АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2 ПУТЕШЕСТВИЕ

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. V. КРОССВОРД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОГРАММКЕ»
  7. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  8. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  9. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  10. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  11. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  12. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке

Господь Чайтанья шел по дороге и пел святое имя Господа Хари. Он наслаждался Кришна-премой и не чувствовал земли под ногами. Иногда Он пошатывался, словно в опьянении, а иногда бежал как разъяренный лев. Его голос звучал оглушительными раскатами грома, Он радостно пританцовывал на ходу. Иногда Господь плакал. В трансцендентном экстазе тело Его с головы до пят покрывалось мурашками. Если преданные предлагали Ему поесть, Он отказывался:

— Я буду есть только Кришна-прасад и ничего больше!

Но однажды Он спросил:

— А вы что-то взяли с собой? Сознайтесь откровенно!

— Нет, Господь, никто из нас не станет вести себя независимо.

Гауранга был очень доволен и стал объяснять важность этой, казалось бы, простой мысли:

— Вы осчастливили Меня, ничего не взяв с собой. Нужно довольствоваться лишь тем, что предназначено свыше. Провидение найдет нас даже в диком лесу и даст еду или наоборот оставит голодными, будь мы даже царских кровей. Царская кладовая может быть полна запасов, но если Господь не желает, царь не будет вкушать: он вдруг поссорится с кем-то и в гневе откажется от еды, или у него заболит голова, или начнется жар. Все это случается по воле Господа. Амбары Кришны полны зерна, и если Господь пожелает, мы найдем пищу, где бы ни оказались.

Не считая горсти риса, которую Шри Чайтанья собирал у домохозяев, Он не ел по три дня и не спал по ночам. Поглощенный чистой любовью к Кришне, Он лишь пел святые имена: рама рагхава, рама рагхава, рама рагхава ракша мам, кришна кешава, кришна кешава, кришна кешава пахи мам. Сладчайшим нектаром этот голос вливался в сердца Его спутников. Но когда он дрожал или прерывался от плещущейся через край божественной любви, они волновались. Путешествие продолжалось, пока путники не достигли деревни Атишара.

Здесь жил святой человек по имени Ананта Пандит, и Господь решил посетить его. Как удачлив Ананта Пандит! В блаженстве он принимал у себя Господа Вайкунтхи, который стал его гостем. Прежде всего он накормил Господа и Его спутников. Ночь они провели в беседах об играх Кришны, а наутро, прощальным взглядом благословив Ананту Пандита, Господь Гауранга снова отправился в путь. Святое имя Кришны постоянно было у Него на устах. Деревенские жители, встречая сияющего санньяси, чье красивое, как луна, лицо дышало состраданием и казалось утешительным бальзамом для страждущей души, непроизвольно начинали петь святое имя Господа. Видеть Господа могли самые простые люди, хотя даже йогам, посвятившим свою жизнь медитации, не всегда удается осознать Его в своем сердце.

Идя берегом Ганги, Гауранга достиг Чатрабхоги. Это место, где Ганга растекается на сотню ручейков, даруя благословение и радость местным жителям. Здесь находится Амбулинга-гхат, в водах которого живет Господь Шива, приняв форму Шива- линги. С этим местом связана своя история.

Когда-то очень давно мудрец Бхагиратха поклонялся Гангадеви, вознося молитвы и призывая низойти на Землю, потому что воды Ганги могли вернуть к жизни его предков. Когда Гангадеви согласилась и благословила Землю своими святыми водами, Господь Шива стал тосковать в разлуке с Ней и решил низойти. Он увидел ее здесь, в Чатрабхоге и, взволнованный, вошел в ее воды. Прикосновение к Ганге преобразило Господа Шиву — он тоже стал водой. В великой преданности Гангадеви стала поклоняться Господу Шиве. Господь Шива знал как предана и привязана к Господу Гангадеви, а Гангадеви сознавала величие Господа Шивы.

С этих пор место, где произошли такие чудесные превращения, стало называться Амбулинга-гхат. А Чатрабхога прославилась как место паломничества, где одновременно присутствуют Ганга и Шива. Однако теперь, когда земли этой коснулись лотосные стопы Господа Чайтаньи, трансцендентное значение ее возросло во много раз. Господь приблизился к гхату, чувствуя нарастающий экстаз. Он громко пел святое имя, временами терял сознание. И тогда Нитьянанда подхватывал Его на руки. Преданные тоже радостно пели, и так все вместе они вошли в воды Амбулинга-гхата и омылись. Прохладная Ганга дарила бодрость и веселье. Гауранга вышел на берег, волнуемый сильнейшими духовными переживаниями. Стоило Ему переодеться в сухую одежду, как она снова становилась мокрой от экстатических слез, которые сотней ручейков катились из Его глаз, подобно Ганге, протекающей в этих краях тоже сотнями ручейков. Преданные замерли в изумлении.

Хозяином этой деревни был Рамачандра Кхан — пусть и материалист, но благочестивый человек. Потому Господь Гауранга появился на пороге его дома. Увидев сияющего, отмеченного божественным могуществом монаха, Рамачандра Кхан поспешно поднялся и в почтении распростерся ниц перед Господом. Однако Шри Чайтанья ничего не замечал вокруг. Он лишь плакал и тяжело вздыхал, без конца повторяя «О Джаганнатха! О Джаганнатха!».

Столь горячая любовь к Богу взволновала Рамачандру Кхана: «Эти слезы ничем не иссушить!» И он сам заплакал. Кто в трех мирах останется спокойным, слыша такие мольбы? Даже каменное сердце дрогнет. Когда Господь пришел в Себя, Он спросил:

— Кто ты?

— О Господь! — отвечал Рамачандра Кхан, распростершись у Его стоп, — Я слуга Твоих слуг!

И тогда местные жители объяснили:

— Он хозяин южной части этих земель.

— Это хорошо, что ты здесь господин, — сказал Господь Чайтанья. — Укажи Мне самый короткий путь до Нилачалы, чтобы Я завтра был там.

Но стоило Господу заговорить о Нилачале, Он снова оказался во власти божественного экстаза. Зовя Господа Джаганнатху, Он с плачем упал на землю.

— О Господь, — дрожа от волнения, ответил Рамачандра Кхан, — что бы Ты ни пожелал, я постараюсь исполнить. Дороги сейчас очень опасны. Путешествие на границе двух государств невозможно. Враждующие цари заслали к границе переодетых шпионов. Солдаты хватают и допрашивают даже невинных путешественников, подозревая в них врагов. Единственное, что я могу придумать, это отправить Тебя тайно. Я подвергну себя величайшему риску, но меня это не волнует. Главное — исполнить Твою просьбу. О мой Господь, если Ты действительно считаешь меня Своим слугой, вместе со своими спутниками поешь у меня в доме. Я смиренно прошу Тебя об этом. Все, что имею — деньги, власть, людей — я пущу в ход, только чтобы сегодня ночью переправить Тебя через границу.

Господь, довольный Рамачандрой Кханом, благословил его взглядом. Один этот взгляд в мгновенье ока очистил Рамачандру от всех грехов и материальных желаний. Затем Господь освятил его дом Своим присутствием. Вся семья Рамачандры пребывала в волнении — наконец они обрели плоды своего благочестия. Брахман Рамачандра сам приготовил угощение, и хотя Господь Чайтанья последнее время ел очень мало, не желая и на мгновенье выходить из глубокой внутренней медитации, Он поел, чтобы доставить удовольствие Своим преданным. Его единственной пищей была любовь к Богу.

С самого начала путешествия Чайтанья Махапрабху изменился в Своих привычках. В течение всего пути Он пребывал в состоянии разлуки со Всевышним и все время звал Господа Джаганнатху. День или ночь, вода или земля — все эти образы постепенно исчезли для Него. Он пребывал в медитации на Самого Себя, наслаждаясь блаженством любви к Богу. Преданные всегда были рядом, не сводя с Него глаз и оберегая от внешних беспокойств. Эти удивительные экстатические состояния невозможно описать словами. Кому дано понять Верховного Господа? Кто может угадать как Кришна поступит в следующее мгновенье? Господь Нитьянанда хорошо знал, о ком тоскует Господь Чайтанья. Владыка Вайкунтхи, Шри Кришна Чайтанья был постоянно поглощен бесконечно сладостной и разнообразной трансцендентной любовью, объектом которой был Он Сам. И все же Он забывал о Себе, как главном актере этой игры. С одной стороны, Он сознавал Себя Господом Джаганнатхой, а с другой — жаждал скорой встречи с Ним. Возможно ли живому существу осознать Всевышнего, если Он Сам милостиво не раскроет Себя?

