АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тележурналист и зритель

Читайте также:
  1. II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  2. Актер и зритель
  3. Возникновение зрительного образа на экране. Попытка конкретного примера
  4. Воспалительные заболевания зрительного нерва
  5. Вспомогательный аппарат глаза Проводящий путь зрительного анализатора
  6. Где N – количество функциональных мест в здании (рабочих, торговых, учебных и зрительных).
  7. Где находится ядро зрительного анализатора письменной речи?
  8. ГЛАВА 10 ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА
  9. ГЛАВА 3 ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И МЕТОДИКА ИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  10. Главный зритель
  11. Зависимость зрительских реакций от сценических заданий единицам сценической информации
  12. Закономерности зрительного восприятия

Почему-то многим моим коллегам до сих пор трудно относиться к телевизионному творчеству как к производству некоего особого продукта. Честно говоря, мне тоже было когда-то трудно преодолеть в себе стереотип, что производство сапог, дверей или колбасы совсем иной процесс, нежели производство телевизионной программы.

Но годы идут, мы поневоле проникаемся реальной рыночной психологией, и теперь стало понятно, что большой разницы нет — просто на одном предприятии надо закупить один материал, набрать соответствующих специалистов, изучить потребительский рынок, позаботиться о рекламе и о качестве товара. А на другом предприятии надо сделать то же самое, только материал будет другой, специалисты другого профиля и т.д.

Как ни странно, все это имеет прямое отношение к телевидению. Просто материал — это, прежде всего, информация и жизнь общества в широком смысле этого слова. Находится тема, берется в руки техника, образуется творческая группа. Затем создается некий продукт (сюжет, программа, фильм), который находит или не находит своего потребителя, т.е. зрителя.

Надо заметить, что у зрителя есть замечательная возможность выключить телевизор или переключиться на другой канал. В этом случае телекомпания рискует потерять рейтинг, а директор (в сущности так же, как менеджер колбасного завода, чью колбасу не покупают) должен сделать выводы о недостаточно хорошей профессиональной пригодности своих сотрудников и принять соответствующее решение.

Иными словами, потребитель телевизионного продукта «определяет судьбу» тележурналиста. А это означает, что надо хорошо знать своего зрителя и перед выездом на съемки всегда задавать себе вопросы: «Для кого я делаю этот сюжет? Что нового я хочу сказать своему зрителю? Что вынесет зритель из моего материала?» Их можно множить, и ни один вопрос не будет лишним.

Удивительно, но многие телевизионные журналисты выглядят совершенно беспомощными в ответах на эти вопросы. Принцип «что вижу, то пою», к сожалению, часто оказывается для них главным. Есть и другой расхожий принцип: «Если эта тема интересна мне, то она интересна и моему зрителю». В этом есть определен-

ный резон, потому что сам тележурналист является жителем данного города и к тому же телезрителем.



Представьте себя зрителем, который включил некий видеоканал и, к несчастью, не нашел для себя ничего нового и интересного. В этом важное отличие телевидения от колбасного завода: некачественная программа может выйти в эфир, в отличие от залежалого мясного продукта. Многие наши коллеги сам факт выхода в эфир программы воспринимают как конечный и положительный итог своей деятельности вне зависимости от того, смотрел ли кто-нибудь этот эфир, кроме ближайших друзей и родственников, тех, кто ее делал, и тех, кто в ней участвовал.

• Известны примеры, когда в прямом эфире ведущие радостно предла­гали зрителям общаться в интерактивном режиме. На экране появлялись телефоны, но к концу первого часа прямого эфира неподкупный компьютер выдавал реальную цифру звонков в студию. Вы не поверите, но в огромном городе, областном центре эта цифра равнялась восемнадцати звонкам! В другом не менее населенном городе звонков было тридцать пять. Это значит, что передачу реально никто не смотрел. А авторы оказались недостаточно профессиональны, чтобы скрыть этот факт от зрителей.

