АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система «социального государства»

Читайте также:
  1. A) прогрессивная система налогообложения.
  2. C) Систематическими
  3. ERP и CRM система OpenERP
  4. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  5. I. Суспільство як соціальна система.
  6. I.2. Система римского права
  7. NDS і файлова система
  8. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  9. WAIS – информационная система широкого пользования
  10. X. Налоги. Налоговая система
  11. А. Система потребностей
  12. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики

Важный вклад социал-демократии в развитие мировой цивили­зации - создание системы «социального государства». Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократию сме­няют у власти партии консервативной или либеральной ориентации.

Система «социального государства» строится с учетом того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь через сотруд­ничество и партнерство между предпринимателями и наемными ра­ботниками. При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своем стремлении улучшить эко­номическое положение не должны переходить границу, за которой у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности. В свою очередь, предпринимателям следует создавать благоприят­ные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспроизводства рабочей силы, без которой невозмо­жен экономический прогресс.

Государство координирует отношения между предпринимателя­ми и наемными работниками, обеспечивает социальную защиту всех членов общества, осуществляет функцию обучения граждан новым профессиям, необходимым производству.

Система «социального государства» предотвращает возникнове­ние резкой дифференциации в доходах населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и гармонию в общественных от­ношениях.

Под воздействием экологических движений социал-демократия в отличие от прежних времен уделяет значительное внимание охра­не окружающей среды. Многие партии сочетают социально-эконо­мическую деятельность с обеспечением экологических основ суще­ствования человека.

О практике западной социал-демократии наглядное представле­ние дает ее «шведская модель». Основные компоненты этой модели таковы.

Первый - это равновесие между трудом и капиталом, исключа­ющее возможность расширения контроля за частной собственнос­тью, будь то в виде национализации или дирижистского макропла­нирования.

Второй - это гармонизация производственных отношений, бла­годаря которой профсоюзы оказываются заинтересованными не столько в государственных субсидиях в те или иные отрасли произ­водства, сколько в эффективной системе переподготовки и переме­щения кадров.

Третий компонент модели - эффективные инструменты прове­дения экономическойполитики, включающие прогрессивную нало­говую систему, поощрение высокой мобильности рабочей силы и стимулирование производства, ориентированных на экспорт.

Четвертый компонент - укорененность в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм.

В рамках общего социально-либерального подхода просматри­ваются две основные модели развития общества - германская и ан­глосаксонская (британская). Они частично являются объектом дис­куссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.

Первая из этих моделей ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уров­нях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных со­обществ, потребителей и других заинтересованных групп и органи­заций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа под­чинения меньшинства большинству.

Германская модель предполагает более существенную роль го­сударства, чем это допускают британские лейбористы. Для нее ха­рактерна целенаправленная промышленная политика, ориентированная на всемерное использование финансовых ресурсов в интере­сах хозяйства всей страны. В сфере социальных отношений акцент делается на обеспечении конструктивной роли разных обществен­ных сил в развитии экономики, в системе выработки и принятия общественно значимых решений. Перспектива германской модели - «общество участия» с элементами корпоративизма.

Англосаксонская модель предполагает доминирующую роль ин­дивида и индивидуализма в системе общественных отношений. Именно с их эволюцией идеологи этой модели связывают перспек­тивы предстоящих системных изменений как в национально-госу­дарственных, так и в глобальных масштабах.

Следует отметить, что идеологи данной модели не отождествля­ют индивидуализм только с сугубо личным интересом, считают, что он должен носить и во многом уже носит институциональный ха­рактер. Индивидуализм как бы вписан в систему правовых, эконо­мических и социальных отношений и наполняет их реальным со­держанием.

Идеологи англосаксонской модели отвергают коллективизм, от­дают предпочтение отношениям между индивидами и территори­альными сообществами, начиная с «соседских» и кончая региональ­ными. Большое значение придается неполитическим общественным организациям социальной, правозащитной, экологической направ­ленности.

Либеральная идея равенства возможностей индивидов трактуется как «всеобщая включенность», которая позволит создать «общество ответственных, нацеленных на риск индивидов». Идея институцио­нального индивидуализма органически сочетается в англосаксон­ской модели с решительной поддержкой процессов глобализации, рассматриваемых как залог общественного прогресса и дальнейше­го совершенствования демократии.

В начале 1990-х гг. выявилась ограниченность представлений со­циал-демократии в вопросе о путях достижения социальной спра­ведливости. Придавая первостепенное значение сфере распределе­ния, они нередко добивались ее расширения за счет эффективности производства и, прежде всего, новых технологий. Оказались пре­увеличенными надежды на государственное регулирование как фактор перехода к постиндустриальному обществу. В качестве сти­мулов развития экономики неоправданно акцентировалась роль об­щественных интересов и собственности, недооценивалось значение индивидуального интереса. Все это снижало уровень обеспеченнос­ти населения и ослабляло влияние социал-демократии.

