АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование архитектурного облика города. Петровское барокко

Читайте также:
  1. I. Формирование глобального инновационного общества
  2. I. Формирование системы военной психологии в России.
  3. IV этап – формирование галактик
  4. VIII. Формирование и структура характера
  5. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  6. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
  7. Архитектура Древнего Новгорода.
  8. Асссортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли
  9. Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
  10. Барокко
  11. Барокко
  12. Барокко

Петровское время - петровские реформы -- явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

Характерные черты градостроительства:

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц. Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания. В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение. Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – Комиссия по строению в Санкт-Петербурге. В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко:

• Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.

• Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.

• Вертикальные «лопатки» - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.

• Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» - имитацией крупных выступающих камней.

• Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.

• Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

• Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Архитекторы (Основные сооружения и проекты):

Доменико Андреа Трезини (1670-1734): По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови: Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель: По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор.

Готфрид Шедель: Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный (1670-1727): Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

5. Значение петровского времени для истории музыки Санкт-Петербурга.

1721 г. – создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского. Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в:

Основным центром музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на иностранных композиторов и исполнителей. Светская музыка приобретала все больше значение и оттеснила культовую церковную музыку на различных публичных торжествах. Петровские ассамблеи сменились дворянскими балами с определенной программой танцев. Получили распространение танцевальные вечера различных слоев населения с приглашением оркестра за плату.

Заметное место в музыкальной жизни дворянского общества заняли спектакли итальянской и французской оперы. Музыка стала одной из важнейших частей художественных спектаклей (арии, хоры, инструментальные фрагменты).

1729 г. – указ Петра II о создании придворного оркестра.

1731 г. – первый оперный спектакль в России «Колендро».

1741 г. – в Москве Ф. Б. Растрелли соорудил «Оперный дом».

1757 г. – в Петербурге начал работать частный оперный театр итальянца Дж. Б. Локателли.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.:

Сложилась русская композиторская школа, появилось множество талантливых отечественных музыкантов-исполнителей. В 60-70-е годы оформилась в качестве самостоятельного жанра русская национальная опера. Основным мелодическим источником для русской оперы стала русская народная песня. Получила развитие камерная музыка – скрипичная, ансамблевая. Уметь петь или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте считалось обязательным для образованного человека.

Больших успехов достигло хоровое искусство. Возник тип русского хорового концерта, в котором использовались достижения оперы, инструментальной музыки, балета и хора.

Достижения музыкальной культуры были обусловлены тесной связью с фольклором и национальной русской музыкой.

1763 г. – реорганизация Придворного театра в Придворную певческую капеллу.

1773 г. – при Московском воспитательном доме открылась балетная школа.

1774 г. – выход в России первого музыкального журнала «Музыкальные увеселения».

6. Особенности становления светского изобразительного искусства в Петербурге (Никитин, Зубов, Матвеев и Б.-К. Растрелли).

Общие черты развития живописи:

• Живопись по характеру стала преимущественно светской.

• Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.

• Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.

• Бурное развитие гравюрного искусства.

Художники (Основные произведения):

Иван Никитич Никитин: «Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны», «Напольный гетман», «портрет канцлера Г. И. Головкина»

Андрей Матвеевич Матвеев: «Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора.

Алексей Федорович Зубов: «Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»

Скульпторы (Основные произведения):

Карло Бартоломео Растрелли: Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.

7. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема русского ренессанса.

Реформы Петра, имевшие своей целью преобразование средневекового русского общества, поставили перед отечественной культурой ренессансные задачи. Процесс этот протекал в то время, когда Западная Европа уже пережила свое Возрождение, а вслед за ним и сложные, противоречивые духовные движения 17 века – абсолютную государственность и буржуазную демократию, расцвет естествознания и техники ремесленного производства, маньеризм и ранний социально ориентированный реализм, классицизм и барокко – и поднялась на уровень, получивший название Просвещение. Петр стремился облегчить и ускорить развитие русской культуры освоением достижений европейской цивилизации, тем самым открыв возможность переработки на русской почве того, что накопила Европа за несколько столетий. В результате рождался своеобразный и причудливый российский сплав ренессансного, доренессансного и постренессансного. В России разные фазы развития общественного сознания и культуры наслаивались друг на друга, образуя новое, не знакомое на Западе системное целое. Поэтому только условно можно применить к какой-либо фазе развития русской культуры понятие «возрождение». Ближе всего к нему петровское время. Культурные процессы петровского Петербурга скорее можно отнести к ренессансоподобным. В России, как и на Западе, преобразования ренессансного типа могли происходить лишь в городе, и в городе особого склада. Ни один из древних русских городов, включая Москву, не обладал совокупностью качеств, необходимых для прорыва из средневековья в новое светское состояние, с развивающимся на высоком уровне техники мануфактурным производством, с широкой международной торговлей, сос свободным развитием научного знания и внекультового художественного творчества. Петровский Петербург дал разносторонне развитых людей, подобных «титанам Возрождения». Таким был царь Петр I, поражавший современников творческой активностью и многообразием интересов; таким был, уже упоминавшийся, А. Нартов, отличавшийся разносторонней целостностью дарований.

