АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах

Читайте также:
  1. V «ОМ ШРИ КРИШНАЙЯ ГОВИНДАЙЯ ГОПИДЖАНА ВАЛАБХАЙЯ НАМАХ»

- « О самое щедрое воплощение Господа! Ты - Сам Кришна, нисшедший под именем Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты принял золотой цвет тела Шримати Радхарани, Ты повсюду раздаешь чистую любовь к Кришне. Мы почтительно кланяемся Тебе! »

« Мы почтительно кланяемся всемилостивому Верховному Господу, Личности Бога, который преобразил все три мира живых существ, обезумевших от невежества. Ты спас их от болезни материальной жизни, сведя с ума нектаром из сокровищницы любви к Богу. Позвольте же нам принять прибежище у Господа Шри Кришны Чайтаньи, чьи деяния удивительны! »

Шри Чайтанья с удовольствием внимал молитвам Рупы и Валлабхи, а когда братья замолчали, усадил их рядом и стал расспрашивать о Санатане.

- Хуссейн Шах заключил его в темницу, - отвечал Господу Рупа Госвами. - Но если Ты прольешь Свою милость, он освободится.

- Санатана уже на свободе и скоро встретится со Мной, - улыбнулся Господь Чайтанья.

В беседе они не заметили, как настало время обеда. К Господу Чайтанье подошел хозяин дома и почтительно попросил принять прасад. Балабхадра Бхаттачарья тоже предложил Рупе и Валлабхе поесть. Но они подождали маха-прасада Господа Чайтаньи и с наслаждением доели все, что оставалось на Его тарелке.

Господь Чайтанья жил в Тривени, святом месте, где сливаются Ганга и Ямуна, и братья Рупа Госвами и Анупама нашли себе жилище поблизости. Каждый день они становились свидетелями беспричинной и безграничной милости Господа Чайтаньи Махапрабху, который щедро одаривал благословениями сотни людей, посещавших Его.

 

* * *

 

Среди тех, кто искал встречи с Махапрабху, был знаменитый ученый вайшнав Валлабха Бхатта. Имя его и по сей день хорошо известно в Индии. Сначала он был последователем Махапрабху, однако потом примкнул к общине Шри Вишнусвами, где поклоняются божеству Господа Нрисимхадева, и даже стал ачарьей в ней.

Шри Вишнусвами был основателем ачарьей в Рудра-сампрадайе, которая считается самой древней из четырех вайшнавских сампрадай. Однако даже в книгах общины Вишнусвами с трудом можно найти какие-то сведения о нем. Шридхара Свами в своих комментариях к « Вишну-Пуране » и « Шримад-Бхагаватам » цитирует и ссылается на « Сарвагьясукту », комментарии Шри Вишнусвами к « Веданта-сутре ». Важным свидетельством является также и то, что Билвамангал Тхакур, молодой современник Шанкарачарьи, принадлежал к Вишнусвами-сампрадайе после того, как стал вайшнавом. Из этого можно заключить, что Шри Вишнусвами жил на Земле раньше всех остальных ачарьеввайшнавов.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур раскрывает нам, что в этой сампрадайе было три ачарьи, которые носили имя Вишнусвами. Первый был Ади Вишнусвами, жил он около третьего века до н.э. Отец его был министром в царстве Пандия. Однажды царь вместе со своим министром отправились в Пури и отыскали там божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, которые находились в руках буддистов. Они привезли божества в основной храм Джаганнатхи в Пури, и событие это превратилось в праздник Ратха-ятры.

 

Шри Вишнусвами был первым вайшнавом, принявшим триданда-санньясу, у него было семьсот учеников-санньяси. Он ввел аштоттара-шата-нами (108 качеств санньяси), включая даша-нами, которую принял Шанкарачарья. Со временем эта линия почти угасла.

В начале IX века Раджа Гопал Вишнусвами вдохновенной и энергичной проповедью возродил традицию древнего Вишнусвами. Он установил божество Варадараджа в Канчи, знаменитое божество Ранчхорлал в Двараке и еще несколько божеств в разных святых местах. Усилиями царя Вишнусвами философская доктрина Шуддхадвайта Вишнусвами стала снова распространяться. Это было возрождением вайшнавизма, которое произошло сразу после ухода в иной мир Шанкарачарьи.

Третья и последняя волна возрождения этой линии связана с именем Андхра Вишнусвами в XIV веке, и Валлабхачарья, возможно, оказался именно под его влиянием.