Господь сидел рядом с Нитьянандой Прабху и другими преданными, очень близкими Ему, по кусочку брал с тарелки и с удовольствием отправлял еду в рот. Затем Он совершил омовение и спросил:

— Далеко ли до Нилачалы? Далеко Джаганнатха Свами?

Тут Мукунда начал петь, а Господь — танцевать. Благочестивые и набожные жители Чатрабхоги испытали редчайшее наслаждение — своими глазами они увидели Верховного Господа, героя Вайкунтхи, танцующего со Своими спутниками. Удивительные признаки экстаза проявлялись в Нем. Возможно ли осознать все возвышенные духовные превращения, происходившие с Господом, когда Он кружился в танце? Из глаз Его ливнем катились слезы, словно это были потоки Ганги во время муссонов, которые все сносят на своем пути. Само воплощение любви низошло на Землю в облике Господа Чайтаньи. Кто еще может явить такие игры?

Время шло, близился рассвет. Господь успокоился и опустился на землю отдохнуть. Хотя в киртане прошла вся ночь, эти долгие часы показались всем несколькими мгновениями. По беспричинной милости Господа все, кто оказался свидетелем этой великой киртаны, обрели освобождение. Рамачандра Кхан, улучив благоприятный момент, сказал:

— Мой Господь, лодки готовы и ожидают вас.

Шри Чайтанья тут же поднялся и пошел на берег. Он сел в лодку и на прощание благословил взглядом всех, кто оставался на берегу. Лодка устремилась к Джаганнатха Пури, Его святой обители. Господь попросил Мукунду петь, а лодка бесшумно скользила по реке в темноте ночи. Лодочник, простой невежественный человек, стал ворчать:

— Как не вовремя вы поете! Это очень опасно. Чует мое сердце, не дожить мне до утра! Вода кишит крокодилами, а на берегу тигры растерзают нас. Здесь река опасна разбойниками. Они нападают с берега и отбирают богатства, могут даже убить. Так что ведите себя тихо, пока мы не достигнем Ориссы.

Преданные замолчали, словно и в правду испугались, а Господь, казалось, даже ничего не слышал, целиком поглощенный Своей внутренней жизнью. Через несколько минут Он вдруг спросил громовым голосом:

— Чего ты боишься?! Кто тебя напугал? С нами Сударшана-чакра, огненный диск Верховного Господа, защищающий вайшнавов от любой опасности. Оглянитесь вокруг! Оставьте ваши страхи и продолжайте Кришна-киртану!

Слова Господа утешили преданных, чудесным образом оживили их, и они запели с новой силой. А Гауранга, воспользовавшись случаем, наставлял:

— Диск Сударшана всегда покровительствует преданным Господа. Он уничтожает всех врагов и безбожников, которые чинят им беспокойства. У преданных есть непобедимый защитник — личное оружие Господа Вишну. Кто же может навредить вайшнавам?

Лишь обретшие милость Господа могут внять этим сокровенным наставлениям. Скоро лодка благополучно достигла Ориссы. Преданные в течение всего пути пели киртану, пока не причалили у Праяга-гхата. Здесь Господь Чайтанья вышел на берег.

Кому посчастливилось услышать рассказ о том, как Господь достиг Ориссы, быстро достигнет духовного совершенства. Господь Чайтанья был исключительно рад ступить Своей лотосной ногой на землю Ориссы. Он почтительно поклонился ей, и преданные последовали Его примеру.

Неподалеку был Ганга-гхат, и Господь с удовольствием принял в нем омовение. Затем Он предложил поклоны божеству Шива-лингам Махеш. Это божество было установлено близ купальни царя Юдхиштхиры, старшего из Пандавов. Господь привел преданных в храм и попросил подождать Его там, пока Он соберет милостыню. И Он пошел от двери к двери, расправив перед Собой фартук санньяси. Где бы Он ни появился, люди, очарованные Его красотой, с радостью опускали что-нибудь в Его фартук. Лакшмидеви, богиня удачи, всегда молит о милости обрести лотосные стопы Верховного Господа, но сейчас Господь Сам в одеждах санньяси благословлял обусловленные души, стуча в каждый дом и прося милостыню.

Махапрабху вернулся к преданным очень довольный. Все рассмеялись, видя Его полный фартук:

— Господь, без сомнения, поддерживает нас!

Джагадананда сразу принялся готовить. Шри Чайтанья поел вместе со всеми, а потом начал киртану. Прошла ночь, а когда настало утро, Он снова пустился в путь. Позади уже было несколько миль, когда путников неожиданно остановил сборщик налогов. Это был грешник, который давно уже не давал покоя паломникам в Пури, переправлявшимся через реку. Увидев друзей Господа Чайтаньи, он преградил им путь и потребовал платы. Рядом, на обочине дороги, понуро сидели и другие паломники, которых он взял под арест. Кто-то из них даже плакал.

Однако тут перед ним появился сияющий божественной любовью Шри Чайтанья. Облик Его так впечатлил сборщика налогов, что он спросил:

— Сколько с Тобой людей?

— Я ничем не владею в этом мире и никому не принадлежу, — отрешенно ответил Господь. — Я один, и весь этот мир — Мой.

Ответ этот потряс сборщика налогов еще больше, и он сказал:

— О учитель, Ты можешь свободно проходить! Но от остальных я должен получить полную плату!

Господь Чайтанья ушел от Своих друзей вперед и скоро скрылся за поворотом. Преданные, повторяя мантру, стали молиться Господу Кришне, боясь, как бы Он навеки не покинул их. Бездна уныния поглотила их. Обсуждая между собой случившееся, они восхищались беспристрастностью Господа, но мучительная тревога в их сердцах не проходила.

— Не волнуйтесь, — утешал всех Нитьянанда. — Господь не бросит нас.

— Вы лжете, что сопровождаете этого санньяси! — сказал сборщик налогов, услышав Нитьянанду. — Вам придется заплатить все сполна, иначе вы не пройдете!

Махапрабху прошел немного по пыльной дороге и присел на камень, уронив голову на руки, слезы лились из Его глаз. Даже каменное сердце не вынесло бы этих слез. Сборщик налогов, не теряя Его из виду, изумился:

— Это действительно необычная душа, люди не могут проливать такие потоки слез!

Внимательно оглядев всех спутников Господа, он снова спросил:

— Скажите толком, кто вы? С кем идете?

— Этот санньяси — наш учитель, — отвечали преданные. — Может быть, ты слышал о Нем. Его имя Шри Кришна Чайтанья. А мы Его слуги.

Сказав это, преданные залились слезами любви к Своему Господу. Сборщик налогов задумался, сомнения охватили его. Неожиданно сердце его дрогнуло, и он залился слезами раскаяния. Бегом бросившись к сидящему неподалеку Гауранге, он упал Ему в ноги:

— Никогда прежде я не видел такого лучезарного санньяси. Какое счастье увидеть Тебя! Это плоды благочестия миллионов рождений. Должно быть, Ты Сам Нилачала-чандра (Господь Джаганнатха)! Что теперь будет со мной за все мои грехи? Умоляю, прости меня, я не потревожу больше никого из паломников!

Господь Чайтанья милостиво принял его молитвы и одарил благословенным взглядом. Как только подошли Его спутники, Господь поднялся и быстрым шагом пошел дальше, увлекая за Собой друзей. Неожиданно сборщик налогов, протягивая к небу руки, побежал за ними — он молил Господа взять его с Собой, однако Господь уговорил его остаться. Не опуская рук, он без конца твердил: «Харе Кришна! Харе Кришна!» И плакал, потому что духовное блаженство охватило его. В недавнем грешнике проявились все признаки экстаза. Нитьянанда Прабху и Гададхара возликовали.

Верховный Господь нисшел в облике Господа Чайтаньи ради освобождения всех живых существ. И только безбожники, оскорбляющие вайшнавов, и грешники, творящие отвратительные поступки, будут лишены милости Господа. Имя Господа Чайтаньи так могущественно, что даже демоны могут очистить сердце, повторяя это имя и воспевая Ему хвалу.

Господь Вайкунтхи одаривал милостивым взглядом всякого, кто встречался Ему на пути. Он непрерывно наслаждался нектаром из безбрежного океана любви. Скоро Он достиг берегов реки Суварнарекха. Воды ее были чисты, как слеза, и безудержно влекли к себе. Господь вместе с преданными с удовольствием омылся здесь, превратив эту реку в святое место. Затем они отправились дальше и скоро достигли деревни Джалешвара.

