АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парадокс в драматургии Б.Шоу

Читайте также:
  1. I. Парадоксальная интенция.
  2. Астросоціологічний парадокс
  3. Вторая серия парадоксов: поверхностные эффекты
  4. Двенадцатая серия: парадокс
  5. Драма-дискуссия в творчестве Б.Шоу.
  6. Жанровая система драматургии А.Н.Островского.
  7. Жанры прозы и драматургии А.П. Чехова.
  8. Значение «гипоксического парадокса»
  9. Классический и кейнсианский подходы к вопросу макроэкономического равновесия. Парадокс бережливости. Модель доходы – расходы
  10. Космологические парадоксы
  11. Логика смысла сновидения: парадокс, нонсенс, фантазм
  12. О так называемом парадоксе свободы

парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.

Излюбленным приемом писателя является игра парадоксами. Парадокс, как известно, - это мнение, расходящееся с общепринятым и иногда даже противоречащее здравому смыслу. Но у Шоу это противоречие часто является только кажущимся. Приведем несколько типичных для Шоу парадоксов: «Англичанин думает, что он нравственен, тогда как на самом деле он просто создает себе неудобства»; «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит»; «Жизнь уравнивает всех людей, смерть обнаруживает, кто из них значительнее». Парадокс у Шоу – средство обнажения противоречий жизни, орудие социальной критики.

Уже разительный пример метаморфозы Альфреда Дулиттла дает возможность ощутить парадоксальность характеров и событий пьесы. Основные герои «Пигмалиона» высвечиваются автором разносторонне, подаются во многих положениях; Шоу заставляет их высказываться остро, прямо, но отнюдь не всегда последовательно и однозначно. Порой признания героев исполнены неожиданности, их оценки, казалось бы, менее всего подготовлены ситуацией. Но многообразие в поведении и словах всего лишь отображение достаточно сложного внутреннего мира героев.

Но парадокс является у Шоу не только излюбленной формой речи. Само действие пьес Шоу носит парадоксальный характер. Шоу создает такие ситуации, в которых обычное для данного общества положение оказывается как бы перевернутым, и многое у него выглядит поставленным на голову. Тот, кто кажется самым неразумным персонажем.

В пьесах Б.Шоу парадоксы делятся на:

– социальный;

– моральный;

– сатирический;

– юмористический.

Рассмотрим конкретные примеры парадоксов из пьес «Профессия Миссис Уоррен» и «Пигмалион»:

«В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам» - моральный парадокс.

«Женщине часто приходится кривить душой, хотя она и не чувствует ничего такого» - юмористический парадокс.

«Когда люди живут вместе – все равно, отец ли это с сыном, муж с женой или брат с сестрой, - они уже не могут притворяться вежливыми, что так легко во время десятиминутного визита» - моральный парадокс.

«Если вы будете выбирать своих знакомых по признаку высокой нравственности, вам лучше уехать из Англии или совсем отказаться от общества» - моральный парадокс.

«Всего лучше сохраняется в тайне то, о чем все догадываются» - моральный парадокс.

«Думайте о будущем других людей, но никогда не задумывайтесь о своем собственном» - моральный парадокс.

«Да и потом, кто же из нас понимает, что делает? Если б мы понимали, мы бы, вероятно, никогда ничего не делали» - моральный парадокс.

«Женщины все переворачивают вверх дном. Попробуйте впустить женщину в свою жизнь, и вы сейчас же увидите, что ей нужно одно, а вам совершенно другое» - юмористический парадокс.

«Вероятно, все дело в том, что женщина хочет жить своей жизнью, а мужчина – своей; и каждый старается свести другого с правильного пути. Один тянет на север, другой на юг; а в результате обоим приходится сворачивать на восток, хотя оба не переносят восточного ветра» - юмористический парадокс.

«То, что люди считают себя обязанными думать, уже достаточно скверно; но от того, что они на самом деле думают, у всех волосы стали бы дыбом» - сатирический парадокс.

«Когда я был бедным человеком, пришлось мне раз иметь дело с адвокатом, - это когда у меня в мусорном фургоне детская коляска оказалась, - так он только и смотрел, как бы ему скорей покончить с этим делом, да и отвязаться от меня. Доктора тоже: рады, бывало, вытолкать меня из больницы, когда я еще и на ногах не держусь; зато денег не стоило. А теперь вот находят, что я слабоват здоровьем и того гляди помру, если они ко мне не будут наведываться по два раза в день. Дома мне пальцем не дают шевельнуть самому; все за меня делают другие, а с меня денежки тянут за это. Год тому назад у меня не было никаких родственников, кроме двух-трех, которые меня знать не хотели. А теперь их объявилось штук пятьдесят, и у всех на хлеб не хватает. Живи не для себя, а для других: вот вам буржуазная мораль» - социальный парадокс.

«Буржуазная мораль требует жертв» - сатирический парадокс.

«Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить кому-нибудь беспокойства. Творит жизнь – и значит творить беспокойство» - моральный парадокс.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)