8. Рождение в Санкт-петербурге первого большого литературного направления – классицизма.(Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков).

Общие черты развития литературы:

Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма. Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность. Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма. Формировался русский литературный язык.

Черты классицизма:

Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в. В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов. Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии. Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).

Особенности русского классицизма:

Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого. Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры. Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.

Писатели. Основные произведения. Значение

Антиох Дмитриевич Кантемир: 9 сатир, среди них «На хулящих учения» – защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть и гордость дворян злонравных» – идея внесословной ценности человека. Родоначальник русского классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок.

Василий Кириллович Тредиаковский: Перевод любовного романа П. Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Впервые в русской литературе выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по правилам европейского классицизма. Положил начало политической и патриотической лирике, создал русскую литературную песню.

Михаил Васильевич Ломоносов: «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе стекла». Завершил теоретически и практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды.

Александр Петрович Сумароков: Две эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии: «Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие. Теоретик классицизма. Основатель русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен.

9. Развитие огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны.

Правление Елизаветы Петровны (1740-1761) называют культурным Ренессансом России. Хотя в Академии наук, созданной в 1725 г. по инициативе Петра I, бессменно царили иностранцы (до воцарения Елизаветы там не было ни одного русского ученого), Российская Академия наук отличалась от подобных научных учреждений Запада тем, что, во-первых, не занималась богословием. Во-вторых, она создавалась не только как научное, но и как учебное заведение для подготовки русских ученых. Она была организована в составе трех «классов»: математического, где работали крупнейшие математики того времени Л.Эйлер и Д.Бернулли, физического, общественных наук. В Кунсткамере Академии наук были собраны археологическая, антропологическая, зоологическая и ботаническая коллекции. В указе императрицы от 1744 г. говорилось о необходимости дальнейшего развития начального образования. В Москве в 1755 г. была открыта первая в России гимназия. Но все же в XVIII в. преобладало церковное образование. К концу столетия в России было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии - в Киеве, Москве и Петербурге, а также погода в Иваново. Первыми из русских получили звания российских академиков М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. Событием, значение которого для развития всей российской культуры трудно переоценить, было открытие Московского университета 25 января 1755 г. с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским, причем преподавание в отличие от Европы велось на русском языке, а не на латыни. Литература постепенно освобождается от пут Средневековья, впитывая просветительские идеи. Но многие произведения XVIII в. дошли до сегодняшнего дня без указания авторства, часть из них продолжала распространяться рукописным путем, грамотность носила еще очень ограниченный характер, язык, отягощенный церковнославянской лексикой, был очень тяжеловесен, не развито стихосложение. Но уже в Петровскую эпоху заметны первые положительные сдвиги. На смену благочестивым повестям приходят «гистории» о славных подвигах российской армии. Эти пока еще нескладные вирши прославляли славные победы, как тогда говорилось, «Российской Европии». Стали заметны те литературные произведения, где главным героем был обычный человек с его радостями и заботами.

11. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XIII в. (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).

Санкт-Петербург является одним из самых красивейших городов мира. Различные архитектурные комплексы Санкт-Петербурга, а так же его пригорода по праву являются мировыми культурными ценностями. Каждый архитектурный комплекс имеет свои собственные отличия и превосходства, так как большинство из них были построены в разные исторические эпохи. Петровский период дворцового и усадебного строительства характеризуется большим количеством всевозможных парков. Это вызвано тем, что петербургская, северная, природа несколько сурова и однообразна. Поэтому Петр I всячески пытался сохранить и преумножить зеленые насаждения.

В середине XVIII века дворцово-парковые ансамбли и другие архитектурные комплексы, основанные в петровский период, получили значительное развитие, стали выглядеть более торжественными и праздничным. Парки стали неотъемлемой частью дворцовых комплексов.

Пушкин - Царское Село: Царское село - летняя царская резиденция и литературный символ России. Считается, что название Царское село произошло от финского названия «Саари-мойс», т.е. мыза на возвышенном месте, которую Петр I подарил князю А.Д. Меншикову. Вскоре мыза была отписана жене Петра I Екатерине Алексеевне и стала называться Саарским селом. После строительства царского дворца местность отчасти по созвучию, отчасти по причине пребывания здесь двора (вплоть до Октябрьской революции) стала именоваться Царским селом. После революции дворцово-парковый ансамбль был объявлен музеем, а лучшие дома в городе отданы под детские оздоровительные учреждения, и город стал называться Детским селом. В 1937 г. Детское Село переименовано в г. Пушкин. Скромная мыза постепенно превратилась в один из блестящих дворцово-парковых ансамблей Европы. Этот ансамбль состоит из парков: Екатерининского, Александровского, Баболовского и Отдельного. Конечно, деление ансамбля на парки в настоящее время условно и объясняется сохранением исторической традиции, а также разным временем их происхождения, различиями в планах, характере посадок и современного использования. Но, тем не менее, это единый парковый массив, связанный едиными системами водной и основных проезжих дорог и пешеходных аллей. Непосредственно к паркам примыкают наиболее старые части города, который возник благодаря создавшемуся здесь дворцово-парковому комплексу как поселение “работных” людей и строителей, обслуживающего персонала дворцов и парков, как место пребывания придворных при выездах сюда царского двора из столицы и как место расположения воинских частей. До 1717 года Сарская мыза оставалась такой, какой она досталась Екатерине I, - небольшим поместьем с огородом, служебными постройками, мельницей и деревянным двухэтажным домом мызника с шестью комнатами, приспособленными для временного пребывания императрицы.