Господь Чайтанья сразу направился к храму Господа Шивы, которому поклонялась вся деревня. Божество Шива-лингам было ухоженным благодаря заботам местных брахманов-священнослужителей. Храм и божество украшали пышные цветочные гирлянды, а в воздухе стоял сладкий аромат благовоний, что создавало благоприятную атмосферу. В храме было много преданных, все пели, играли на музыкальных инструментах и танцевали. Господь Гауранга сразу проникся преданностью, музыка захватила Его. Вдохновленный богатством и любовью, с какой поклонялись здесь Его дорогому слуге (Господу Шиве), Шри Чайтанья стал счастливо танцевать во славу Господа Шивы.

В танце Он радостно вскрикивал, и от Его голоса, казалось, дрожли горы. Преданные Господа Шивы взирали на Него с нескрываемым изумлением и думали, что видят самого Господа Шиву. Певцы и музыканты запели еще более вдохновенно, и Господь закружился в танце, потеряв всякую власть над Собой. Вместе с остальными запел и Мукунда. Господь радостно приветствовал его, продолжая танцевать в кругу Своих спутников. Теперь храм Господа Шивы был освящен присутствием и танцем Господа, для чего и был построен когда-то.

Освободившись от волнения, Шри Чайтанья с любовью обнял Своих спутников, заражая их духовным блаженством. Увидев Нитьянанду, Он и Его порывисто обнял. Не выпуская Его из объятий, Он воскликнул:

— Открыто говорю всем: воля Нитьянанды — это Моя воля! Это чистая правда! Всегда заботьтесь о Нитьянанде Прабху, Его положение еще более возвышенно, чем Мое. Не думайте, что это пустые слова восторга. Оскорбив Нитьянанду, невозможно достичь сокровенного служения Господу. Я отвергну такого оскорбителя, пусть он даже будет в одеждах вайшнава.

От этих слов Господь Нитьянанда в смущении опустил голову. Проведя ночь в Джалешваре, наутро Господь вместе со спутниками отправился дальше. Он направился в Бансдаху, и по дороге повстречал шакта -санньяси, который поклонялся матери Дурге, энергии Господа, как Самому Верховному Господу.

— Скажи, друг Мой, — ласково обратился к нему Шри Чайтанья, — где ты был так долго, что Я повстречал тебя только сейчас? И где остальные твои друзья?

Господь Чайтанья знал о заблуждениях этого человека, но говорил с ним так ласково, что просто очаровал его. И шакта стал постепенно рассказывать о себе и своих друзьях. Господь Чайтанья с улыбкой слушал его. Шакта пригласил Его посетить их так называемый монастырь:

— Пойдем к нам, там мы вместе насладимся напитком блаженства!

Шакта считал алкогольное опьянение настоящим «блаженством», что позабавило Шри Чайтанью и Шри Нитьянанду.

— Я не упущу случая изведать твоего напитка блаженства, — ответил Гауранга, — но только ты иди вперед, чтобы к нашему приходу все было готово!

И шакта, очень довольный, торопливо зашагал по дороге, провожаемый смеющимися взглядами Шри Чайтаньи и Шри Нитьянанды. Их игры непостижимы! В Ведах говорится, что Кришна является другом и освободителем всех падших и несчастных, потому Он так дружелюбно говорил с шакта-санньяси. Преданные подумали: «Теперь этот шакта получил освобождение, и, встретившись с ним, другие шакты тоже очистятся!» Господь всеми путями дарил освобождение обусловленным душам.

Вскоре они вошли в деревню Ремуну, где стоял небольшой храм Гопинатхи. В великом волнении Господь Чайтанья вбежал в храм, чтобы увидеть прекрасного Гопинатху, которому пять тысяч лет назад поклонялся Уддхава, преданный и близкий друг Господа Кришны. Снова и снова Господь отдавал Гопинатхе почтительные поклоны.

— О Уддхава! — воскликнул Гауранга и покатился по земле. Глаза его покраснели и наполнились слезами. Затем Он поднялся и стал кругами обходить Шри Гопинатху, приговаривая:

— О Господь Уддхавы!

Вместе со Своими спутниками Он танцевал в радостной киртане, наполняя землю и небо любовью к Богу.

Не в силах оторваться, полубоги с небес наблюдали божественную санкиртану. Всей тысячей своих глаз Индра с изумлением взирал на источающего нектар Гаурангу. Неожиданно цветочный шлем с головы Гопинатхи упал на Шри Чайтанью. Он подхватил его и закружился по всему храму, воспевая святые имена Господа: «Хари бол! Хари бол!» Его спутники танцевали с Ним.

Столь изумительное зрелище заставило царя небес в почтении опустить голову. Господь танцевал до самого вечера. Служители храма тоже были под впечатлением, никогда прежде они не видели такой любви к Богу. Как красив был этот молодой санньяси! Его тело светилось, а голос проникал в самое сердце. Нечеловеческая чистота и святость исходили от Него. Они испытывали к Шри Чайтанье такую неодолимую любовь, что не знали, как услужить Ему. И Господь с радостью остался в храме на ночь.

В эту ночь Гауранга рассказал Своим спутникам удивительную историю о божестве Гопинатхе и Его великом преданном Шриле Мадхавендре Пури, которую услышал от Своего духовного учителя Шри Ишвары Пури, любимого ученика великого Мадхавендры.

 

* * *

Однажды Шрила Мадхавендра Пури, чья любовь к Кришне не знала себе равных, пришел во Вриндавану. Он хотел поклониться и обойти холм Говардхану. Чувства его при этом невозможно описать, иным он показался бы безумцем. Он постоянно пел о славных подвигах Кришны и не различал дня и ночи. Иногда он замирал, не в силах двинуться с места, а иногда в изнеможении падал на землю, не замечая колючек или камней под ногами. День уже клонился к вечеру, и святой Мадхавендра от холма Говардхан спустился к Говинда-кунде принять омовение. Он чувствовал в теле приятную усталость и сел под деревом немного отдохнуть. Долгим взглядом он скользил по ландшафтам Вриндавана: в лучах заходящего солнца все казалось розоватым, словно неземной лотос, и особенно Говардхан. Как прекрасны эти озера, холмы и рощи, хранящие память о Кришне!

От сладостных мыслей его отвлек мальчик-пастушок, неожиданно представший перед его задумчивым взором. Пурипада не заметил, откуда Он пришел. В руках мальчик держал горшок молока и дружелюбно улыбался. Тут Он поставил горшок перед Шрилой Мадхавендрой и сказал:

— Я принес тебе молока, выпей! Почему ты за весь день ничего не попросил в деревне? О чем ты думаешь?!

Простой деревенский мальчик, Он вызвал в сердце Мадхавендры прилив трансцендентного блаженства. Незнакомец был божественно красивым, голос Его нектаром вливался в уши, заставляя позабыть о голоде и жажде.

— Кто ты? Где живешь? Кто сказал тебе, что я здесь? — словно очнувшись от оцепенения, спросил Мадхавендра.

— О господин, — ответил мальчик. — Я пастушок из деревни. У нас никто не голодает. В каждом доме можно попросить что-нибудь попить и поесть. Всем хватает молока. Но если путник ни к кому не заходит, Я приношу ему еду. Тебя заметили женщины, ходившие сюда за водой. Они дали Мне этот кувшин и велели отнести тебе. Ну, ладно! Мне пора доить коров. Но скоро Я вернусь за кувшином!

И пастушок исчез, словно Его и не было, а перед Мадхавендрой остался горшок молока. Изумленный Мадхавендра Пури взял в руки горшок и медленно выпил сладкое на вкус молоко. Отставив в сторону пустой горшок, он стал ждать. Однако сколько он ни вглядывался в даль, сколько ни смотрел на дорогу, мальчика не было. Уже стемнело, но Мадхавендра не мог спать, он сидел и в ожидании повторял мантру Харе Кришна. Кругом по-прежнему никого не было, стояла глубокая ночь, когда неодолимая дремота сомкнула ему глаза. И тут Мадхавендра снова увидел чудесного пастушка. Мальчик стоял перед ним с почтительно сложенными руками, а потом повел в джунгли.

— Вот здесь Я живу, — показал Он рукой на густые заросли. — И страдаю от холода, ливней, ветра и зноя. Прошу тебя, приведи людей из деревни и заберите Меня отсюда. Воздвигни храм на вершине холма, он станет Моим новым домом. Омой Меня чистой, свежей водой! Столько дней Я ждал тебя, Мадхавендра! Я терпел все невзгоды и думал: «Когда же он придет послужить Мне?!» Почему ты так долго не приходил? Я принимаю твою любовь. Я вновь хочу явиться людям, чтобы спасти падших. Мое имя Гопал, а Мой дом — Говардхан. Мне поклонялся Браджа, внук Господа Кришны, и Я — господин этих мест. Но однажды пришли мусульмане, и Мой священник спрятал Меня в этих зарослях, а сам убежал, в страхе спасая свою жизнь. С тех пор Я здесь. Как хорошо, что ты пришел! Прошу, помоги выбраться отсюда и позаботься обо Мне!

