, что из раны убитого потечет кровь, если к телу подойдет или прикоснется убийца); присяга, которую приносили также соприсяжники (особое значение придавалось тому, как произносится клятва, ошибки и запинки были знаком виновности). С развитием феодализма О. пополнились поединком, в котором, как предполагалось, побеждал невиновный. Побежденного, если он оставался жив, наказывали как преступника.

 

ОРДОНАНСЫ (ПРИКАЗЫ) – 1. В некоторых государствах правовые акты высших органов власти; 2. В XII-XIX вв. в ряде государств Западной Европы королевские указы.

 

ОСТГОТЫ - германское племя, восточная ветвь готов. В IV в. создали мощный племенной союз во главе с Эрманарихом и двинулись из причерноморских степей на запад. Расселились в Паннонии, часть остготов стала в V в. наёмниками восточноримских императоров. Под главенством Теодориха они двинулись в Италию (около 100 тыс. человек). Разбив Одоакра и захватив Равенну (493 г.), они образовали обширное королевство, в состав которого входили Италия, Сицилия, Далмация и др., с 510 г. - Прованс. После смерти Теодориха власть перешла к его дочери Амаласунте (правила в 526-534). В 540 г. остготские войска были разбиты византийским полководцем Велизарием, и в начале 60-х гг. королевство остготов перестало существовать.

 

ОТЦЫ ЦЕРКВИ («СВЯТЫЕ ОТЦЫ») - традиционное название деятелей христианской церкви II-VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы Церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.061 сек.)