По инициативе ряда видных деятелей социал-демократии - быв­шего канцлера ФРГ и многолетнего председателя Социнтерна В. Брандта, премьер-министра Франции Ф. Миттерана, премьер-ми­нистра Швеции У. Пальме, премьер-министра Испании Ф. Гонсалеса и др. теория и практика этого идейно-политического течения были обогащены новыми подходами. Основное содержание нова­ций сводится к следующему:

Ø Преодолена недооценка фактора эффективности производства. Осуществляется поиск оптимального для каждой страны соотно­шения роста эффективности производства, уровня социальной за­щищенности и благосостояния населения.

Ø Значительное внимание уделяется проблеме путей и форм укрепления демократии - децент­рализации власти, повышения роли самоуправления, использования методов непосредственной демократии, демократизации произ­водства.

Ø Социал-демократы отказались от преувеличения роли госу­дарственного сектора экономики в обеспечении социальной спра­ведливости. Разрабатываются меры для обеспечения социальной ориентации рыночной экономики.

Прежние установки социал-демократии корректируются с уче­том изменившихся условий, опыта неоконсерваторов и либералов. Стремление к реалистичной политике в некоторых аспектах сбли­жает социал-демократов с неоконсерваторами и неолибералами.

К концу 1990-х гг. западная социал-демократия в основном пре­одолела кризис, связанный с износом традиционных идей и наступ­лением неоконсервативной волны. Она вновь обрела политический вес и в ряде демократических стран является ведущей политиче­ской силой, возглавляя правительства или в качестве влиятельной оппозиции.

Используя новые возможности, социал-демократы прилагают значительные усилия для пересмотра и обновления своих про­граммных и политических установок. Их главная цель - максималь­но четко и убедительно сформулировать свое новое кредо и подве­сти под него основательную идейно-теоретическую базу.

Особое внимание уделяется анализу процессов глобализации и их влияния на социумы. На своих последних конгрессах социал-демократы заявляли о решимости воздействовать на эти процессы таким образом, чтобы они развивались на благо человечества.

В связи с эрозией суверенитета государств подчеркивается необходимость обеспечения новых гарантий личности на межгосу­дарственном, региональном и глобальном уровнях. Концепция «государства благосостояния» модифицируется в концепцию «государ­ства социальных инвестиций» с акцентом на системе образования применительно к нуждам «информационного общества». Первосте­пенное значение придается разработке путей и способов укрепления солидаристских начал в обществе, обеспечения культурного многообразия.

Перспективным направлением деятельности западной социал-демократии является стимулирование частной инициативы и актив­ности граждан не только в экономической, но и в других сферах - социальной и политической. Социал-демократы намерены содей­ствовать развитию гибкой системы трудовых отношений, способ­ствующей профессиональной и территориальной мобильности населения на национальном и международном уровнях, координи­ровать усилия по сохранению окружающей среды. Ведется интен­сивный поиск путей адаптации мигрантов, особенно выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, в европейский социум.

Решая социальные задачи, социал-демократия самим ходом событий поставлена перед необходимостью поддерживать благо­приятный нравственный климат в обществе, содействовать возвы­шению отдельного человека как личности и, следовательно, форми­рованию качественно нового состояния общества в масштабах отдельных стран и человечества в целом.

Ценностными ориентирами социал-демократов обусловлена и их внешняя политика. Значителен практический вклад социал-демократии в борьбу за ослабление международной напряженности, в ограничение влияния милитаризма на общественную жизнь. Именно социал-демократы ФРГ в начале 1970-х гг. выступили с ини­циативой проведения «новой восточной политики», которая во мно­гом способствовала проведению в Хельсинки летом 1975 г. конфе­ренции по безопасности и сотрудничеству в Европе, установлению зоны мира на всем пространстве от французского Бреста до россий­ского Владивостока.

В 1980-е гг. приоритетной целью внешнеполитической деятельно­сти социал-демократов были разоружение и развитие. Они исходи­ли из того, что «демократический социализм» невозможен без проч­ного и длительного мира, без радикального перевода средств с гонки вооружений на реформы. С разрядкой увязывались и процес­сы демократизации политических институтов в странах Запада, ут­верждения нового международного экономического порядка, реше­ния неотложных проблем развивающихся государств. В настоящее время обсуждается возможность создания социально ориентирован­ного мирового порядка.

Будущее человечества социал-демократы связывают со следую­щей дилеммой: либо демократия, нравственные ценности, требования социальной справедливости станут общечеловеческой нормой поведения, либо мир обречен на социальные и национально-религи­озные катаклизмы с непредсказуемыми последствиями. Мысль Вил­ли Брандта (будущее социал-демократии только начинается), выска­занная еще в 1970 г. на съезде СДПГ, вполне актуальна.

