АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПАМЯТИ ДОКТОРА ДЮБУА

Читайте также:
  1. Infinite USB Memory – флешка с безлимитным объемом памяти 03.03.2010 16:00 Максим Мишенев
  2. V. Различие в отношении к прошлому опыту между образами памяти и образами воображения
  3. БЛУЖДАНИЯ БЕЗ ПАМЯТИ
  4. В поговорке заключена мудрость народная. А сейчас давайте послушаем советы специалиста, доктора Неболейки
  5. ВАЛИНОР: Тропы памяти
  6. Величина, обратная емкости памяти
  7. во Всероссийской Вахте Памяти
  8. ВОСКРЕШЕНИЕ В ПАМЯТИ
  9. Выделение памяти для структур.
  10. Глава 1. Держи доктора в заложниках
  11. Глава IX. ВТОРОЙ ОТЧЕТ ДОКТОРА УОТСОНА
  12. ГЛАВА VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАПИСОК ДОКТОРА ДЖОНА УОТСОНА

Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память одного из самых замечательных людей нашего времени. Доктор Дюбуа был не только гигантом мысли, расширившим границы знания, он был прежде всего учителем. Всю свою жизнь он стремился научить нас тому, как выполнить задачи, стоящие перед нами в борьбе за свободу.

Первая мысль, которую он особенно настойчиво проводил, состоит в следующем. Для того чтобы уделом негров по-прежнему оставались лишения и гнет, использовался ядовитый туман лживых утверждений об их врожденной неполноценности, принадлежности к низшей расе и обреченности на рабство до гробовой доски. Эта ложь так глубоко проникла в сознание Америки, что его заразились не только белые, но и многие негры. А пока в эту ложь верили, легче было мириться с жестоким и преступным отношением к неграм. Извращенная логика гласила — не будь черный неполноценным, он не подвергался бы угнетению, а так его место в обществе вполне соответствует его скудному интеллекту и способностям.

Доктор Дюбуа понял, что краеугольным камнем расистского угнетения является миф о неполноценности негров, и посвятил свой блестящий талант его разрушению.

Вряд ли можно было найти человека более подходящего для решения этой грандиозной задачи. Прежде всего он обладал непревзойденным интеллектом, и к тому же сам был негром. Он необычайно гордился тем, что является темнокожим, и, помимо одаренности и гордости, обладал неукротимым духом борца и мужеством.

Чтобы выполнить свою миссию, он отказался от значительных преимуществ, которые имелись у высокообразованных негров на Севере. Хотя у него были ученые степени Гарвардского и Берлинского университетов и больше научных званий, чем у многих американцев, как черных, так и белых, он переехал на Юг, где тогда жило большинство негров. Он стремился разделить с ними унижения и несправедливости, которым они ежедневно подвергались. Он мог бы продаться белым правителям и получить большое вознаграждение за свой талант. Таких, как он, и среди черных, и среди белых было очень мало. Он мог бы стяжать богатство и почести и жить в роскоши, осыпаемый похвалами сильных мира сего, а вместо этого он прожил на Юге часть своей творческой жизни, почти всегда очень скромно, а ряд лет — просто в бедности. Он умер изгнанником1. На долю его выпало мало похвал, а «влиятельные» круги его игнорировали.

Но в изгнании доктор Дюбуа был только по отношению к стране, где родился. Умер он в Африке, на родине своих дорогих предков, а игнорировала его лишь крайне невежественная Америка, по не история.

История никогда не забудет доктора Дюбуа — неутомимого исследователя и одаренного открывателя социальных истин. Величие его в том, что он искал правду о своем народе. Лишь очень немногие ученые честно занимались изучением истории и жизни американских негров, и он решил заполнить этот зияющий пробел. Степень успеха Дюбуа свидетельствует о масштабности этого человека.

Однако он не просто заполнил этот пробел. Ему пришлось иметь дело с целой армией белых пропагандистов — создателей мифов и фальсификаторов негритянской истории.

