АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сохранение и развитие народных традиций в самодеятельном коллективе

Читайте также:
  1. II. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии.
  2. III. Возникновение и развитие профсоюзов в Германии.
  3. V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА
  4. VI. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ ПАПСКОГО МОГУЩЕСТВА
  5. VII. Оркестры русских народных инструментов
  6. Алфавитный указатель международных непатентованных названий лекарственных средств
  7. Американский федерализм: становление и развитие нового времени.
  8. Английские колонии в Северной Америке в 2. Социально-экономическое и политическое развитие колоний
  9. Анонимность является духовной основой всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.
  10. АЧААН НАЭБ. «Развитие прозрения»
  11. Б. Развитие промышленности, мануфактуры
  12. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).

Веками русский народ сохранял самое ценное, развивал, шлифовал и совершенствовал своё национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера – исполнители не только участвовали в танцах, но и бережно сохраняли их, они постоянно изучали богатейшую сокровищницу фольклора, подмечая характер окружающих людей, своеобразные жесты, движения, интересные коленца, беря из жизни сюжеты, темы, тем самым обогащая старые и сочиняя новые танцы. Хороводы, пляски, кадрили, созданные великими творцами, при всей их, казалось бы, «похожести» в каждой области, в каждой местности всегда отличались стилистическими особенностями исполнения, манерой и композиционными приёмами. И если не сохранять эти региональные особенности, то русский танец станет немым и безжизненным.

Большим ценителем фольклора был А.М. Горький, он не раз говорил: «…Я снова обращаю ваше внимание, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно – совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула, Святогор, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван – дурак и наконец - Петрушка, - всё это образы, в создании которых гармонически сочетались мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в творческой работе».

Пути достижения высокого уровня профессионализма можно увидеть, проанализировав творческую деятельность великих балетмейстеров русского народного танца Т.А. Устиновой, Н.Н. Надеждиной, О.Н. Князевой, И.З. Меркулова, М.С. Годенко и других выдающихся постановщиков.

Т.А. Устинова народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, главный балетмейстер Государственного академического хора им. М.Е. Пятницкого. В 1969 году Т.А. Устиновой и О.А. Золотовой была открыта уникальная «Школа-студия русского народного танца и пения» при Государственном академическом русском народном хоре им. М.Е. Пятницкого. На балетмейстерском факультете Российской театральной академии ГИТИСа Т.А. Устиновой были сделаны несколько выпусков молодых хореографов русского танца. Ею были написаны книги по русскому народному танцу, и их значение для русской национальной культуры, огромно: «Беречь красоту русского народного танца», «Звёздный хоровод», «Русский народный танец», «Избранные русские народные танцы». Её книги несут в себе добро, радость, красоту и народную мудрость. Её творчество многогранно и во многом поучительно.

В своих сценических композициях она отразила танцевальные особенности таких регионов, как Архангельская («Северный танец с шалями»), Брянская («Брянские игрища»), Воронежская («Девичий воронежский хоровод»), Вологодская («Вологодская напарочка»), Ивановская («Палехская шкатулка»), Курская («Тимоня», «Пляска с колокольцами», «Журавель»), Кировская («Вятские игрушки»), Калужская («Калужские переборы»), Московская («Московские хороводы», «Улитушка»), Нижегородская («Хохломские ложкари»), Омская («Золотая цепочка»), Орловская («Орловская Матаня»), Пензенская («Пензенские дощечки», «Рассыпуха»), Рязанская («Рязанская змейка»), Смоленская («Гусачок»), Тамбовская («Круги»), Тверская («Калининская кадриль», «Хороводные пляски»), Тульская («Тульская кружилиха»), Ярославская («Ярославская кадриль») области Российской Федерации, а также некоторые регионы Сибири («Сибирская полечка», «Венок», «Сибирская пляска») и Поволжья («Волжская пляска»).

