АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Утопия и антиутопия у Марка Твена

Читайте также:
  1. Антиутопия как явление литературы ХХ века
  2. Введение Марка Байарда
  3. Все, что без Бога – это утопия
  4. Закупка товаров на оптовых ярмарках
  5. Историческая социология Карла Мангейма. Работа Мангейма «Идеология и утопия» 1925 г.
  6. Карл Поппер и проблема демаркации
  7. Конная статуя Марка Аврелия
  8. Понятие жанра «Антиутопия»
  9. ПОНЯТТЯ ПРО ЕВОЛЮЦІЇ. ГІПОТЕЗА ЕВОЛЮЦІЇ Ж.-Б. ЛАМАРКА. ПЕРЕДУМОВИ ПОДАЛЬШОГО РОЗВИТКУ ЕВОЛЮЦІЙНОГО НАВЧАННЯ
  10. Психологическая утопия: Эупсихея
  11. Психологическая утопия: Эупсихея.
  12. Сатирические мотивы в романе Теккереч «ярмарка тщеславия»

В романе противопоставляются два мира: феодальное общество в Англии VI века со всем его невежеством и жестокостью и тот мир, который стремится построить Янки, основываясь на своих воспоминаниях о прогрессивной Америке XIX века. Утопическим является мир, который он собирается и даже начинает строить, стремясь насаждать цивилизацию в Средневековом обществе. Согласно всем идеалам самого Марка Твена, один из главных пунктов борьбы Янки – рабство. Жестокость к другим людям и их покорность его больше всего возмущали. Характерно, что к концу своего пребывания там, ему удается создать поколение, которое не помнит рабства – это молодые люди (из них 54 выбраны, чтобы защищать пещеру).

Среди остальных целей: просвещение, развитие промышленности, веротерпимость. Намерения, конечно, благие, и Янки с самого начала предлагает читателю довольно подробный план своих действий (постепенное строительство заводов, фабрик, сначала обслуживающих только его интересы, создание тайных школ, в том числе военной – все это должно было быть эффектно представлено взгляду потрясенной публики в нужный момент), однако современный читатель, не уступающий герою, понимает, что попытка создать в VI не подобие, а самое настоящее общество XIX века – утопия. Во второй половине романа все прекрасно до приторности – Янки счастливо женат на Сэнди, имеет маленькую дочку Алле-Центральная, с которой сюсюкает весь двор и особенно Ланселот, пользуется беспрекословным авторитетом. Картина уже фантастическая: вовсю используется телеграф¸ под носом у короля дымит мыльный завод, реформируется армия. Но хрупкость и неестественность этого мира становится очевидна сразу, как только Янки приходится отвлечься. Герой с больной дочкой и женой уезжает на время во Францию, где его настораживает отсутствие новостей. С берега он видит, что корабли все пусты, жизни в портах нет. Оставив жену и дочь в безопасности, он возвращается в страну, где видит картину разорения. Кругом разруха, молчания, люди бояться слово сказать, дома разрушены и т.д. Церковь, долго ждавшая момента для восстановления могущества, воспользовалась распрей между Королем Артуром и Ланселотом, чтобы отказать им от церкви. Одновременно в этой распре (возникшей из-за любви Ланселота к королеве, если что) погибают лучшие Вместе со своим верным советником (бывшем пажом) и 54 уже упоминавшимися молодыми людьми, окопавшись в пещере и противостоя Мерлину и рыцарям, Янки создает последнее подобие утопического мира, в попытке вернуть прежний. Демонстрируют чудеса технических знаний (мины, хитроумные ловушки и т.д.), хитрость (обрабатывают солдат противника) и благородство. Но надежда на утопический мир окончательно разрушена основными минуса в социальном строе: церковь, интолерантность, вера в мерлина, бессмысленная жестокость напыщенных рыцарей (всех нафиг взорвало их).

 

48. «Мартин Иден» - роман социальный. В нем резко противопоставлены друг другу мир бетлеров, морзов и хиггингбоемов – мир американского мещанства, от крупных преуспевающих дельцов до жалких обывателей, которые мечтают быть походими на них, и мир людей труда, представленный прежде всего самим Мартином, его друзьями, Лизи Коннолли, участниками массовых сцен. Роман Лондона полон контрастов. Из салона морзов читатель попадает в прачечную, где трудится Мартин, или жалкую каморку, где, задыхаясь от чада керосинки, он пишет свои первые стихи и рассказы. Читает книгу за книгой, овладевая сокровищами мировой культуры.

Еще резче социальные контрасты характеров: подлинная человечность, настоящие. Искренние чувства живут в среде трудового люда – в любви Лизи Конолли к Мартину, в чувстве Мартина к Руфи, в его отношении к сестре, лружбе старых товарищей. А в мире морзов и бетлеров чувства оказываются фальшью, игрой с Мартином, которой увлечена Руфь, готовностью продать себя за славу и богатство. Ведь именно так можно назвать отношение Руфи к Мартину – известному писателю.

Большое место в романе занимает проблема нового человека, идущего на смену людям, чьи души искалечены миром собственнических отношений. Черты предвестника тех, кому будет принадлежать будущее, заметны в Мартине. В его таланте заключено новое восприятие мира. Мартин рожден и воспитан трудовым народом, несет в себе его мораль, его понимание действительности. При этом Лондон, сам прошедший тяжкую школу трудовой жизни, далеко от слащавого преклонения перед людьми из народа, прокладывающими себе путь к искусству. Лондон знал, что цель эта может быть достигнута только при огромной требовательности к себе, ценой напряженного труда, открывающего доступ к знаниям, которые другим – вроде молодых Морзов – доставались легко, так как были получены ими в привилегированных школах.

Проблема формирования новой интеллигенции, выходящей из рядов рабочего класса и готовой отдать ему свои силы, воплощена не только в образе Мартина, но и в образе Лизи Коннолли. Быстро зреет ее дивой и энергичный ум под влиянием знаний, доступ к которым ей помог получить Мартин. Может быть, она стала на этот путь только чтобы не быть ниже Мартина, которого она самоотверженно полюбила, но в конце романа она уже настолько самостоятельна, ее личность настолько развилась, что он чувствует себя сильнее Мартина

Судьба Мартина – прежде всего доказательство того, что буржуазное общество враждебно подлинному искусству. Мартину, писателю, вышедшему из рабочего класса, нечем дышать в мире морзов и бетлеров, даже если они вынуждены признать его талант. Эстетические идеи Мартина безмерно выше уровня буржуазного искусства. Приноравливаться к этому жалкому уровню – значит изменять своим заветным мечтам, своим представлениям о подлинном искусстве, которое служит «приключению с большой буквы» - прославлению подлинных подвигов. Только о них хотел писать Мартин

 

ИЗ ГОЛОВЫ:

Конфликтов, если кто не понял, несколько: Мартин и Руфь (их любовь – основа сюжетной линии произведения, Мартин тянется за ней, для этого меняется…и т.д. и т.п.), Мартин и общество (об этом подробно выше), Мартин и Лизи Конолли (она в его безумно любит, готова идти за ним, совершенствоваться ради него), а он и с ней быть не хочет – т.к. ее не любит, и не хочет воспринимать ее как равную себе, т.к. он объективно ее превосходит + при этом действительно ее уважает и ближе к концу романа говорит, что вообще, в отличие от Руфи, Лизи хотя бы честная.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)