В 1717-1724 годах в Сарском Селе по проекту архитектора И.-Ф. Браунштейна возводят первый каменный дворец. Он был расположен рядом со старым домом, который затем разобрали. Размещение дворца посреди возвышенности лицевым фасадом на северо-запад в значительной мере определило дальнейшее развитие композиции ансамбля. Дворец Екатерины I имел простые формы, характерные для русской архитектуры начала XVIII века. К этому же времени относится и зарождение парка, начало которому было положено небольшим регулярным садом, разбитым за дворцом садовым мастером И. Фохтом по проекту Яна Роозена, распланировавшего незадолго до этого Летний сад в Петербурге. Склон возвышенности обработали террасами, а небольшой водоем к югу от сада, образованный мельничной запрудой на ручье Вангазья, очистили и углубили, придав ему форму шестиугольника. От пруда через сад перпендикулярно центральной аллее был проведен Рыбный канал. На северо-востоке, со стороны жилой слободы, границей сада служил узкий канал, перпендикулярный Рыбному, который и ныне отделяет сад от города. К северо-западу от дворца квадратный участок местности площадью около 100 гектаров был огорожен для Зверинца, служившего местом царской охоты и содержания диких зверей, Зверинец пересекала дорога, которая была проложена как продолжение центральной аллеи сада, разбитого по другую сторону дворца. В это же время, в 20-30-е годы XVIII века, проводились первые посадки дубов и лип вокруг пруда и в саду.

Петергоф: Петергоф- «столица фонтанов». Он не имеет равных в России, а в Европе с ним может сравниться только Версаль. История Петергофа, как царской резиденции, связана в первую очередь с российскими императорами, проводившимися здесь время, устраивавшими приемы, балы, маскарады, фейерверки. Петергоф располагается на двух террасах, с которых открывается прекрасный вид на панораму Финского залива. Центром всего ансамбля является Большой дворец, стоящий на верхней террасе. Интерьеры дворца богато украшены предметами декоративного прикладного искусства. Главным украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду и оформлению фонтанов, создающих его неповторимый облик. Вокруг Большого дворца расположены Верхний и Нижний парки. Их украшают многочисленные павильоны, предназначавшиеся для увеселений и отдыха.

Название “Петергоф” (в переводе с немецкого -- “Петров двор”) впервые упоминается в “Походном журнале” Петра I 13 сентября 1705 года. В этот день четырнадцатипушечное судно -- шнява “Мункер” -- бросило якорь против небольшой мызы, расположенной на южном побережье Финского залива и выбранной царем для отдыха во время частых морских переходов из Петербурга в Кронштадт. Петр I явился и основателем, и первым творцом Петергофа. До наших дней сохранилось более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, пометками, исправлениями, а также множество продиктованных или подписанных им указов и распоряжений, относящихся к петергофскому строительству. Эти документы свидетельствуют, что именно Петру принадлежит идея использования контрастного рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего сада, строительства нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и первоначальную схему аллей Нижнего парка и планировки Верхнего сада.

Основание Петергофу как парадной резиденции было положено в 1714 году. В “Походном журнале” Петра за этот год отмечено, что 17 мая он заложил в Петергофе “палатки” на берегу залива (дворец Монплезир). Почти одновременно приступили к строительству Верхних палат (впоследствии Большой дворец). После победоносного окончания Северной войны в 1721 году строительство Петергофа повели с исключительной интенсивностью. Характерно, что даже в самый разгар строительных работ Петр I вносил существенные изменения и дополнения в генеральный план и отдельные проекты, приказывал переделывать начатое. Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 года. Оно было официально отмечено первым большим праздником. Петр сам показывал достопримечательности резиденции “господам чужестранным министрам”, прекрасно зная, какое ошеломляющее впечатление произведет “приморский парадиз” (рай), созданный на пустынном берегу в удивительно короткие сроки. Петергоф воспринимался как одно из чудес искусства и одновременно как выражение творческих, созидательных возможностей русского народа. Поэтому уже в первой трети XVIII века грандиозный триумфальный ансамбль приморской резиденции стал символом расцвета молодой преображенной России. Свою славу Петергоф гордо пронес через века сложной Российской истории, резиденция сильно пострадала в годы ВОВ (1941-1945), полностью восстановлена в наше время и сейчас является излюбленным местом отдыха петербуржцев и гостей города.

