АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 1 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

А

аборт. Искусственное прерывание беременности. С древнейших времен индуист­ская традиция и писания осуждают эту практику и считают аборт допустимым лишь в случае необходимости спасти жизнь матери. Аборт воспринимается как действие, противное законам риты и ахимсы. Индуистский мистицизм учит, что зародыш — живое, сознательное существо, нуждающееся в защите (Ригведа, 7.36.9). Каушитаки-упанишад (3.1) описывает аборт как равный убийству собст­венных родителей. Атхарваведа (6.113.2) упоминает брунагхни, убийцу зароды­ша, в числе величайших грешников. Гаутама-дхармашастра (3.3.9) считает при­частных к убийству зародыша утратившими свою кастовую принадлежность. Сушрута-самхита, аюрведический медицинский трактат, допускает аборт лишь в случае возникновения серьезных осложнений в процессе беременности, пред­писывая сначала предпринять попытки спасти жизнь и матери, и плода.

Абсолют (санскр. Брахман, Ануттара, Парашива и др). Наивысшая Реальность, непроявленный, неизменный и трансцендентный Парашива. Это глубинная Са­мость Бога, Душа человеческой души, подлинное Абсолютное Бытие. Важная характеристика Бога Шивы в трех Его совершенствах: Парашива, Парашакти и Парамешвара, как несотворенного, неизменного и невовлеченного в процесс эво­люции. См.: Брахман, Парамешвара, Парашива, Парашакти.

абхайя. "Бесстрашие". Одна из основных добродетелей. "Бесстрашие — плод пол­ной Самореализации, состоящей в восстановлении чувства недвойственности" (Брихадараньяка-упанишад, 1.4.2). Также название соответствующей мудры (по­ложения рук), в которой пальцы правой руки подняты вверх, а ладонь обращена вперед. В индуистской иконографии божеств а и учителя нередко изображаются с абхайя-мудрой. См.: мудра, мурти.

абхаса. "Излучение; манифестация; эманация". Способ, которым Шива творит мир и его обитателей из Самого Себя. Учение об эманации является центральной концепцией монистических школ (особенно кашмирского шиваизма). См.: эма­нация, таттва.

абхишека. "Окропление; помазание; возлияние". 1) Ритуальное омовение образа или символа (например, Лингама) Божества водой, молоком, медом, гхи, розовой водой и т. п. Специальная форма пуджи, предписанная Агамами. Также соверша­ется при инаугурации духовных и политических правителей и как благословля­ющий обряд в целом. 2) В тантрических школах означает также сакральный акт передачи благодатной энергии (шактипата) в процессе посвящения. См.: пуджа, дикша, шактипат(а).

Абхинавагупта (ок. 950—1015). Кашмирский шиваитский гуру, ученый и посвя­щенный в линии Васугупты. Из его философских трудов два — Пратьябхиджня-вимаршини и Тантралока — являются фундаментальными для кашмирского ши­ваизма. Абхинавагупта, который был также авторитетным теоретиком поэзии, танца, драмы и классической музыки, по преданию, исчез, зайдя в пещеру близ Мангама вместе с 1200 учениками. См.: кашмирский шиваизм.

Авантиварман. Кашмирский царь, живший в 855—883, во время правления которого кашмирский шиваизм достиг расцвета. Современником Авантивармана был философ-мистик Каллата, один из величайших представителей кашмирской шиваитской традиции.

аварана. "Щит; покров". Одно из основных понятий философии вирашайвов (при-верженцев вира -шиваизма) и некоторых тантрических школ. См.: вира-шиваизм, ашта-аварана.

аватара. Бог, родившийся в человеческом (или животном) теле. Одна из централь­ных концепций шактизма, смартизма и вишнуизма.

Августин. Один из "отцов церкви". Христианский епископ и теолог, живший в 354—430 гг. Весьма почитаемый католической церковью святой.

авидья. "Неведение; заблуждение". Ложное понимание природы реальности. Ошибочное восприятие временного и преходящего как вечносуществующего, а вечносуществующего — как непостоянного.

