АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лев Николаевич Толстой

Читайте также:
  1. Александр Николаевич Серов
  2. Александр Николаевич Скрябин
  3. Александр Николаевич Скрябин
  4. Алексей Николаевич Верстовский
  5. Алексей Николаевич Верстовский
  6. Андрей Николаевич Колмогоров
  7. Виктор Николаевич Сорока-Росинский
  8. Владимир Николаевич Мясищев.
  9. Гг. Царствование Александра П Николаевича.
  10. Евгений Николаевич Трубецкой
  11. Евгений Николаевич Трубецкой
  12. Коллективный Лев Толстой

Горький "лн был самым сложным человеком из людей 19го столетия"

"Когда в лит-ре есть Толстой, легко и приятно быть литератором"

1852 год - год смерти Гоголя и дебют Толстого повесть "Детство"

Некрасов:" правда, в том виде, в котором вы вносите ее в литературу, есть нечто новое"

 

Толстой остался рано без родителей: мама умерла, когда Толстому было 1,5 года. --> Мария Николаевна Волконская (Болконская)

А мать тоже в два года потеряла свою мать, осталась с любящим, но строгим отцом, после смерти отца, ей было 31 год и осталось большое имение, а она не умеет им управлять

Отец Николай Ильич Толстой - прототип Николая Ростова, умер, когда Льву было 9 лет, через год - умерла и бабушка(которая заменила ему мать)

Татьяна Александровна Ёргольская - их дальняя родственница, тетенька, троюродная тетка, "вся жизнь ее была любовь": источник - ее сердце и еще - любовь к отцу --> некоторые черты отращены в Соне (но не было такого отношения, как к облагодетельствованной)

Не пошла за отца, чтобы он женился на богатой матери льва, после этого не пошла за отца - чтобы не нарушать чистоты чувств к Николаю Ильичу. Очень любила Льва, отождествляя его с отцом

От одиночества был склонен к раз мышлениям и даже самокопанию.

До 16 лет учился дома, поступил в Казанский университет, Толстые жили в Казани, Пелагея Юшкова тетка опекун занимала высокое положение.

Перешел на юридический факультет, а потом и вовсе забросил.

Весна 1847 года - приехал в Ясную поляну - по раздела с братьями досталась ему в наследство.

Рассказ "Утро помещика" - князь Нехлюдов - не закончил университет, разочаровался в свете. Нехлюдов считает, что его стремление к любви, легче всего воплотить в служении мужику, который трудился и кормил его поколения.

Но крестьянин не доверяет помещику из-за годов рабства, а помещик не знает крестьян.

Участвовал в военных действиях на Кавказе(прапорщик) и Севастополе.

Приехал в Питер, Тургенев ввел его в круг, близкий к Современнику.

В 60гг произошел в Современнике раскол по политическим причинам

В 62 г - женился на Софье Андреевне Перс - сразу после свадьбы уехали в Ясную поляну, брак был счастливым, полное взаимопонимание, Софья переписывала его рукописи, Войну и мир переписывала 8 раз, считала, что она первая читательница, было 13 детей, но выжило только 8.

"Взял Соню, взял Таню (сестра) и перетолок и получил Наташу Ростову", хотя скорее это Долли.

В итоге Наташа - живет жизнью мужа.

Литературные особенности обнаружились очень рано, в 14 лет (как и Пушкин)

"Орел" - написал в семь лет

В 11 лет - стихи тете Татьяне

Вся жизнь в Москве и в поляне вел дневник - всю жизнь, кроме периодов, когда очень увлечен, вроде периода написания "Войны и мира".

57г - дневник - Истина в движении.

Детство писал на Кавказе, в 52 году в Современнике опубликовано.

Трилогия: роман-воспитание - роман, содержанием которого является становление личности героя (Гончаров обыкновенная история, Дэвид Коперфильд Диккенса).

Цель - показать развитие характера, влияние общества на становление личности.