Ораниенбаум (Ломоносов): Ораниенбаум -- дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории г. Ломоносова (до 1948 -- Ораниенбаум). В переводе «Ораниенбаум» означает «Померанцевое дерево» (изображено на гербе города), однако вопреки существующей легенде о существовавших здесь в петровские времена оранжереях, этимология, скорее всего, восходит к имени кумира Петра I английского короля Вильгельма III Оранского. 1709 году Петр подарил Васильевский остров генерал-губернатору Петербурга А.Д. Меньшикову. В дальнейшем, когда сюда был перенесен центр города, царь отобрал остров у светлейшего князя. Но петровский любимец уже успел возвести себе усадьбу. Дом Меньшикова и стал здесь первой жилой постройкой. Построенный в 1710-1714 годах по проекту архитекторов Д. Фонтана и Г. Шеделя, он был самым богатым и роскошным в столице. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова (Ораниенбаум) - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века. Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие нас с историей и искусством прошлого. В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками - Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годом XVIII века.

12. Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Анны Иоановны.

Во времена правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) в России развитие театра идет по европейскому образцу. Дело, начатое Петром I, интенсивно развивается. В этот период при дворе представляют множество старинных итальянских пьес, большой популярностью пользовались опера и балет. В сфере образования произошли позитивные изменения: был учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус для дворян, при сенате было создано училище для приготовления чиновников, при Академии наук была открыта семинария на 35 юношей. К этому же времени относится создание полиции в больших городах.
АННИНСКИЙ ПЕРИОД — период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730—1740). Придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730—1738 гг. был Бартоломмео Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой.

Характерные для аннинского периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Кстати, она сейчас находиться в Русском музее. В 1737 г. Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии молодой русский зодчий Петр Михайлович Еропкин. Именно он разработал трехлучевую системупланировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица), которая сохранилась и поныне. Иван Кузьмич Коробов, один из первых петровских "пенсионеров", обучавшийся строительному делу в Голландии, с 1732 г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня с золоченым "шпицем" и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее Еропкин и провел "три луча". В аннинское время работал талантливый русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д. Трезини. В 1728—1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св. Симеона и Анны, личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях "петровского барокко", но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего в ярусном типе и выявленности объема трапезной.

13. Роль Екатерины II в формировании духовного облика.

Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило своей главной мыслью исследование о положении сельского хозяйства в России и выпустило длинную серию своих "Трудов" (частью очень ценных). При Екатерине началась научная работа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя М. М. Щербатова и Болтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.

Из русских писателей наиболее выдающимся был поэт Державин и сатирик Фонвизин. Сама Екатерина была писательницей (хоть и не первоклассной); она же предприняла издание журнала "Всякая всячина" для воздействия на современное общественное мнение. Одновременно с ее журналом возникло несколько независимых журналов, которые иногда вступали с ним в оживленную политику.

Главным идейным влиянием, под которым находились в екатерининскую эпоху образованное дворянство и зарождавшаяся "разночинная" интеллигенция, было влияние французской "просветительной" литературы с ее проповедью "естественных прав человека", свободы и равенства.

2ая половина 18 в. характеризовалась значительным подъемом российской культуры, чему, безусловно, способствовала Екатерина, настойчиво стремившаяся предстать в глазах Европы просветительной правительницей, покровительницей музыки. При ней в России получили достаточно широкое распространение драматический и музыкальный театры. В Петербурге театральные труппы существовали при Шляхетском корпусе; в Москве – при университете и Воспитательном доме. В 1783 г. в Петербурге появилась первая театральная школа. Любительские и профессиональные театры возникают в Туле, Харькове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Пензе, Иркутске и в других городах. В репертуаре этих театров значились пьесы Бомарше и Мольера, а также трагедии, драмы и комедии русских авторов Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова. Большое распространение получили крепостные театры, принадлежавшие крупным вельможам (среди них известным был театр графа Шереметьева в Останкине).

На подъеме находилась и музыкальная культура. Россия знакомилась с достижениями европейской музыки. В Санкт-Петербурге и Москве гастролировали известные иностранные музыканты, исполнявшие произведения Моцарта, Гайдна, Генделя и других композиторов. И сама русская национальная опера с успехом соперничала с итальянской и французской. И также высокой степени совершенства в екатерининскую эпоху достигло русское изобразительное искусство, пронизанное идеями гуманизма и патриотизма (выходцы из простого народа В. Баженов и М. Казаков). Их творчество – это наиболее яркие образцы русского классицизма.

Екатерина II продолжала традиции Петра Великого, приглашая в Россию наиболее известных европейских зодчих, таких как Растрелли, Камерон, Росси, Кваренги, Фальконе, внесших огромный вклад в русскую культуру. Символом Санкт-Петербурга стал знаменитый памятник Петру I, созданный Этьеном Фальконе. Время Екатерины II – это расцвет градостроительства в России. При ней осуществлялась планомерная застройка Петербурга – "Северной Венеции" - и строительство новых городов: Николаева, Екатеринослава, Одессы, Севастополя и других городов. Большой размах получило строительство загородных императорских дворцов: Петергофа с его величественным каскадом фонтанов, Царского Села, Павловска, Гатчины.

Особенных успехов также достигла живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий). История правления императрицы Екатерины II – история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Из Екатерины не получился "мудрец на троне": в России не ослабили самодержавие и крепостное право, во многом они даже усилились. Но в те же десятилетия была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу. Армия и флот доставили немало славных побед России. Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой.

14. Эрмитаж. Роль музея в культуре Санкт-Петербурга.