Говоря о линии Вишнусвами, невозможно не рассказать о Шридхаре Свами, одном из самых выдающихся ачарьев в этой вайшнавской сампрадайе. Его комментарии к « Шримад-Бхагаватам » Шри Чайтанья Махапрабху считал самыми подлинными и именно так отзывался о них среди Своих последователей. Шрила Джива Госвами упоминал, что более остальных на него повлияли книги Шридхары Свами. Кроме того, в самом начале своей « Крама-сандарбхи », которая стала дальнейшей разработкой комментариев Шридхары Свами, Джива Госвами называет его « защитником бхакти ». Шрила Вишванатха Чакраварти, другой авторитет среди гаудиявайшнавов, выражает преданность Шридхаре Свами в начале своих комментариев к « Шримад-Бхагаватам » - « Шарартха-даршини ». Шрила Рупа Госвами тоже цитирует в своей « Падьявали » несколько стихов Шридхары Свами и его духовного брата Лакшмидхары. Таким образом, книги Шридхары Свами оказали сильное влияние на гаудия-вайшнавов.

И все-таки есть некоторые споры относительно положения Шридхары Свами. Иногда его считают имперсоналистом, а иногда - последователем Мадхвы. Однако ни то ни другое мнение принять невозможно. Во всех своих книгах - « Бхаварта-дипика », комментарии к « Шримад-Бхагаватам », « Субодхини », комментарии к « Бхагавад-гите » и « Атмапракаше », комментарии к « ВишнуПуране » - Шридхара Свами разоблачает философию майавады. Он также принимал литературу « Панчаратра », тогда как Шанкарачарья отвергал ее.

Шридхара Свами считал Рудру основателем своей философской системы и поклонялся Господу Шри Нрисимхадеву, что еще раз доказывает его принадлежность к Вишнусвамисампрадайе. Он также написал поэму « Враджа-вихара », описывающую любовь Кришны и гопи, несколько стихов из которой Шри Рупа Госвами включил в свою « Падьявали ». Билвамангал Тхакур, который тоже принадлежал к этой последовательности учителей, затронул в своей « Кришна-карнамрите » темы Шридхары Свами.

Однако установить положение Шридхары Свами трудно. Валлабхачарья и его последователи, хотя и причисляли себя к Вишнусвами-сампрадайе, на деле не принимали его. Валлабхачарья пользовался большим влиянием в XVI веке, тогда как Шридхара Свами жил в XIV веке, а Вишнусвами еще задолго до этого. Валлабхачарья стал скорее ответвлением от Вишнусвами-сампрадайи, и этим объясняются его расхождения со Шридхарой Свами и доктриной Вишнусвами.

Валлабхачарья был сыном ученого брахмана из Южной Индии по имени Лакшман Бхатта, он вырос в деревне близ Бенареса. Предки его совершили сто жертвоприношений сома. Хотя есть несколько мнений о том, кто был отцом Валлабхи и где он родился, доподлинно известно, что произошло это в 1400 году Шакабда эры на экадаши в темную луну месяца Чаитра. Валлабха родился под деревом семимесячным младенцем, когда Лакшман Бхатта, его отец, бежал из Бенареса, заслышав о вторжении мусульман. Говорят, что отец его к этому времени уже стал санньяси, но вернулся домой, чтобы принять Валлабхачарью своим сыном.

Когда Валлабхе исполнилось восемь лет, отец дал ему посвящение и передал заботам Вишнучитты, у которого Валлабха получил начальное образование. Он продолжал изучать Веды под руководством нескольких учителей, которые принадлежали к Мадхвасампрадайе.

Проведя одиннадцать лет в Варанаси, Валлабхачарья получил хорошее образование и снова появился в родной деревне. Здесь он узнал о смерти отца. Оставив своего брата и мать дома, он отправился в первое паломничество и начал принимать учеников. Заслышав о диспуте при дворе царя Видьянагары, он вместе со своими учениками отправился на берега реки Тунгабхадры в Видьянагару, где просветил Кришнадева, внука царя Буккараджа. Здесь же после многодневной дискуссии Валлабха одержал победу над великим майавади Видьятиртхой. На этой дискуссии присутствовал знаменитый ачарья из Мадхва-сампрадайи по имени Вьясатиртха, который был большим пандитом и гуру при дворе.