Дюбуа смело начал бой с ними. Невозможно даже перечислить все его заслуги в этой области. Еще в конце XIX в. он наметил столетнюю программу изучения проблем негров Америки и пеустапно трудился над ее осуществлением.

Задолго до того, как социология стала наукой, он принимается за изучение социальных аспектов жизни американских негров и публикует труды в области здравоохранения, просвещения, занятости, религии и условий их жизни в городах. И это в те годы, когда научное исследование жизни негров выглядело столь неправдоподобно и настолько игнорировалось, что лишь один университет во всей Америке включил в свои планы подобную программу, да и то выделив на нее лишь 5 тыс. долл. в год.

Несмотря на эти препоны, доктор Дюбуа еще до начала XX в. завершает два обширных классических труда. Его книга «Ликвидация африканской работорговли», написанная в 1896 г., составила первый том в классической серии Гарвардского университета, а исследование «Негры Филадельфии», завершенное в 1899 г., используется и в наши дни. Для иллюстрации его научных методов достаточно сказать, что, работая над последним из этих трудов, он посетил и опросил 5 тыс. человек.

Вскоре доктор Дюбуа понял, что нельзя выполнить никаких подлинно научных исследований и невозможно ожидать никаких перемен, если только не привлечь к этому делу самих же негров. Ученый превращается в организатора и вместе с другими создает Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН). В то же время он п'ре-красно видит, что рост империалистической экспансии угрожает делу возрождения Африки.

Понимая важность связей между американскими неграми и землей их предков, Дюбуа расширяет сферу своей деятельности: после первой мировой войны он — инициатор Панафриканских конгрессов 1919, 1921 и 1923 гг., вызвавших переполох среди империалистов всех стран и замешательство умеренных негров Америки, которых пугал этот беспокойный, воинствующий черный гений.

Вернувшись в Соединенные Штаты, Дюбуа обнаружил, что его инициатива в области изучения истории и жизни негров принесла плоды и положила начало стремлению негров к получению высшего образования. Он весь отдался задаче повышения уровня работы в этой области. Позже, в 1940 г., он принимает участие в создании негритянского научного журнала «Пилон»2. В то же время он всячески способствует участию негритянских колледжей в ежегодных научных конференциях, чтобы повысить эффективность и качество их научных исследований.

Но этой деятельностью, которой хватило бы и десяти человекам на целую жизнь, отнюдь не ограничивается круг его интересов и достижений. За шесть лет он создает монументальный труд в 700 страниц — «Черная реконструкция в Америке»3, одновременно написав много статей и очерков. Написание «Черной реконструкции» заняло шесть лет, но потребовало тридцати трех лет подготовки. Когда появилась эта работа... газета «Нью Йорк Тайме» писала: «Вне всякого сомнения это — наиболее тщательное и полное исследование участия негров в Реконструкции», а «Нью Иорк Геральд Трибюн» заявила, что «это — солидное исследование данного периода, экономический трактат, философское рассуждение, поэма и произведение искусства вместе взятые».

Чтобы понять, почему же эта работа Дюбуа о Реконструкции была таким монументальным достижением, необходимо познакомиться с ее содержанием. Белые историки почти целое столетие грубо извращали роль негров в период Реконструкции. Это было сознательное и намеренное искажение, и здесь многое было поставлено на карту. В годы Реконструкции негры почти не имели свободы действий. Если бы, как это утверждают белые историки, негры действительно погрязли в коррупции, оппортунизме, проявили бы вопиющую глупость, были бы действительно буйными, невежественными и злобными, то цель этих историков была бы достигнута. Они смогли бы доказать, что свобода в руках низших существ представляет опасность. Американцам из поколения в поколение упорно предподносилась эта ложь, и коллективный разум американского общества в конце концов был отравлен расизмом и оглуплен мифическими вымыслами.

Доктор Дюбуа выступил против этой фальсификации негритянской истории и разоблачил ее. Фактически он раньше, чем кто-либо другой в США, начал разоблачать ложь об американских неграх в наиболее важный и созидательный период их истории и сделал в этом отношении больше всех. Истины, которые он раскрыл, еще не стали достоянием всех американцев, однако они учтены и взяты на вооружение нами в нашей нынешней борьбе.