Петербург - признанный мировой культурный центр. Наш город обладает колоссальным историческим и духовным наследием. Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них - Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце). В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний), "Золотая кладовая", Отдел нумизматики.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем. Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие. В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село. В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги. К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже изагородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии. Роль музея в культуре состоит в изучении и сохранении культурно-исторического наследия России.

15. Развитие светской системы образования во второй половине XVIII в. Становление Академии наук.

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью и т.п. задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» все еще была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России". Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков).

Становление Академии наук. Реформы с неумолимой логикой требовали специалистов, и в соответствии с этим требованием почетный член Парижской академии наук император Петр I помимо основания учебных заведений занялся созданием собственной Академии наук и художеств.

Петр считал, что материальные условия для деятельности Академии достаточно подготовлены. Имелась немалая библиотека, захваченная при военных действиях в Прибалтике (она была дополнена библиотеками князей Радзивиллов после польской войны 1722 года и продолжала расти). Целям научных исследований могло служить любимое детище Петра - Кунсткамера. В 1718 году император издал указ, коим повелевалось доставлять со всех концов России в Кунсткамеру "уродов" ("монстров"), редкости, старинные вещи; за доставку полагалось денежное вознаграждение, за утайку - штраф. Теперь можно было приступать к разработке структуры будущей Академии. Проект Положения об Академии наук и художеств был представлен лейб-медиком Л. Блюментростом царю, который внес в него свои поправки. Академия, по замыслу основателя, состояла из трех "классов". В первом - классе математических наук - академики занимались математикой, астрономией, географией, навигацией, механикой; во втором - классе естественных наук - изучали физику, анатомию, химию и ботанику; в третьем - классе "гуманиоры, гистории и права" - академики вели исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Академия была не только центром изучения наук, но одновременно и Академией художеств. Здесь должны были обучаться художники, ремесленники и специалисты разных профессий по списку, составленному самим Петром I: живописцы, скульпторы, тушевальщики, граверы, столяры, токари, плотники, гражданские архитекторы, строители мельниц, шлюзов, фонтанов и специалисты по гидравлике, оптики, мастера по математическим инструментам, мастера по медицинским инструментам, слесари, медники, часовщики.

16. Учреждение в Петербурге первого российского государственного, профессионального, публичного театра.

Александринский театр создан в 1756 году в Санкт-Петербурге как первый профессиональный публичный императорский театр. И вот уже два с половиной века он является национальным театром России, на сцене которого состоялись многие мировые премьеры произведений русской классической драматургии. По Указу императрицы Елизаветы Петровны 10 сентября 1756 года был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр». В 1766 году он стал «Российским придворным театром» уже по указу Екатерины II. Первым директором театра был А.П.Сумароков, а затем – Ф.Г.Волков. Труппа формировалась под руководством И.А. Дмитревского. Репертуар театра был огромен и состоял из драм и комедий русских и европейских драматургов. Театр стал самым посещаемым в Петербурге. Спектакли театра проходили в разных помещениях города. А 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания. С этого времени театр стал «Александринским» – в честь жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Здание театра – одно из лучших произведений русского классицизма, сооружено зодчим Карлом Росси. В конце 1860-х годов в репертуаре появилось много исторических драм, но самым репертуарным стал спектакль «Смерть Иоанна Грозного» Толстого (1867), в подготовке которого были привлечены крупные историки, археологи и художники. На премьере присутствовала вся императорская семья во главе с Александром II. Пьеса выдержала 65 спектаклей. После революции 1917 года театр подвергался нападкам со стороны революционных театральных деятелей. Они требовали ликвидации императорского театра, представляющего «старый мир буржуазного искусства». Но театр устоял, а в 1920 году переименован в «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания в духе «классового подхода». В 1937 году театру присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, а на сцене шли лучшие пьесы о войне. К осени 1944 года театр вернулся в Ленинград.
Сцена театра помнит выступления выдающихся актеров Волкова, Дмитриевского, Давыдова, Семеновой, Юрьева, Симонова, Черкасова и многих других. Поддерживая сложившуюся за века репутацию «театра мастеров», Александринский театр и сегодня располагает одной из сильнейших актерских трупп России. Помимо драматических спектаклей, на его сцене организуются балетные представления с участием зарубежных и российских исполнителей.

17. Архитектура зрелого русского барокко. (Ф.Б. Растрелли, С.И. Чевакинский).

Зрелое барокко (пышное, или елизаветинское, барокко). Искусству барокко свойственны патетическая экспрессия движений, сложность ракурсов, колористическая насыщенность, сильные эффекты светотени и демонстративное нарушение симметрии в наиболее выразительных фрагментах, повсеместное применение криволинейных очертаний и сложной орнаментики. В Санкт-Петербурге стиль барокко утвердился не сразу. Наиболее выдающимся представителем зрелого русского барокко 1740-50-х гг. был Ф. Растрелли. В произведениях архитектора С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского, А. Ринальди, А.Ф. Кокоринова уже в заметной мере обозначились классицистические черты. Стиль барокко достиг общественного признания и популярности в середине XVIII века. Для этого периода характерно строительство дворцов, усадеб, храмов. Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России. Стиль "Елизаветинское барокко" характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм. Для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс использовались ордерные элементы - пилястры и трёхчетвертные колонны. Контрастные цветовые сочетания в отделке зданий подчеркивали праздничную декоративность. В искусстве интерьера особенно наглядно проявилась тяга барокко к зрелищным эффектам.

