АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Знание о субстанции или учение о первой сущности

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  3. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  4. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  5. II. получение наслаждения
  6. III. Проблема субстанции.
  7. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  8. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  9. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  10. V. Сознание и бессознательное
  11. VI. Практикум на знание нормативно-правовой базы

Мыслить бытие означает также решить вопрос о субстанции. Аристотель был первым в древней Греции систематизатором научного знания. Поэтому он знал, что часть мыслителей, например, Платон, в качестве субстанции (сущности, основы) рассматривала идею (эйдос). Например, субстанция снежинки – это идея (порядок) расположения лучиков льда.

Другая часть мыслителей (например, Фалес) считала, что субстанция – это материя. Например, субстанция (сущность, основа) снежинки – это вода.

Здравый смысл утверждает, что субстанция есть и то, и другое.

Аристотель соединяет эти точки зрения и поэтому он рассуждает о субстанции с трех сторон:

1. Материя (лат. MATERIES – «ткань», греч. Υλε – «лес», «лес как строительный материал», «древесина») – это начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность. Сама по себе материя – неопределенная возможность, неопределенная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуальным материя может, только приняв форму.

2. Форма (лат. FORMA – «образ», «сущность», греч. Μορφε – «форма») – это начало, определяющее, актуализирующее, осуществляющее, реализующее материю. Форма образует «естьность», «чтойность» всякой вещи, то есть ее сущность.

3. Синолос (греч. Συνολος – соединение) – композиция материи и формы, то, что объединяет материальное и формальное начала. Для Аристотеля первая сущность – это именно синолос, отдельная, конкретная, чувственно воспринимаемая вещь, индивид.

 

Все материальные вещи – это смешение акта и потенции. Чистой, неоформленной материи нет.

Наоборот, все нематериальное – это чистый акт, лишенный потенциальности.

 

Форма – слиток Материя – бронза Форма – статуя Материя – бронза Форма – обломки Материя – бронза Форма – колокол Материя – бронза
    Бронзовый слиток→         Статуя →     Обломки Статуи →     Колокол →
Актуально: слиток Потенциально: статуя Актуально: статуя Потенциально: обломки Актуально: обломки Потенциально: колокол Актуально: колокол Потенциально: новые обломки

 



Когда потенция перешла в акт, это называется «энтелехия». По-гречески εντελεχεια означает

завершенность

законченность

осуществленность

реализованность

Например, душа – энтелехия тела. Аристотель «О душе»: «Душа есть первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции».

Этим Аристотель радикально отличается от Платона, у которого душа вселяется в тело снаружи. У Аристотеля, наоборот, душа – это свойство хорошо организованной, хорошо структурированной материи. В дальнейшем эту мысль у Аристотеля заимствовал Фридрих Энгельс, который писал, что сознание есть свойство высоко организованной материи.

Другой пример: Чистая энтелехия, чистая актуальность, полная завершенность – это Бог.

Абсолютным приоритетом обладает акт, потому что потенциальное переходит в актуальное под действием существующего актуально.

 

 

Аристотель «Метафизика»: «Существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально».

Из представления Аристотеля о приоритете акта вытекает, что физический мир всегда был, есть и будет. Ведь если бы мира не было, что-то должно было бы перевести мир и потенции в акт. Но это «что-то» само должно было бы быть переведено из потенции в акт и так без конца. Поэтому Аристотель считал, что проще предположить, что мир всегда актуален, следовательно, всегда есть.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)