Агама. "Пришедшее [знание]". Огромное собрание санскритских писаний, которые, вместе с Ведами, почитаются как шрути ( откровенное писание). Датировать их сложно. Они были частью древнейшей устной традиции, которую эксперты считают современной самым старым частям Вед (5 — 6 тыс. лет до н. э.). Агамы — первоисточники и высший авторитет в вопросах ритуала, йоги и устройства храмов. Каждая из основных деноминаций индуизма — шиваизм, вишнуизм и шактизм — имеет свои собственные тексты Агам. Смарты признают Агамы, но не обязательно следуют им и полагаются в основном на тексты смрити. Веды и Агамы представляют собой два взаимодополняющих, сообщающихся потока индуистской традиции, которые проявляются, в частности, как философии соответственно веданты и сиддханты. Различие между ведантой и сиддхантой традиционно описывается следующим образом. В то время как Веды изображают человека, стремящегося к Богу, Агамы придерживаются перспективы Бога, стремящегося помочь человеку. Если Веды произносятся мудрецами- риши, то в текстах Агам истина излагается устами Бога или Богини. См.: Шайва-агамы, шрути.

Агастья. Один из 18-ти прославленных шиваитских сиддхов (адептов), признанный также первым грамматиком тамильского языка. По преданию, переселился на юг из северной Индии. Его имя встречается в Махабхарате, Рамаяне и Пуранах и было известно даже древним индонезийцам. См.: сиддха.

Агни. "Огонь". Ведическое божество огня, призываемое через ритуалы яджни, агни-караки, агнихотры, хомы и хаваны. Бог Агни — посланец богов и посредник между ними и людьми, принимающий и доносящий молитвы и жертвенные подношения до небесных сфер. См.: яджня, агнихотра, агникарака.

агни. "Огонь". Один из пяти грубых элементов (таттв), паньчабкута. См.: таттва.

агникарака. "Разведение огня". Агамическое обозначение огненного жертвопри-ношения, яджни или агнихотры. См.: яджня, агнихотра.

Агнихотра. "Огненное жертвоприношение". Ежедневный традиционный домашний ритуал, в котором жертвенное молоко брызгается в огонь. См.: яджня.

Агхора. "Неужасающий". Проявление Бога Шивы, которое, как и Рудра, представляет собой олицетворение Его разрушительной, всепоглощающей силы. Важное имя Шивы в агамической традиции.

Агхораишва. Южноиндийский шиваитский философ, который в XII веке основал сиддхантистскую школу, уделявшую особое внимание дуалистическим фрагмен-там Агам и других старых текстов. Более поздняя плюралистическая философия Мейкандара частично основана на учениях Агхорашивы. См.: двайта-адвайта, двайта-сиддханта, шайва-сиддханта.

агхори. Орден шиваитов-аскетов, произошедший, как считается, от ордена капаликов (ок. XIV в.). Следуют вамачаре, тантрическому "ритуалу левой руки", и вызывают всеобщее порицание своими радикальными практиками (в частности, живут на кладбищах и используют человеческие черепа как миски для еды).

ад (санскр. нарака). Сфера несчастливого, ментально и эмоционально стесненного сознания. Состояние ума, которое может переживаться на физическом плане или субастральном плане (нарака) после смерти физического тела. Характеризуется мучительными эмоциями: ненавистью, угрызениями совести, переживанием обиды, ревности и т. п. По индуистским воззрениям, адские переживания не являются вечными. Это временное состояние, виновником которого является сам пребывающий в аду.

адвайта. "Не два". Недуальность, недвойственность или монизм. Философское уче­ние о том, что Абсолютная Реальность состоит из одной главной субстанции, или Бога. Противоположность двайты, дуализма. Адвайта — это первичная фило­софская позиция ведических Упанишад и вообще индуизма, интерпретируемая по-разному различными риши, гуру, пандитами и философами. См.: двайта-ад-вайта, веданта.

адвайта-веданта. "Недвойственное завершение (или сущность) Вед". Монисти­ческие школы, в первую очередь школа Шанкары, которые опираются на Упа-нишады и связанные с ними тексты. См.: веданта.

адвайта-ишваравада. "Учение о недвойственности и Личностном-Боге-как-Пра­вителе". Санскритский эквивалент "монистического теизма". Философия Вед и Шайва-агам, которая провозглашает одновременно предельное единство всех ве­щей и реальность Личностного Божества. См.: адвайта, адвайта-сиддханта.