Из Видьянагары Валлабха отправился по многим местам паломничества на юге и на севере. Он трижды обошел всю Индию, и каждое из его путешествий длилось не менее шести лет. В течение восемнадцати лет Валлабхачарья одерживал блестящие победы в дискуссиях на темы из явленных священных писаний, и повсюду с ним был его экземпляр « Шримад-Бхагаватам » и Шалаграма-шила. В тридцать лет он женился на девушке из брахманской семьи по имени Махалакшми, которая родила ему двоих сыновей - Гопинатху и Виттхаланатху. Близ холма Говардхан в долине он установил для поклонения божество, а потом пришел в Адайлаграм, что находится на другой стороне Праяга. В это время и произошла первая встреча Валлабхи Бхатты со Шри Чайтаньей Махапрабху. К концу жизни Валлабхачарья принял отречение и стал санньяси. Покинул этот мир он в 1533 году на берегу Ганги в Бенаресе. Говорят, что у Шри Валлабхи было 85 лучших учеников, и написал он 84 литературных труда, из которых сохранился только 31.

 

Итак, Валлабха, много слышавший о Шри Чайтанье Махапрабху, поспешил в Праяг увидеться с Ним, тем более что дом его стоял неподалеку. Он почтительно поклонился. Шри Чайтанья в ответ сердечно обнял его, и между ними завязалась беседа об играх Кришны. Стоило им заговорить о Кришне, как Шри Чайтанья тут же почувствовал небывалой силы трансцендентный экстаз. Не желая обнаруживать Своих чувств перед Валлабхой, Господь пытался сохранять на лице спокойствие. Однако это Ему плохо удавалось, потому что в сердце бушевала беспредельная любовь к лотосным стопам Кришны. Валлабха Бхатта, повидавший в жизни немало святых и йогов, был потрясен и не мог отвести взгляда от Господа Чайтаньи.

После беседы Валлабха предложил Господу принять прасад у него в доме, и Господь представил ему Рупу и Анупаму. Остановившись на внушительном расстоянии от Валлабхи, Рупа Госвами и Анупама смиренно поклонились. Валлабха Бхатта хотел подойти к ним поближе, но братья поспешно отошли.

 

- Пожалуйста, не касайся меня, - поспешил предупредить его Рупа Госвами. - Я самый последний грешник, ко мне нельзя прикасаться. Это только осквернит тебя!

 

Валлабха Бхатта был немало удивлен, зато Господь Чайтанья остался доволен. Он повернулся к Валлабхе и сказал:

- Не касайся его, он принадлежит к низшей касте. Ты следуешь наставлениям Вед и опытен в совершении жертвоприношений. Ты из знатного сословия, и не следует тебе касаться того, кто ниже тебя!

 

Хотя многие потомственные брахманы, особенно из Южной Индии, всегда гордятся своим происхождением и совершением ведических жертвоприношений, Шри Чайтанья Махапрабху начал революционное движение против кастовой системы, всем давая Харе Кришна мантру. Воспевая святое имя, любой может обрести освобождение, независимо от касты, веры, цвета кожи или социального положения. Человек сразу очищается и возвышается до трансцендентного преданного служения Господу. Шри Чайтанья Махапрабху намекнул Валлабхе Бхаттачарье, что возвышенный брахман, который совершает жертвоприношения и следует ведическим законам, не должен отвергать человека, занятого преданным служением Господу через воспевание Его святого имени.

В действительности Шрила Рупа Госвами не принадлежал к низшей касте. Он был выходцем из аристократической семьи, но из-за вынужденного общения с мусульманином Навабом Хуссейном был изгнан из общества брахманов и считался оскверненным. Однако Шри Чайтанья относился к нему как к Госвами, потому что Рупа был великим преданным. Валлабха Бхатта знал, что чистый преданный Господа выше кастовых и религиозных различий, и все же в глубине души испытывал некоторое чувство превосходства.

Валлабха задумался. Он слышал, как Рупа и Анупама постоянно повторяют святые имена, и понял, на что намекал Господь Чайтанья.

 

- Разве могут эти люди быть неприкасаемыми? - возразил он. - Ведь они постоянно повторяют святое имя Кришны. Напротив, они исполнены величия и всех достоинств!

И Валлабха привел в подтверждение такой стих из « Шримад-Бхагаватам »:

 

« Дорогой Господь, человек, у которого Твое святое имя всегда на языке, становится более велик, чем ученый брахман. Пусть он родился в семье чандалов и в миру его считают низшим из людей, он всегда достоин прославления. Таковы чудесные плоды повторения святого имени Господа. Если человек повторяет святое имя, значит, он уже совершил все виды аскез и ведических жертвоприношений; он уже принял омовение во всех святых местах, изучил Веды и является истинным арием » (3.33.7).