Большое влияние Жан Жака Руссо, прослеживает что влияет на развитие и что мешает развиваться лучшим сторонам

Детство - природное добро, намеки

Отрочество - отрицание предшествующей фазы развития,

Юность - отрицание, стремление к рассвету душевных сил

Николенька - обладает чертами, но не Толстой.

 

Персона Карла Ивановича -

Толстой - критический реализм, психологизм

Анализ Толстого подмечает мелочи, которые не заслуживают внимания, сравнивает мелочи толстого с рассмотрит по микроскопом: мелочи увеличенные под микроскопом - нарушение пропорций (Аксаков)

 

Он первый посмел говорить вслух о таких дрязгах, о которых все молчали и с такой наивностью, которая бывает только при огромной любви к правде (апполон-Григорьев)

 

Соревнования ума, проявление бессмысленной жестокости, тяжелые судьбы Карла Ивановича или Натальи Савишны будят в сознании Николеньки мысли о социальной несправедливости

 

Повесть Детство заканчивается смертью матери (противовес реальности Тлстого): человек становится взрослым, когда умирают оба его родителя, тут Николенька стал наполовину взрослым.

 

Писатель объективно наблюдает за страданиями и переживания ми человечества - "остранение" Брюсов: "в минуты страстных объятий к бесстрастию себя приневоль"

Николенька видит, что папа имеет скорее показно скорбит, бабушка - недостаточно скорбит, а Наталь Савишна скорбит так же искренне, как Николенька.

Потребность любить - противоположность горя, любовь спасает их от смерти и они никогда не Погибают от горя.

 

Развитие сознания героя: вертикаль взросления и горизонталь расширения жизненных интересов.

 

Отрочество: пора переоценки ценностей

Чувствует изоляцию от друзей и знакомых, рушатся авторитеты, идиллия детского равенства (Катенька, дочь Мими)

Общий скептицизм, близкий к душевному расстройству: (я думаю, что я думаю, что я думаю... - ум за разум зашел)

 

Юность: отрицание отрочества.

Человек комильфо: Язык, ногти, умение кланяться, танцевать и равнодушие ко всему, выражение некой презрительной скуки.

Сам Николенька иметь решительную несовместимость с комильфо, в итоге принцип терпит крушение и оказывается временным увлечением. Завязывается дружба с людьми, проходит испытания.

Знакомится с народом через извозчика: "а вот знаешь, зачем я ездил в монастырь?.. А извозчику на это похуй;)))

 

1855 Севастопольские рассказы

Новый подход к изображению событий и людей на войне (возможно, Гаршин питал отсюда вдохновение в своем рассказе 4 дня)

 

Не правильный и красивый строй войны, а ее истинное лицо в крови и боли.

Это было новаторство и победа его реализма.

Война - уродливое и античеловеческое явление, в противовес - красота природы. На войне народ проявляет свои лучшие качества, прежде всего - патриотизм.

Моральная храбрости - совершить высокий поступок ради высокой цели - спасти ребенка из огня

Физическая храбрость - бездумный поступок ради "крутости", без высокой цели -

" Севастополь в мае" - герой, которого я люблю всеми фибрами моей души - ПРАВДА. - манифест творчества Толстого.

 

"Все хороши и все дурны"- Толстой отказывается разделяют героев на хороших и плохих.

 

"утро помещика", "три смерти", "альберт", "казаки", "зараженное семейство", "люцерн"

Печатается в "Русском вестнике" еще либеральном

1858 - " из записок князя Нехлюдова. Люцерн"

Обличение современной ему буржуазной демократии.

Певец перед отелем: трижды просил дать ему что-нибудь, но никто нне давал, и даже смеялся - "это событие должно быть записано огненными буквами, во всех газетах об этом времени"

 

Рассказ заканчивается призывом к отказу от оценки и осуждения.

Анненков: повесть похожа на булавку, головке которой даны размеры воздушного шара - хотел бы видеть в Толстом художника, а не публициста и моралиста.

 

Писарев: тип фантазера; Нехлюдов кипятится, как мальчик, не взрослый мужчина. Нехлюдов как самовар, фыркающий громко и бесконечно.