Благодаря архитектору ФранческоБартоломео Растрелли, великому мастеру стиля "Елизаветинское барокко", были возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях. В числе которых знаменитый Зимний дворец, а так же Воронцовский и Строгановский дворцы.

Елизаветинское барокко: Период: 1741 год - 1761 год

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях -- Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века -- во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих -- крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

Савва Чевакинский (1713-1780) работал одновременно с Растрелли и, как и он был представителем школы зрелого русского барокко. Его работы – Шереметевский дворец (Фонтанный дом), склады Новой Голландии, Никольский собор с колокольней, дворец Шуваловых.

Мы вспомнили авторов работ – несомненных шедевров русского барокко. К сожалению, этот пышный архитектурный стиль прекратил свое существование в 1760 году на самом взлете в силу экономических причин, которые оказали влияние на эстетику общества. На смену барокко спешил ранний классицизм.

18. Взлет отечественной скульптуры (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.Б. Мартос). «Медный всадник» Э.М. Фальконе

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной скульптуры. Русский классицизм как ведущее художественное направление той поры, явился высоким стимулом для развития скульптуры.

Появились замечательные ваятели: Ф. И. Шубин (1740–1805), М. И. Козловский (1753–1802), И. Б. Мартос (1754–1835) — каждый из них оставил свой почерк в искусстве скульптуры.

Огромный вклад в русскую классику рассматриваемого периода внес французский скульптор Э. М. Фальконе, который именно в России создал свое самое значительное произведение.

ФЕДОТ ИВАНОВИЧ ШУБИН (1740 — 1805): Выходец с того же рыбацкого поселка, что и Ломоносов. Учился в Академии художеств, его главным учителем был скульптор Никола Жилле. Совершенствовал свое учение за рубежом, во Франции и Италии, изучал памятники античности. Шубин создал много замечательных скульптурных образов в стиле классицизма, стараясь раскрыть в человеке разные грани его личности, стараясь быть предельно объективным, деликатным и снисходительным. Однако иногда он мог смягчить и облагородить своеобразные черты модели. (Портрет И.С.Барышникова, Екатерина II — законодательница. Мрамор. 1789г, Портрет М.В.Ломоносова. Мрамор. до 1793г, Портрет императрицы Екатерины II)

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ (1753 — 1802): Очень одаренный скульптор, закончил Академию художеств, как и Шубин, посетил Италию и Францию. Создал много произведений скульптуры разного жанра. Работал в жанре классицизма. Любил изображать античных героев, почти не ваяет женских моделей. Больше всего ценит мужскую и юношескую натуру. Удлиненные пропорции нежного тела, рельеф мускулатуры, матовая поверхность мрамора; изящная поступь фигуры, изысканно склоненные головы; густые кудри, осеняющие открытые и смелые лица. Но есть и другие произведения: герои-воины, воплощение зрелой мужской красоты; еще не остывший от боя Аякс с с безжизненным телом Патрокла; Геркулес, легко взлетающий на коне; Самсон, разрывающий пасть льва.

Памятник Суворову был создан в конце жизни Козловского. В этом памятнике скульптор передает обобщенный образ всех античных героев, внеся некоторое портретное сходство с полководцем. Памятник отражает не столько личность прославленного полководца, сколько идею военного триумфа России. Мужественная грация Суворова ярко воплощает понимание прекрасного 18-го столетия. Фигура вознесена на невысокую площадку стройного цилиндрического постамента в изящной, почти танцевальной позиции. Суворов показан как защитник справедливости. Он стоит с обнаженным мечом в правой руке, а левая прикрывает щитом священный алтарь с эмблемами государств, на выручку которым спешила в Европу российская армия в 1799 году. На герое доспехи с элементами древнеримского и рыцарского вооружения, лицо сохраняет лишь отдаленное сходство с оригиналом, но это не мешает воспринимать в образе полководца черты национального военного гения. Главное, что бросается в глаза в статуе, — это четкий, сильный шаг вперед и неотразимый взмах меча. Стремительный натиск, оживший в облике героя, напоминает о славном прозвище Суворова — «генерал Вперед!».

Мартос Иван Петрович (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782;преподавал там же (17791835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, авторпортретов и надгробий, в которых гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность,обаяние и жизненность образов: надгробия Н. И. Панина (мрамор, 1788), Е. С. Куракиной (мрамор 1792), Е.И. Гагариной (бронза, 1803) - все в Музее городской скульптуры, Павла I

(мрамор, гранит, 1807) в мавзолеев Павловске; «Источение Моисеем воды в пустыне» (рельеф на аттике Казанского собора, известняк, 1804-07), группа в павильоне «Памятник родителям»

в Павловске (мрамор, после 1798),статуя «Актеон» дляфонтанов Петергофа (золоченая бронза, 1801),

декоративная скульптура для Екатерининского дворца вПушкине. Наиболее известное произведение М. — памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Краснойплощади в Москве (1818).

ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ (1716 — 1791)

К расцвету русской монументальной скульптуры имеет непосредственное отношение Э. М. Фальконе. Во Франции он был известен как мастер станковой и камерной скульптуры. Уже немолодым Фальконе пригласили в 1765 году в Россию, специально для выполнения императорского заказа — памятника Петру I. Здесь, в атмосфере складывающегося русского классицизма, он и выполнил эту монументальную работу. Прославленный памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге по праву считается детищем русской культуры. Это героический образ, в котором главное — неукротимая, всесокрушающая энергия и целеустремленность воли. На огромный камень- скалу стремительно взлетает могучий конь и застывает с высоко поднятыми передними ногами. Петр повелительно простирает вперед руку, как бы утверждая свою волю, утверждая новую, преобразованную им Россию. В чертах лица Петра подчеркнута несокрушимая энергия, внутренний огонь. Красиво обрамленная кольцами волос голова увенчана лаврами. Фигура императора очень величава. На нем свободная одежда, поверх которой наброшен плащ, падающий крупными красивыми складками на круп коня. Важным символом здесь является змея, которую топчет ногами конь. Змея издавна считалась европейскими народами воплощением зла, коварства. Фальконе выразил мысль о завистниках, коварных предателях, врагах всего нового, мешавших Петру в его преобразовательской деятельности.

19. Академия художеств и ее роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.

Академия художеств - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, являвшееся также высшей художественной школой. Учреждена в Петербурге в 1757 как «особая трёх знатнейших художеств Академия» по проекту И. И. Шувалова, ставшего её «первым главным директором» (1757—63). В 1764 преобразована в Императорскую АХ — учебное заведение и правительственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, раздававшее государственные заказы и присуждавшее звания. Было открыто Воспитательное училище при АХ, где обучение начиналось в 5—6 летнем возрасте (интернат существовал до начала XIX в.). После 9 летней подготовки учащиеся завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других высших классах, а при выпуске из АХ выполняли «программу» (произведения на заданную тему). С 1767 отличившиеся выпускники посылались за границу в качестве пенсионеров АХ. В XVIII — первой трети XIX вв. АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине XIX в. в АХ возобладали консервативные тенденции; АХ насаждала казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления (П. П. Чистяков и др.) и принятию нового, более демократического устава 1893, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи), сохранилось значение АХ как школы профессинального мастерства. В 1933 была создана учебная Всероссийская АХ (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована в Москве АХ СССР, в системе которой находится ряд учреждений Ленинграда, помещающихся в прежних зданиях АХ: Живописи, скульптуры и архитектуры институт имени И. Е. Репина, Музей Академии художеств, библиотека, apхитектурно-мозаичная и бронзолитейная мастерские, лаборатории. Часть собраний АХ в первые годы Советской власти передала в ГЭ: Кушелевская галерея (положила начало новому разделу Эрмитажа, посвященному искусству XIX и XX вв.), часть скульптурного собрания, рисунки, гравюры. Первоначально АХ помещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, в 1764— 88 было построено специальное здание АХ (Университетская набережная, 17) — один из памятников периода перехода от барокко к классицизму (архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. М. Баллен-Деламота). Почти квадратное в плане здание включает большой круглый двор в середине и четыре прямоугольных малых по углам; чётко расчленённые прямоугольные протяжённые фасады имеют рустованный нижний этаж и два верхних, объединённые дорическим ордером. Главный фасад, обращённый к Неве, подчёркнут тремя 4 колонными портиками и определяет архитектурный облик этой части набережной. Позднее созданы чугунная лестница (1819), учебный корпус в академическом саду (1819—21) — архитектор А. А. Михайлов, парадные интерьеры главного здания (1829—37), пристань с двумя древнеегипетскими сфинксами по сторонам перед главным входом (1832—34) — архитектор К. А. Тон, профессорские дома в саду (1846—49, архитектор А. П. Брюллов), мастерские мозаики (1862—64, архитектор Ф. И. Эппингер). Отделка конференц-зала изменена во второй половине 1860 х гг. (проект архитектора А. И. Резанова). Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений.

20. Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, М.И. Махаев).

В целом для середины столетия характерен более ровный процесс художественного развития - без резких перепадов, опережений и отставаний, столь естественных для петровского времени. Вместе с тем, находясь в принципиально едином барочно-рокайльном русле, искусство середины века не являлось чем-то обезличенно однородным. Так вполне ощутимая разница существует, например, между произведениями русских мастеров и иностранных художников, работавших в России. Путь первых пролегал в основном через мастерские Канцелярии от строений. Именно с ними связано творчество Вишнякова и Антропова. Будучи загружены декоративными работами, они сумели, однако, заняться и портретом. Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью. Создавая портретные изображения для триумфальных ворот и других декоративных целей, приноравливая общепринятые европейские схемы для своих задач, эти мастера самостоятельно и как бы заново открывают для русского искусства портретную живопись.