адвайта-сиддханта. "Недвойственные совершенные заключения". Шиваитская философия, зафиксированная в Агамах, ядром которой является недвойственное (адвайта) тождество Бога, души и мира. Эта монистическая и теистическая фи­лософия, в отличие от учения Шанкары (адвайта-веданты), утверждает, что майя (принцип проявления) не есть препятствие к богоосознанию, но собственная энергия и присутствие Бога, руководящее эволюцией души к совершенству. В то время как адвайта-веданта опирается на философию Упанишад, адвайта-сид­дханта — также и на внутреннее и внешнее поклонение Богу, йога-садханы и тапас. Адвайта-сиддхантой в южной Индии называют школу Тирумулара, чтобы отличать ее от плюралистической сиддханты Мейкандара и Агхорашивы. Эта еди­ная ведическо-агамическая доктрина также известна как шуддха-шайва-сиддхан-та. Это философия, которой придерживается и автор этой книги. См.: шайва-сиддханта.

Ади-Грантх. "Первая книга". Центральное писание сикхизма, составленное в 1603 — 1604 гг. из писаний сикхских, мусульманских и индусских святых, в частности из прекрасных хвалебных гимнов Джапджи Гуру Нанака, первого сикхского гуру. В 1699 г. Гобинд Сингх, десятый патриарх, объявил, что живая преемственность заканчивается на нем и отныне это писание будет служить в качестве гуру си­кхизма. Прекрасные учения этой книги находятся в гармонии с индуизмом, если не считать того, что они отвергают Веды, поклонение образуй касты. Ади-Грантх хранится как святыня во всех сикхских храмах (гурудварах). См.: сикхизм.

адинам (тамил.). Принятое у последователей шайва-сиддханты обозначение хра-мово-монастырских комплексов, в которых постоянно проживают гуру и их мо­нашествующие ученики. Синоним санскритского слова ашрам(а). См.: ашрам(а).

Адинатха. "Первый Господь". Мудрец (годы жизни неизвестны), считающийся основателем Адинатха-сампрадайи, традиции учителей, частью которой являет­ся шиваитская секта сиддха-сиддханта. См.: шиваизм, натха.

Адинатха-сампрадайя. См.: Натха-сампрадайя.

адишайва. Потомственный священник и учитель южноиндийской традиции шай­ва-сиддханты; также: шиваитские брахманы, происходящие из готр пяти риши, которые уполномочены проводить ритуалы в агамических храмах Шивы. Эта потомственная жреческая линия называется адишайва или шивачарья. См.: гот-ра, шивачарья.

Аджита-агама. Одна из 28-ми Шайва-сиддханта-агам, посвящена устройству хра­мов, богослужению и правилам установки различных изображений (мурти) Ши­вы.

 

аджня-чакра. Также известна как "третий глаз". Расположена в межбровье. См.: чакра.

адршита-карма. "Незримая, скрытая карма". Невидимая сила кармы, судьба. Пос­ледствия кармы прошлых жизней, влияющих на настоящую жизнь. См.: карма.

адхарма. Противоположность понятию дхарма. Неправедность, противоестествен­ность, безрелигиозность, нечестие и деградация (прежде всего, духовная). Адхар-мой являются все мысли, слова и поступки, противоречащие божественному за­кону, дхарме.

адхьятма. "Духовный; связанный с душой; душа". Внутреннее духовное "Я" (Са­мость) или дух. См.: атма(н).

адхьятма-викаса. "Духовное развитие; духовное пробуждение". Расцвет внутрен­него высшего (адхи) "Я", души (атмана), как результат постоянно предпринима­емого духовного усилия, садханы. Викаса означает "раскрытие, становление види­мым, осуществленная манифестация", подобно тому, как цветок раскрывает свои лепестки или же как раскрываются чакры в результате пробуждения и подъема кундалини. См.: духовное пробуждение.

адхьятма-прасара. "Духовная эволюция". Постепенное "взращивание тела души", анандамайя-коши, в течение многих жизней. Прасара означает "распространение; эволюция; движение вперед; прогресс". См.: эволюция души. айкья. "Единство". Одно из важных положений в учении вира-шиваизма, а также

некоторых других монистических школ. См.: вира-шиваизм.

Айтарея-брахмана. Священный текст, часть Ригведы, в основном рассматриваю­щий вопросы ведического культа и обряды помазания царя. См.: Ригведа, Веды.

Айтарея-упанишад. Три главы из Айтарея-араньяки Ригведы, посвященные эзо­терике ритуала и средствам подготовки себя к глубочайшим духовным достиже­ниям.