Шри Чайтанье это доставило такое удовольствие, что Он похвалил Валлабху и, чувствуя экстатическую любовь к Кришне, тоже начал читать стихи из писаний:

« Кто развил в себе чистые качества брахмана благодаря преданному служению Господу, которое подобно разгоревшемуся огню, сжигающему все грехи прошлых жизней, поистине освободился от греховных последствий, таких как рождение в низшей семье. Ученые брахманы признают даже человека из семьи собакоеда. И наоборот, никто не признает безбожника, пусть и сведущего в ведическом знании ».

« Для человека, который избегает преданного служения, рождение в великой семье или народе, знание священных писаний, совершение аскез, принятие покаяний и суровых обетов, повторение ведических мантр - подобно украшениям на мертвеце. Такие украшения приносят удовольствие лишь толпе глупцов ».

Господь читал стихи, и Его прекрасные лотосные глаза были полуприкрыты, а каждое слово сходило с уст подобно драгоценному бриллианту. Валлабха Бхатта искренне изумлялся силе Его любви к Богу, глубокому пониманию сути преданного служения, а также беспредельному личному обаянию, красоте и необычайному влиянию на людей.

Наконец их беседа закончилась, и Валлабха посадил Шри Чайтанью и Его спутников в лодку, чтобы отвезти на другой берег к себе домой и угостить там обедом. Темные воды Ямуны поблескивали на солнце, лодка плавно покачивалась, с каждой минутой удаляясь от берега. Господь Чайтанья смотрел в прозрачные воды и чувствовал волнение в сердце, потому что это была Ямуна. Неистовая любовь к Кришне в одно мгновенье завладела Им. Он неожиданно громко вскрикнул и прыгнул в реку. Спутники Господа перепугались и едва успели схватить Шри Чайтанью, чтобы вытащить из воды. Все четверо дрожали от страха, не зная, что произойдет в следующий момент. Шри Чайтанья выпрямился во весь рост на краю лодки и начал танцевать. Под тяжестью Его тела лодка накренилась и черпнула воды. Потом она накренилась в другую сторону и снова набрала воды... Казалось, лодка вот-вот пойдет ко дну и со всеми пассажирами бесследно исчезнет в темных водах Ямуны. Грозящая опасность и всеобщее смятенье заставили Господа Чайтанью прийти в Себя, и лодка благополучно причалила к берегу Адайлы.

Валлабха Бхаттачарья, беспокоясь за Господа, помог Ему совершить омовение в реке, а затем повел к себе в дом. Он удобно усадил Шри Чайтанью и по всем правилам омыл Ему стопы, а водой с лотосных стоп побрызгал себе на голову, жене и двум сыновьям. Валлабха предложил Господу новые одежды и вообще поклонялся Господу с великой пышностью. Он предложил Ему благовония, цветы, светильники, а Балабхадру он почтительно попросил приготовить прасад.

Когда обед был готов, Валлабха с любовью и заботой предложил его Господу Чайтанье. Остатки с тарелки Господа он подал сначала Рупе Госвами и Анупаме, а затем Кришнадасу. После обеда Господу предложили благоухающие специи, чтобы освежить рот. Валлабха Бхатта проводил Шри Чайтанью отдохнуть, и, когда Господь лег, он принялся растирать Ему стопы.

ГосподьЧайтанья беспокоился о том, что Валлабха еще не обедал. Он заставил его пойти принять прасад и немного отдохнуть. Но сразу после прасада Валлабха снова вернулся к лотосным стопам Господа. Как раз в это время в дом зашел Рагхупати Упадхьяя из Бихара, ученый человек и великий преданный. За свои возвышенные качества вайшнава он пользовался всеобщим уважением.

Рагхупати тут же выразил свое почтение Господу Чайтанье, и Господь благословил его:

 

- Всегда оставайся в сознании Кришны!

От благословений Господа сердце Рагхупати затрепетало, радость переполняла его. Не успел он прийти в себя, как Шри Чайтанья уже просил его рассказать о Кришне. В ответ на эту просьбу Рагхупати стал читать стихи о Кришне собственного сочинения, и стихи эти вызвали в сердце Господа бурю переживаний.

« Кто боится мирской жизни, поклоняется Ведам. Одни почитают « Веданту », другие - « Махабхарату ». Что до меня, то я поклоняюсь Махараджу Нанде, отцу Кришны. Во дворе его дома, словно обычный ребенок, играет Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина ».

- Почитай еще! - попросил Господь Чайтанья.

Рагхупати поклонился и продолжал:

« Кто поверит мне, если я скажу, что Кришна, Верховная Личность Господа, охотится на гопи, прячась в кустах по берегам реки Ямуны? Такие удивительные игры являет Господь! »

Шри Чайтанья был целиком во власти трансцендентных чувств. Силы покинули Его, Он был близок к обмороку.