Постановка каждого хореографического произведения, это трудоёмкий процесс, который несёт в себе параметры заданной хореографической формы и областной особенности. «Работу над созданием сценического танца на основе народного, можно сравнить с творчеством учёного, поскольку, изучение достоверности, должно сочетаться с откровением фантазии и не противоречить друг другу, а вдохновляться через одно другим».

Русская народная пляска имеет тесную связь с русской народной песней и музыкой. Изучение песен края подскажет ритмическое и образно мелодическое начало будущего танца, а знакомство с бытом и богатством края, дадут познания экономической и исторической особенности жизни людей этой области или района. Всё это вместе обогащает и наполняет постановщика, тем самым давая толчок и предпосылки к зарождению нового хореографического произведения.

В книге «Беречь красоту русского танца» Т.А. Устинова рассказывает о балетмейстерах и педагогах, работающих с русским народным танцем. Можно привести в пример Милицию Данилову Яницкую, которая «собрала немало танцев и плясок, её записями часто пользуются балетмейстеры в своей творческой работе». Или уральского балетмейстера Ольгу Николаевну Князеву, постановки которой очень яркие, запоминающиеся своими сложными коленцами и оригинальными рисунками в танце.

О.Н. Князева залуженный деятель искусств РСФСР - художественный руководитель танцевальной группы Уральского государственного русского народного хора, ею поставлены великолепные танцы: «Шестёра», «Семёра», «Восьмёра», «Байновская кадриль», «Топтуша», «Крученка», «Земляничка-ягодка», «Прикамская кадрелка» - танцы отличающиеся своим быстрым темпом, энергичностью и широтой движений, ставшие по праву уральской русской танцевальной классикой.

Нашей стране есть чем гордиться, ведь она славится великолепными мастерами русского искусства, которые полностью посвятили свою жизнь служению великому и прекрасному русскому народному танцу.

Н.С. Надеждина - балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка». Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии. Герой Социалистического Труда. Кавалер ордена Ленина. Надежда Сергеевна Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях: «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Березка», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сударушка», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Сибирская сюита», «Ямщики», «Русский фарфор», «Цепочка», «Метелица», «Девичья кадриль», «Сибирская сюита» и многие другие. Её постановки были настоящими хореографическими новеллами. Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлете. Она раскрывала богатства русской души, ее прекрасные грани и в каждом танце отражала новый, неповторимый для ее воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения.

Урал - это край удивительной красоты, один из богатейших регионов России. Ярким представителем Уральского края является Государственный ансамбль танца «Урал». Он образован 1 августа 1980 г. В репертуар ансамбля входят - хореографические композиции на основе самобытного уральского танцевального фольклора, уникального по колориту и хореографической лексике. Музыкальное сопровождение осуществляет инструментальный ансамбль, использующий народную уральскую мелодику, обработки народных тем и специально созданную музыку уральских композиторов. Художественные руководители и главные балетмейстеры ансамбля:
С 1980-1981гг.- заслуженный артист РФ Виктор Фёдорович Копылов, создавший много замечательных номеров («Синеглазовские барабушки», Старинные игрища уральских казаков «Бышенька», пляс «Враспашку» и др.); с 1984-1988гг. - Григорий Юльевич Гальперин, лауреат международных и всесоюзных конкурсов, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР, им были поставлены великолепные номера («Каслинская цепочка» (посвящается мастерам каслинского литья), «Уральский сказ», «Проходочки»» и др.); с 2000-2007гг. – Борис Николаевич Соколкин, заслуженный артист России, им были созданы (сюита «Времена года», «Фабричная кадриль», «Кумушки», «Поулошная» и др.).

