АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оказывается, и до нас что-то было

Читайте также:
  1. Будьте скучными (это единственный способ что-то сделать)
  2. В начале было...
  3. Ввиду того, что транспортным средством является автобус, указать, что прибудет ровно в 09.00 или что-то другое не считается возможным. Примерная погрешность составляет 2-3 часа.
  4. Вдруг Родион почувствовал, как явно дрогнула земля под ногами, и будто бы что-то едва слышно ухнуло где-то вдали за бесконечной чёрно-зелёной лесной стеной.
  5. Возможно, это было что-то типа кошмарного сна, пока я находилась без сознания. Венцеслав смотрел с любопытством.
  6. Глава 4. Что-то типа конца, но еще будет эпилог :D
  7. ГОРОСКОП – это что-то, собранное на вершине, то есть предназначение, вершина нашей жизни.
  8. ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ДЛЯ БОГА
  9. Демон еще что-то говорил, но мне уже было все равно. Туда, где сейчас моя Ангелочек, будет трудно попасть, но я готов на многое, лишь бы вернуть ее назад.
  10. Если что-то идет не так, это - моя вина. Я - плохой человек
  11. Зачем вообще что-то измерять
  12. И вот, за некоторый промежуток времени, в одном из уголков Вселенной, Он создал твердь, воду, атмосферу и посеял что-то микроскопическое в водной среде.

К истории вопроса

Этот раздел вы можете пропустить, не читая. Но надеюсь, что мне удастся убедить вас не делать этого.

По собственному опыту знаю, как трудно студенты и слушатели наших курсов воспринимают любые исторические экскурсы. Мысль о том, что кто-то что-то делал до нас, конечно, приходит в голову каждому. И тем не менее новое поколение предпочитает делать свои ошибки и заново открывать давно открытое. Это нормально. Однако рискну набросать свою версию истории развития регионального те­левидения на примере родного Горьковского ТВ с тайной надеждой, что эти исторические заметки окажутся полезными нынешнему по­колению региональных тележурналистов.

Полезно узнать, как делали телевидение без видеокамер, как в эпоху пропаганды профессионалам удавалось завоевывать сердца зрителей (а это было!). Полезно осознать безумную скорость и ка­чество технической революции, которая произошла в области те­левидения на рубеже XX и XXI вв.

Я попыталась сравнить особенности Горьковского телевидения в различные периоды его развития по трем позициям: идеология, технология и примеры из творческой практики.

Региональные телекомпании возникли в разных городах совет­ского государства в одно и то же время — в конце 50-х — начале 60-х годов. Безусловно, развитие телевидения в регионах было обус­ловлено общим прогрессом техники и технологий, а также новы­ми политическими веяниями того времени.

Не случайно именно в конце 50-х годов в регионах России по­являлись новые вузы, зарождался региональный КВН, появлялись театры, выставки непривычных картин, звучала иная, смелая и необычная музыка. Эти годы позднее получат название хрущев-

ской «оттепели». Демократические перемены в обществе всегда при­водят к появлению инициативы снизу, к развитию творчества, причем никак не согласованного с инструкциями сверху, из Цен­тра. Характерно в этом отношении и появление Горьковского ТВ.

Первые телевизионные камеры — самые допотопные, практи­чески самопальные, появились в начале 50-х годов в Горьковском ракетно-зенитном училище. Группа энтузиастов — инженеры и операторы — радовалась первым картинкам, как дети, а «переда­чи» были самыми примитивными: показ диктора и концертный номер. Камеры были намертво прикованы к полу — ни о каких трансфокаторах и спецэффектах речь идти не могла,

Затем в Горьком был построен собственный телецентр (типо­вой, очень похожий на подобные здания в Ростове или Новоси­бирске), и начались сначала экспериментальные, а затем и регу­лярные передачи Горьковского телевидения. Это случилось в сен­тябре 1957 г. Причем программы телевидения из Москвы в те далекие времена в провинцию еще не транслировались, поэтому конкурентов у регионального ТВ периода раннего становления по­просту не было. Правда, зрителей у него тоже было немного.

Первые телеприемники марки «КВН» (совпадение из извест­ной программы не случайно) были у сотни-другой горожан, к ним на «голубой огонек» собирались соседи и смотрели на это чудесное окно в иной мир, радуясь и удивляясь. Надо заметить, что сам термин «Голубой огонек» точно соответствовал голубова­то-мерцающему изображению на маленьком экране первых теле­приемников, снабженных специальной линзой для укрупнения изображения. Что же показывал этот чудесный ящик первым по­трясенным телезрителям?

