АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.Ю. Лермонтов

Читайте также:
  1. аргумент: М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
  2. Генеалогическое древо М.Ю. Лермонтова
  3. Лермонтов создал глубокий образ человека, который страдает сам и несет страдания другим, человека 30-х годов 19-го века.
  4. М.Ю.Лермонтов
  5. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени
  6. Опять Ю.Лермонтов
  7. Художественные принципы изображения главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  8. Художественные принципы изображения главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,, -

Любуйся ими и - молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

………………………… Ф.И. Тютчев

Прокомментируйте это стихотворение.

Чувственные и рациональные формы познания

 

Чувственные формы познания: ощущения восприятия, представления.

 

Ощущения отражают одну сторону познаваемого предмета при помощи органов чувств. Виды ощущений: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, ощущения равновесия, ускорения и другие.

 

Восприятия отражают предмет в целом непосредственно.

Представления отражают предмет в целом опосредованно.

 

Рациональные формы познания: понятия, суждения, умозаключения.

 

Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Понятие выражается словом. Слово неизменно, а понятие развивается вместе со знанием о предмете. Например: «атом».

 

Суждение выражается утвердительным или отрицательным предложением. Состоит из субъекта и предиката. Субъект – это то, о чем говорится в данном суждении, а предикат – это то, что говорится о данном субъекте. Например: «Буря мглою небо кроет». «Буря» – субъект, «мглою небо кроет» – предикат. Формализация суждений, предложенная Аристотелем, позволила сформулировать единые правила достоверного вывода для суждений не зависимо от их содержания.

 

Умозаключение – это вывод, сделанный на основе, по крайней мере, двух суждений (посылок).

 

Все цветы – растения

Гвоздики – цветы.

Гвоздики – растения.

Некоторые любители кошек не любят собак.

Все любители кошек ценят грациозность.

Некоторые ценители грациозности не любят собак.

Сенсуализм и рационализм

 

Сенсуализм – философское направление, которое за основу познания принимает чувственное познание. Представители: Протагор, Аристотель, Эпикур, Локк, Дидро, Фейербах.

Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Аристотель: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах».

Локк «Опыт о человеческом разуме». Не существует врожденных идей. Все знания из опыта внешнего (ощущений) и внутреннего (рефлексии). Качества вещей первичные и вторичные.

От Локка идут направления: диалектический материализм, субъективный идеализм (Беркли), агностицизм (Юм).

Рационализм – философское направление, которое за основу познания принимает рациональное познание. Представители: Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель.

Парменид усматривал в разуме критерии истины.

Лейбниц к фразе «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах» добавлял: «кроме самого разума».

Кант: чувство–рассудок–разум. Разум руководствуется целью.

Гегель: процесс познания – это процесс самопознания разума.

Сенсуализм

1. Абсолютизация чувственного.

2. Отождествление чувственного и рационального, отрицание их качественного различия.

Количественный подход к пониманию процесса познания.

 

Рационализм

1. Отрыв чувственного от рационального.

2. Неумение объяснить природу рационального. Источником истины, считают рационалисты, является разум (Например, у Декарта – теория врожденных идей).

Качественный подход к пониманию процесса познания.

Если в первом случае отрицается грань между чувственным и рациональным, то во втором случае ставится непроходимая грань между этими способами познания.

 

Диалектический материализм

1. Видит качественное различие между чувственным и рациональным.

2. Учитывает преемственность, нераздельность, взаимопроникновение чувственного и рационального.

3. Объясняет природу рационального (философские знания, диалектика, научная картина мира как источники развития научного знания).

 

Эмпирическое и теоретическое познание

 

Эмпирическое Теоретическое  
1. Отвечает на вопрос: «Как?» 2. Описывает 3. Раскрывает закономерность для лишь для ряда случаев 4. Границы применимости, чаще не определены. 5. Отсутствие этой системы     6. Фиксация в процессе познания особенного, необходимого, сущностного. Эмпиризм отрицает специфику теоретического знания, утверждает, что знания выводятся из данных опыта.   1. Отвечает на вопрос «Почему?» 2. Объясняет 3. Фиксирует единство многообразия (через понятие). 4. Границы применимости определены.   5. Имеется система идеализированных объектов, способная к саморазвитию без обращения к эмпирии на определенном этапе развития теории   6. Фиксация в процессе познания особенного, всеобщего, необходимого, сущностного Рационализм абсолютизировал значение теоретического знания и рассматривал его в отрыве от материальной основы.

 

Диалектический материализм считает, что теоретическое знание возникает под влиянием эмпирического знания, НКМ и философского знания. Например:

1. Принцип сохранения энергии (физика) и принцип неуничтожимости движения и материи (философия).

2. Идея прерывности, скачков (философия) и идея квантов (физика).

Методы научного познания

Наблюдение, эксперимент.

Эксперимент более активный метод познания, предполагает создание искусственных условий.

Сравнение, аналогия, моделирование.

Индукция, дедукция.

Анализ и синтез.

Исторический и логический метод.

Исторический метод – это хронологическое следование за естественным процессом и его фиксация, а логический метод сглаживает неизбежно возникающие отклонения выстраивает и фиксирует логическую закономерность событий.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Это путь от одностороннего познания к целостному в понятии, отражающему познаваемое.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)