В «Черной реконструкции» Дюбуа пришлось полемизировать с почти повсеместно распространенной концепцией о том, что в период Реконструкции цивилизация на Юге практически якобы погибла, ибо негры в какой-то мере были допущены к власти. Доктор Дюбуа представил неопровержимые доказательства того, что она отнюдь не погибла, и более того, в эти годы экономика Юга восстанавливалась. За первые пять лет урожай хлопка на Юге достиг довоенного уровня, а за последующие пять лет превысил его. В то же самое время экономическая активность в других сферах жизни росла настолько быстро, что возрождение Юга было почти полностью завершено.

Дюбуа открыл и еще одно яркое достижение периода Реконструкции — осуществление бесплатного образования не только для негров, но и для белых бедняков. Он документально подтвердил принятие ряда законов, настолько необходимых для общества, что они были сохранены и в XX в., хотя негры, помогавшие их появлению, были безжалостно лишены избирательных прав и устранены из политической жизни. Он доказал, что, вопреки утверждениям белых историков, это был не трагический период, а, напротив, единственный период существования демократии на Юге. Этот поразительный факт и был причиной того, что историки были вынуждены прибегать ко лжи, ибо сказать правду — означало бы признать способность негров не только управлять страной, но и создать лучшее государство в тесном единении с белыми бедняками.

После завершения книги «Черная реконструкция» доктор Дюбуа, несмотря на свой огромный вклад в науку и преклонный возраст, отнюдь не захотел уйти на заслуженный отдых. Преданность делу свободы и в 70 лет все так же неудержимо влекла его вперед, как и в 20 лет. Он уже завершил три карьеры. Начав свою деятельность как социолог-пионер, он стал активным деятелем по организации масс. Организатор затем превращается в историка. К середине XX в., когда империализм и война снова начали угрожать человечеству, он стал лидером борцов за мир. Он был председателем Информационного центра сторонников мира в США и, подобно преподобному Уильяму Слоану Коффину и доктору Бенджамину Споку4 в наши дни, подвергался судебному преследованию со стороны правительства и травле со стороны реакционеров. Не испугавшись препятствий и репрессий, он с характерной для него твердостью продолжал борьбу. Наконец в 1961 г., после того как Гана стала независимой, он получил возможность приняться за написание Африканской энциклопедии и на 93-м году жизни эмигрировал в эту страну, чтобы начать новый научный подвиг. Но в 1963 г. этот удивительный человек скончался.

То, что потомки будут помнить его за научные заслуги и организационные достижения, — не требует доказательств. Такие памятники нетленны. Однако существуют и человеческие качества, менее заметные с первого взгляда, но такие, память о которых тоже останется в веках.

Доктор Дюбуа был человеком всепоглощающей" преданности своему пароду. Огромные достижения и повсеместное признание не были для него средствами достижения популярности и личного благополучия. Кем бы он ни был, при всем разнообразии занятий и ученых званий, он был всегда и прежде всего негром. Он использовал богатства своего таланта как нечто врученное ему своим народом. Он видел, что негры лишены такого множества вещей, необходимых для существования, что украденная у них история казалась лишь небольшой частью их потерь. Но доктор Дюбуа знал, что для народа потерять историю — значит потерять возможность понять себя, а с нею — источник возможности гордиться собой. Это заставило его превратиться в исследователя истории американских негров, а сочетание уникальной преданности делу и интеллекта позволило ему спасти наследие, потеря которого необычайно бы обеднила нас.

Мы вспоминаем о докторе Дюбуа как о человеке сегодня, когда в жизни еще слишком много отчаяния. Но в годы, когда он жил и боролся, у людей было гораздо больше оснований для отчаяния и безнадежности, однако его вера в сбой народ никогда не колебалась. Любовью к народу и верой в него отмечены каждая фраза трудов Дюбуа, каждый шаг его жизни. Без этих глубоко укоренившихся чувств его работа была бы бесплодной и отвлеченной. Именно они превратили его деятельность в ураган, который смел грязь лжи со страниц официальной истории.