Мальчик исчез, и Мадхавендра открыл глаза. Ему показалось, что он вовсе не спал. «Я видел Господа Кришну, Он Сам пришел ко мне, но я не узнал Его!» — схватился он за голову. Но в следующее мгновенье прилив божественной любви унес его скорбь, и он в блаженстве повалился наземь. Слезы потекли из его глаз, волны экстаза завладели телом. Однако слова Гопала, эхом звучавшие в ушах, заставили Мадхавендру успокоиться.

Настало утро. Мадхавендра Пури совершил омовение и спустился в деревню, чтобы собрать людей.

— В густых диких зарослях, недоступных для людей, безвестно лежит Говардхана Дхари — ваш хозяин, — говорил он. — Мы должны забрать Его оттуда. Это глухое заброшенное место, поэтому возьмите с собой лопаты и топоры, чтобы расчистить дорогу.

С нескрываемым восторгом пастухи слушали Мадхавендру Пури. Тут же собрались они и пошли за ним, топорами расчищая себе в джунглях дорогу. Вдруг Мадхавендра увидел Гопала. Он лежал на земле весь в глине, покрытый травой и сухими листьями. Еле сдерживая изумление и радость, пастухи осторожно расчистили Божество. Теперь Его нужно было перенести в деревню.

— Гопал очень тяжелый, нам не поднять Его! — говорили они между собой и решили вернуться в деревню, чтобы позвать местных силачей. Вместе с Мадхавендрой Пури силачи подняли Гопала на вершину холма.

Два огромных валуна служили Гопалу троном и опорой. У холма собралась вся деревня. Брахманы-священнослужители принесли из святой Говинда-кунды девять больших кувшинов воды и процедили ее, чтобы омыть Гопала от глины. Однако воды для этого понадобилось в сто раз больше. Вновь и вновь ее несли из Говинда-кунды и процеживали. Воздух оглашался мелодичным звоном колокольчиков пуджари, стучали барабаны, женщины пели. Начинался прекрасный праздник возвращения Гопала в Свою деревню.

Люди пели и танцевали. Все, что могли, они принесли сюда, опустошив свои дома, — молоко, йогурт, топленое масло, рис... Невозможно описать всех блюд, сладостей и подарков для Гопала — бесчисленные подносы с листьями туласи, море цветов, красивая одежда... В воздухе пахло благовониями, ароматными маслами и цветами. Покой и благоденствие воцарились вокруг. Брахманы пели ведические мантры, а Гопала с головы до пят растирали маслами, пока Он не засиял светом миллионов лун. Шри Мадхавендра Пури торжественно начал абхишеку — церемонию купания.

Одно омовение следовало за другим. В первом кувшине была смесь даров матери коровы — молоко, йогурт, топленое масло, моча и навоз. В другом стояла панча-мрита — йогурт, смешанный с молоком, маслом, сахаром и медом. Следующее омовение называлось маха-снана, когда Божество омыли топленым маслом, а потом чистой водой, которую заготовили в ста кувшинах. Тело Гопала снова растерли благоуханным маслом, и оно заблестело. В довершение церемонии Его из раковины омыли ароматной водой.

Кругом горели красивые светильники на топленом масле, курились благовония. Гопалу начали предлагать бесконечное разнообразие блюд, и каждое — в огромных количествах! Прежде всего йогурт и молоко, сладости и конфеты, затем остальные яства, вкусные напитки в новых глиняных кувшинах и воду для ополаскивания рта. И наконец, смесь пряностей — гвоздики, кардамона и других, чтобы освежить рот.

Теперь можно было начать бхога-арати. Каждый возносил Господу молитвы и клал поклоны, падая перед божеством ниц и выражая полную Ему преданность. Жители деревни понимали, что Гопал Сам пожелал придти к ним, чтобы принять их любовь и служение, поэтому они с готовностью выражали Ему свою преданность. Все свои запасы риса, гороха и пшеничной муки они принесли к Его стопам. Эти подношения покрыли холм. Деревенские гончары принесли новую посуду, в которой утром брахманы начнут готовить для Гопала. Десять брахманов готовили блюда из зерна, и еще пять — сухие и жидкие овощи. Здесь было все, что дарила людям земля в этих местах — несколько видов шпината, корнеплоды, фрукты. Пять или семь мужчин пекли чапати (пшеничные лепешки), густо смазанные топленым маслом. Весь приготовленный рис горками выкладывался на листья пайлаши. Его расставляли прямо на земле, расстелив красивые новые ткани. Рядом с горами риса вырастали горы чапати. Овощи и жидкие блюда стояли в чашах вокруг. Возле них были кувшины с йогуртом, молоком, маслом, сладким рисом, взбитыми сливками и сметаной. Эта церемония называлась анакута. Мадхавендра Пури сам предлагал Гопалу каждое блюдо.

Чтобы напоить Шри Гопаладжи, Ему поднесли множество кувшинов ароматной воды. Сколько времени Он не ел и не пил! И теперь Он с удовольствием принимал все, что Ему предлагали, хотя блюда, казалось, оставались нетронутыми. Как такое могло случиться? Это великое таинство Господа, и только Мадхавендра Пури, Его великий преданный, видел, как Господь Своей трансцендентной рукой прикасался ко всему. Праздник продолжался весь день.

Мадхавендра Пури подал Гопалу воду, чтобы Господь ополоснул рот, и орехи бетеля, а затем стал предлагать светильник на топленом масле, опахало из павлиньих перьев и чамару. Повсюду звучали прославления:

— Джая! Джая Гопалу! Слава Верховному Господу!

Теперь Гопалу нужно было отдохнуть, и Мадхавендра Пури устроил для Него новую легкую постель, застелив простой соломенный матрац красивым покрывалом.

Пока Господь отдыхал, Мадхавендра сказал поварам-брахманам:

— А теперь накормите всех от мала до велика! Здесь столько прекрасного прасада!

Люди расселись рядами. Первыми сидели брахманы с женами, а потом все остальные. Здесь собрались не только жители деревни Говардхан, но и жители из окрестных деревень. Все пришли почтить Гопаладжи и вкусить прасад. Разносчики предлагали все новые и новые блюда, раздавали добавку, и не было конца этому пиршеству.

Всех, кто был на этом празднике, поражало сияние, исходившее от Мадхавендры Пури. По его милости во Вриндаване повторилась знаменитая церемония аннакуты, которую пять тысяч лет назад проводили в присутствии Кришны. Маленький Кришна попросил тогда Своего отца Нанду Махараджа и пастухов отдать свои подношения, предназначенные для Индры, холму Говардхану. И когда все было готово, Он проявил Себя холмом Говардханом и поглотил огромные горы прасада. Теперь, спустя столько времени, Мадхавендра Пури, чистый преданный Кришны, вновь провел чудесную церемонию. Брахманы, собравшиеся на праздник, приняли у Шрилы Мадхавендры посвящение в ученики и стали преданными Господа Кришны. Они счастливы были служить Ему.

Вечерело, Гопал пробудился ото сна и снова стал милостиво принимать бесчисленные подношения из пищи, воды, масла, цветов и благовоний. По всей Враджа-бхуми разнеслась весть о том, что на вершине холма Говардхана явился Господь Гопал, хозяин этих мест, и к Его лотосным стопам шел нескончаемый поток людей, которые жаждали увидеть Его и почтить подарком. Узнав у Мадхавендры Пури, когда начнется церемония аннакуты, они с радостью готовили свои подношения Господу. Прекрасная аннакута продолжалась еще много-много дней, и все это время Шри Мадхавендра Пури не принимал никакой пищи. Только ночью, уложив Гопала отдохнуть, он выпивал немного молока.

С восходом солнца из разных деревень приходили новые люди. Они возносили молитвы и служили Божеству, предлагая Гопалу все свои запасы зерна, масла, молока и йогурта. И снова начиналась чудесная аннакута. Брахманы готовили пищу, и Гопал принимал ее. Земля Вриндавана вдохновляет на служение Господу. Любовь к Кришне пробуждается здесь сама собой в каждом, и Кришна сразу отвечает преданным такой же любовью. Сотни людей наслаждались великолепным прасадом. Глядя на прекрасного Гопала, они освобождались от несчастий и печали. Все ощущали присутствие Господа и были счастливы.