Социал-демократы активно поддерживают преобразования в России, оказывают ей всемерное содействие в проведении рыноч­ных реформ и создании современных властных структур. В интег­рации России и других государств постсоветского пространства в сообщество цивилизованных государств они видят важнейший фак­тор утверждения ценностей «демократического социализма».

Самобытная социал-демократическая традиция существовала и в России, где была представлена, прежде всего, партией меньше­виков, опиравшихся в рабочей среде в основном на квалифици­рованных и культурных пролетариев, которые не принимали боль­шевистского максимализма и экстремизма, но достаточно четко ориентировались на идеалы демократии и социализма и цивилизо­ванные методы их достижения. Эта традиция сохранялась и в совет­ский период, несмотря на гонения и репрессии.

Тем не менее, даже в деятельности правящей партии (за исклю­чением сталинского правления) просматриваются социал-демо­кратические подходы. При жизни В.И. Ленина - это новая эко­номическая политика, совмещавшая разные хозяйственные уклады и способствовавшая подъему жизненного уровня населения. В 1950-1970-е гг. - это поворот от конфронтационного соперничества двух социально-экономических систем к мирному сосуществова­нию и разрядке, выдвижение концепции общенародного государ­ства, обязательство руководства СССР соблюдать права человека, взятое на себя в подписанном в Хельсинки (1975 г.) Заключитель­ном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В 1970-1980-е гг. постепенно расширялось научно-информационное поле, связанное с социал-демократической проблематикой. Это об­стоятельство косвенно влияло на развитие социал-реформистских настроений в КПСС, причем в разных эшелонах.

«Ренессанс» социал-демократии в СССР произошел лишь в годы перестройки. В конце 1980 - начале 1990-х гг. предпринимались попытки превратить КПСС (или ее часть) в партию социал-демо­кратического типа. Обсуждался вопрос о возможности создания двух конкурирующих партий. Однако такой сценарий остался нере­ализованным. К настоящему времени социал-демократическое дви­жение в России не стало реальной силой.

В силу сложившейся ментальности и в связи с резким соци­альным расслоением общества, вытеснением значительной части населения в зону бедности растет интерес к фундаментальным иде­ям социал-демократии, особенно к идее сочетания эффективной рыночной экономики с социальной справедливостью и защищенно­стью. Формируется и соответствующий вектор политического раз­вития.

Программные документы основных политических партий и дви­жений в явной или неявной форме содержат в себе элементы соци­ал-демократической идеологии - ориентацию на правомерность различных форм собственности, государственное воздействие на экономические и социальные процессы, социальную солидарность, эволюционный реформизм, политический прагматизм и т. д.

Многие политические деятели различной ориентации признают актуальность для России идей и опыта социал-демократии, их спо­собность консолидировать общество для создания устойчивой по­литической системы и эффективной экономики. Идет поиск органи­зационных форм становления российской социал-демократии.

Процесс превращения российской социал-демократии в массо­вую и влиятельную силу будет продолжительным. В настоящее вре­мя для нее отсутствует широкая социальная база. Она появится тогда, когда завершится формирование рыночной экономики и основных социальных групп - предпринимателей и наемных работ­ников, когда возникнет необходимость выражать интересы всех, ра­ботающих по найму, а также представителей малого и среднего биз­неса. Для того чтобы социал-демократия стала заметным явлением в политической, социальной и духовной жизни России, необходима и активная просветительская деятельность.

Появление в России сильной социал-демократии, по своей при­роде ориентированной на ценности консенсусной политической культуры, могло бы способствовать преодолению в обществе тради­ций конфронтационности, решению проблем модернизации одно­временно в социальном и нравственном контексте.

Наличие в России мощной и влиятельной социал-демократиче­ской партии явится одним из главных условий вхождения ее в сооб­щество цивилизованных стран, где разумно сбалансированы инте­ресы различных социальных групп в условиях рынка и частной собственности.

Подытоживая вышеизложенное, можно выделить следующие характерные особенности социал-демократии:

Во-первых, это неприятие идеи революционной ломки обще­ства, приверженность принципу социального партнерства;

Во-вторых, открытость идеологии, т. е. возможность ее форми­рования на основе различных, порой противоположных по своему содержанию идей, взглядов и представлений о социальной действи­тельности;

В-третьих, ориентация на «демократический социализм», трак­туемый не только как идея, но и как процесс длительных, неограни­ченных во времени общественных преобразований;

В-четвертых, приверженность принципу нахождения полити­ческого консенсуса при решении спорных проблем;

В-пятых, отношение к социальной защищенности трудящихся как приоритету при решении социально-экономических проблем.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)