И. Вишняков: Особое место в этой среде занимает творчество И. Я - Вишнякова. Внимательно воспринятые нормы парадного портрета приобретают у него несколько напряженную, но по-своему изысканно изящную интерпретацию. В портретах Сарры (1749) и Вильгельма (вторая половина 50-х годов) Фермор, мальчика Голицына (1760), застенчивость моделей, их непривычка к позированию органично согласуются с деликатной манерой художника. Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью. Изображения детей и парные портреты супругов Тишининых (1755) представляют собой портреты-картины с торжественной постановкой фигур и иногда богатым интерьером и пейзажным фоном. Эта условная среда, почти безразличная у многих художников к конкретной модели, окрашена у Вишнякова особым настроением. Таков, например, весенний пейзаж в портрете девочки Фермор с молоденькими, наклоненными ветром деревьями.

А. Антропов: Несколько иным путем шел А.П. Антропов (1716-1795). В сущности, он навсегда остался художником середины века, наиболее ярким выразителем национального варианта барокко. Подобно Вишнякову, Антропов много занимался поручениями

Канцелярии от строений, а также иконописью (что входило в его служебные обязанности). Однако в историю искусства он вошел прежде всего как портретист вполне оригинального склада. Среди его работ парадные полотна - портрет Петра III, портрет архиепископа С. Кулябки и др. Особую ценность представляют камерные портреты Антропова. Небольшие по размеру, чаще всего прямоугольные по формату, они характеризуются довольно однообразной грузноватой «посадкой» фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве: портреты А.М. Измайловой (1759), М.А. Румянцевой (1764). Типичны и овальные лица, нередко написанные в отличие от фигуры почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма. Эта особенность перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного «личного» и плоскостного изощренно узорчатого «доличного» письма: портрет атамана Ф.И. Краснощекова (1761). Благодаря жестковатой обводке теней лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с ее тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью. Манера письма выдает темпераментную натуру художника. Его полотна исполнены уверенной кистью и характерны ярким локальным цветом, лежащим в границах данного участка и не перетекающим в соседние. Ощущение добротной сделанности придает портретам оттенок мастеровитости в лучшем смысле этого слова. Качества вещественности и подчеркнутой декоративности, к тому же переходящие из одного произведения в другое, вовсе не лишают работы Антропова их неповторимости. Обостренная восприимчивость к индивидуальным физиономическим особенностям позволяет ему неторопливо обрисовывать (в буквальном и переносном смысле этого слова) данную модель с почти протокольной точностью. Это свойство, допустимое при изображении старческой модели (портреты четы Бутурлиных, 1763), немало затрудняет Антропова, когда он пишет молодые, особенно женские лица (портрет Т.А. Трубецкой, 1761). Общее для этого времени увлечение нарядной стороной живописи и тенденция к нивелировке частных особенностей вступает в трудное взаимодействие с объективностью наблюдателя. Видимо, этим и объясняется соединение серьезности, порою прямолинейности с нарочитым стремлением к выражению галантности или приятной задумчивости. Само переплетение этих свойств следует воспринимать не как проявление творческой слабости, а скорее как следствие смелой и вдумчивой манеры художника. Физиономические черты, пусть еще не осознанные, как отражение духовных качеств, честно зафиксированы на холсте и дают основание усмотреть за ними внутреннюю жизнь моделей. Антропов оставил заметный след в русской живописной культуре того времени, еще далекой от просветительских порывов и философского умонастроения, но живой и колоритной.

И. Аргунов: На творчество И.П. Аргунова (1729-1802) во многом повлияло его положение крепостного. В ряде случаев воля заказчика непосредственно направляет усилия живописца. Однако эти произведения отнюдь не свидетельствуют о несамостоятельности творчества Аргунова в целом. Будучи поставлен в строгие рамки обстоятельств, он тем не менее остается вполне оригинальным художником. В отличие от Антропова он оказался в меньшей степени причастным к иконной и парсунной традиции. У Аргунова иная школа и иные образцы - произведения старой и современной европейской живописи (стиль рококо), работы придворного мастера Гроота, с которым он был связан ученичеством. Путь его отличен еще в одном отношении. Прожив длинную жизнь, Аргунов не задержался на позициях середины столетия. Найдя свое место в искусстве второй половины века, он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи. В обширном наследии художника преобладает весьма распространенный в середине века «полупарадный» вариант портрета, обычно предполагающий поколенный срез фигуры. В этом отношении типичен портрет И.И. Лобанова-Ростовского (1750). Значительная часть моделей Аргунова - многочисленное семейство его хозяев Шереметевых и их предки. С последними связано очень любопытное ответвление исторического или ретроспективного портрета.

Однако наиболее интересно Аргунов проявляет себя в изображении людей, равных ему по положению и умонастроению: портреты супружеской четы Хрипуновых (1757), предполагаемые автопортрет (1760_е?) и парный к нему портрет жены, портрет архитектора Ветошникова и его жены (1786-1787). Именно здесь он старается вывести образ за рамки определенного безразличия к окружающему и характерной замкнутости в себе в новое качество интимного портрета. Правда, этому еще мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других «отвлекающих» особенностей. Однако в духовно осмысленных занятиях людей, в их способах взаимодействия со зрителем заметно заинтересованное доверие и доброжелательное приглашение к соучастию - зародыш тех качеств, которым суждено развиться во второй половине столетия. Общее для середины века ощущение радости жизни хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)