 

- О, продолжай! Говори! - еле слышно просил Он словно в оцепенении.

Когда Рагхупати увидел необычайный экстаз Шри Чайтаньи, он понял, что перед ним не обычный человек, а Сам Кришна.

 

- Какой из миллионов обликов Господа Кришны наилучший? - спросил Шри Чайтанья.

 

- Шьямасундара, - тут же отозвался Рагхупати.

Прекрасное темное тело Шьямасундары изгибается в трех местах, а в руках Он держит флейту. Преданные, чьи сердца исполнены любви к Кришне, всегда видят этот божественный образ Шьямасундары. Поэтому Рагхупати Упадхьяя сказал, что среди множества проявлений Всевышнего Господа - Нараяны, Вишну, Нарасимхи, Варахи и других - Кришна изначальный и наивысший. Кришна - это Шьямасундара, который играет на Своей флейте.

- Среди всех обителей Кришны какая наилучшая? - продолжал спрашивать Господь Чайтанья.

- Матхура, без сомнения, наилучшая, - не задумываясь, ответил Рагхупати. - Иногда Кришна живет в Матхуре, иногда - в Двараке, но Матхура всегда остается Его любимой обителью.

- Из трех периодов жизни Кришны - детства, отрочества и юности - какое время наилучшее? - спрашивал Господь.

- Без сомнения, юность, - отвечал Рагхупати. Тогда Господь Чайтанья задал ему последний вопрос:

- Среди всего нектара игр Кришны что ты считаешь самым сладким?

 

- Супружескую любовь! - ответил Рагхупати Упадхьяя.

- Поистине, - воскликнул Господь Чайтанья, - ты сделал самые возвышенные заключения!

И Он прочитал весь стих дрожащим от волнения голосом:

« Облик Шьямасундары - наивысший среди всех проявлений Господа, город Матхура - наивысшая среди обителей, размышлять всегда нужно о юности Господа Кришны, а сладость супружеской любви - наивысшая! » И, охваченный любовью к Кришне, Шри Чайтанья обнял Рагхупати.

Рагхупати, чувствуя, что тонет в море божественной любви, закружился в танце, радость его выплескивалась через край. Господь Чайтанья и Рагхупати Упадхьяя танцевали, забыв обо всем на свете, и Валлабха Бхатта в полном изумлении наблюдал за ними. Проникшись благоговением, он привел двух своих сыновей и велел им склониться к лотосным стопам Господа.

Между тем по всей деревне разнеслась весть о появлении в Адайле Шри Чайтаньи Махапрабху. И дом Валлабхи потихоньку стал исчезать в людском море. Одного взгляда на Шри Чайтанью было достаточно, чтобы последний грешник стал преданным Кришны. Деревенские брахманы жаждали пригласить Господа к себе, но Валлабха Бхаттачарья не позволил им сделать это. Он боялся, как бы в экстазе любви Господь снова не прыгнул в Ямуну, и потому не хотел удерживать Его в Адайле. Брахманам Валлабха объявил, что увозит Господа в Праяг.

 

- Если хотите, вы можете пойти вместе с нами и пригласить Шри Чайтанью в Праяг, - сказал он им.

Вскоре Валлабха повез Шри Чайтанью обратно, но на этот раз уже постарался избежать Ямуны. Он посадил Господа в лодку, и они медленно поплыли по Ганге. Путешествие было спокойным, и вскоре они благополучно прибыли в Праяг.

Куда бы ни пошел Господь Чайтанья, огромные толпы народа следовали за Ним по пятам. Люди стерегли, когда Он выйдет из дома, шли за Ним в храм и места омовения, из-за чего Шри Чайтанья не раз оказывался в затруднительном положении. Спасаясь от людей, Он решил удалиться в Дашашвамедха-гхат и попросил Рупу Госвами сопровождать Его. Здесь Господь провел десять дней, раскрывая Рупе науку преданного служения.

Всевышний Господь обладает особой силой распространять среди людей сознание Кришны. В « Чайтанья-чаритамрите » (Антья 7.11) сказано: « Невозможно проповедовать святое имя Кришны, если Господь Кришна не наделит для этого особой силой ». Преданный, наделенный такой духовной силой, очень удачлив. Проповедуя сознание Кришны, он открывает людям их истинное положение и изначальные отношения с Кришной. Он всегда молит Господа наделить его такой силой, чтобы его проповедь была услышана. Люди забыли о своих взаимоотношениях с Богом и, ведя материальный образ жизни, тяжело трудятся под покровом майи из жизни в жизнь. Верховный Господь Шри Кришна из сострадания Сам приходит на Землю, чтобы объяснить людям неестественное положение в материальном мире и призвать обратно в духовный мир, родной дом.