С чего же начать, если мы хотим работать профессионально и качественно? Как узнать своего зрителя? Как понять его предпочтения? Как получить реальную оценку своего труда? Попробуем суммировать опыт лучших региональных компаний. Нередко на крупных, успешных компаниях, например, таких как «ТВ-2» (Томск), «Афонтово» (Красноярск), «4 канал» (Екатеринбург), работают специальные группы профессиональных социологов, которые изучают зрительскую аудиторию. Грамотные менеджеры этих компаний понимают, что средства, затраченные на серьез­ные исследования, окупятся с лихвой. При этом работа эта должна вестись планомерно, а не от раза к разу. Зрительская аудитория живая, и то, что она с удовольствием воспринимала вчера, может с легкостью отвергнуть сегодня.

Ну а если нет возможности нанять специалистов и не проводятся в вашем городе знаменитые исследования ОаИор МесНа! Как быть тогда? Рассмотрим несколько возможных вариантов.

‡агрузка...

Телефонные опросы населения

Очень полезно делать во время или сразу после эфира программы опросы по телефону. Достаточно сделать сто звонков наугад из телефонной книги с вопросами: «Смотрели или нет программу? Что понравилось или не понравилось? Что посоветовали бы изменить?» Ответы надо фиксировать на бумаге, а разговаривать по

телефону чрезвычайно вежливо и уважительно. В любом случае такое телефонное общение прибавит вашей компании поклонников, а вы получите некоторый «срез» зрительских симпатий.

• Поразительно, как удивлялись полученным результатам те, кто про­водил эти опросы. В одном городе имел место случай, когда в результате опроса обнаружилось, что программу, которую считали успешной, не смотрел ни один из ста случайно отобранных зрителей. В другом — дружно хвалили ведущего, который не нравился ни одному человеку из творческого коллектива.

Вот вам и повод для того, чтобы усомниться в расхожем убеждении: «Я знаю своих зрителей, потому что я здесь живу и сам являюсь зрителем». Видимо, с приходом на телевидение, как на работу, с нами происходит что-то такое, в результате чего мы начинаем те­рять объективность. Не получается сидеть на двух стульях.

• Иногда на занятиях в Центре -«Практика» мы проводим такой экспе­римент: журналисты смотрят собственные работы от начала до конца Они плачут, зевают, отпрашиваются курить, предлагают прокрутить пленку на скорости. И почему-то простая мысль о том, что наши зрители оказываются в таком положении каждый день, никому не приходят в голову! •

Анкетирование фокус-группы

Это достаточно новая методика, пришедшая с Запада. Звучит непривычно, а на деле все очень просто.

Город N всегда отличается от города X. Если мы сравним Сургут и Курган по количеству жителей (зрителей), то цифры окажутся приблизительно одинаковыми. Но количество и качество — понятия абсолютно разные. Сургут город продвинутый. Квартиры здесь стоят дороже, чем в Москве. Средняя зарплата зашкаливает за непривычные для среднего россиянина цифры. Курган — тихий, провинциальный город, где до сих пор живут огородами и молодые люди вынуждены принимать материальную помощь от своих бабушек-пенсионерок. Понятно, что для потребителей из Кургана нужна совсем иная продукция, нежели для сургутян.

Фокус-группа — это попытка смоделировать потенциальную зрительскую аудиторию именно вашего города. Если среди горожан большинство — пенсионеры, это обязательно надо учесть при формировании фокус-группы. Если Томск — студенческий город, то из пятнадцати членов фокус-группы должно быть, как минимум, пять преподавателей и студентов.

Эта методика требует серьезной предварительной работы. Вы должны достаточно точно знать, из каких социальных слоев со-

стоит население вашего региона, а еще лучше — средний возраст жителей, среднюю зарплату. Желательно исследовать именно тот сектор населения, на который распространяется сигнал вашей телестанции. Население — понятие абстрактное, а вот ваша зрительская аудитория — понятие абсолютно конкретное.