Постепенно слава о Гопале разлетелась по всей округе. Увидеть Господа пришли жители Матхуры. Они принесли с собой в подарок много золота, серебра, богатой одежды и украшений. И снова с восходом солнца начиналась церемония аннакуты, и так изо дня в день. Наконец один богатый и влиятельный человек, исполняя царский указ, выстроил для Гопала большой храм. Кто-то сделал кухонную посуду, а кто-то оградил храм высокими стенами. Каждая семья из Враджа-бхуми привела по одной корове, и теперь у Гопала были тысячи белых коров, которые давали много молока.

Из Бенгалии во Вриндавану пришли два чистых брахмана. Когда они услышали необычайную историю возвращения Гопала во Врадж, им тоже захотелось почтить Господа. Мадхавендра Пури отнесся к брахманам с большой заботой и вниманием, и оба они стали учениками Шри Мадхавендры, который попросил их ежедневно служить Гопалу в храме. Постепенно поклонение стало регулярным и пышным, Мадхавендра чувствовал себя счастливым. Прошло два года.

И вот однажды Мадхавендре приснился сон. Гопал снова пришел к нему.

— Мне невыносимо жарко! — сказал Он. — И ничто не приносит облегчения! О Мадхавендра, добудь Мне сандаловой пасты малаи-джа, которую делают близ Джаганнатха Пури, и нанеси ее на мое тело. Тогда жар спадет и станет легче. Поспеши! Никто кроме тебя не поможет Мне.

Мадхавендра пребывал в блаженстве, счастливый любовью к Гопалу и служением Ему. О Господь! Столько лет Ты томился в джунглях, ветры иссушали Тебя, палило солнце, и теперь даже тысячи кувшинов воды не остужают Твоего жара и не утоляют жажды.

Мадхавендра Пури сделал необходимые распоряжения, заботясь о том, чтобы поклонение Божеству продолжалось. Сотни людей были заняты в этом служении. Когда все было готово, во исполнение воли Гопала он отправился на восток, в Бенгалию. Путь лежал через Шантипур, где жил Адвайта Ачарья, который высоко почитал Мадхавендру Пури за его возвышенные качества и любовь к Богу. Шри Пурипада владел сокровищем бхакти и мог одарить им искреннего человека. Поэтому Адвайта попросил у него благословения стать его учеником. Когда обряд был завершен, Шри Мадхавендра отправился дальше, в Южную Индию.

Через несколько дней он достиг деревни Ремуны, где стоял храм Гопинатхи. Когда Мадхавендра увидел красоту Гопинатхи, волны необычайной любви побежали по его телу. Он танцевал у самого входа в храм, не приближаясь к алтарю, и пел святые имена Господа. Мимо проходил служитель-брахман, и Мадхавендра спросил, что обычно они предлагают Гопинатхе. В ответ он услышал названия самых изысканных блюд. “В этом храме хорошо служат Господу, — подумал он. — Нужно подробнее узнать, что здесь обычно готовят для Гопинатхи, чтобы предлагать такие блюда Шри Гопалу!»

Услышав вопрос, служитель с готовностью рассказал, что каждый вечер божеству подносят сладкий рис в двенадцати глиняных горшочках.

— Вкус этого риса подобен амрите, небесному нектару, — объяснял он, — и потому называется амрита-кели. Наш сладкий рис известен во всей Индии. Его называют Гопинатха- кшира. Нигде в мире не предлагают больше Господу такого замечательного риса!

В это время зазвонил колокольчик — на алтаре перед Гопинатхой стояли двенадцать горшочков сладкого риса. Пуджари совершал подношение Божеству. Наблюдая церемонию, Мадхавендра думал: «Конечно, я не буду просить, но если посчастливится, я с удовольствием попробую его, чтобы приготовить такой же для моего Гопала». Но в то же мгновенье он устыдился своих мыслей: как посмел он возжелать подношения для Господа? И Мадхавендра обратил мысленный взор на Господа Вишну. Тем временем предложение прасада закончилось и началась вечерняя служба. Вскоре Мадхавендра Пури, воздав молитвы божеству, покинул храм. Он ничего никому так не сказал.

Он не имел обыкновения просить о чем-либо. Безразличный к радостям этого мира, он был свободен от пристрастий. Нет, он никогда ничего не просил. Если кто-нибудь приносил ему поесть, он ел, если нет — постился. Мадхавендра был настолько возвышен, что одолел потребность в сне, еде и плотских наслаждениях. Всегда смиренный, Пурипада служил Господу днем и ночью.

Мадхавендра Пури пошел в деревню и сел на базарной площади. Людей почти не было, и он спокойно повторял мантру Харе Кришна на четках. В этот час в храме Гопинатху укладывали спать. Завершив дневные обязанности, служитель тоже решил немного отдохнуть и прилег на свою подстилку. Вскоре он задремал, и во сне к нему пришел Господь Гопинатха.

— Пожалуйста, поднимись и открой дверь храма! Я спрятал горшочек сладкого риса. Он стоит за Моей накидкой. Возьми его и пойди в деревню на базарную площадь — сейчас там безлюдно. Найди санньяси по имени Мадхавендра Пури и отдай ему рис!

Брахман тут же поднялся и поспешил в алтарную, чуть не забыв, что прежде нужно омыться после сна. Приведя себя в порядок, он открыл дверь храма и подошел к алтарю, осторожно заглянув за накидку божества. Каково же было его изумление, когда он увидел там горшочек сладкого риса! Как и было велено, он взял этот горшочек, протер место, где он стоял, и вышел из храма. В деревне брахман разыскивал Мадхавендру Пури, заглядывал в каждый хлев и сарай:

— Кого здесь звать Мадхавендра Пури? Иди сюда и забери этот горшочек! Гопинатха украл его для тебя! — но никто не отзывался, и он шел дальше. — Где санньяси по имени Мадхавендра Пури? Эй, подойди и возьми горшочек риса. Насладись нектарным вкусом прасада и будь счастлив! Ты самый удачливый во всех трех мирах!

Наконец Мадхавендра услышал, что его кто-то зовет и вышел навстречу. Брахман отдал ему рис и упал в почтительном поклоне, а потом подробно рассказал историю этого горшочка. С каждым словом Мадхавендра Пури все глубже погружался в океан неописуемой любви к Кришне, который так заботился о нем. А брахман-служитель, видя на лице Мадхавендры все признаки великого транса, в изумлении подумал: «Теперь я понимаю, почему Кришна украл ради него этот горшочек риса!» Как он был благодарен Мадхавендре за это откровение! Еще раз поклонившись ему в ноги, служитель вернулся в храм.

А Мадхавендра Пури, словно пламенем, охваченный любовью к Кришне, ел рис, который Господь передал ему. Он тщательно ополоснул горшочек и выпил воду, а потом разломал его на кусочки, аккуратно завязал их в узелок и хорошенько спрятал. Каждый день Мадхавендра ел по кусочку глиняного горшка, и снова волны восторженной любви захлестывали его. Это чувство переполняло сердце. Поистине прекрасная история произошла с ним!

Запрятав свой бесценный узелок, Мадхавендра вдруг подумал: «Завтра утром уже вся деревня будет знать, как Господь позаботился обо мне. Здесь соберется толпа, они будут называть меня великим святым. Нет, мне надо торопиться!» И, не дожидаясь утра, он помолился Гопинатхе и покинул Ремуну.

Много дней он был в пути, пока не достиг Джаганнатха Пури. Как только он вошел в храм и увидел улыбающегося Господа Джаганнатху, любовь к Кришне с новой силой овладела им. Он то трепетал, то замирал в духовном блаженстве, а иногда без сил падал на землю. Придя в себя, он смеялся, танцевал и пел. Какое счастье увидеть Господа Джаганнтаху, властелина Вселенной! Мадхавендра Пури ничего не замечал вокруг, однако жители Нилачалы видели, что величие Мадхавендры не знает границ, и толпами подходили поклониться его лотосным стопам. Мадхавендра не искал славы, она сама словно тень преследовала его по всей Вселенной, потому что Кришна желал этого за его любовь и преданность.

Мадхавендра Пури решил поскорее закончить свои дела и покинуть Нилачалу. Однако исполнить просьбу Гопала было непросто, и Мадхавендре пришлось рассказать служителям Господа Джаганнатхи историю явления Гопала во Вриндаване. Узнав, что Гопал попросил принести из Джаганнатха Пури сандал и камфару, они с радостью согласились помочь, но прежде нужно было обратиться с просьбой к правительственным чиновникам, потому что сандаловая паста и камфара были богатством Ориссы и использовались для поклонения Господу Джаганнатхе. Но преданные рассказали историю Гопала и, несмотря на ограничения, получили от властей разрешение вывезти сандал и камфару из Джаганнатха Пури. Наконец настал день, когда почтенные брахманы передали Мадхавендре Пури сандаловую пасту и деньги на обратную дорогу, а также официальные бумаги, позволяющие избежать налогов. Теперь он готов был возвращаться во Вриндаван, неся с собой бесценную ношу — сандаловую пасту и камфару для Гопала. Через несколько дней Мадхавендра уже был в Ремуне, у храма Гопинатхи.

