АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Съемки лайфа требуют особой тщательной работы оператора. Здесь важны не только детали и образ. Здесь всегда важен звук

Читайте также:
  1. A. Зауваження сторін
  2. A. Зауваження сторін
  3. A. Зауваження сторін
  4. A. Минимальный запас для одной ТТ на один день работы - не менее 50 бутылок
  5. A. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  6. AEI (навсегда, вечность, гр.)
  7. B) должен хорошо знать только физико-химические методы анализа
  8. I. Задания для самостоятельной работы
  9. I. Задания для самостоятельной работы
  10. II. Время начала и окончания работы
  11. II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  12. II. СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

А пишется-то все одновременно. Оператор при съемках лайфа становится еще и автором, режиссером, звукорежиссером. Вот почему я настаиваю на том, что журналист ни на минуту не дол­жен «бросать» своего оператора. Он просто обязан помогать ему во всем и ни на секунду не выпускать его из поля зрения.

Надеюсь, вы поняли, что скрывается за этими терминами? Люфт — это достаточно просто. Камера всегда пишет живой звук, и, поверьте мне, даже если вы специально не снимали люфт, он почти всегда есть на вашей пленке. Вот рабочий включает станок, раздается характерный звук. Оставьте этот звук на несколько се­кунд, а потом приглушите его и начинайте свой комментарий за кадром. Несколько секунд работы станка — это уже люфт, но ка­чество самих съемок, когда за кадром живой звук, должно быть на самом высоком уровне. Если есть звук станка, то, как минимум, станок должен быть в кадре, иначе ничего не будет понятно.

А вот лайф — это уже сложнее. Настоящий лайф воспринима­ется зрителями так, как будто на площадке нет и не было никогда ни журналиста, ни оператора. Есть жизнь как она есть. Значит жур­налисту и оператору надо суметь полностью переключить внима­ние с самих себя и со своей камеры на что-то другое, что увлечет человека и заставит забыть обо всем. А как известно, самый луч­ший способ забыть обо всем лишнем — это заняться делом. Осо­бенно если это привычное дело, которое человек делает на уровне рефлекса, да еще и с удовольствием. Тогда ему становится почти безразлично присутствие съемочной группы и «страшная» камера в руках оператора.

 

• Приведу пример. Однажды мы решили в утренний канал «Жаворо­нок», продюсером которого была я, ввести новую рубрику: «Рецепты от бабы Гали». Героиню нашли почти случайно после просмотра сюжета районной студии телевидения о замечательной, бойкой старушке, кото­рая всегда рада гостям. Возникла идея: пусть эта бабушка учит нас гото­вить простую русскую еду: блины, оладьи, щи, пельмени, холодец, соле-

ную капусту. Баба Галя быстро согласилась. Каков же был мой ужас, как у продюсера, когда съемочная группа показала первый рабочий матери­ал! Одетая в немыслимые одежды (что-то черное, кружевное, явно, по мнению героини, очень нарядное), с завитыми и начесанными волоса­ми, баба Галя перед камерой стала невольно «играть Макаревичак». Она очень длинно и скучно (в отличие от того же Макаревича) объясняла, как выбрать муку, а затем неестественными движениями начинала 'гото­вить.



Это был брак. Баба Галя, как говорится, была нам нужна «живой». Но как этого добиться? Вторая попытка стала успешной. Оператор предло­жил героине месить тесто так, как это она делает обычно. Он немного обманул ее, сказав, что просто репетирует, а не снимает, и специально выключил красную лампочку на камере, на которую во время первой съемки баба Галя оглядывалась с ужасом. Заявив сразу, что, когда она месит тесто, она обычно поет, баба Галя начала мурлыкать свои люби­мые песни, а по ходу невольно объяснять прямо на камеру, почему тесто получается хорошим, а почему нет. Это было замечательно! •

Человеку иногда достаточно занять руки, чтобы он расслабил­ся. А иногда надо действовать методом провокации и предлагать показать нам в доме что-то, что мы якобы не заметили, или дос­тать альбом с фотографиями и начать безумно удивляться: «Как, это вы? Не может быть!?» «Разогревшись» и погрузившись в вос­поминания, человек сам начнет листать альбом и рассказывать свою жизнь. Очень хорошо обычно работает прием, который я называю «экскурсовод». Попросите вашего героя показать вам любимое ме­сто отдыха, любимое место в городе, за столом, любимую книгу на полке. Человек начнет говорить сам с яркими деталями, стара­ясь увлечь вас своей любовью к городу, книге или каким-либо предметом.