Итак, вы определились и пятнадцать человек занесены в ваш компьютер в виде неизвестных людей с известными параметрами: пол, возраст, профессия. Осталось немного — найти таких людей, пригласить их на чашку чая, раздать анкеты с конкретными вопросами и устроить просмотр вашей программы.

Очень важно, чтобы среди фокус-группы было как можно меньше родственников и знакомых сотрудников вашей телестанции, потому что личные пристрастия мешают объективности. А вот попросить ваших родственников и знакомых пригласить кого-либо из их знакомых вполне возможно, потому что по объявлению фо-чус-группу собирать нельзя. Известно, что на объявления, как и на интерактивный опрос, реагирует активная часть населения. А су-тить по таким людям будет неправильно.

Советы ^

1. Ничего не говорите предварительно людям о программе, которую им предстоит посмотреть.

2. Избегайте даже случайной встречи людей из фокус-группы с эфирными героями программы.

3. Не перегружайте людей просмотром.

4. Делайте анкеты анонимными и не давайте возможности лю­дям из фокус-группы обмениваться мнениями прежде, чем они заполнят их.

5. Выберите для просмотра уютное и удобное помещение.

6. Делайте кратким и достаточно официальным вступительное слово перед просмотром (в ответ на похвалу и приседания вы всегда получите взаимную лесть в анкетах).

7. После просмотра и общения с аудиторией сделайте сюжет в новостях о результатах анкетирования.

Во-первых, для зрителей это будет интересно и необычно; во-вторых, зритель реально увидит интерес к его мнению; в-третьих, такой сюжет даст прекрасную возможность напомнить учредителю и начальству о том, что ваша телестанция работает для зрителя, который отнюдь не всегда бывает доволен ее работой.

Кстати, фокус-группу наиболее целесообразно использовать при запуске новых проектов, когда есть сомнение: пойдет идея в массы

или будет отвергнута? Иногда шикарная, свежая идея, которая вы­зывает восторг у коллег, остается непонятой и невостребованной на «пилотном» просмотре с фокус-группой. Сам по себе он может дан членам творческой группы, которым я советую инкогнито присутствовать при просмотре, возможность модернизировать идею или кардинально изменить сам подход. Вообще, просмотр своей работы вместе с неизвестными тебе людьми может стать очень полезным уроком. В этот момент ты как никто увидишь свои ошибки, испытаешь жгучий стыд и не менее жгучее желание покорить сердца сидящих перед экраном людей. Но запрет на появление в этой же комнате человека с экрана — это твердое правило, которое нельзя нарушать. Режиссеры, редакторы, монтажеры, редакторы — пожалуйста. Ведущий может появиться только после окончания просмотра.

Формирование информационной базы данных

Если по каким-либо причинам у вас нет возможности и желания (а желание все-таки является самым важным) проводить опросы или работать с фокус-группой, то можно «поработать с документами».

Существует официальная статистика. Конечно, верить ей целиком нельзя, но знать ее необходимо. Статистика дает важные цифры: объем потребительской корзины, уровень безработицы, размер средней заработной платы, количество рожденных и умерших, показатели работы предприятий.

Совет ч

У каждого уважающего себя журналиста должна быть осо­
бая папочка с подобными цифрами, желательно за несколько
лет. Наличие подобной информации дает возможность срав
нивать и анализировать, не поддаваясь чарам наших велере­
чивых чиновников, которые всегда будут убеждать, что под
их мудрым руководством регион процветает. .

Очень полезно посмотреть на рейтинг вашего региона в ряду других. У нас, в России, как известно, 89 регионов. И почему-то Самарская область входит в число пяти самых успешных, а Нижегородская при высоком научном и техническом потенциале замыкает четвертую десятку. Казалось бы, какое отношение эти данные имеют к проблеме изучения зрителя? Самое прямое. Очевидно, что перспективные регионы — это новые рабочие места, отсутствие безработицы среди молодежи, оптимизм, патриотизм, низ-

кая миграция. Соответственно такая позитивная тональность теле­видения будет здесь воспринята нормально, в то время как в регрессивном регионе тот же самый материал будет восприниматься как издевательство или чей-то РК-заказ.