Ценным достоянием русского народа является Московский государственный академический театр танца «Гжель» – это собирательный образ российской красоты, высоких образцов национальной культуры. Был создан в 1988 году народным артистом России, профессором, академиком Владимиром Михайловичем Захаровым. Творческая направленность театра, определенная его основателем, заключается в том, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, и тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры. Используя богатый фольклорный материал различных регионов России, в спектаклях театра воссоздаются картинки прошлого и настоящего, оживают прекрасные творения мастеров народных художественных промыслов: Гжели, Палеха, Хохломы, Дымкова, Финифти. Репертуар театра огромен и носит разнообразный характер. Владимир Михайлович Захаров более 30 лет творческой деятельности посвятил танцу и хореографии. Им были поставлены такие номера, как русская плясовая «Барыня», «В царстве финифти», лирический хоровод «Зелёная трава», вокально – хореографическая композиция «Москва златоглавая», «Палех», «Подмосковная кадриль», свадебный танец Воронежской области «У голубя – золотая голова», Смоленская плясовая «У нашей Кати», вокально – хореографическая композиция «Хохломская карусель», «Сказочная Гжель», Северный лирический танец «Ланце», хореографическая композиция «Россия вечная», «Павлово – Посадские узоры», «Ой вы, гуси – лебеди», «Мотивы Жостова», «Гуляния», «Виртуозы», «Вятская картинка», «Гуси – лебеди», хореографическая картина «Выйду ль я на реченьку», «Волжская плясовая», «Балалайка и гармонь», «Воротца» и т.д.

В золотой фонд русской народной хореографии вошли сибирские танцы и пляски заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии им. М. Глинки Я.А. Коломейского, талантливого балетмейстера Омского русского народного хора. Он собрал много интересного и ценного в сибирских селениях. Коломейский Я.А. обьездил много районов Омской области, записывая и изучая народные танцы, был большим знатоком, создавший по мотивам народных обрядов и игр замечательные танцевальные номера «Воротница», «Прялочка», «Чиж», «Ах, вы сени», «Незабудка» и д.р.

Сбором местного фольклора в Иркутской области занимался Эраст Константинович Филиппов, он проделал огромную работу, исследуя сибирскую народную хореографию. Итогом его работы стала книга «Русские народные танцы Иркутской области». Она была издана в 1965 году, через два года после смерти автора. В неё вошли подробные описания народных танцев: Укара, Падуна, Баргадая, Оёка, Орлинги, Тайтурки и других деревень, многих из которых уже и нет на карте Иркутской области. На основе народных танцев Иркутской области им был создан бальный танец «Подгорная», который с удовольствием танцуют не только в Сибири, но и в других городах Сибири. Даже человеку, далёкому от хореографии, понятны созданные автором несложные графические рисунки танцев, детальное объяснение движения танцующих, вплоть до положения рук. Труд Эраста Константиновича Филиппова – это ценное пособие для хореографов, работающих в области народного танца и свидетельство тому, как много может сделать в искусстве человек, преданный творчеству русского народа.

Сибирь славится многими выдающимися хореографами, чьи работы заслуженно вошли в золотой фонд русского народного танца: Геннадий Михайлович Петухов, талантливый постановщик сибирских танцев «Снегири» и «Енисейские шаркунцы», Борис Николаевич Бурмакин, создал много замечательных танцев, в частности «Поплашки», «Черёмховская кадриль», хоровод «Сибирский лирический», «Сибирская подгорная». Михаил Семёнович Годенко, художественный руководитель и главный балетмейстер Красноярского ансамбля танца Сибири, чьи постановки обогатили сокровищницу сибирского русского народного танцевального искусства «Сибирская потеха», «На мосточке», «Танец с трещотками», «Во деревне, то было в Ольховке», «У колодца» и д.р. Особенностью Сибирского народного танца является только ему присущая особая манера исполнения: широта мужских движений в сочетание с нежностью и мягкостью рук женского танца, своеобразие движений ног у исполнителей (танцующие высоко поднимают колени).