Вся его жизнь была проникнута гордостью за негров. Он не просил прощения за то, что он черный, а значит — хуже других. Вместо этого он нападал на угнетателей за преступное принижение черных. Он бросил вызов существующим порядкам, став примером воинствующей мужественности и честности. Он не боялся бросить вызов, и хотя враги источали злобу и презрение, им не удалось заглушить его мощный голос.

Однако при всем этом он отнюдь не видел в темном цвете кожи ничего мистического. Он гордился своим народом, но не потому, что цвет кожи наделял негров неким смутным величием, а в связи с тем, что их конкретные достижения в борьбе способствовали прогрессу человечества, а также потому, что сам Дюбуа знал и любил прогрессивное человечество, людей всех цветов, кожи — черной, белой, желтой, красной или коричневой.

В своей деятельности он не ограничивался лишь шумными обличениями, чтобы получить эмоциональную разрядку и удалиться затем с самодовольным и пассивным удовлетворением. История научила его. что для народа недостаточно просто испытывать гнев; главная задача — организовать людей так, чтобы их гнев превратился в преобразующую силу. Никогда нельзя было различить, где кончается Дюбуа-ученый и начинается Дюбуа-организатор. Эти два его качества были в нем единой силой.

Стиль жизни доктора Дюбуа — это важнейшее качество, которое следует перенять современному поколению негров. Образованный негр, который чурается нас, или разгневанный боец, который не способен организовать нас, не имеют ничего общего с доктором Дюбуа. Он был примером того, чего могут достичь негры, и он организовывал негров для борьбы...

Мы не можем говорить о докторе Дюбуа, не отметив того, что всю свою жизнь он придерживался радикальных взглядов. Кое-кому хотелось бы игнорировать тот факт, что последние годы жизни он был коммунистом. Ведь для них ничего не значит и то, что Авраам Линкольн тепло приветствовал поддержку со стороны Карла Маркса в период гражданской войны и дружески переписывался с ним. В современном англоязычном мире никого не смущает тот факт, что Шон О'Кэйси5 был литературным гигантом XX века и коммунистом или что Пабло Неруду6 считают величайшим поэтом современности, хотя он был избран в сенат Чили как коммунист. Пора перестать замалчивать тот факт, что доктор Дюбуа был гением и что он предпочел стать коммунистом. Иррациональный антикоммунизм, которым мы одержимы, слишком часто заводил нас в трясину, и едва ли следует стараться сохранять его, как если бы это был один из видов научного мышления.

В заключение мне хотелось бы напомнить белой Америке о том, чем она обязана доктору Дюбуа. Извратив историю негров, они исказили историю Америки, так как негры сыграли слишком большую роль в создании нашей страны, чтобы их можно было вычеркнуть, не лишив ее историю научной достоверности. Белая Америка, пропитанная лживыми измышлениями о неграх, слишком долго жила в тумане невежества. Доктор Дюбуа принес им в дар истину, за которую они должны быть вечно ему благодарны.

Перед неграми стоят сегодня трудные задачи. Нас частично освободили, а затем поработили снова. Мы снова должны выйти на старое поле сражений, но благодаря наследию, которое оставил нам этот полный страсти воинствующий черный гигант, наша уверенность в собственных силах выросла, наше зрение стало острее, а наша вера в конечную победу — крепче.

Доктор Дюбуа ушел от нас, но он не мертв. Дух свободы не погребен в могиле с борцом. Он будет с нами в апрельском походе на Вашингтон7, куда мы направляемся требовать права на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Мы должны идти в Вашингтон потому, что правительство объявило перемирие в «войне с бедностью», тратя в то же время миллиарды на эскалацию бессмысленной, жестокой и несправедливой войны во Вьетнаме. Мы пойдем туда, потребуем, чтобы нас выслушали, и останемся там до тех пор, пока не получим ответа от правительства. Если это приведет к насильственному подавлению нашего движения, мы выдержим это, как бывало и прежде. Если это вызовет насмешку и презрение, мы примем и это, ибо именно это в Америке выпадает сейчас на долю бедняков. Если это будет означать тюрьму, мы охотно пойдем в нее, так как миллионы бедняков и так уже заключены в темницу эксплуатации и дискриминации.