акаша. "Пространство". Небо. Свободное, открытое пространство. Эфир, пятый и самый тонкий в ряду пяти элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Эзо­терически — разум, сверхсознательный слой, поддерживающий все существую­щее, актуально и потенциально, в котором записываются все события и могут читаться ясновидящими. Именно посредством психического входа в эту транс­цендентную акашу можно собирать космическое знание и познать весь цикл вре­мени — прошлое, настоящее и будущее. Пространство, акаша, в этой концепции является позитивной субстанцией, наполненной невидимыми энергиями и разу­мом (в противоположность западной концепции пространства как вакуума, от­сутствия чего бы то ни было). Адваятарака-упанишад (2.1.17) описывает пять уровней акаши, которые можно йогически воспринять. Это гуна-рахита-акаша (пространство без качеств), парама-акаша (высшее пространство), маха-акаша (великое пространство), таттва-акаша (пространство истинного бытия) и сурья-акаша (пространство солнца).

 

акосмический пантеизм. Учение, отрицающее реальность космоса и признающее реальным лишь Бога, Абсолют, который есть все. Принятый в западной филосо­фии термин для обозначения философии Шанкары. См.: Шанкара, шад-даршана.

актинический. "Духовный; порождающий свет". От греч. aktis, "луч". Относящий­ся к сознанию в его чистой, беспримесной форме. Этот термин описывает крайне утонченную сверхсознательную сферу чистого бинду, квантовых струн, субстрата сознания, шуддха-майи, из которой берет начало свет. Актинический — это при­лагательное от актинизма, который Оксфордский словарь английского языка опре­деляет как: "1) излучение тепла или света, а также раздел философии, занимаю­щийся этим; 2) свойство солнечных лучей, благодаря которому производятся химические изменения, как, например, в фотографии". См.: актинодический, ка-лА, коша, одический, таттва.

актинодический. "Духовно-магнетический". Термин, обозначающий сознание в шуддхашуддха-майе, являющейся смесью одической и актинической силы и отно­сящейся к диапазону анахата-чакры и, в некоторой степени, вишуддха-чакры. См.: таттва.

акшата. "Цельный; нераздробленный". Цельные, несваренные зерна риса (или других злаков), обычно смешанные с куркумой, используемые как подношение во время пуджи или для благословления кого-либо (например, при бракосочетании и других обрядах). Считается одним из самых лучших видов пищи и подношений Богу и богам. См.: пуджа.

Аллама Прабху (ок. 1150 г.). Современник Басаванны и центральная фигура вира- шиваизма, глава ордена, в который входили 300 просветленных существ, в том числе 60 женщин. Начав храмовым барабанщиком, он стал выдающимся сиддхой, мистиком и поэтом. Широко известен сборник его работ Мантра-гопья. См.: Басаванна, вира-шиваизм.

альвар. "Тот, кто управляет Богом посредством бхакти". Группа известных виш-нуитских святых (VII— IX вв.), которые способствовали возрождению вишнуизма вТамилнаде. Их преданные стихи собраны в книге Налайирам-дивья-прабандхам, содержащей 4000 гимнов. Наиболее известны 12 альваров — Пойкай, Пудам, Тирумалисай, Наммальвар, Кулашекхара, Андаль, Тируппан и Тирумангай и др. Термин альвар не следует смешивать со словом нальвар, обозначающим группу из четырех шиваитских святых того же времени. См.: нальвар, наянар.

Амардака. Орден шиваитских санньясинов, основанный Амардакой Тиртханатхой в Андхра-Прадеш (ок. 775 г.).

Амардака Тиртханатха. См.: Амардака.

Амбика. "Мать". Милостивая форма Богини, одно из центральных божеств рели­гии шактов наряду сДургой, Кали и Парвати. См.: Шакти.

Амман. "Мать". Обычно так называют Мариямман, "богиню оспы", защитницу от эпидемий и прочих волнений. Это очень популярная грамадэвата ("деревенское божество", божество данной местности). Существует много храмов Мариямман в Малайзии, на Маврикии и в сельских районах южной Индии. В тамильской традиции "Амман" часто прибавляется к именам различных богинь, например Кали Амман. Одним из отличительных признаков храмов грамадэват является то, что они не обслуживаются священниками- брахманами. См.: Шакти, шактизм.

амрита. "Бессмертие". Нектар божественного блаженства, который стекает из са-хасрара-чакры, когда йог входит в очень глубокие состояния медитации. От этого слова, по-видимому, происходит греческое amrotos, амброзия — пища или на­питок богов. Амброзия имеет точное ведическое соответствие — легендарный эликсир, называемый сома, один из центральных элементов в ведических ритуа­лах, в которых он почитается как божество,

амритатма(н). "Бессмертная душа". См.: атман, джива, пуруша, душа.

