АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о прибавочной стоимости

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. А) Первичное обучение
  7. Анализ заработной платы в себестоимости продукции
  8. Анализ показателей себестоимости продукции
  9. Анализ себестоимости выпуска продукции металлургического комбината способом вычитания
  10. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
  11. Анализ себестоимости продукции по статьям затрат
  12. Анализ структуры себестоимости продукции

Центральной проблемой I тома «Капитала» является иссле­дование процесса производства прибавочной стоимости.

У предшественников Маркса были зачатки теории приба­вочной стоимости. В предисловии ко II тому «Капитала» Энгельс отмечает, что существование той части стоимости продукта, которую мы называем теперь прибавочной стоимо­стью, было установлено задолго до Маркса; точно так же с большей или меньшей ясностью было высказано, из чего она состоит, а именно: из продуктов того труда, за который при­своивший его не заплатил никакого эквивалента. Но дальше этого не шли. Представители классической буржуазной по­литэкономии исследовали лишь количественное отношение, в котором продукт труда распределяется между рабочим и капиталистом. Социалисты-утописты находили это распределе­ние несправедливым и отыскивали средства для устранения несправедливости. «Но вот выступил Маркс. И притом в пря­мом противоречии со своими предшественниками. Там, где они видели решение, он видел только проблему. Он видел, что здесь... дело шло не о простом констатировании экономиче­ского факта, не о противоречии этого факта с вечной справед­ливостью и истинной моралью, но о таком факте, которому суждено было произвести переворот во всей экономии и ко­торый давал ключ к пониманию всего капиталистического производства, — тому, кто сумел бы им воспользоваться», видели никакого разли­чия между рабочей силой и трудом. Это различие впервые было открыто Марксом. Выявление различия между трудом и рабочей силой имеет огромное значение, так как оно яв­ляется ключом к пониманию происхождения прибавочной стоимости.

Предшественники Маркса считали, что рабочий продаёт капиталисту свой труд. Поэтому они не могли согласовать обмен между трудом и капиталом с определением стоимости трудом.

Если предположить, что рабочий продаёт капиталисту свой труд, то получается, что сделка между капиталистами и рабо­чими постоянно нарушает закон стоимости, так как рабочие отдают больше труда, чем овеществлено в их заработной плате.

Если же предположить, что капиталист полностью оплачи­вает труд рабочих, т. е. обмен труда на капитал является эквивалентным, то прибыль не может иметь своим источником труд. При этом предположении весь труд выступает как труд оплаченный. Но это также противоречит теории трудовой стоимости, согласно которой единственным источником стои­мости является труд, а заработная плата и прибыль представ­ляют две части стоимости, образованной трудом. Это было первое противоречие, на котором потерпела крушение теория стоимости и прибавочной стоимости Рикардо. Маркс бле­стяще разрешил это противоречие. Он показал, что рабочий продаёт капиталисту не труд, а рабочую силу, т. е. свою ра­ботоспособность. Капиталист в виде заработной платы опла­чивает стоимость рабочей силы и приобретает право на потребление этого товара. В процессе потребления рабочей силы создаётся большая стоимость, чем та, которая была уплачена рабочему. Разница и составляет прибавочную стои­мость, безвозмездно присваиваемую капиталистом. Причём Маркс показал, что это происходит не в нарушение закона стоимости, а на его основе. Маркс пишет: «Все условия проблемы нашли решение, и законы товарного обмена нисколько не нарушены. Эквивалент обменивался на эквивалент».

При купле и продаже рабочей силы капиталист и рабочий выступают как свободные и равноправные товаровладельцы. Но в процессе дальнейшего исследования Маркс раскрывает действительный характер отношений между капиталистом и рабочим.

Предшественники Маркса никогда не задавали себе во­проса о происхождении прибавочной стоимости. Они считали прибавочную стоимость (прибыль по их терминологии) внут­ренне присущей капиталистическому способу производства, который выступал у них как вечный и естественный способ производства.

