АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык и мышление (типы мышления)

Читайте также:
  1. Абстрактное мышление
  2. Абстрактное мышление
  3. Абстрактное мышление – высокая способность к обучаемости.
  4. Абстрактное речевое мышление, понятия, умозаключения.
  5. Виды памяти (типы)
  6. Воображение и мышление
  7. Вопрос 25. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг. Мышление и язык.
  8. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
  9. Глава 12. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
  10. Глава 2. Мышление, его истоки и сущность Можно ли человека чему-нибудь научить?
  11. Глава VII СООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА С МЫШЛЕНИЕМ
  12. Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление

Проблема связи языка и мышления ставилась уже в 19в.( в Германии К. Беккер, в России Ф.И. Буслаев). Беккер предполагал, что любой язык – логическая система, что языковые категории полностью совпадают с логическими.

К. Беккер составил «Первую всеобщую рациональную грамматику», которая стала по сути первой логико-математической моделью языка.

По проблеме соотношения языка и мышления уже в 19в. существовало три точки зрения.

Мышление понимается в узком и широком смысле слова.

В узком понятии - мышление=понятие и мышление свойственно только человеку, т.к. мышление как и понятие не может существовать без слова. (Единый речемыслительный процесс – Ф.де Соссюр).

Другие ученые ( в основном психологи - А.А. Леонтьев, Л.Р. Лурия, Б.А. Серебренников) считали, что мышление и язык связаны, но и без языка возможно мышление и не все в языке связано с мышлением. В этом случае признается, что генетически язык и мышление были связаны не всегда, т.е. было время, когда мышление было наглядным и во многом походило на мышление животных и лишь со временем приобрело другие формы. В этом случае представляется широкое понятие мышления, при котором предполагается, что мыслить можно не только понятием, - мышление может протекать и в других формах (причем мышление человека может быть сходно с мышлением животных). Как следствие вытекает признание трех типов мышления:

· Наглядное (свойственно животным. Отличие - животные реагируют ситуативно, а человек подчиняется разуму).

· Образное (свойственно и людям и животным).

· Практическое (которое заключается сначала в осознанных, а затем уже в автоматических действиях).

· Поисковое.

· Лингвокреативное (на базе слов, наивными понятиями, созданными на базе языка).

· Понятийное. ( Мышление в форме понятий. В строгом смысле научными знаниями, которыми обладают только специалисты. Они опираются не на наивные понятия, а на строгие. Научное знание отражается в терминах).

 

Широкое понимание мышления и принятие разных типов мышления привело к мысли о том, что мышление и язык 2 самостоятельных вещи. Но это крайняя точка зрения, признаваемая лишь некоторыми. ( «Истинно отвлеченное мышление должно освободиться от языка» - Дюринг, Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).



В 20в. в 30е годы американский этнолингвист Эдуард Сепир сформулировал парадокс, который возникает при решении этой проблемы. С одной стороны ученые говорят о связи мышления и языка, при этом все признают, что мышление одно, а языки разные. Возникает парадокс: если мышление одно, а языки разные – как может существовать неразрывная связь? Есть 2 пути решения парадокса: или признать, что мышление у разных народов разное или каким-то образом «оторвать» мышление от языка.

Б. Уорф и Миллер выбирают 1 путьи полагают, что мышление любого человека определяется родным языком, мы видим мир таким, как его предполагает видеть родной язык.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)