Итак, статистика, всевозможные рейтинги, социологические опросы, итоги выборов — все это необходимая часть объективных знаний о своем зрителе. Как не бывает хорошего интервью без предварительной работы, так не бывает профессионального тележурналиста без своей собственной базы данных о месте, где он работает.

Знание аудитории, местных особенностей

Узнаваемость телеперсонажа — атрибут профессии, и не более того. Люди тебе улыбаются или мучительно вспоминают, где они могли тебя видеть. Когда на старом Горьковском телевидении директор Рогнеда Шабарова принимала журналистов на работу, она часто повторяла: «Через год вас должны узнавать в трамваях. Через два года вы должны в трамваях узнавать своих зрителей». Это выражение имеет глубокий смысл. Но это не означает, что они всегда с удовольствием смотрят твою программу. А вот если сам тележурналист способен понять и почувствовать человека на улице и запросто вступить с ним в беседу на любую острую тему — это уже здорово.

Как ни странно, с экрана общаться гораздо проще. Там есть гример, студия, сценарий. Рядом суетятся режиссеры, редакторы, все тебя поддерживают и подхваливают. И все это правильно. Но режим прямого разговора с земляками очень полезен. Прислушивайтесь к разговорам вокруг вас на свадьбе приятелей или на дискотеке — иногда молва является самым точным барометром общественного настроения. А вы должны это знать, чтобы не ошибиться в таких важных профессиональных вещах, как взгляд, интонация, построение фразы. Необходимо следить за модой, принятой в ва­шем городе, знать местный сленг.

В связи с этим расскажу небольшую, но поучительную байку из опыта своей тренерской работы. На одном из семинаров в Сибири я сделала осторожное замечание ведущей программы новостей маленького городка но поводу прически. Такие замечания всегда болезненно воспринимаются, однако в этом — особенность нашей работы. Надо уметь преодолевать смущение и стыд публичного обсуждения внешних данных и одежды, так как в данном случае мы действительно являемся лицами канала и в некотором смысле себе уже не принадлежим.

Так вот, девушка вела новости в цветном платье и с жутким перманентом на голове. Я показала картинки с другими ведущими, простые современные прически которых смотрелись гораздо лучше. Девушка подошла ко мне после семинара, взволнованная и рас-

красневшаяся. Она сказала, что абсолютно со мной согласна и сама ненавидит химию, но после того, как она вышла в эфир с простой стрижкой, в редакцию посыпались звонки с требованиями причесаться, как полагается.

Дело в том, что в этом маленьком городке турецкие костюмы-тройки из искусственного шелка с широким кантом на воротнике пиджака и кудрявая голова с начесом — необходимое условие выхода в свет. Иначе здесь не принято. Иначе — оскорбление публичного вкуса, привычек, которые складывались годами. И если мы говорим о том, что тележурналист должен всегда учитывать интересы своей аудитории, ее особенности, ее ментальность, то в данном случае перед нами стоит очень сложная задача: надо одновременно уметь следовать и своему вкусу, и пусть неграмотному, пусть устаревшему, но вкусу своей аудитории.

Я посоветовала девушке взять на себя задачу обучения моде, вкусу, стилю своих зрительниц, ввести соответствующую рубрику даже в программу новостей и потихоньку менять собственный стиль, идя на полшага-шаг впереди аудитории. Так умный и грамотный родитель должен понимать страхи и предпочтения своего ребенка, но не следовать им и не подниматься на недосягаемую высоту, уходя в сплошные назидания и сплошные «нет».