Он вошел в храм и поклонился, Мадхавендра готов был тысячу раз кланяться Гопинатхе. Любовь к Господу накатывала на него волнами блаженства, он пел и танцевал. Служитель-брахман сразу узнал удачливого санньяси и, почтительно поклонившись, предложил принять прасад — немного сладкого риса Господа Гопинатхи. Эту ночь Мадхавендра провел в храме, а под утро к нему во сне пришел Гопал.

— О Мадхавендра Пури, Я уже получил сандал и камфару, которые ты несешь для Меня. Смешай камфару с сандалом и нанеси эту пасту на тело Гопинатхи. Делай это ежедневно, пока не кончатся все запасы. Нет разницы между Моим телом и телом Гопинатхи. Поэтому, умащивая Гопинатху, ты спасешь Меня от мучительного жара. Не сомневайся и делай как Я сказал. Доверься Мне, и ты доставишь Мне удовольствие».

Гопал находился во Вриндаване, очень далеко от Ремуны. В те времена странствующим проповедникам приходилось преодолевать немало трудностей, путешествуя через мусульманские провинции. Зная это, Гопал, великий доброжелатель своих преданных, освободил Мадхавендру от опасностей долгого пути.

Видение исчезло, Мадхавендра проснулся и созвал всех служителей храма Гопинатхи.

— Я нес этот сандал и камфару во Вриндаван для божества Гопала. Но Кришна, Верховная Личность Господа, независим во всем и воля Его всесильна. Нанесите эту пасту на тело Гопинатхи. Делайте это ежедневно, пока не закончатся запасы, тогда Гопалу станет легче, жар спадет, и Он ощутит прохладу.

Слуги Гопинатхи с готовностью исполнили просьбу Мадхавендры, потому что на дворе стояло знойное лето и Гопинатхе приятно было освежиться прохладной сандаловой пастой. Это повторялось каждый день, и Мадхавендра Пури был очень доволен. Он не покидал Ремуну пока не закончились запасы сандала. Наконец жара спала, близилась осень, и он вернулся в Нилачалу, чтобы переждать четыре месяца сезона дождей у лотосных стоп Господа Джаганнатхи.

 

* * *

Слушая Шри Чайтанью Махапрабху, друзья Его забыли о времени. Непревзойденный рассказчик, Он с наслаждением описывал игры Господа Гопала и Шрилы Мадхавендры Пури, рисуя картины удивительной любви между Верховным Господом и Его чистым преданным.

— Кто на свете удачливее Мадхавендры Пури? — обратился Он к Нитьянанде Прабху. — Кришна Сам принес ему молоко. Трижды Он приходил к нему во сне и раскрывал Свою волю. Кришна чувствовал Себя должником Мадхавендры за его любовь и явился перед ним в облике божества Гопала. Он принял служение Своего великого преданного и даровал освобождение миру. Он даже украл для него горшочек риса, и с тех пор Кришну стали называть Кшира-чора, что значит «воришка сладкого риса». Мадхавендра предложил сандал Гопинатхе, и сердце его преисполнилось любви. Господь заботливо избавил его от преследований мусульман, и все испытания Мадхавендры на том благополучно закончились.

В беседе с Нитьянандой Прабху Шри Чайтанья раскрыл, что Мадхавендра Пури был живым воплощением према-бхакти, любви к Богу:

— Как необычно все, что с ним происходило! Порой он был непредсказуем, рассказы о нем изумляют. Шри Мадхавендра Пури всегда искал одиночества, был молчалив и отрешен, ничто не тревожило его сердца. Избегая болтовни, он сторонился людей — во всем мире его интересовало только служение Господу. Чтобы исполнить волю Гопала, этот святой прошел тысячу миль, неся за спиной не меньше 82 фунтов сандала и 8 унций камфары. Как ни был голоден, он не просил себе еды, потому что был настолько отрешен, что думал лишь о долге перед Богом. Он жил духовным счастьем и больше ничего не искал.

На пути во Вриндаван у него было много испытаний. Любой сборщик податей мог забрать его драгоценный груз. У него почти не было денег, но Мадхавендра полагался на Господа и ничего не боялся. Он просто наслаждался своей нелегкой ношей — сандаловой пастой для Гопала. Одержимый любовью к Богу, преданный не заботится о себе и не страшится препятствий. Во всех обстоятельствах он ищет лишь служения Кришне, Верховной Личности Господа.

Всему миру Господь хотел показать величие Мадхавендры Пури и потому послал его в Нилачалу за сандалом и камфарой. Мадхавендра исполнил Его волю, несмотря на трудности. Господь остался доволен им, ведь Мадхавендра мужественно выдержал испытание. Любовные отношения Кришны и его преданного абсолютно духовны, и обычным людям не понять их.

Сказав это, Шри Чайтанья прочитал знаменитый стих, сочиненный Мадхавендрой Пури, который красотой своей подобен луне, заливающей светом весь мир. Чем дольше растирают сандаловую пасту из Малаи, тем сильнее она пахнет. Точно так же, чем дольше размышляют над этим стихом Мадхавендры Пури, тем глубже раскрывается его смысл. Камень Каустубха-мани, который Кришна носит на груди, — самый драгоценный из всех камней, так же и этот стих — самый сладкий из всех поэм. На самом деле он изошел из уст Шримати Радхарани, потому что лишь по Ее милости Мадхавендра Пури мог произнести его. А до конца прочувствовать трансцендентный вкус этого стиха мог только Шри Чайтанья Махапрабху, потому что три личности в этом мире истинно понимают его внутренний смысл — Шримати Радхарани, Мадхавендра Пури и Шри Чайтанья Махапрабху, больше никто.

Мадхавендра Пури повторял этот сокровенный стих снова и снова, с ним на устах он покинул этот мир и вернулся в вечную обитель Господа. Звучал он так: айи дина-дайардра натха хе матхура-натха кадавалок йасе хридайам твад-алока-катарам дайита бхрамйати ким кароми ахам:

«О мой Господь! О самый милостивый Господин! О хозяин Матхуры! Когда я вновь увижу Тебя? В разлуке с Тобой Мое взволнованное сердце трепещет. О возлюбленный, что Мне теперь делать?!»

Когда Господь Кришна покинул Вриндавану, чтобы отправиться в царство Матхуры, Шримати Радхарани продолжала любить Его с еще большей силой, потому что нет любви к Богу сильнее, чем любовь в разлуке. В блаженной тоске Она говорила: «Мой дорогой Господь! В разлуке с Тобой Мне нет покоя! Что же Мне делать, скажи! Я очень несчастна, а Ты так милостив! Сжалься надо Мной, дай знать когда Я вновь увижу Тебя!»

Шри Чайтанья Махапрабху жил чувствами Радхики, поэтому, произнеся стих Мадхавендры Пури, который выражал глубокую любовь в разлуке с Кришной, Он впал в транс и оставил внешнее сознание. Нитьянанда Прабху заботливо поднял Шри Чайтанью и положил к Себе на колени, ожидая, когда Он придет в Себя. Из полуприкрытых глаз Шри Чайтаньи текли слезы, силы покинули Его. Вскоре Он поднялся и снова стал петь и танцевать. Он даже не мог произнести этот стих до конца и только повторял первые два слова: айи дина, айи дина... —«О всемилостивейшая Верховная Личность Господа!» Слезы непрерывным потоком текли из Его прекрасных глаз. Он дрожал всем телом, испарина выступила на лбу, лицо смертельно побледнело. Он ничего не понимал и не видел вокруг. Стих Мадхавендры Пури открыл в Его сердце затвор восторженной любви к Кришне, поток хлынул и неумолимо захватил Его.

Служители храма Гопинатхи поражались танцу Шри Чайтаньи. Шум набежавшей толпы заставил Господа придти в Себя. В храме начиналась служба, зазвучали раковины и колокольчик, зажгли благовония, а потом Господа Гопинатху уложили отдохнуть. Освободившись, служитель принес Шри Чайтанье все двенадцать горшочков сладкого риса, прежде предложенных Кшира-чора Гопинатхе. Шри Чайтанья с удовольствием попробовал рис из пяти горшочков, а остальные семь нетронутыми вернул обратно. Служитель храма раздал преданным маха-прасад Господа Чайтаньи.

Божество Гопинатхи в храме и Господь Чайтанья Махапрабху — это Сам Господь Кришна. Между Ними нет различий, но сейчас Он играл роль преданного и поэтому попробовал сладкий рис дважды — сначала как Гопинатха, а потом как Шри Чайтанья.