 

Рассказ Альберт - идеи чистого искусства, в эти минуты, когда он играет, чувствует себя самым счастливым - несвоевременное произведение

 

Семейное счастье - трансформация любви молодой женщины к мужу, старшее ее, как к отцу ее детей

 

Рассказ Холстомер: нехарактерный прием для Толстого: рассказ от лица лошади-холстомера, рассказ о ее молодости и жизни.

Жизнь холстомера оправданна, тк она в соответствии с природой, в противовес жизни ее хозяина Серпуховского "мертвое ходящее и евшее тело помещика убрали в землю позже". В смерти лошадь пошла в пользу: ее труп съели животные, а кости нашел крестьянин"

 

Конец 50х годов - первый кризис в жизни творческой Толстого.

Началось его творчество с блистательного успеха (детство и рассказы), затем люцерн, альберт, семейное счастье - встречены осуждением.

 

"я как писатель ничтожен, не пишу со времен "счастья" и не буду писать. Тратить свою жизнь на то, что я писал - совестно. Писать повести милые и приятные для чтения в 31 год не нормально"

Решил начать жизнь с начала, очередной раз.

В 62 году женился на Софье Андреевне, окончательно уселся в Ясной поляне и занимается всем, кроме литературы;) издает журнал Ясная поляна, пишет статьи, но это "служит образованию, не литературе"

"я имел несчастье писать милые повести; но журнал это дело, составляющее для меня все" в 62 г - казаки

В 63 г начал Роман о декабристе --> "война и мир"

Сергей Григорьевич Волконский - один из декабристов, дальний родственник, встречался с ним.

Его герой должен был вернуться из ссылки должен был переосмыслить и осудить свое прошлое увлечение

Прообраз Пьера, но решил откатиться к 1812 году, а потом решил откатиться еще подальше.

"совестно было писать о торжестве над Наполеоном, не показав нашего срама ранее случившегося"

 

63-68 писал "Войну и мир", удачный период, рассвет своего творчества.

В описании Бородинского сражения как и Пушкин использовал прием "альтернативного описания"

"Война и мир"

Само словосочетание ранее неоднократно встречалось в лит-ре: записки Глинки "в 12 году война и мир шли рядом"; Венидиктов; или от Пушкина "описывай, всему чему свидетель будешь.. Войну и мир" или записки

 

Слово мир употребляется в трех значениях

-в миру (повседневная жизнь)

-во всем мире, во всем свете; общность людей, народ

-мир как отсутствие войны

 

Больше всего как отсутствие войны (писалось как мир, обычно) и как общность людей(писалось через i мiр)

 

Война тоже не однозначна

-1805 и 1812 тоже война

-еще война это вражда, непонимание, разъединение

-разделение социальными конфликтами (наследство князя Безухова, Анна Друбецкая "завоеванная позиция"; князь Василий проиграв сражение продолжает войну за Пьера и его наследство; дуэль между Пьером и Долоховым - убийство в мирной жизни: для Пьера война кончилась еще и освобождением от жены)

 

Анатоль Курагин: тема Наполеона "вы не можете никак понять, что кроме вашего спокойствия есть еще другие люди" как и Наполеон думает лишь о своей персоне.

Герои и персонажи делятся на людей мира и людей войны

 

Люди войны:

Наполеон

Друбецкие

Курагины

Шеррер

Люди, несущие войну и разлад

 

Люди мира:

Кутузов

Ростовы

Болконские

Пьер

 

Ненавидят ложь, войну и разъединение, несут с собой понимание, истину, братство

"Правда заключается в братстве людей "

 

Главные и второстепенные

Наполеон(взгляды на войну)

Кутузов(--"--)

Наташа(делит героев, воплощает идеал девочки)

Андрей(интерес Толстого)

Пьер(с него все начиналось)

Платон Каратаев (образ выражающий свои взгляды на народ)

Николай (близок Толстому, прототип - отец Толстого)

Марья не важна, тк набожна - не так важна для раннего Толстого, а роль женщины показана через Наташу

 

Изменяющиеся и постоянные

 

 

Жанр

Сам толстой называет это книгой

 

Оно не роман, потому что я не могу положить своим лицам границы (свадьба или смерть); брак завязка, а не Развязка, не повесть, потому что действия не доказывают какие-то убеждения; жизнь течет и не имеет конца"

 

Но все-таки это роман-эпопея.