В наши дни доктор Дюбуа был бы в первых рядах движения за мир. Он сразу же провел бы параллель между американской поддержкой продажного режима Тхиеу — Ки8 и поддержкой южных рабовладельцев Севером в 1876 г. ЦРУ едва ли преувеличивает — наоборот, его заявление поражает своей честностью, — подсчитав для конгресса, что война во Вьетнаме может длиться 100 лет. Люди, лишенные свободы, не сдаются. Негры боролись за нее более ста лет, и даже если мы не знаем еще даты полного освобождения, мы уверены, что борьба за свободу будет продолжаться.

Позвольте мне сказать, наконец, что величайшей заслугой доктора Дюбуа было его преданное сочувствие всем угнетенным и его святая непримиримость ко всем формам несправедливости. Сегодня все призывает нас к непримиримости. Будем же непримиримы, пока каждый человек не будет иметь пищу и все необходимое для тела, культуру и образование для разума, свободу и человеческое достоинство для духа. Останемся же непримиримы, пока кишащие крысами и паразитами трущобы не отойдут в темное прошлое и пока каждая семья не получит надлежащим образом оборудованный дом... Будем испытывать это чувство непримиримости, пока «братство» не перестанет быть ничего не значащим словом в конце молитвы и станет первым пунктом повестки дня любого законодательного собрания. Будем непримиримы, пока наши братья из «третьего мира» — Азии, Африки и Латинской Америки — не перестанут быть жертвами империалистической эксплуатации и не воспрянут после долгой ночи нищеты, неграмотности и болезней...

[М. L. King. Honoring Dr. Du Bois. «Freedomways», vol. 8,.Vs 2, 1968 (речь, посвященная столетию со дня рождения выдающегося негритянского ученого, писателя и общественного деятеля США Уильяма Эдварда Бургхардта Дюбуа. Произнесена в Карнегн Холл, Нью-Йорк, 23 февраля 1968 г.)]

1 У. Э. Б. Дюбуа умер 27 августа 1963 г. в Аккре — столице Ганы, куда уехал из США в 1961 г.

2 У. Дюбуа стремился создать научный журнал по изучению расовых проблем. Однако издание с этой целью журнала «Пилон», намечавшееся с 1934 г., удалось осуществить лишь в 1940 г.

3 Капитальный труд У. Дюбуа «Черная реконструкция» был опубликован в 1935 г. В нем дан блестящий анализ роли негров в бурных событиях гражданской войны 1861 — 1865 гг. и Реконструкции 1865 — 1877 гг. Научное и политическое значение этой работы Дюбуа состоит в том, что она явилась первым в американской историографии крупным прогрессивным научным трудом, разоблачившим беззастенчивую фальсификацию буржуазными историками исследуемых в нем проблем.

4Известный американский детский врач Б. Спок и священник У. С. Коффин — активные борцы за мир и прекращение преступной агрессии США во Вьетнаме. Подверглись репрессиям со стороны американских властей.

5 Шон О'Кэйси (1884 — 1964 гг.) — выдающийся ирландский писатель, коммунист.

6 Пабло Неруда (настоящее имя — Рикардо Нафтали Рейес Басуальто, род. в 1904 г.) — выдающийся чилийский поэт, коммунист.

7 Задуманный и подготовлявшийся М. Л. Кингом «поход бедняков» на Вашингтон состоялся в апреле-мае 1968 г., но уже без Кинга.

8 Имеются в виду американские ставленники — «президент» Южного Вьетнама Нгуен Вал Тхиеу и «вице-президент» Нгуен Као Ки.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)