анава-мала. "Нечистота малости; ограничивающий принцип". Индивидуализиру­ющая завеса двойственности, которая обволакивает душу. Источник конечности и невежества, главнейшие узы из трех (анава, кама, майя), которые временно ограничивают душу. Анава-мала так же важна в агамической философии, как майя-авидья — в ведантической. Именно наличие анава-малы вызывает непони­мание природы Бога, души и мира, чувство отделенности от Бога и от вселенной. Анава заслоняет естественную мудрость, свет, единство и смирение души и поз­воляет проявляться духовному невежеству, эгоизму и гордости. Она присуща созревающей душе, как кожура — семени. Когда анава созревает, приходит ануг-раха, "милость", и анава отпадает. Анава — коренная мала и последние узы, которые требуется разорвать. См.: эволюция души, душа, мала.

анавопайя (анава-упайя). "Путь индивидуума". От слов ану (индивидуальное жи­вое существо) и упайя (метод). Важный термин философии кашмирского шива­изма, обозначающий все формы ритуальной, йогической и медитативной прак­тики, в которых основную активную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. В целом, анавопайя — это самый низший тип садха-ны. См.: упайя.

ананда. "Блаженство". Чистая радость, духовный экстаз божественного сознания или духовное переживание. В высшем смысле ананда представлена в знаменитом ведическом описании Бога: Сат-чит-ананда (Саччидананда), Бытие-Сознание-Блаженство — высший, божественный или сверхсознательный разум всех душ. См.: Саччидананда.

анандамайя-коша. "Тело блаженства". Тело души, погруженное в Шиву. См.: душа, коша.

 

ананда-тандава. "Неистовый танец блаженства". См.: Натараджа, тандава.

анахата-чакра. "Беззвучный центр". Сердечный центр. См.: чакра.

Анбе Сивамайям сатьяме Парасивам. В переводе с тамильского: "Бог Шива — это имманентная Любовь и трансцендентная Реальность". Исповедание веры, пре­дельно обобщающее вероучение монистической шайва-сиддханты. См.: испове­дание веры, Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах.

анга. "Часть; орган тела". Один из терминов вира-шиваизма, обозначающий инди­видуальную душу, находящуюся в единстве с Шивой как часть с целым. См.: вира-шиваизм.

Андаль. Известная вишнуитская святая из Тамилнада. Одна из альваров, жила в начале IX в. и сегодня считается одной из величайших бхакти -поэтесс южной Индии.

анджали-мудра. "Жест ладоней, сложенных в почтении". Также называется прана-ма-анджали ("молитвенный жест"). Жест, выражающий почтение, мольбу или просьбу, а также приветствие, при котором ладони сложены вместе и обращены пальцами вверх. Часто выполнение анджали-мудры сопровождается произнесе­нием слова намаскара ("поклон, почтение"). Анджали-мудрой на уровне груди принято приветствовать равных, на уровне "третьего глаза" — своего гуру, а над макушкой — Бога. См.: мудра, намаскара.

 

Андхра-Прадеш. Современный индийский штат, расположенный к северу от Та-милнада. Столица — Хайдарабад. Основной язык: телугу. Преобладающая форма индуизма: вишнуизм. Площадь: 106 тыс. кв. миль. Население: 54 млн. чел. Зна­менит своим известным вишнуитским храмом Тирупати.

анекавада. "Учение о не-одном". Философский и мистический плюрализм. См.: плюрализм.

анкуша. "Крюк; стрекало". Приспособление, с помощью которого погонщик руко­водит движениями слона. Символ силы бога Ганеши, устраняющего препятствия на пути преданных Богу и побуждающего их духовно развиваться.

аннамайя-коша. "Слой пищи; тело пищи". Физическое тело. См.: коша.

аннапрашана. "Кормление". Одно из ведических таинств (самскар). Сакрализован-ное первое кормление ребенка отдельной пищей (кашей и т. п.), а не молоком матери. Совершается в возрасте, когда у ребенка начинают прорезываться зубы. См.: самскара.

антарлока. "Внутренний, промежуточный мир". Астральный план. См.: лока.

антахкарана. "Внутренняя способность". Ментальная способность астрального тела (сукшма-шариры), охватывающая интеллект, инстинктивный ум и эго (буд-дхи, манас и ахамкару), являющиеся троичным выражением читты, сознания. В шайва-сиддханте читта иногда перечисляется среди таттв или считается час­тью таттвы на уровне пракрити.

антьешти. Погребальный обряд. Ритуальная кремация. См.: самскара.