Лучший из предшественников Маркса — Рикардо причиной образования прибыли и её изменений считал производитель­ность труда. От производительности труда зависит стоимость средств существования, а следовательно, и заработная плата. В свою очередь от величины заработной платы зависит при­быль. Таким образом, производительность труда через по­средство заработной платы влияет на прибыль. Но, говоря о производительности труда, Рикардо искал в ней не причину существования прибавочной стоимости, а лишь причину, опре­деляющую величину последней. Некоторые последователи Рикардо высказались более определённо, заявив, что при­чина прибыли заключается в том, что труд производит больше, чем необходимо для его содержания. Но ни Рикардо, ни его школа даже не поставили вопроса о том, почему производи­тельность труда не идёт на обогащение самого производителя, а является источником прибыли, почему рабочему приходится ограничиться только тем, что необходимо для его содержания. «Инстинкт, — пишет Маркс, — совершенно правильно подска­зал этим буржуазным экономистам, что очень опасно слишком глубоко исследовать жгучий вопрос о происхождении приба­вочной стоимости».

Маркс впервые исследует процесс производства прибавоч­ной стоимости. Он раскрывает двойственный характер капи­талистического производства, который является в одно и то же время процессом труда и процессом увеличения стоимости. Этим самым Маркс установил специфику капиталистического производства, оставшуюся вне поля зрения буржуазных эко­номистов. Установив деление капитала на постоянный и пере­менный, Маркс детально осветил процесс производства приба­вочной стоимости, чего не сделали его предшественники.

Буржуазные экономисты не абстрагировали прибавочную стоимость от тех конкретных форм, в которых она выступает в сфере распределения. Одни экономисты сводили прибавоч­ную стоимость к ренте (Петти, физиократы), другие — к при­были и ренте (Смит), третьи — к средней прибыли (Рикардо). Маркс впервые абстрагировал прибавочную стоимость от конкретных форм, маскирующих её сущность.

В упомянутом письме Маркса Энгельсу от 24 августа 1867 г. Маркс считает, что наряду с анализом двойственного характера труда самым лучшим в I томе «Капитала» является также «исследование прибавочной стоимости независимо от её особых форм: прибыли, процента, земельной ренты и пр....Исследование этих особых форм в классической экономии, которая постоянно смешивает их с общей формой, представ­ляет собой чистейшую окрошку».

Рикардо отождествляет прибыль то с прибавочной стои­мостью, то со средней прибылью. Это приводит к большой путанице понятий. Рикардо, например, полагал, что с разви­тием общества происходит понижение прибыли. В действи­тельности, тенденция к понижению выступает у средней нормы прибыли. Но это утверждение совершенно неверно по отноше­нию к норме и массе прибавочной стоимости, а, следовательно, и по отношению к массе прибыли.

Исследование прибавочной стоимости независимо от её особых форм дало Марксу возможность всесторонне рас­крыть происхождение прибавочной стоимости, выявить тот общий источник, из которого черпаются все доходы капита­листов и земельных собственников. Рассматривая прибавоч­ную стоимость как таковую, Маркс раскрыл тайну капита­листической эксплуатации и выявил её специфические особенности. Предшественники Маркса интересовались лишь величиной прибавочной стоимости. Маркс же впервые дал анализ прибавочной стоимости как производственного отно­шения капитализма, дал её качественную характеристику.

Маркс дал также количественную характеристику приба­вочной стоимости, установив для этой цели новые категории: норма прибавочной стоимости, масса прибавочной стоимости, степень эксплуатации. Он исследовал соотношения между ними, вывел различные формулы нормы и массы прибавочной стоимости. Эти понятия отсутствовали у его предшествен­ников.

В связи с анализом происхождения прибавочной стоимости Маркс впервые открыл и исследовал абсолютную и относи­тельную прибавочную стоимость. В своей теории прибыли Рикардо фактически говорил об относительной прибавочной стоимости. Единственным источником увеличения прибыли он считал рост производительности труда. Как показал Маркс, прибавочная стоимость может возрастать также за счёт удлинения рабочего дня и повышения интенсивности труда. Игно­рируя абсолютную прибавочную стоимость, предшественники Маркса обходили общую основу капиталистической системы и исходный пункт образования прибавочной стоимости.

В анализе относительной прибавочной стоимости Маркс впервые разрешил противоречие, с которым столкнулись его лучшие предшественники. Это противоречие состоит в том, что капиталист заинтересован в возрастании меновой стои­мости товаров, а на деле происходит её понижение. Маркс выяснил, что с уменьшением стоимости товаров понижается и стоимость рабочей силы, что ведёт к росту прибавочной стоимости. Следовательно, относительная прибавочная стои­мость прямо пропорциональна производительной силе труда.