 

Роман - В центре внимания - человеческая психология, преломляя общее в частном.

Эпопея- изображение событий, имеющих широкое общественное значение, но личность человеческая растворена и показана через растворение в общих событиях.

 

Тургенев: эпопея, исторический роман и очерк нравов.

Критик Страхов: Война и мир - семейная хроника двух семейств (Болконских и Ростовых) и как действовали на них события исторические - 1805-1820 год - потому отрывочно, потому не все годы жизни.

Это простой рассказ, без завязок и переплетений сюжета + это быль семейная (нет одного лица, на котором концентрация). Также предлагал назвать "Война и семья", но это бы сузило проблематику произведения.

 

"Чтобы произведение было хорошо, надо любить основную мысль: в Карениной я любил мысль семейную; в войне и мире я любил мысль народную".

 

Проблема не крепостничества, а проблема дворянства служению общенародным интересам. Второй аспект - народ на войне, раскритиковал характера народа, прежде всего на войне.

В конце 60х годов Толстой был очень увлечен мыслью о крестьянских школах; он признал решающую роль народа в историческом процессе; стихийная и роевая роль народа, при этом отрицал роль личности в истории.

 

Одна из главных задач - раскрыть характер народа и военного.

 

Сопротивление злу и непротивление судьбе.

Народ это идеал автора; народ это критерий оценки персонажа: чем ближе к народу - тем лучше.

В романе около 600 персонажей

Наташа и Наполеон - связь есть: развенчивание идеалу наполеона, наполеон убивает людей, а Наташа спасает.

Не личности, а народ творит историю.

 

Образ наполеона был очень романтический; даже Пушкин его боготворил "там угасал Наполеон" а в Онегине потом "мы все глядим в наполеоны - двуногих тварей миллион"

У Лермонтова полное романизированное восприятие наполеона: даже есть цикл наполеоновский.

"Плох тот солдат, кто не мечтает стать маршалом", но его путь к маршальству усеян трупами.

Толстой развенчивает образ наполеона, в этом он близок к Герцену.

"Нет величия там, где нет простоты и правды"

"наполеон желал добра только себе, а под добром понимал власть"

"наполеон прямо отрицал доброты как качество, совершенно недопустимое для правителя. Был подобен ребенку, который держась за веревки кареты воображает что он правит ею"

 

В изображении Наполеона Толстой не стремится к реализму и историзму. "принимает вид задумчивой нежности, когда рассматривает портрет сына" - по мнению толстого Наполеон только как актер принимает вид, но не испытывает этих чувств.

Для Толстого это не реальный Наполеон, а образ завоевателя.

Лихачев: "вторгающийся враг не может быть скромен, он в силу одного своего деяния будет надменен и горд, образ врага определяется его действием; а защитник будет всегда скромен, будет молиться перед битвой"

 

В сфере бытовой жизни идея наполеона опасна еще больше: Пьер в салоне говорит, что поддерживает идеи Наполеона(когда Н убил своего противника без суда; "одна жизнь и сотни взамен - арифметика" Расколников, замена нравственности арифметикой)

Князь Андрей хочет найти свой Туллон, хочет быть замеченным своим кумиром: в итоге он наказан, оставив жену в опасный момент она умирает, винит себя в ее смерти)

 

"ежели бы теперь наполеон запретил им драться с русскими они бы убили наполеона и пошли драться с русскими" - идея наполеона уничтожения уже сильнее его самого, это алчность и жестокость поглощают людей. наполеон не личность, а воплощение идеи.

Наполеон считает себя божеством, что он может и должен вершить судьбы людей. Задача Толстого - развенчать идею и образ наполеона

"присутствие наполеона ввергает людей в забвение" личность Наполеона и его идея уничтожают личность других.