Шри Чайтанья Махапрабху - это Сам Кришна, проповедующий бхакти, а Шрила Рупа Госвами - Его преданный, наделенный силой пробуждать в людях духовное сознание. Господь Чайтанья раскрыл ему сокровенную истину о Господе Кришне, науку преданного служения и сладость супружеской любви Радхи и Кришны. Господь рассказал Рупе Госвами о заключениях « Шримад-Бхагаватам » и обучил всему, что услышал от Рамананды Рая, наделив способностью понять тайны тайн духовной жизни. Войдя в сердце Рупы Госвами, Господь Чайтанья вложил в это сердце суть всех духовных истин. Благодаря Господу, Рупа Госвами стал очень опытен в преданном служении и сумел изложить знание о Боге в традициях великих ачарьев.

С течением времени божественные игры Кришны во Вриндаване были забыты. Дабы возродить память об этих трансцендентных играх, Шри Чайтанья наделил Рупу и Санатану нектаром Своей милости и повелел отправляться во Вриндаван. Там оба брата должны были разыскать святые места игр Господа Кришны и описать их.

С самого начала Шрила Рупа Госвами был глубоко привязан к Господу Чайтанье и поэтому смог отказаться от семейной жизни, славы и роскоши. Шрила Рупа и его младший брат Валлабха обрели благословение Шри Чайтаньи Махапрабху. В Праяге вечный трансцендентный Господь рассказал Рупе Госвами о трансцендентной экстатической любви к Кришне. Господь нежно обнял его, изливая всю Свою милость.

Без сомнений, Шри Рупа Госвами, близкий друг Сварупы Дамодары, был подобен Шри Чайтанье Махапрабху, он был очень и очень дорог Господу. Само воплощение экстатической любви, Рупа Госвами был прекрасен. Он строго следовал всем наставлениям Господа Чайтаньи и был достоин описать и объяснить игры Шри Кришны.

В Праяге Господь Чайтанья рассказал Рупе Госвами о безграничной духовной любви к Кришне и о том, как ее достичь. Шри Чайтанья даровал Свою милость Рупе Госвами, чтобы он мог исполнить возложенное на него служение и написать духовные книги.

- Слушай Меня, дорогой Рупа, - говорил Господь Чайтанья. - Невозможно во всей полноте описать преданное служение, оно подобно бескрайнему океану. Но Я попытаюсь объяснить тебе хоть малую часть этой великой и беспредельной науки, и ты поймешь, что такое бхакти, как можно узнать вкус воды в океане, испив из него одну каплю.

- Во Вселенной обитает бесчисленное множество живых существ, - говорил Рупе Господь Чайтанья. - Они пребывают в восьми миллионах четырехстах тысячах видов жизни. Среди них есть полубоги, люди, животные, демоны, растения. В соответствии со своими поступками и желаниями они переходят из одного вида в другой и перемещаются на разные планеты. Тело живого существа может быть очень большим или очень маленьким, но его истинная и неизменная сущность - душа. Она очень мала. Если мы возьмем кончик волоса и разделим его на сто частей, а потом возьмем одну из них и снова разделим на сто, то это и будет размер дживы, живого существа. Это духовная частица, и природа ее нематериальна.

Бесчисленные живые существа бывают движущиеся и неподвижные. Движущиеся делятся на человеческие и животные формы жизни, а человеческие могут быть цивилизованными и варварскими. Люди, которые следуют духовным принципам, как они представлены в ведических писаниях, считаются цивилизованными. Однако и среди них встречается немало таких, чья духовность не более чем видимость.

Среди искренних последователей духовной культуры многие озабочены собственным освобождением (если не явными материальными желаниями под видом духовности). Редко встречается столь возвышенная душа, которая искренне стремится достичь конечной цели жизни. Из миллионов и миллионов воистину разумных едва ли один может достичь подлинного освобождения. А из миллионов таких самых счастливых душ лишь единицы возвышаются до чистой преданности.

Шри Чайтанья отметил, что бесчисленные живые существа, воплощаясь в различных телах, жизнь за жизнью блуждают в лабиринтах материальных вселенных в бесплодных поисках счастья и откровения, то наслаждаясь на райских планетах, то изнывая в аду. Однако если душе выпадает счастье стать одной из немногих, встретивших на своем пути истинного духовного учителя (чистого преданного в цепи преемственности духовных учителей), она обретает наконец долгожданное семя чистого преданного служения, бхакти-латабиджа, которое со временем прочно укоренится в сердце.