Итак, никаких трансляций из Москвы, привычных сегодня но­востей и телесериалов тогда не было. Только местное региональное телевидение, творческий коллектив которого сам определял набор эфирных программ. При этом выбор жанров во многом определялся качественным составом первых работников телевидения.

На Горъковском телевидении работали выдающиеся творческие личности, пришедшие из театра, а также сразу по окончании фило­логического факультета Горьковского университета. Они выдумыва­ли и пробовали самые сложные жанры, такие, как телевизионная постановка, телевизионное расследование, краеведческий конкурс и т.д. Именно высокий творческий потенциал местного Горьковско­го ТВ предопределил тот факт, что с появлением прямых трансля­ций из Москвы Горьковское телевидение оставалось любимым и за­метным явлением в культурной жизни города. Телевизоров станови­лось все больше, телевидение — все более разнообразным.

К началу 70-х годов региональное телевидение во всех круп­нейших городах России было строго вписано в общую сетку веща­ния Центрального телевидения, хотя набор самих программ и их качество в разных городах сильно отличались.

Кто-то отдавал предпочтение информации, кто-то публицис­тике, кто-то брался за серьезные телеспектакли и прямые транс­ляции с помощью ПТС (передвижных телевизионных станций). При этом «сверху» осуществлялся строгий партийный контроль за со­держанием программ, гласная и негласная цензура, существовал особый отдел в местном КГБ, курирующий деятельность средств массовой информации.

На телевидение было сложно устроиться, предпочтение отда­валось членам партии, проверенным газетным журналистам. Ост­рое слово, критика в адрес властей если и допускались, то в стро­го ограниченном количестве и в узких рамках. Тем не менее, как это ни странно, во время застоя появились прекрасные докумен­тальные фильмы Лунькова (Саратов), Беспалова (Горький), Беля­ева (Москва) и многих других.

На Всесоюзных телевизионных молодежных фестивалях под девизом «Наш современник — строитель коммунизма» среди пафосных и глянцевых работ встречались настоящие шедевры публи­цистики и репортажа. Наличие строгой цензуры провоцировало сильных и талантливых работников регионального телевидения искать яркие образы, находить точные слова (между строк), ис­кать новые формы подачи материала.

С приходом перестройки и гласности на местном телевидении наступила новая эра. Появление на Центральном канале програм­мы «Взгляд» с прекрасными смелыми комментариями и фееричес­ким разнообразием запретных ранее тем, с открытым обсуждением разных точек зрения в студии потрясло не только зрителей, но и самих работников телевидения, привыкших работать совсем по-дру­гому. Кто-то критиковал новый стиль общения за «вседозволенность», а кто-то жарко поддерживал новые перемены, бросаясь в эфир, как на амбразуру, не раздумывая и не оглядываясь.

В конце 80-х годов на Горьковском телевидении произошла настоящая революция. Появились так называемые телевечера, ко­торые сломали привычную сетку телевещания с обилием стара­тельно сделанных, но малоинтересных программ о проблемах того или иного завода или колхоза, сусальных очерков о замечательных земляках.

Телевечера начинались в шесть часов вечера и заканчивались после полуночи. Все это время со зрителями был замечательный журналист-телеведущий, который впервые показывал знаменитые

 

фильмы Голливуда (естественно, пиратским образом), а также сообщал последние новости, причем не только местного, но и международного масштаба.

Популярность местного телевидения возросла во много раз. Ведущие телевечеров стали влиятельными и суперпопулярными персонами в городе. Интерес к местному телевидению, согласно опросам, превысил интерес к телевидению центральному.

В это же время, в конце 80-х — начале 90-х годов, на фоне известных демократических перемен в разных городах страны (Ека­теринбург, Самара, Красноярск) стали появляться первые ком­мерческие негосударственные телекомпании, кабельное телевиде­ние, ставшие конкурентами.

С середины 90-х годов начался настоящий бум местного теле­видения, обусловленный все возрастающим вниманием жителей российской провинции к своим собственным местным проблемам. Это общая картина.

А теперь рассмотрим ситуацию более подробно.

 

Е годы

Технология. Черно-белая картинка, самые примитивные каме­ры, прямой эфир в режиме экспериментального в начале 50-х и официальный (со своим зданием, техникой, кадрами и програм­мой) в конце. Появление первых кинокамер. Освоение студийных павильонов, диалоги.