Богат своими талантами в области русского народного танца и русский Север. Много лет в Северном академическом русском народном хоре проработал Иван Захарович Меркулов. Сам он родом из деревни, с детства полюбил поэзию и удаль русской пляски. В 1967 году художественный руководитель Северного хора Нина Мешко пригласила к себе на работу И.З. Меркулова. Так Меркулов становится главным балетмейстером коллектива. Мастер танца начал внимательно изучать северный танцевальный фольклор. Он правдиво и ярко раскрыл характер и душу северян в главных своих постановках – «Шенкурские заковырки», «Вологодские кружева», «Летел голубь», «Русские коленца», «Северная круговая кадриль», «Северная барабушка».

В Архангельске есть прекрасный любительский ансамбль песни и танца «Сиверко». Его репертуар носит по настоящему северные песенно- танцевальные композиции, которые были поставлены Борисом Ивановичем Даниловым («Поморские хороводы», «Проводы Ломоносова», «Плясовуха» и д.р.)

В 60-70 годы в Торжке и Вышнем Волочке Тверской области творил Георгий Александрович Гангесов. Одарённый и талантливый постановщик, он глубоко изучил народное танцевальное искусство Тверской земли. Им обработаны местные фольклорные танцы «Ленок», «Глухари», «Сумеречки», «Золотая дуга», «Соломушка». Их отличает художественная цельность, выразительность, образная точность и своеобразная манера исполнения.

В русской народно–сценической хореографии появляется всё больше одарённых мастеров, чьи великолепные работы становятся достоянием и гордостью русского народа. Михаил Степанович Чернышёв - он поставил немало великолепных постановок в Воронежском русском народном хоре: «Усманская пляска», «Ливенская полька», «У голубя золотая голова», «Кадриль Чижовской слободы старого Воронежа», «Что во поле, во поляне», «Похвистневская кадриль».

Ещё один своеобразный постановщик - Александр Шостак, работающий в Самаре и в Воронеже. Им сочинено несколько уникальных русских танцев – «Как во погребе бочоночек катается», «Русская пляска», «Русская тройка», «Духовницкая кадриль» и д.р.

Ярчайшим представителем кубанской казачьей культуры является – Кубанский казачий хор. История этого уникального коллектива началась в 1811 году с создания Войскового певческого хора Черноморского казачьего войска. В программе нынешнего Кубанского казачьего хора можно одновременно встретить танцевальные номера разных, очень своеобразных балетмейстеров: Григорий Гальперин («Наурская плясовая», «Казачий пляс», «Коленце Некрасовских казаков»), Вячеслав Модзолевский («Подушечка», «Мазуры»), Леонид Милованов («Пара за парой»), Николай Васильевич Кубарь («Кубанские подсолнухи», «Калина», «Струмочек»). Танцевальные номера этих выдающихся мастеров, вобрали в себя историю своего народа в процессе ассимиляции. В них, перекликаются танцевальные элементы народов кавказа, русского и украинского народа.

Достижения в жанре русского народного творчества: руководителями, балетмейстерами и педагогами многочисленных профессиональных и любительских ансамблей и коллективов русского народного танца, работающих во всех регионах России, заслуживает большой похвалы. Всё это подтверждает и подчёркивает мысль, о том, что в ценность русского народного танцевального искусства вложен ум и талант не одного человека, а целого поколения.

Их имена звучат, как легенды для миллионов людей, почитателей их таланта, и для представителей огромной армии специалистов – хореографов, они заслужили восхищения своим преданным служением русскому народному танцу, его пропаганде, развитию, обогащению его выразительных средств.

 

Список источников и литературы

1. Климов А.А.-Основы русского танца-1981

2. Голейзовский К.Я. - Образы русской народной

3. Ткаченко Т.С. - Народный танец – 1954

4. Захаров.Cочинение танца. Страницы педагогического опыта

5. Михаил Петрович Мурашко “Формы русского танца” Книга 1. Пляска. Москва, 2006 год

6. Захаров В.М. Радуга Русского танца, Издательство “Советская Россия”, 1986 г.

Содержание

 

 

Введение

Глава1. Разнообразие форм русской пляски

1.1 Сохранение и развитие народных традиций в самодеятельном коллективе

Глава2. Композиция танца

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)