Видя, с каким удовольствием Рупа и Анупама внимают Его наставлениям, Махапрабху, Учитель, продолжал:

- Такой удачливый человек, точно опытный садовник, должен бережно заботиться о семени преданности, каждый день поливая его слушанием и воспеванием славы Шри Кришне. Со временем семя всходит, и росток преданного служения, поднимаясь все выше и выше, выходит за пределы обусловленной вселенной, увлекая своего счастливого обладателя прямо в духовный мир.

Когда душа, получившая семя преданности, в конце концов достигает Голоки Вриндаваны, высшей обители Шри Кришны, растение, выросшее из этого семени, в изобилии приносит плоды божественной любви, то есть качества према-пхала. Эти неисчерпаемые дары поддерживают все космическое проявление, и лишь они способны доставить подлинное наслаждение как живому существу, так и Верховной Личности Бога.

Далее Шри Чайтанья предупредил Рупу и Анупаму, что стремящийся к чистому преданному служению должен быть очень внимателен, чтобы, развивая свою преданность Богу, не нанести оскорбления чистым вайшнавам. Подобные оскорбления сравнивают с бешеным слоном, способным растоптать хрупкий росток. Духовному садовнику необходимо старательно оберегать растение от оскорблений, подобных бешеному слону.

Шри Чайтанья указал также и на другую опасность, подстерегающую того, кто идет по великому пути преданности: вместе с растением преданного служения могут взойти сорняки материальных желаний. Нет числа грубым и тонким материальным желаниям, и садовнику нужно быть очень внимательным, чтобы, поливая росток преданности, не взрастить рядом с ним сорняков. Цветок преданности распускается, а вместе с ним расцветает и наше духовное сознание.

Описывая прему, чистую любовь к Богу, Шри Чайтанья привел пример сахара. Сначала появляется побег сахарного тростника, а затем взрослое растение, из которого извлекают сладкий сок. После кипячения сок загустевает, превращаясь в жидкую патоку, а подвергаясь дальнейшему нагреванию, становится твердой массой. Из этой массы получают сахар, а из сахара - сладкий леденец. Таким образом, в процессе последовательных преобразований сырье превращается в рафинад. Любовь к Богу также проходит ряд строго определенных стадий, и каждая последующая более « насыщена » любовью, чем предыдущая.

Описав каждую из этих стадий, Шри Чайтанья рассказал братьям, как чистая любовь к Господу достигает своей вершины в самоосознании и человек восстанавливает свои изначальные отношения с Кришной. Отношения эти (раса-таттва) проявляются в пяти основных формах: шанта-рати, нейтральные; дасья-рати, слуги и господина; сакхья-рати, дружеские; ватсалья-рати, родительской привязанности; мадхурья-рати, супружеской любви. Позднее эта теория рас была систематизирована Рупой Госвами в книге « Бхакти-расамритасиндху » и получила дальнейшее развитие в « Удж-джвала-ниламани ».

Затем Шри Чайтанья объяснил Рупе и Анупаме, что привязанность к Кришне проявляется либо в благоговении и почитании (аишварья), либо в чистой непроизвольной любви (мадхурья). Благоговейная и почтительная привязанность к Господу встречается на всех духовных планетах Вайкунтхах. Однако Голока Вриндавана, высшая духовная планета, является исключением. Если на других планетах проявлено богатство Господа и служение Ему осуществляется в нейтральной расе слуги и господина, то на Голоке Вриндаване преобладают братские, родительские и супружеские отношения со Шри Кришной, заставляющие забыть благоговейный страх и почитание. Преданные Голоки осознают неисчерпаемое богатство Кришны, но оно не вызывает у них трепета, поскольку всю полноту чувств они изливают в естественной любви к Нему.

Каждая последующая стадия любви включает в себя все достоинства предыдущей, однако внутреннее сближение с Господом усиливается. Например, дасья-раса, слуги и господина, уже предполагает нейтральные отношения, а братская привязанность включает элементы шантарасы и дасья-расы. Однако, в отличие от них, сакхья-раса полностью лишена благоговения, и то же происходит в родительской и супружеской расах.

Преданные в узах родительской любви переживают, кроме того, и чувство дружбы, служения и нейтральные отношения, они могут также считать себя защитниками Господа. Кришна получает особое удовольствие, позволяя Своему преданному играть роль старшего. Сам Он при этом целиком полагается на него и вручает Себя его заботам.