Идеология. В эти годы каждая студия искала свой почерк в зави­симости от состава команды творческих работников. В годы хрущев­ской «оттепели» программы были чрезвычайно разнообразны: соб­ственные телевизионные спектакли, тележурналы, телеконкурсы.

Примеры из истории Горьковского телевидения.

• В студию пригласили юриста, который в прямом эфире рассказывал страшную историю о том, как маленькие дети из вполне благополучной семьи однажды ограбили собственных родителей и пошли по магазинам покупать сладости и игрушки, о которых давно мечтали. Дело в том, что их родители копили деньги с энтузиазмом великого Плюшкина и отказывали себе и детям во всех удовольствиях. Юрист только начал рассказывать эту историю, а зрители уже видели на экра­нах снятую на кинопленку постановку с участием похожих братика и сестрички, которые весело покупали конфеты, вожделенные машинки и кукол.

Затем в студии тот же юрист задал зрителям два вопроса: «Почему про­давцы не интересовались происхождением больших денег в руках ма­леньких детей?» и «Что бы вы сказали сегодня этим горе-родителям и как бы поступили с этими детьми?» В студии на них отвечали педагоги, психологи, работал телефон прямого эфира,

И это в 1959 г., когда слово «публицистика» было никому неведомо и никто не знал о замечательной роли телевизионного расследования и интерактивного телевидения! К чести авторов программы надо сказать, что подобные постановки бурно обсуждались в городе, несмотря на чрез­вычайно малое количество телевизоров в домах горьковчан. •

Е годы

Технология. Черно-белая картинка, появление новых студий­ных камер, подвижных, с трансфокаторами, ПТС, микшерных звуковых пультов, новых осветительных приборов, ведутся транс­ляции программ центрального канала из Москвы, местное теле­видение имеет свои «окна» в единой программе Центрального те­левидения (других каналов нет).

Идеология. Время смелых экспериментов, прямых репортажей, время КВН, который стал любимой программой всей страны и моделью проведения досуга студенческой молодежи. В Горьком КВН имел особый успех, потому что телевидение в лице творческой группы режиссеров и редакторов активно готовило выступление прославленной команды «Волга» и привела ее к успеху в 1967 г., успеху, который праздновал весь город.

• В этот период на местном телевидении выходил телевизионный журнал для младших школьников «Горьковская пионерия», который делался с огромной выдумкой, легко и ярко. Веселые постановки, отве­ты взрослых на каверзные вопросы детей, конкурс эрудитов — все это странички «Горьковской пионерии».

Когда слухи о замечательной детской программе Горьковского телевиде­ния дошли до Москвы, то пришлось всех героев и все хитрые приспособ­ления для перебивок и заставок, называемые среди коллег на Горьковском телевидении «марашайками» (по имени автора и режиссера программы Михаила Мараша), вести поездом в Москву, чтобы показать «Горьков-скую пионерию» на всю страну. Других технических возможностей (ви­деозапись или передача сигнала через «релейку») тогда не было. Еще один пример, доказывающий, что профессионализм настоящих твор­цов телевидения уже в начале 60-х годов был на очень высоком уровне. Тот же легендарный режиссер Мараш в день гибели Юрия Гагарина вышел в прямой эфир, прервав программу официальных новостей. В его репортаже совсем не было слов. Только музыка, фотографии и черный космический фон в самом конце под финальные аккорды музыки. Этот репортаж помнят жители Нижнего Новгорода до сих пор! •

Е годы

Технология. Появление первых цветных телевизоров, сочета­ние цветных и черно-белых картинок. В это время во всем мире уже привыкли к цветному телевидению, и американская пропа-

ганда замечательно использовала цитаты из программы «Время* об успешном строительстве коммунизма в черно-белых тонах, так как репортажи внутри Программы «Время» еще не были цветны­ми. Американский зритель, привыкший к яркому и цветному миру, с ужасом взирал на черно-белых крестьян и рабочих, рапортую­щих о своих замечательных успехах. Появление видеозаписи и ви­деомонтажа, режиссерских пультов со спецэффектами, новых за­граничных камер (в основном ТЬотаой и др,): Расширение и стро­ительство съемочных павильонов практически во всех регионах России (под видом реконструкции возводились новые здания, новые студий).

Надо заметить, что видеосъемка велась в студии или с помо­щью ПТС и фрагменты репортажных и публицистических работ на натуре снимались только на кинокамеру. При этом количество плен­ки и коэффициент съемок были строго ограничены.