Ночь Господь Чайтанья провел в храме, воспевая святые имена Кришны вместе со Своими спутниками, а наутро, сразу после службы, покинул храм и деревню Ремуну. Здесь Он насладился играми Гопаладжи и великого Мадхавендры и явил миру сокровенную любовь к Богу. Безгранична слава Господа Чайтаньи, и всякий, кто слушает эти истории с верой и преданностью, непременно достигнет лотосных стоп Господа Кришны.

 

* * *

Через несколько дней Господь Чайтанья и Его спутники достигли берегов священной реки Вайтарани, где с наслаждением омылись и испили чистой воды. Даже взгляд на эту реку избавляет от всех грехов. Предание гласит, что когда-то сюда нисходил Господь Брахма, чтобы совершить великое жертвоприношение. Поэтому берега Вайтарани близ Яджапура издавна были предметом поклонения тысяч паломников. Какое бы животное ни переплывало в этом месте реку, полубоги видели его в четырехруком облике обитателя Вайкунтхи. Местность эта называлась Набхигая, или Вираджа-кшетра, до Нилачалы отсюда оставалось восемь миль. Невозможно рассказать обо всех храмах этой священной земли. В Яджапуре были сотни божеств Шива-лингам, которым совершали самое пышное поклонение. Даже великие грешники спасались от своих грехов и после смерти принимали облик, подобный Господу Шиве, если покидали тело в этой деревне.

Преданные остановились у Брахман-нагары, совершили омовение в Дашашвамедха-гхате, а затем посетили Яджапур, где стояло божество Господа Ади-Варахи. В этом удивительном облике огромного вепря Господь Шри Кришна на заре творения спас Землю, упавшую на дно Причинного океана, и победил великого демона Хираньякшу.

Божество Ади-Варахи в Яджапуре было самопроявленным и освобождало от материальных желаний всякого, кому выпадало счастье Его увидеть. Господь Чайтанья танцевал в экстазе перед Ади-Вараха-девой, а Его спутники пели. Их появление в храме создало необыкновенную духовную атмосферу. Шри Чайтанья наслаждался нектаром любви к Господу, с каждой минутой это чувство нарастало, и Он танцевал все быстрее и вдохновенней. В апогее танца Он вдруг исчез, прямо на глазах изумленных преданных. Очень трудно осознать желания Господа и природу Его деяний. В беспокойстве преданные кинулись искать Его повсюду, но все их попытки оказались напрасными. Махапрабху нигде не было, и тогда они заплакали.

— Пожалуйста, успокойтесь, — утешал всех Нитьянанда Прабху, — Я знаю, куда ушел Гауранга. Просто Он хочет один посетить все храмы и святые места Яджапура. Давайте мы тоже пойдем собирать милостыню, а потом встретимся на этом же месте. Здесь мы проведем ночь, а наутро, Я уверен, Господь вернется.

Преданные отправились от двери к двери собирать милостыню, а по возвращении приготовили прасад и вместе поели. Господь Чайтанья тем временем обошел все храмы и утром появился перед Своими друзьями. Ликуя, они приветствовали Его: «Хари! Хари!» Господь Чайтанья благословил Своими лотосными стопами Яджапур и отправился дальше.

Следующей Он посетил Вираджу, чья слава не знает границ. Один лишь взгляд на это место дарует освобождение от миллионов и миллионов грехов. Господь выразил почтение Вирадже, молясь: «Пожалуйста, даруй Мне любовь к лотосным стопам Господа Кришны!» И они отправились дальше в Навигаю, обитель Господа Шивы. Это был город тысячи Шива-лингам. Здесь Господь предложил Вишну-прасадам Своим предкам и принял омовение в Брахма-кунде. Завершив предписанные ритуалы, Гаурахари и Его спутники покинули Навигаю.

Через несколько дней пути они пришли в Катаку, город в Ориссе, что стоит на берегу реки Маханади. Катака знаменита была тем, что здесь находился храм Сакши-Гопала, Гопала-свидетеля. Несравненная красота Сакши-Гопала поразила Господа Чайтанью. Не в силах сдержать экстаза, Он стал кричать от радости, и голос Его звучал подобно раскатам грома. Со слезами на глазах Он возносил молитвы Господу, проявляя удивительные признаки величайшей преданности. Он пел и танцевал, любовь переполняла Его. Веды говорят, чтобы призвать Господа Кришну в форму божества, нужно повторять маха-мантру. Сейчас Господь Чайтанья дарил эту маха-мантру каждому. И хотя Он — Сам Верховный Господь, Он чувствовал Себя смиренным слугой Всевышнего. Ночь прошла в храме Сакши-Гопала, а утром Нитьянанда Прабху рассказал Своим спутникам удивительную историю, связанную с этим божеством. Во время Своего двенадцатилетнего паломничества Он побывал в Катаке и видел Гопала-свидетеля. С тех самых пор Он знал эту историю от местных жителей.

 

* * *

В городе Видьянагара, находящемся в Южной Индии, жили два брахмана — старый и молодой. Однажды решили они отправиться в паломничество. Путешествие их оказалось долгим. Сначала они посетили Гаю, потом Каши и Праяг. Затем, счастливые, поклонились они святой Матхуре, с великим благоговением прошли двенадцать лесов Вриндавана: пять из них находятся к востоку от реки Ямуны и называются Бхадра, Билва, Лоха, Бхандира и Махавана. А на западном берегу находятся остальные семь — Мадху, Тала, Кумуда, Бахула, Камья, Кхадира и Вриндавана. Брахманы достигли холма Говардхан и вошли наконец в деревню Панчакроши-Вриндаван. Здесь, на месте нынешнего храма Говинды, стоял большой храм, где совершалось пышное поклонение Гопалу. Паломники омылись в святых гхатах Ямуны, а затем вошли в храм почтить божество. Отдыхая после долгого пути, они не спешили уходить. Прекрасный Гопал целиком завладел ими. Величайшее счастье переполняло обоих, и они провели здесь еще два или три дня.

Во время паломничества молодой брахман служил старому с сыновней заботой и преданностью, старик был очень этим доволен.

— Ты заботишься обо мне лучше родного сына! — однажды сказал он своему молодому спутнику. — По твоей милости я не знал усталости все наше путешествие. Мне бы хотелось что-нибудь сделать для тебя, иначе я буду неблагодарным. У меня есть дочь, и я обещаю отдать ее тебе.

— О господин, выслушай меня! — юноша с улыбкой опустил голову. — Ты хочешь невозможного. Ты из семьи аристократов, богат и хорошо образован. А кто я? Без роду и племени, без денег и званий. Нет, я неподходящий жених для твоей дочери. Поверь, я служил тебе не ради награды, просто я хотел удовлетворить Господа Кришну.

Господь Кришна очень доволен, когда оказывают служение брахманам. Он ценит это выше, чем даже служение Себе Самому, поэтому преданные стараются стать слугой слуги Господа, чтобы доставить Ему удовольствие. Господь благословляет их богатством преданного служения.

— Нет, пожалуйста, не отговаривай меня, — возразил старик. — Я непременно отдам тебе дочь. Это решено!

— Но у тебя еще есть жена, сыновья и родственники, много друзей, — не соглашался юноша. — Без их согласия ты не сможешь этого сделать. Вспомни, как выходила замуж за Кришну принцесса Рукмини. Отец хотел отдать ее Кришне, но его старший сын Рукми был против, и царь не мог принять решение.

— Но дочь — это моя собственность, — говорил старик, — и если я хочу отдать ее кому-то, как можно помешать мне? Мой дорогой мальчик, меня не интересует мнение родственников. Не пытайся сеять сомнения в моем сердце. Я прошу, просто прими мой дар!

— Ну, хорошо, — согласился наконец юноша. — Если ты действительно хочешь отдать мне свою дочь, пообещай перед Гопалом сдержать свое слово.

В Индии до сих пор девушек отдают замуж по уговору родителей. А если такое обещание дается перед божеством в храме, оно равносильно закону. Они подошли к алтарю. Стоя перед Гопалом, старик произнес:

— О мой Господь, знай, я отдаю мою дочь этому благородному юноше!

— Дорогой Господь! — молился юноша. — Ты мой свидетель и если будет нужно, я позову Тебя!

Затем оба брахмана отправились в обратный путь. Как и прежде, юноша служил старику, словно духовному учителю, они благополучно добрались до Видьянагары и простились. Время шло, старик стал беспокоиться. «Я дал слово этому юноше в святом месте, — постоянно думал он, — и скоро придет срок исполнить обещание. Я должен сказать об этом жене и детям». Он собрал своих родственников и друзей и рассказал о решении, которое принял перед божеством Гопала. Не успел он закончить, как в доме поднялся страшный шум. Все наперебой требовали, чтобы он отказался от своего обещания. Больше всех возмущался старший сын.