Всесторонне рассмотрев абсолютную и относительную прибавочную стоимость, Маркс показал роль каждой из них на различных этапах развития капитализма.

Никто из предшественников Маркса в производстве при­бавочной стоимости не видел закона возникновения, развития и гибели капиталистического строя.

Маркс раскрыл, что производство прибавочной стоимости есть абсолютный закон капитализма. Погоня за прибавочной стоимостью является стимулом и движущим мотивом разви­тия производительных сил. «Производство прибавочной стоимости или нажива — таков абсолютный закон этого спо­соба производства», — писал Маркс. На основе закона при­бавочной стоимости, опосредствуемого конкуренцией, происхо­дит развитие производительных сил, рост обобществления производства и усиление эксплуатации рабочего класса.

Маркс открыл и исследовал три стадии развития капита­лизма — кооперацию, мануфактуру, фабрику. Простую капи­талистическую кооперацию Маркс впервые исследует в «Ка­питале». Также впервые он установил общие черты и различие между разделением труда в обществе и внутри мануфактуры. А. Смит, много внимания уделивший рассмотрению разделе­ния труда, постоянно смешивал, путал эти два вида разде­ления труда. Как показал Маркс, различие между этими двумя типами разделения труда состоит в различии формы связи между людьми, в иных методах распределения труда и в различных экономических предпосылках, необходимых для их возникновения. Маркс сделал вывод, что, поскольку при капитализме имеются оба вида разделения труда, одновре­менно существуют анархия производства в обществе и строго определённые пропорции внутри мануфактуры.

На определённом этапе развития капиталистического спо­соба производства мануфактура сменяется фабрикой. Возникает крупное машинное производство. Маркс впервые дал научное определение машины и исследовал границы и проти­воречия капиталистического применения машин. Маркс ука­зал на ухудшение положения рабочего класса в результате роста машинного производства и опроверг вымыслы буржуаз­ных экономистов о компенсации рабочих, вытесненных ма­шинами.

На основе исследования прибавочной стоимости Маркс впервые показал, как создаются материальные предпосылки и субъективные факторы социалистической революции, как воз­никает и углубляется основное противоречие капитализма. Это противоречие было впервые сформулировано и проанализи­ровано Марксом.

Его предшественники — представители классической бур­жуазной политэкономии, мелкобуржуазные экономисты и со­циалисты-утописты видели лишь отдельные формы проявления этого противоречия, но так и не поняли их общей основы — противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.

Анализ производства прибавочной стоимости послужил у Маркса основой для рассмотрения других важных проблем капитализма. Так, Маркс впервые поставил вопрос о рабочем дне. У буржуазных экономистов эта проблема не возникала, они считали рабочий день просто некоторым числом часов работы. Маркс установил, что единый рабочий день делится на две совершенно различных части, каждая из кото­рых регулируется по-разному. Он показал, что в отношении необходимого и прибавочного времени проявляется антаго­низм интересов рабочих и капиталистов. Категории необхо­димого и прибавочного времени были также установлены и исследованы Марксом.

Маркс не только раскрыл тайну капиталистической эксплуатации, но и показал, как эта эксплуатация маски­руется. Одной из форм, маскирующих эксплуатацию, является заработная плата.

Предшественники Маркса считали заработную плату це­ной труда. На поверхности явлений капиталистического об­щества заработная плата действительно выступает как цена труда, а весь труд представляется оплаченным. Маркс впер­вые раскрыл, что труд не имеет стоимости и вообще не является товаром. В качестве товара выступает не труд, а рабочая сила. Поэтому заработная плата является превра­щённой формой стоимости и цены рабочей силы. Маркс пока­зал, что в действительности капиталист оплачивает не весь, а только часть труда рабочего. Он впервые ввёл в политиче­скую экономию термин «превращённая форма», при помощи которого показал, как маскируется капиталистическая эксплуатация. У буржуазных экономистов не могло возникнуть учения о превращённых формах, так как «в их мозгу всегда отражается лишь непосредственная форма проявле­ния отношений, а не их внутренняя связь».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)