Например, на 30-минутную программу о проблемах ударной ком­сомольской стройки выделялось пять минут кинопленки с коэффи­циентом 1:1,3. Как ни странно, ограничение визуальных возможно­стей приводило к поиску различных других вариантов: к использова­нию фотографий, магнитофона, записям в студии актеров, коротких постановок. Стремясь сделать каждую программу зрелищной, твор­ческие работники, режиссеры и авторы искали и находили новые интересные телевизионные средства выразительности.

Идеология. Видеозапись, по мнению многих телевизионных критиков, убивала КВН с его непричесанными остротами и кри­тикой существующих недостатков. Пришло время репортажей и массовых праздников.

На этом фоне набирало силу документальное кино, которому позволялось больше, чем ежедневному эфиру. Кино старалось пе­редать суть жизни через героев и различные конкретные ситуации. Документальное кино и его авторы считались тогда высшей кас­той на студиях телевидения в Саратове, Кирове, Ростове, Ленин­граде, Горьком;

Все меньше прямого эфира, все больше видеозаписи. Цензура и самоцензура определяли стиль подачи материала как официаль­но приподнятый с непрерывными рапортами об успехах, откли­ками на проходящие съезды ВЛКСМ и КПСС, хроникой трудо­вых свершений в промышленности и сельском хозяйстве.

• Появление видеозаписи нередко приводило к курьезам. Так, напри­мер, вручение городу Горькому ордена Ленина телезрители наблюдали два раза подряд. Так была склеена лента, А в прямом эфире популярно­го студенческого клуба «Потенциал» в конце 70-х годов зашла речь об академике Сахарове, имя которого называть публично не полагалось.

В результате были приняты срочные меры и передача стала выходить только в режиме видеозаписи.

Вместе с тем именно в 70-е годы появились настоящие публицистичес­кие программы с активной ролью тележурналиста и ведущего. В Горь­ком ярким публицистом стал Валентин Кузнецов, поднимающий на эк­ране вечные вопросы пьянства, брошенных детей, разводов. Передачи были сделаны с использованием всех возможных средств, включая скры­тую камеру, репортажные фотосъемки, мнения интересных экспертов и, главное, яркое выступление в кадре самого журналиста, оставляющего зрителей наедине с проблемой, показанной со всех сторон. В начале 70-х годов по инициативе ЦК ВЛКСМ в разных городах Со­ветского Союза проводились Всесоюзные фестивали телевизионных молодежных программ, которые становились творческими семинарами и позволяли обменяться опытом коллегам из разных городов и респуб­лик. По ярким нетрадиционным формам подачи материала лидировала Прибалтика с репортажами Каремяэ.

Коллеги во время жарких семинаров и дискуссий пытались совместить трудно совместимые вещи: необходимость пропаганды завоеваний со­циализма со стремлением к правдивому и всестороннему показу окру­жающей жизни. Иногда, когда речь шла не о системе в целом, а об от­дельно взятых недостатках, правдивые публицистические программы выходили в эфир и получали немедленный зрительский отклик. Иногда отдел пропаганды обкома партии сам подсказывал темы критических репортажей и позволял назвать вслух виновников. Вспоминается интересная история из творческой биографии молодой журналистки, принятой на работу в 1975 г. в молодежную редакцию «Факел» Горьковского телевидения. Ее первым творческим заданием стала командировка на ближайшую ударную комсомольскую стройку — Богородский завод хромовых кож.

На редакционном УАЗике с опытным кинооператором и лимитом — пять минут кинопленки на 30-минутную программу — девушка отпра­вилась в путь. Прибыв в Богородск, она не сразу прошла к начальству, а интуитивно решила поискать для коротких интервью самих ударников-комсомольцев. Но самому молодому из рабочих на этой стройке было далеко за пятьдесят.

Невзирая на советы опытного кинооператора, девушка показала царя­щий на стройке хаос и несколько интервью с нетрезвыми рабочими на тему, почему здесь нет комсомольцев. Затем в студии начальник строй­ки вынужден был комментировать эти кадры.

По недосмотру главного редактора передача вышла в эфир, и уже на сле­дующий день телевизионное начальство приготовилось получить выго­вор. Однако «карта легла» неожиданно. На летучку приехал секретарь обкома, курирующий вопросы строительства, и похвалил весь творческий коллектив студии за отличную работу и помощь в борьбе с «показухой». Однако в других случаях, когда правдивый показ жизни входил вразрез с идеологией «победившего социализма», летели головы лучших твор­ческих работников, ломались судьбы, и коллеги делали для себя горькие выводы.