— Если ты отдашь свою дочь в недостойную семью, ты навеки опозоришь наш род! Больше никто не назовет тебя аристократом! Люди будут просто смеяться над тобой!

Но я не могу нарушить обещания, — возразил старик. — Я дал его в святом месте перед божеством, совершая паломничество. Как бы там ни было, я все равно сделаю это!

— Тогда мы откажемся от родства с тобой! — заявили родственники.- Ноги нашей не будет в твоем доме!

— А мы все примем яд! — кричали жена и сыновья. — Лучше умереть, чем так жить!

— Если я не отдам этому юноше свою дочь, он призовет в свидетели Шри Гопаладжи, — сказал старый брахман, — и тогда он заберет ее силой. Он все равно сделает это, но я потеряю благочестие.

Воцарилось недолгое молчание.

— Возможно, божество и было вашим свидетелем, — заговорил старший сын. Старик знал, что он очень хитер. — Но ведь Гопал так далеко отсюда. Как Он придет свидетельствовать против тебя? Тебе не о чем беспокоиться, отец! Я думаю, тебе даже не придется отказываться или лгать. Просто скажи, что ты не помнишь, когда этот парень придет к тебе. Ты понимаешь? Только два слова —«не помню», а об остальном я сам позабочусь. Я знаю, как заставить его замолчать!

Сын старого брахмана был настоящим глупцо м, лишенным и капли веры в Бога. Он умел только считать деньги, а в божестве видел простой кусок камня и потому уверял отца, что каменный свидетель не заговорит. Тем более это изваяние так далеко! Как оно попадет в Видьянагару, подтвердить чью-то правоту?

— Не беспокойся, — уговаривал он. — Ты можешь не лгать прямо. Просто скажи «не помню», и ты спасешь честь нашей семьи!

После этого собрания на душе у старика было скверно, он чувствовал себя таким беспомощным. «Мой дорогой Господь,- молился он лотосным стопам Гопаладжи, — не дай мне нарушить религиозных обетов, но сбереги и мою семью!» В таких размышлениях прошла вся ночь, а наутро пришел молодой брахман, его бывший спутник. Юноша почтительно поклонился и в самых смиренных выражениях напомнил об уговоре.

— Ты обещал мне свою дочь, — сказал он, — но время идет, а ты молчишь. Каким же теперь будет твое решение?

Старый брахман продолжал молчать. И тут с палкой в руках выскочил его старший сын, в дикой злобе он набросился на юношу:

— Ах ты, низкий! Ты мечтаешь о моей сестре? Да скорее карлик достанет луну с неба!

При виде палки в руках этого негодяя юный брахман убежал. Но на следующий день он собрал всех жителей деревни и рассказал свою историю.

— Этот господин пообещал отдать мне свою дочь, но теперь он отказывается это сделать.

Люди заволновались. Неужели благочестивый брахман нарушил данное слово? Они пошли за стариком и стали его расспрашивать:

— Если пообещал, почему же теперь не держишь слово? Ведь это дело чести!

— Не сердитесь на меня, друзья мои! — пытался успокоить их старый брахман. — Я просто не помню, давал я такое обещание или нет.

— Послушайте все! — вмешался тут его старший сын. Он говорил очень дерзко. — Когда мой отец отправился в паломничество по святым местам, с собой у него было много денег. Этот мошенник решил отобрать их у моего отца и подложил ему какую-то дурманящую траву. Он сделал старика безумцем! Забрал у него все деньги, а сам сказал, что его обобрал какой-то вор. Теперь этот негодяй заявляет, что мой отец обещал ему свою дочь! Я вижу, здесь собрались почтенные люди! Посудите сами, прилично ли отдавать мою сестру за такого голодранца?

Слова эти произвели впечатление. У собравшихся зародилось сомнение — может, так оно и было? Ведь жажда денег так велика, что заставляет даже брахманов позабыть о благочестии. Юноша видел, как изменилось настроение людей.

— Человек этот лжет! — обратился он к толпе. — Я служил его отцу, как сын служит родителям или ученик — учителю. Старый брахман был доволен мною и сказал: «Я обещаю тебе руку моей дочери!» У меня и в мыслях не было просить награды. Я не жених для этой семьи — у меня нет ни денег, ни званий, и я знал, что такое решение вызовет протест. Я говорил об этом старику, но он ничего не хотел слушать. Тогда я попросил его дать слово перед божеством Гопала. Стоя перед алтарем в храме, он сказал: «О Господь, знай, что я отдаю свою дочь этому юноше». И я тоже склонился к лотосным стопа Гопала: «Я призываю Тебя в свидетели! Если этот брахман передумает, подтверди мою правоту!» Величайшая личность приняла участие в нашем споре. Я попросил Верховного Господа стать моим свидетелем!

Весь мир внимает словам Верховной Личности Бога. Хотя этот юноша вел себя очень скромно, в действительности он был мудрецом, потому что имел непоколебимую веру в высший авторитет — Верховного Господа. Только такие преданные и обладают истинной мудростью, богатством и аристократизмом. По милости Господа в них развиваются лучшие качества полубогов.

Старый брахман сразу подтвердил правоту своего юного друга.

— Если Гопал придет сюда, я без колебаний отдам ему свою дочь!

И его старший сын тоже согласился:

— Да, да! Это будет очень хорошо!

Старик был уверен, что Господь явится, чтобы подтвердить правоту юноши. «Кришна так милостив, — думал он. — Без сомнения, Он подтвердит мои слова». А его неверующий негодяй-сын торжествовал победу: «Гопал никогда не придет сюда. Это просто невозможно. Никаких свидетелей не будет!»

— Чтобы снова не случилось обмана, — предложил молодой брахман, — напишите свое обещание на бумаге и скрепите подписями. Тогда вы не сможете от него отказаться. Люди! — обратился он к толпе. — Вы все слышите меня? Я знаю, что мой старый спутник правдив и строго исполняет свои религиозные обеты. Он не хотел нарушать данное обещание, но его жена и дети пригрозили, что умрут, если он сдержит слово. Вот что заставило его отклониться от истины. Только чтобы спасти благочестие этого старого брахмана, я призову Кришну, Верховную Личность Господа, в свидетели. И тогда он сможет исполнить свое обещание.

Последние слова юноши прозвучали с такой верой и решимостью, что по толпе пробежал ропот. Одни смеялись, а другие вполне допускали, что если Господь захочет, то придет, ведь Он так милостив. Все стали расходиться. Теперь только и разговоров было, что о Гопале-свидетеле.

А юноша вновь отправился во Вриндаван. Он достиг храма Гопала, в почтении склонился к Его лотосным стопам и рассказал Ему все, что случилось.

— Дорогой Господь, — говорил он, — Ты всегда покровительствуешь брахманам. Яви и на этот раз Свою милость и защити наши обеты! Мы оба оказались в затруднительном положении. Я не стремлюсь жениться на дочери моего старого спутника. Я беден и незнатен и не думаю, что смогу осчастливить свою жену. Но мысль о том, что брахман нарушил обещание, причиняет мне невыносимую боль. Молю Тебя, — продолжал он, — стань свидетелем в этом споре. Кто знает истину, но не свидетельствует о ней, совершает грех!

И тогда Господь Кришна ответил:

— Дорогой юноша, возвращайся домой и вновь созови людей. Думай обо Мне, и так Я приду туда, чтобы отстоять честь обоих.

— Даже если Ты явишься в Видьянагару как четырехрукий Вишну, никто не поверит Тебе, — возразил юноша. — Они хотят увидеть Гопала и от Него услышать слова истины!

— Я никогда не слышал, чтобы божество ходило с одного места на другое, — сказал Господь Кришна.

— Но как же в таком случае Ты говоришь сейчас со мной? Я никогда не слышал, чтобы божество разговаривало. Мой дорогой Господь, ведь Ты не каменное изваяние, Ты могущественный сын Махараджа Нанды. Молю Тебя, спаси честь старого брахмана и сделай, что никогда не делал прежде!

Шри Гопаладжи улыбался.

— Хорошо, но только слушай внимательно! Я исполню твое желание и пойду за тобой следом. Но не пытайся увидеть Меня во время нашего путешествия. Как только ты оглянешься, Я больше не сделаю ни шага. Не беспокойся, по звону Моих ножных колокольчиков ты узнаешь, что Я иду за тобой. Каждый день готовь Мне один килограмм риса. Я буду принимать твое подношение и вновь следовать за тобой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.046 сек.)