АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814)

Читайте также:
  1. Волюнтаризм Фихте.
  2. Вопрос 12. Г. Фихте: право и правосознание.
  3. Иоганн Вольфганг фон Гёте
  4. Иоганн Себастьян Бах
  5. Иоганнес Брамс
  6. Классики немецкого идеализма И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
  7. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга
  8. Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга
  9. Философия Фихте
  10. Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)

Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 года в селе Рамменау (округ Оберлаузитц) в крестьянской семье. Помимо сельского хозяйства его отец и дед занимались кустарной выделкой лент. Фихте был первенцем в семье, где появились еще семеро детей. Мать будущего философа была женщиной властной и решительной. Ее черты исследователи усматривают и в фихтевском авторитаризме, нетерпимости к другим мнениям и уверенности в своей правоте.

Иоганн Готлиб очень рано проявил поразительную способность к усвоению и запоминанию, но семья Фихте была слишком бедной для того, чтобы дать сыну образование. Помог счастливый случай. В Рамменау был замечательный пастор, чьи проповеди привлекали не только жителей деревни, но и многочисленных соседей из окрестных мест. Маленький Фихте любил эти проповеди, и пастор нередко занимался с ним.

Однажды богатый помещик, барон фон Мильтиц, живший по соседству, приехал в Рамменау к родственникам, желая послушать знаменитого пастора, но опоздал и застал лишь самый конец проповеди. Ему посоветовали позвать «гусятника Фихте», который повторит всю проповедь наизусть. Каково же было удивление фон Мильтица, когда восьмилетний Фихте почти дословно повторил проповедь, и притом не только осмысленно, но и с большим воодушевлением. Восхищенный барон решил дать мальчику образование, устроил его в школу и взял на себя расходы по обучению. Фихте окончил городскую школу в Мейссене и в 1774 году был принят в закрытое дворянское учебное заведение ‒ Пфорту. В 1780 году он поступил на теологический факультет Йенского университета.

Однако бедность давала о себе знать. Семья фон Мильтица, умершего вскоре после поступления Фихте в Пфорту, помогала ему вплоть до первых лет учебы в университете. Однако помощь эта была недостаточной, чтобы продолжать учебу, и Фихте вынужден был давать частные уроки, что отнимало у него много времени и мешало вовремя сдавать экзамены. Он переезжает из Йены в Лейпциг, но затем, не имея средств окончить университет, оставляет учебу и с 1784 года работает в качестве домашнего учителя в разных семействах Саксонии.

Когда весной 1794 года Фихте приехал в Йену, чтобы занять предложенную ему кафедру философии, его имя было достаточно хорошо известно и привлекло на его лекции большое число слушателей. Публичные лекции Фихте, посвященные теме «Назначение ученого», посещало так много людей, что большая аудитория Йенского университета не могла вместить всех желающих.

Однако кипучая деятельность молодого профессора была неожиданно прервана. В Йенском университете у Фихте из-за его бескомпромиссности было и немало противников, в особенности после того, как он утратил поддержку Канта. Фихте считал, что его учение ‒ это лишь разъяснение правильно понятой им философии Канта, но на самом деле далеко от нее отошел и, прежде всего, от присущей ей созерцательности. Кант заметил, что Фихте слишком удалился от его основных принципов, якобы развивая их. Например, отказался от «вещи в себе», а за разумом признал отвергнутую им способность к интуиции.

В 1798 году возник так называемый «спор об атеизме», переросший в общественный скандал, в результате чего весной 1799 года Фихте, обвиненный в атеизме, был вынужден подать в отставку.

В начале 1814 года жена Фихте, в течение нескольких месяцев ухаживавшая в госпитале за больными и раненными, заболела тифом. Иоганн Готлиб заразился от нее и скончался 29 января 1814 года.

Всякая наука может быть развита только в систематической форме, утверждает Фихте. Тем более это касается науки о самой науке, науки о предпосылках и путях познания. Любая наука – и философия здесь не составляет исключения – обретает зрелую форму, проходя два этапа своего развития: эмпирический и теоретический. В греческой философии переход к теоретическим исследованиям произошел у Сократа. По мнению Фихте, в его лице немецкая классика вновь переходит от описания к теории, в которой должны быть обоснованы познавательные способности человека.

Понять себя, как считал Фихте, невозможно иначе, как соотнося себя с чем-то другим. «Я» своей деятельностью порождает «не-Я», а затем смотрится в него, словно в зеркало. Мир, в котором мы живем, согласно Фихте, создан деятельностью субъекта. А «вещь в себе», на которую ссылается в своем учении Кант, ему уже просто не нужна.

Познание есть процесс: «Я» не просто созерцает «не-Я», они взаимодействуют, причем, «Я» играет активную роль, а «не-Я» ‒ пассивную. Творческий дух порождает «не-Я», проектирует его перед нами, является причиной его кажущейся независимости от сознания ‒ объективности.

«Не-я» ‒ это чувственный материал, который должен быть охвачен «Я» и возведен на степень ясного сознания. Но «не-Я» как бы ограничивает эту непрестанную деятельность духа: лишь ничтожная часть его проникает в сферу ясного сознания ‒ остальное ускользает как материал, подлежащий отчетливому исследованию и переработке духа в будущем. «Я» ‒ как бы Сатурн, вечно пожирающий свое же детище «не-Я» и никогда не удовлетворяющий своего голода. Эмпирическое сознание есть как бы арена этой вечной борьбы титана «Я» с его собственным продуктом ‒ чувственным миром.

Пространство и время суть продукты внепространственной и вневременной творческой деятельности воображения.

Кант был дуалистом, считая, что «вещь в себе» и субъект – это две самостоятельные равноценные опоры нашего познания. В своей теории познания Фихте отвлекается от «вещи в себе», или природы, которая противостоит субъекту и наполняет его ощущениями.

В поздних работах Фихте начинается движение от субъективного к объективному идеализму. Место трансцендентального субъекта теперь уже занимает Божественный Абсолют.

Фихте никогда не пользовался как мыслитель широкой популярностью. В теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашении неотделимости субъекта и объекта друг от друга.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)