АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык и речь


В 19-20 веках возникла проблема языка и речи. Эти понятия часто путали.
Шахматов: реальное бытие имеет язык каждого индивидуума: язык села, города, области, народа - оказывается известной научной фикцией, ибо он слагается из фактов языка, входящих в состав тех или иных территориальных или племенных единиц индивидуумов.
Гумбольт: в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим. Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа.
Соссюр: изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык (нечто социальное по существу и независимое от индивида), другая - второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е речь, включая говорение. Оба эти предмета тесно связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку.

Языковая деятельность:
1) одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида.
2) другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение.


Существует три понятия: речевая деятельность, язык и речь.
Речевая деятельность имеет характер разнородный. Понятие языка не совпадает с понятием речевой деятельности вообще, язык - только определенная часть, правда важнейшая, речевой деятельности.
Речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:


а) комбинации, при которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли.
б) психофизический механизм, позволяющий ему объектировать эти комбинации, разделяя язык и речь, мы тем самым разделяем: социальное от индивидуального, и в нем всецело располагается индивид: мы будем называть его речью.


Противоречие: либо речь лишь индивидуальное, побочное, даже случайное и только, либо же это комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом, что не является даже и индивидуальным, так как это нечто, лежащее вне субъекта.
Язык - это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу, язык - это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны. Он есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык ни его изменять.



Вывод:


1. Соссюр был прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.
2. Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, тк без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение.
3. Не прав Соссюр в том, что считает это социальное явление – язык – психичным, хотя явления языка, наряду с явлениями ис-ва, бытового творчества и техники проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы – не психические факты. Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.
4. Не прав он в том, что объединяет понятие речевого акта – всегда индивидуального – и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива.
5. Не прав и в том, что понятие речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил.

 

Итог:

1)Основным понятием надо считать язык. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разновидности устной и письменной речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов в разные группировки, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Поэтому существуют такие языки, как русский, английский, китайский и др. можно говорить о современной русском языке, древнерусском и даже об общеславянском.
2) Речевой акт - это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение - слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт может быть не только услышан, но и записан, а так же в случае устного общения, зафиксирован на магнитофонной пленке.
3) Речь - не язык и не речевой акт. Можно говорить о письменной и устной речи, речи школьника, молодежи, сценической речи, орфоэпической речи, прямой и косвенной речи. Это разные формы применения языка в различных ситуациях общения.

‡агрузка...

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.004 сек.)