Никогда не забуду сюжет о мальчике-беспризорнике, который по принципу «экскурсовод» снял мой ученик Леша Семенов (са­мый молодой обладатель национальной премии «ТЭФИ»), Он пред­ложил 10-летнему Мишке показать свой Нижний. Что мы увиде­ли? Вокзал, «где нас гоняет милиция», люк, «где можно залезть вниз и немного погреться», наконец, дом, «где живет дядька, ко­торый вкусно кормит и покупает шмотки за "траханье"». Сюжет продолжался не более трех минут и был показан очень давно, но помнят его все, кто смотрел.

‡агрузка...

У каждого журналиста есть свои собственные секреты, как сде­лать удачный лайф. Надо искать, пробовать. Без этого на современ­ном телевидении вам не добиться успеха. Не случайно в последнее время так популярны реалити-шоу. Зритель хочет видеть жизнь как она есть. Ему не нужны журналистские комментарии. Особенно интересно зрителю как бы подглядывать за людьми, оказавшими-

ся в сложной ситуации: как они реагируют на проблему, плачут или, наоборот, замыкаются в себе.

• Телешоу «Последний герой» имеет огромный рейтинг не только у нас, но и во всем мире. А вы когда-нибудь думали о том, что все страсти и слезы записываются на камеру и на «необитаемом» острове рядом с героями находятся более десятка реальных и сытых телевизионных опе­раторов, которые крупным планом, т.е. очень близко, записывают супер­откровенные монологи героев? Если вы профессионал, вы должны за­дать себе такие вопросы: почему люди на острове не боятся камеры и не реагируют на нее? Лично мне кажется, что они слишком увлечены, что­бы отвлекаться на такие мелочи, как камера. Объяснение тому — сама по себе необычная обстановка острова, голод и лишения, игра и необхо­димость остаться последним героем, наконец, привычка, которая появ­ляется уж на второй-третий день, камеры повсюду. Все это воспринима­ется как непременное условие и декорации игры* Думается, что мало кто из участников игры, будучи на острове, всерьез думал о телевизион­ной версии событий. К тому же камеры снимают очень много, букваль­но все подряд. Догадаться, что из этого останется, а что уйдет навсегда, невозможно (редактор проекта «Последний герой-1» Ирина Кемарская говорила мне, что результат: три минуты полезного материала из одного часа съемок — считается большой удачей). •

Конечно, нельзя сравнивать условия дорогостоящего шоу со съемкой обычного информационного сюжета. Но кое-что полезно осознать из этого опыта. Например, тот факт, что игра увлекает людей полностью. Предложите вашим героям какую-либо игру, и вы увидите, что это правило — для всех.

• Однажды я видела сюжет, где репортер предложил золотодобытчи­кам поменяться с ним местами. Это была игра. Один человек из брига­ды, которого назвали самым разговорчивым, пытался с микрофоном в руках рассказать зрителям, как добывается золото. В это время коррес­пондент, засучив рукава, отмывал — в прямом смысле слова — золотой песок :и делился своими впечатлениями. Зритель вздохнул с облегчени­ем, когда в конце сюжета каждый занял свое место и микрофон снова оказался в руках репортера. Во время показа этого сюжета на фестивале «ТЭФИ-Регион» зал аплодировал, потому, что идея была хорошая, а прием, который мы называем лайф, получился сам собой. •

Особенно хорошо методом игры отвлекать от камеры детей. Здесь, как говорится, сам Бог велел.

Чтобы окончательно увлечь вас идеей работы в стиле лайф, приведу еще один пример.

• О ветеранах Великой Отечественной войны много говорят и снима­ют. Чаще всего подобные сюжеты появляются 9 мая, в День Победы. В другое время ветераны войны обычно используются в качестве героев

для проблемных сюжетов о пенсиях, ветхом фонде жилья и других со­циальных проблемах. В этих случаях медали и ордена участников и ве­теранов помогают журналистам заострить проблему и показать черствость чиновников.

Но в данном случае меня интересует День Победы. Вы вздрогнули? Вы тоже представили себе огромное количество одинаковых сюжетов на эту тему, которые повторяются из года в год? Бабушки и дедушки с ордена­ми и медалями на парадных пиджаках сидят на фоне жутких ковров, которые висят на стене (это всегда вызывает особое изумление иност­ранцев: почему ковры на стене?), и за чашкой чая, к которой они не притрагиваются, в сотый раз рассказывают о фронтовых подвигах и сол­датской дружбе. На самом деле они мало что помнят, и этот рассказ — всегда повторение определенного клише, которое однажды было исполь­зовано, а теперь с некоторыми вариациями повторяется из года в год. •

Попытки самых активных и ретивых журналистов как-то по­вернуть разговор и добиться лайфа достойны уважения, но, как правило, обречены на провал, если... это делается ради «живин­ки», а не всерьез.