Именно в 70-е годы оттачивались профессионально безупречные образ­цы журналистской и режиссерской работы. Не случайно именно в нача­ле 70-х в Прибалтике собирались лучшие региональные репортеры со всей страны на творческий семинар с отработкой блестящих репортер­ских идей. Именно тогда заговорили тележурналисты о методе провока­ции, скрытой камере, теленаблюдении. •

Е годы

Принципиальная разница существует в программах и техноло­гии телевидения начала и конца 80-х годов, до и после объявлен­ной перестройки. Поэтому разделим их на две части.

Начало 80-х годов

Технология. Цветная картинка, почти все программы показы­вались в видеозаписи, монтаж производился на новосибирской технике типа «Кадр-3» на широкой видеоленте электронным спо­собом, сюжеты снимались на кинокамерах, появились микшерные пульты с широким набором спецэффектов, как в студии, так и на ПТС.

Это время появления первых камер ТЖК (телевизионно-журналистский комплекс), так называемых «мутантов», «дедушек» нынешнего Вегасат совместного импортного и отечественного производства. Камеру оператор брал на плечо, а сигнал по кабелю подавался в специальный автобус, где производилась видеозапись.

Идеология. Это было трудное время похорон и пленумов, по­стоянной смены партийных лидеров, дававших принципиально разные установки (Андропов и Черненко — люди абсолютно раз­ных взглядов). Испуганные безвременьем телевизионные началь­ники жестко контролировали эфир, предпочитая живому эфиру «видеоконсервы» с предварительным отсмотром.

Публицистика строго дозировалась и могла позволить себе толь­ко те вопросы, которые ставились в докладах партийных лидеров в том их разделе, где говорилось об отдельных недостатках. Андро­пов, как мы понимаем, призывал к дисциплине, Черненко по­зволял себе покритиковать комсомол. Соответственно именно в эти «окна» пытались высунуться те журналисты, кто хотел и имел способность говорить о проблемах современного общества.

• В 1984 г. в Кишиневе проходил очередной Всесоюзный фестиваль молодежных программ под традиционным лозунгом «Молодой совре­менник — строитель коммунизма!». Молодежная редакция «Факел», имеющая прекрасные традиции создания публицистических программ, одобрила мою заявку на производство репортажа с говорящим названи­ем «Как пройти в райком?».

Идея была проста: на центральной площади города в пятидесяти метрах от здания Нижегородского райкома ВЛКСМ (кадр был выстроен так, что табличка все время была в кадре) журналист останавливал юношей и девушек и задавал один вопрос: «Вы не знаете, как пройти в райком?» Не знал никто, хотя каждый молодой человек охотно признавал, что состоит в комсомольской организации и находится на учете именно в Нижегородском РК ВЛКСМ.

Второй эпизод этого репортажа был абсолютно закономерен. Журна­лист зашел внутрь здания (камера снимала саму проходку) и задал воп­рос первому секретарю РК ВЛКСМ: «Часто ли к Вам в райком прихо­дят рядовые комсомольцы?» Лощеный и говорливый мальчик-карье­рист быстро отрапортовал о необыкновенно тесной связи аппарата РК ВЛКСМ с рядовым комсомольским составом. Камера старалась держать максимально крупный план. И это было абсолютно профессионально, потому что следующая фраза журналиста, звучала невинно: «Расскажи­те, пожалуйста, о конкретных посетителях в последнее время», застала нашего героя врасплох, и пауза длилась на крупном плане более мину­ты.

Эта пауза осталась в репортаже и предопределила шумный успех про­граммы на телевизионном фестивале. Передача была показана по Цент­ральному телевидению в лучшее эфирное время и получила прекрасные отзывы прессы (не будем забывать о критике в адрес комсомола из уст секретаря ЦК КПСС Черненко).

Однако интересно и другое. Передача ни разу не была показана по Горь-ковскому телевидению, а ее автор имел большие неприятности с лиде­рами комсомольских и партийных организаций тех времен и нажил себе могущественных врагов на всю жизнь, так как эти люди умудрились сделать блестящую карьеру даже после перестройки. Кроме удачных работ в области публицистики, необходимо отметить, что на разных телестудиях страны ставились оригинальные телепоста­новки мини-оперы, мини-спектакли с участием местных актеров. Вооб­ще, внимание к культуре и к людям искусства в 70-80-е годы было намного более заметным, чем в более позднее время, когда коммерциа­лизация и политизация телевидения, в том числе регионального, ото­двинула темы духовности, культуры на дальний план. •


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)