Очень тонка эта грань. Но если поставить перед собой задачу действительно понять, околдовать, очаровать своего зрителя, то здесь не может быть мелочей. Важно все: смотреть, как проходят свадьбы, сколько на них тратится денег и сколько приглашается гостей. Важно бывать на кладбище, потому что отношение к умершим, память о них — очень важный показатель менталитета, религиозности, обычаев. Важно прислушиваться к разговорам в трамваях, автобусах, на рынке, иногда и провоцировать их. Рынок — место сбора ценнейшего материала для любого журналиста, если конечно речь идет о настоящем журналисте, а не о кукле, которая кокетничает, читая телетекст. Надо знать последние цены, условия торговли, каково отношение к инородцами т.д. И наконец, очень важно: узнают ли вас на рынке? Если вы ведете ежедневные новости с охватом на весь регион и вас не узнают на рынке — это сигнал беды.

Мне часто задают вопрос: «Должен ли журналист, когда он работает на камеру в залитой светом студии, представлять свою аудиторию: бабушек, кормящих матерей, вечно занятых деловых людей и т.д.?» Я думаю, что все очень индивидуально, как индивидуален дар быть желанным гостем в каждом доме. Ведь тележурналист, появляясь на экране, приходит в каждый дом. Кому-то легче обращаться к своему телеоператору, кто-то представляет себе внутри объектива любимую жену (мужа), маму или друга... У всех по-разному. Единственное, чего нельзя допустить — это общения с самим собой.

• Еще один пример. Есть в Нижегородской области замечательный городок Выкса. Вот уже почти две сотни лет здесь существует огромный ме­таллургический комбинат. Это производство в начале XIX в. наладили двое предприимчивых братьев Демидовых, которых принято было восхвалять и упоминать во всех нижегородских краеведческих материалах. Каково же было удивление социологов, когда при специальном изучении общественного мнения выяснилось, что выксунцы ненавидят этих братьев, причем все — от мала до велика! Люди оказались склонны к критике любого начальства вообще, абсолютно самостоятельны в суждениях и в стремлении обеспечить самих себя, занимаясь натуральным хозяйством, и совершенно не готовы к рыночным отношениям. Такой оазис совкового социализма с накипевшей злобой на начальство. •

Теперь представьте себе ведущего новостей, который,с умильной улыбкой хвалит местную власть или радостно рассказывает о традициях братьев Демидовых. Будет такая программа иметь успех? Очевидно, что нет. Наоборот, люди послушают, покачают головами и перестанут доверять и ведущему, и всему районному телевидению в целом. Причем чем ближе телевидение к своей аудитории, тем опаснее ошибки такого рода. Парадокс заключается в том, что небольшие компании уровня районных центров не имеют денег, да и желания, чтобы изучать свою аудиторию. Считается, если журналиста и всю команду в целом знает каждый третий зритель, что назы­вается, с пеленок, то и они прекрасно знают, о чем и как нужно разговаривать с сородичами. Эта самоуверенность чревата опасностью вообще не найти зрителя, потому что родиться и вырасти на этой земле — одно, работать же для этих людей — совсем другое.

••• В связи с этим хочу рассказать такую историю. В одном большом городе в старые советские времена работал популярный собственный корреспондент Центрального телевидения (когда оно было еще одно). Этот корреспондент достаточно живо и разнообразно показывал сюжеты «о хорошем» из своего региона. Его почитали, благодарили, уважали. Люди всегда хотят гордиться своей родиной, и чувство патриотизма — одно из самых сокровенных и замечательных чувств, его надо учитывать и даже использовать любому журналисту. Но вот однажды наш собкор по просьбе своих работодателей с центрального канала устроил потемкинскую деревню и показал, как хорошо обстоят дела с овощами и фруктами на прилавках магазинов этого города. А на самом деле не было ни овощей, ни фруктов, а были огромные очереди. Конечно, люди прекрасно это знали, как не мог не знать этого и сам корреспондент. После репортажа, показанного в лучшее время по единственному центральному каналу, земляки отвернулись от этого журналиста и перестали ему верить навсегда. Они имели возможность сравнить то, что видели своими глазами в магазинах, с тем, как это было показано по телевидению. Такова мера ответственности и такова цена неправды.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.012 сек.)