АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что есть право в России?

Читайте также:
  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. Международно-правовые, законодательные и нормативные акты
  3. II. ВІДПОВІДНЕ НАЦІОНАЛЬНЕ ПРАВО
  4. III. Справочные данные
  5. Module IV. Цивільне право
  6. Module XIV.Адміністративне право. Конституційне право
  7. Module XV. Трудове право. Право споживачів
  8. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  9. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  10. АВТОРСКОЕ ПРАВО
  11. Авторское право. Взыскание авторского вознаграждения
  12. Авторське право

 

Увы, среди задающих тон в российской общественной жизни крайне мало людей, имеющих фундаментальное, качественное гуманитарное образование, в особенности, юридическое. Нам в России крайне не хватает адекватного понимания таких дисциплин как Философия права, Теория права, Теория государства, История права и государства, Сравнительное правоведение и т.п.

Для компаративистики - науки, изучающей и сравнивающей различные правовые системы, основополагающим является выделение двух правовых систем, господствующих в современном мире: романо-германской и англосаксонской (т.н. "общее" или "обычное право"). Очень, очень огрубляя, можно сказать, что основное отличие между ними заключается в том, что в романо-германской системе решающее значение имеет т.н. "писанное право", "позитивное право" или закон в широком понимании. В т.н. же "общем праве" основное значение имеет прецедент, своими корнями уходящий в обычай или т.н. "право справедливости".

Тема эта настолько обширна, что для ее раскрытия совершенно необходимо глубокое погружение в сию научную дисциплину (точнее, их комплекс) и изучение специализированной литературы. Лучшее из того, что видел лично я на русском языке, могу порекомендовать - Гарольд Дж. Берман "Западная традиция права" - фундаментальный труд, проясняющий правовые, социальные и культурные исток Западной цивилизации.

Труд, в частности, содержащий в себе доскональное исследование роли древнегерманского права в развитии Западного общества, из которого выросла самобытная система англосаксонского права, а также проблему его соотношения с рецепированным римским правом, которое, ассимилировав его породило правовой монолит остальной, континентальной Европы. Строго говоря, говорить в этой связи о романо-германском праве не только абсурдно, но в каком-то смысле и кощунственно. В сути своей романское право есть право римское и анти-германское, не забывая при этом о генетически-правовой родственности германцев, кельтов и славян, которые для Рима были "варварами".

Так вот, не влезая в дебри компаративистики, можно сказать, что если в римской правовой системе центральную роль играет законодатель, то в германской - судья, являющийся носителем "духа права" и обладающий возможностью корректировать, а иногда и отменять закон, право писанное. Ибо писанное право в этой системе координат абсолютно не идентично праву как таковому, которое являет собой скорее общую идею и принцип справедливости.

Германское право в своей сути является правом феодальным, а феодальное право, огрубляя, основано на понимании "права" как "привилегии". Соответственно, и рождается и эволюционирует оно в сложной и динамичной системе сюзеренно-вассальных отношений между "феодалами", взаимоотношений между сословиями, городами, цехами, общинами. На этой базе и развивается та правовая реальность, которую сложно с первого взгляда определить и зафиксировать в виде универсального прописанного свода правил. Ибо правила эти дифференцированы, гибки и подвижны. Огромную роль в их определении играет контекст, учет которого и позволяет существовать такому уникальному феномену как "прецедент".

В римском праве, которое никогда не было правом феодальным, действуют совершенно другие правила и принципы. Писаное право, закон - едины для всех граждан - и должны соблюдаться во чтобы то ни стало. Судья наделен полномочиями лишь применять этот закон, но никак не корректировать его, тем более, применять или создавать новый.

А теперь, для чего я написал столь длинное и утомительное предисловие?

Для того, чтобы сказать, что российская правовая реальность с ее несоблюдением закона, нигилистическим к нему отношением, коррупцией и шизофреничным раздвоением между правовым и здравым сознанием российских граждан, есть, на мой взгляд, результат несоответствия между феодально-варварским характером российского общества, с одной стороны, и духом и системой ценностей римской правовой системы, которую ему хотят привить, начиная с Петра I.

На самом деле реальность нашей страны заключается в том, что мы живем в феодальном до мозга костей обществе, которое все время пытается строить свою жизнь по искусственным позитивистским рецептам и нормам римского права. Естественно, это не удается. Но не потому, что русские такие отсталые дебилы, как хотят представить либералы и западники. А потому, что те одномерные, из пальца высосанные законы, которыми они пытаются регулировать русскую жизнь, не соответствуют ее сложному и многомерному характеру. Собственно, именно это и является причиной уродливого характера веками существующей у нас нежизнеспособной правовой системы, мешающей сформироваться живому русскому праву, основанному на обычае и прецеденте.

Что же, значит ли это, что страна вообще живет без закона? Никак. Страна живет по понятиям. А понятия эти суть ни что иное как обычай или живые правовые нормы, свои для каждого из срезов сложного феодального общества. Какой из этого можно сделать вывод применительно к той или иной консорции? Ваше право - не в законе. Ваше право - в силе. В том куске свобод и полномочий, что вы сумеете отвоевать, купить или заслужить себе, как это делали феодалы, гильдии, вольные города или кагальные раввины в Средневековой Европе.

Как это делает Рамзан Кадыров в современной Чечне, как самый яркий, но отнюдь и отнюдь не единственный образец того, каким образом в евразийской правовой системе утверждается собственное право.

Отсюда мораль. Хотите иметь право в современной России - не писанное, реальное - будьте субъектны и будьте реалистичны. Не попадайте в ловушки формализма и не гонитесь за призраками соблюдения закона в Российском государстве. Берите пример с европейских раввинов, которые сумели в феодальной правовой системе добиться таких прав для еврейского меньшинства, которое им не даст сегодня ни одно конституционное государство.

У феодализма есть много преимуществ. Нужно лишь научиться их понимать и уметь пользоваться ими.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)