Из четырех перечисленных типов взаимоотношений наивысшими считаются узы супружеской любви, в которой всеобъемлющая привязанность к Кришне, служение, чувство братства и нежной родительской заботы о Нем постоянно возрастают и усиливаются, но господствует над ними трансцендентная романтическая любовь. Однако нужно сказать, что слово « любовь » в данном случае не имеет ничего общего с пониманием этого слова в мире рождений и смертей. Любовь, проявленная Шри Чайтаньей, лишена похоти, легковесности и непостоянства, что отличает любовь в материальном мире. Напротив, супружеская раса всецело духовна - неисчерпаема и бесконечна.

- Эта божественная любовь столь возвышенна, что ее невозможно описать словами, - говорил Шри Чайтанья Рупе и Анупаме.

Лишь коснувшись этой сокровенной темы, все трое сразу почувствовали высочайший духовный экстаз. Впоследствии Шри Рупа удостоился титула Расачарья, что подтвердило его обширные познания в теологии рас.

Завершая наставления Рупе и Анупаме, Шри Чайтанья сказал:

- Я рассказал тебе о преданном служении лишь в целом. Подумай, как описать его и сделать понятным для людей. Постоянно думая о Кришне, человек чувствует, как в его сердце пробуждается любовь к Господу. И даже если познания его невелики, по милости Кришны он может приблизиться к океану блаженной любви к Богу.

С этими словами Господь Чайтанья нежно обнял Шрилу Рупу Госвами и благословил. Теперь Его дела в Праяге были завершены, и Господь решил вернуться в Варанаси. На следующее утро Он поднялся очень рано и стал готовиться в дорогу. В это время к Нему подошел Рупа Госвами.

- Позволь мне идти с Тобой, - попросил он. - Для меня нестерпима сама мысль о разлуке!

- Ты должен исполнить Мою волю, - мягко ответил ему Господь Чайтанья. - Иди во Вриндаван. Ты будешь жить там и прославлять игры Кришны, а потом, пройдя Бенгалию, ты придешь в Джаганнатха Пури. И там мы увидимся снова.

На прощанье Шри Чайтанья обнял Рупу Госвами и сел в лодку. Лодочник безучастно оттолкнулся веслом от берега, а Рупа, видя, как удаляется Господь Чайтанья, упал на землю без чувств. Один из местных брахманов вскоре нашел его на берегу и отнес к себе в дом. Рупа Госвами пришел в себя и попытался собраться с мыслями. Настало время ему отправляться во Вриндаван, чтобы исполнить волю Господа Чайтаньи.

 

 

* * *

 

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал Свой путь, и недалеко от Варанаси Его встретил Чандрашекхара, которому ночью приснилось, как в дом к нему входит Господь Чайтанья. Он принял этот сон за вещий и наутро поспешил за черту города, навстречу Господу.

Когда Чандрашекхара увидел Шри Чайтанью, который шел по дороге, сияя, как утренний луч солнца, он тут же упал в пыль, выражая почтение Его лотосным стопам. Он был так счастлив! Не нарадуясь встрече, Чандрашекхара отвел Господа к себе домой.

Новость о появлении в городе Шри Чайтаньи Махапрабху быстро облетела Варанаси и дошла до Тапаны Мишры, который тут же поспешил к Чандрашекхаре поприветствовать Господа. Он пригласил Его к себе и угостил великолепным прасадом, пока Чандрашекхара угощал Балабхадру Бхаттачарью. Рагхунатха Бхатта, маленький сын Тапаны Мишры, был счастлив снова увидеть Господа и послужить Ему. Подождав, пока Господь завершит трапезу, Тапана Мишра обратился к Нему с просьбой:

- Окажи милость, не принимай никаких приглашений! Пока Ты в Варанаси, обедай у меня!

Господь Чайтанья думал провести в Варанаси не более пяти или семи дней, и Ему совсем не хотелось тратить время на посещения санньяси-майявади, населявших этот город. Поэтому Он охотно согласился на просьбу Тапаны Мишры, однако жить остался у Чандрашекхары. Когда бы Шри Чайтанья ни появился в доме Тапаны Мишры, маленький Рагхунатха Бхатта с волнением подходил к Нему и просил самого простого служения. Шри Чайтанья позволял мальчику растирать Ему стопы и мыть за Ним посуду. Исполнение этих обязанностей доставляло Рагхунатхе огромное наслаждение.

 

Дом Тапаны Мишры всегда был открыт для гостей. Почтенные жители Варанаси - брахманы и кшатрии - узнав о приходе Господа Чайтаньи, жаждали увидеть Его и поклониться Ему. И Шри Чайтанья Махапрабху щедро одаривал всех Своей милостью.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)