АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Читайте также:
  1. II.12.4.Феноменология
  2. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  3. Кто автор произведений «Феноменология духа», «Наука логики»?B)Г.В.Ф.Гегель
  4. Лекция 14. Экзистенциальная феноменология
  5. Лекция 17. Феноменология религиозного текста
  6. Лекция 4. Классическая феноменология религии Фр. Хайлера
  7. Лекция 5. Феноменология религиозного опыта
  8. Лекция 6. Феноменология ценностей в работах М. Шелера
  9. Лекция 8. Феноменология Э. Гуссерля в контексте проблем феноменологии религии
  10. Лекция 9. Неофеноменология религии
  11. Неофеноменология религии
  12. ПО КУРСУ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ»

Родился в 1859 ги умер в 1938г. Он не первооткрыватель феноменологии, еще до него философы обращались к этому термину. Термин использовал его для обозначения части его учения о вещах в себе. Гегель- Феноменология духа- работа. В ней он рассматривал основные этапы саморазвития абсолютной идеи. Традиционно под феноменом понимается некое явление, вещь и событие. =) феноменология- учение о мат феноменах. Гуссерль –переворот в понимании этого термина, предлагает рассматривать е явления, постигаемые в чувств опыте а смыслы предметов сознании человека. Осн его работы: Смысл предметов в сознании человека, Логические исследования (1900-1901 гг), Философия как строгая наука (в 1911 переведена русский), Кризис европ наук и трансцедетальная феноменология (1936, публикована в 1954), Первая философия- работа издана посмертно. (публикация 1956-1959 гг).

Главная категория у Гуссерля- феномен - единство суб-та и объекта, единство сущности и явления., смысл или значение предмета.

Гуссерль не ставил под сомнение предметы объективного мира, они сущетсвуют, но задача философии проникнуть в смысл предметов. Бытие веществ предметов постигается импирическими науками и обыденным знанием, но знания эти описывают причинно-следств или каузальных связей и описание самого предмета через внешние характеристики. Такой подход не позволяет вскрыть глубину, смысл предмета иои явления, не дает теоретич знание- т.к наука психологизирована, субъективизирована еще больше чем опыт. От личности ученого, исследователя исходят гипотезы, точки зрения, которые затмевают сущность предмета. Феноменология тесно переплетается с герменевтикой, есть даже направление феноменологическая герменевтика. Анкерсмит выявлил психологизм, чтобы он стал достоянием герменевтического знания. Комбинциолизм- соглашение между учеными на принятие господствующей концепции.

Задача феноменологии по Гусерлю –создать необходимые предпосылки для того чтобы философия стала строгой наукой, так как философия рассматривалась всегда как основание науки, то феноменалогия - способ который позволит преднауке стать подлинной наукой, т.е перейти от описания этих явлений к их сущности. Как достичь этой цели?- Произвести редукцию- т.е вынести за скобки, оставить за пределами сознания все оценочные суждения, многообразные точки зрения, предпосылочные суждения. Субъект или исследователь должен иметь перед глазами чистую вещь в себе. А уже потом производить объект - смысл вещи. Девиз феноменалогии Гусерля: назад к Канту, назад к вещам. Важное место в познании сущности предмета он относит интенциональности сознания (интенция- направленность сознания на объект, те. Схватывание смысла и привязка к некому объекту). С одной стороны эта направленность сознания помогает интуитивно схватить смысл предмета, др стороны- сохранить связь смысла с эмпирическим объектом. Интенциональность связана с интуицией и гл способом очищения интуиции от эмпирического содержания- это редукция.

3 вида редукции:

1) Феноменологическая редукция- «эпохе». Предполагает вынесение за скобки всех собственные переживаний. Или Эпохе пожно трактовать как заключение в скобки предметного мира для того чтобы выделить и вывить чистый разум. (МИР) =) Я.

Смысл этой редукции- подготовить сознание к восприятию чистых сущностей нашим сознанием

2) Эйдетическая редукция- помогает выявить чистые виды переживаний или всеобщие виды переживаний. Хайдеггер был учеником Гуссерля. У него страх носит иррац характер.

3) Трансцендентальная редукция- призвана описывать саму структуру сознания как переживание. Этот вид редукции надстраивается над первыми 2мя видами редукции, распространяется не только на реальный мир, но и на все идеальные миры. В рамках трансцедентальной редукции человека уже не интересует собств бытие, собственная душевная жизнь. Задача этого вида редукции- полностью очистить сознание от любых метафиз остатков. Высший этап интенциональной деятельности- созерцание сущности. Созерцание сущности не содержит больше тайн чем содержание

В Самом феномене Гуссерль выделяет несколько слоев:

 

1) Языковые оболочки

2) Слой- псих переживания

3) Предмет, мыслимый в сознании

4) Смысл

5) Содержание языковых выражений

К последним 2м слоям и обращается феноменалогия. Феноменалогия по мнению Гуссерля содержит в себе ноэму и ноэзис.

Ноэма- предметное содержание или идеальное значениеили смысл действительного предмета.

Ноэзис – познават акт, смысл ноэматического предмета. Ноэза изучает ноэму. Ноэма- объект познават акта ноэзиса.

Воспринимаемый цвет - это ноэза, а цвет как предмет познават акта- ноэма. =) любой действительный предмет выступает то как ноэзис, то как ноэма.

 

Созерцание сущности связано с интенциональной работой сознания, которая распадается на ноэтическую интенциональность, (от познающего субъекта к познаваемому предмету)

Второй вид работы- ноэматическая интенциональность- от познаваемого предмета к самому предмету как содержанию знания. Такое абстарагирование в процессе редукции и интенциональной деят-ти приводит к тому что сознание замыкается на самом себе и способно порождать смыслы кот никакого отношения, связи к предмету, с предметом не имеет. Если на всех этапах научного творчества важны такие моменты как идеализация, мысленного эксперимента, эмпирической и теоретич деят-ти, то Гуссерль противопоставляет смысл порождения теоретич и эмпирическому уровню познания.

=) критика Гуссерля сводитс к тому что его задача превратить философию в строгую науку потерпело крах из-за того что противопоставляется смысл которым обладает философия, экспериментальному и теоретич уровню кот присутствует в научном познании.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)