• Тофик Шахвердиев пошел другим путем. Он узнал, что накануне празднования 50-летия Дня Победы в Москву приглашаются участни­ки того самого первого марша Победы, который состоялся в мае 1945 г. Пожилые люди приезжают в Москву с разных концов страны, причем их селят в загородном доме отдыха и в течение трех дней муштруют с целью добиться слаженной колонны.

Думаю, что такая информация вряд ли сильно заинтересовала многих тележурналистов и документалистов. Что тут особенного? Что интерес­ного? А вот Шахвердиев срочно купил на последние деньги маленькую цифровую камеру Сапоп. И не прогадал. Получился трогательный и щемящий душу фильм «Марш Победы». Собственно сам марш по Крас­ной площади наших ветеранов занимает в этом фильме не более 20 се­кунд. Еще столько же военная хроника со взрывами и гибелью солдат. Еще столько же марш Победы 1945 г. Тоже хроника и тоже 20 секунд, т.е. вместе всего одна минута, а фильм продолжается 45 минут.

Что же лежит в основе фильма? Почему зрители плачут и, за­таив дыхание, ловят каждое слово тех самых бабушек и дедушек, которые в традиционных информационных сюжетах говорят вяло и стандартно? Ответ прост: фильм дает ощущение полной досто­верности и трагикомизма ситуации. Смех и слезы — это не только Гоголь, это высшая планка любого произведения искусства.

Мы видим, как старательно под дождем наши старики маршируют. Круп­ным планом камера показывает их дешевые ботинки, старомодные ту­фельки, которые уверенно вышагивают по команде такого же седого, как они, инструктора. «Левая рука, правое плечо» — командует он, а они все путают, сталкиваются, извиняются и снова старательно мар-

шируют по мокрой Москве, рискуя подхватить простуду, которая мо­жет оказаться последней. А вечером они танцуют в доме отдыха. И как танцуют! Вкладывая всю душу, изящно, галантно, страстно и невинно одновременно. А потом они подбирают себе костюмы для участия в марше и подтрунивают друг над другом: «Живот-то спрячь, лысину закрой». Ключевыми словами этого фильма стали две фразы, которые буквально вырвались из уст старика с лихими казачьими усами: «Почему мы долж­ны перед ними маршировать? Это они должны маршировать перед нами». •

Ну что тут добавить? Маленькая полубытовая камера, куплен­ная в последний момент замечательным режиссером, сделала бо­гатыми и зрителей, и самого режиссера. Фильм увенчан многими наградами, в том числе — и международными. Получился портрет поколения, потому что точно были выбраны: место съемки, герои съемки, принцип съемки. Посмотрите этот фильм, и тогда вам не нужно будет объяснять, что такое лайф.

Экшн(от англ, асйол — действие) — неожиданное действие, кото­рое снято от начала и до конца в реальном времени. Для жур­налиста и оператора это огромная удача.

Самый простой и понятный пример, когда вы ведете съемку криминального события, а должностное лицо подходит к опера­тору и закрывает камеру рукой, запрещая вам снимать. Вот оно, неожиданное и яркое действие, снятое от начала и до конца.

Ужасно, когда падает самолет или вертолет во время выставок или показов, но наша профессия вполне цинична. Тот оператор, который заснял падение вертолета от начала и до конца, имеет шанс стать знаменитым. Я уверена, что профессиональный опера­тор имеет какое-то особое чутье на экшн. Он чуть-чуть предвосхи­щает событие. Только в этом случае он сумеет снять это событие и сделать это грамотно.

Экшн — это не всегда кровь, смерть и криминал. В программе «Сам себе режиссер» на канале «Россия» многие любители домаш­ней видеосъемки демонстрируют замечательные варианты съемок в стиле экшн. Вот кто-то садится мимо стула, вот партнер роняет ба­лерину, а вот собачка несется за кошкой, но вопреки нашим ожида­ниям, поймав кошку, начинает старательно вылизывать ей ушки. Запомните, экшн — это всегда неожиданность. В Голливуде это, как правило, пистолет и выстрел, который подстерегает мирную пароч­ку. А в жизни — это такое событие, которое вызывает яркие эмоции: смех, ужас, восторг, возмущение. И чем лучше это будет снято, чем неожиданнее будет для зрителя, тем выше цена успеха.

Я не советую специально гоняться за экшном, но надо всегда быть готовым снять такое действие.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.011 сек.)