Война есть противное человечеству, идея наполеона борется с идеями мира.

Наполеону противопоставляется обычно Александр Первый (Ангел), но Толстой противопоставляет Н Кутузову.

У Толстого Александр сопоставлен с Наполеоном (как Николай и Хаджи Мурат). Толстой нен разделяет точки зрения что Александр освободитель Европы. "властитель слабый и лукавый"(Пушкин)

Сцена Тильзитского мира - Александр показан глазами Николая и Пети Ростовых(Петя маленький, а Николай верноподданный; но даже он задумывается об искренности этой сцены пира; "теперь мир, но зачем же тогда оторванные руки, ноги?")

Наполеон - темный полюс романа; Александр тяготеет к этому полюсу.

 

 

Образ Кутузова:

Сергей Бычков: Кутузов был лишь мудрым наблюдателем Событий; Толстой раскрывает образ Кутузова как пассивного

Стратегия: "отступать и брать измором"

Каратаев:"на все Б-жья воля"

"Кутузов это Платон Каратаев в высшем военном чине"

После сдачи Москвы Кутузов плачет; но плачет кутузов- человек, а Кутузов полководец понимает, что все верно.

"Кутузов знал, что есть что-то выше его воли, потому мог отрешаться от своей воли и считался с реальным неизбежным ходом событий"

Толстой в изображении отношения Кутузова к войне не совсем прав.

Реальный Кутузов считался и с моральным и материалам фактором.

 

Вообще все любимые герои Толстого не совсем внешне красивы, скорее внутренняя красота.

Деятельность лиц определяются мыслями народными.

Сперанский, Ростопчин.

Князь Андрей становится командиром полка и лучшая похвала - "наш князь", правоту Кутузова подтверждает девочка Палаша: она на стороне "дедушки, а длиннополого"

Наташа - русская пляска.

Война 1812 года - насколько герои готовы на подвиги

 

Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Тихон - дубина народной войны; сам напросился в отряд Денисова(реальный факт). Тихон был один из самых важных людей в отряде; но когда надо было сделать что-то трудное и ГАДКОЕ все указали на Тихона.

Каратаев более симпатичен Толстому - он уже немолодой солдат, был в госпитале, когда началась война и попал в плен. В нем преобладают крестьянские черты а не солдатские.

Каратаев остался крестьянином, он олицетворяет самые лучшие черты народа; но он не неизменный человек, просто они развиваются параллельно ходу реальной жизни, потому они могут жить.

Каратаев пассивен, он фаталист, он смиряется с изменениями жизни.

Каратаев живет с роевой жизнью народа; его действия и речь также естественны и плавны "как отделяется запах от цветка".

Главное в романе-эпопее это мысль народная, но мысль семейная также важна.

Болконские, Ростовы и курагины

Для Толстого очень важно из какой семьи челове происходит.

"роман нужное писать не столько о том, что произошло до женитьбы, а столько о том, что произошло после"

 

Курагины: мать заведует дочери, братья испытывают страсть к сестре, Анатоль женат, но хочет Василий женить его еще раз и пр- мир светской черни.

Семья Ростовых свободна и жива, они готовы обласкать каждого, кто придет к ним.

Семьи живут в разных системах ценностей.

Ростовы

-откуда взялась Холодная Вера

-почему Николай такой

-почему Соня хочет принести себя в жертву

 

Надо обратить внимание на мать, тк именно женщина делает дом и семью.

Анна Михайловна Друбецкая - подруга Ростовой, скажи мне кто твой друг, Анна Михайловна готова на все ради своего сына и Ростова одобряет

Вера: графиня родила ее рано и поэтому вера оставалась одна и такая сучка

Соня: она не своя, поэтому когда дела была ок, она все равно говорила, что Соня "облагодетельствована".

Николай: "вернись любым, только вернись". (князь Андрей от отца получает: если узнаю, что поступил не как Болконский, я тебя не прощу)

 

Тургенев о войне и мире: война и мир обширное произведение овеяно

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)