ану (с церебральным "н"). "Атом; элементарная частица; индивидуальная душа". Индивидуальное живое существо. См.: джива, атман.

ану (с зубным "н"). Префикс, придающий значение "после, вблизи, под".

анубхава. "Восприятие; переживание; опыт". Личные переживания или впечатле­ния, не исходящие от памяти. Непосредственное переживание чего-либо.

ануграха-шакти. "Милостивая энергия". Милость откровения. Присущая Шиве сила просветления, благодаря которой душа освобождается от уз анавы, кармы и майи и в конечном итоге достигает освобождения, мокши. В частности, ануграха нисходит на душу при дикше (инициации) от садгуру. Ануграха приходит, когда анава-мала, ограничивающая оболочка, окружающая душу, достигает созревше­го состояния. См.: анава, милость, Натараджа.

анупайя. "He-метод". Термин кашмирского шиваизма, обозначающий спонтанную Самореализацию без использования какой-либо техники, практики или намерен­ного усилия. См.:упайя.

Апасмарапуруша (или Апасмара). "Забывчивая личность". В шиваитской иконог­рафии — человеческая фигурка, символизирующая невежественную и неосто­рожную душу, попираемая стопой Шивы, символизирующей милость сокрытия. См.: Натараджа.

АппайяДикшита (1554—1626). Философский гений южной Индии, который ста­рался примирить вишнуизм и шиваизм, проповедуя в своих трудах шиваитскую школу шива-адвайта и поддерживая другие школы своими блестящими резюме их философий. Наиболее известны его комментарии к учениям Шрикантхи. Аппайя Дикшита также создал руководство по шиваитскому храмовому ритуалу, которым пользуются и сегодня. См.: шива-адвайта.

 

Аппар. "Отец". Уважительное имя Тирунавукарасу (ок. 700 г.), одного из четырех тамильских святых -самаячарьев, который переобратил заблудных шиваитов, принявших джайнизм. Называя себя слугой слуг Бога, он составил величествен­ные гимны во славу Шивы, которые поют с почтением по сей день. См.: нальвар, наянар, шайва-сиддханта.

Араньяка. "Лесной трактат". Третий раздел каждой из четырех Вед. Тексты, содер­жащие эзотерическое, мистическое знание, в основном о внутреннем смысле и функциях ведической яджни, или огненных церемоний. См.: Веды.

арати. "Свет". Круговые движения лампады (обычно с гхи, камфарой или маслом), выполняемые перед святой личностью или храмовым божеством как кульмина­ция пуджи. Затем пламя предлагается преданным, и каждый из них проносит через пламя свою руку и подносит ее к глазам трижды, получая тем самым бла­гословение. Арати может выполняться как самая короткая форма пуджи. См.: арчана, пуджа.

Арбута-тиру-антади. Поэма из 100 стихов в честь Господа Шивы, сочиненная на тамильском языке святой Караиккал Аммаияр (V век). См.: наянар.

арджава. "Честность, прямодушие". Одна из добродетелей, которую необходимо развивать. См.: яма-нияма.

Арджуна. Герой Махабхараты и центральная фигура Бхагавад-гиты. См.: Бхагавад-гита.

Ардра-даршана. Десятидневный праздник, проводящийся близко к декабрьско-январскому полнолунию, в честь Шивы Натараджи. В знаменитом храме Чидам-барам в Тамилнаде Господа Натараджу, главное храмовое божество, выносят на улицу и провозят во главе огромной процессии на колеснице, которую тянут тысячи преданных. См.: даршана, Натараджа.

Ардханаринатешвара-стотрам. Краткий гимн на санскрите, воспевающий Шиву и Шакти, слившихся воедино в андрогинном образе Ардханаришвары, См.: Ар-дханаришвара.

Ардханаришвара. "Господь наполовину женского пола". Господь Шива в андро-гинной форме, мужского пола с правой стороны и женского — с левой, что сим­волизирует следующее: 1) Шива (как все махадэвы)не имеет пола; 2) Шива есть все и неотделим от Своей энергии, Шакти; 3) в Шиве ида- и пингала-нади (соот­ветственно, женский и мужской психические нервные токи) уравновешены так, что сушумна всегда активна. Медитатор, который уравновешивает их у себя пос­редством садханы и йоги, становится подобным Шиве. В единстве Ардханари­швары все противоположности примиряются; двойственность исчезает в едином источнике. Эта иконографическая форма представляет второе совершенство Шивы, Чистое Сознание (известное как Саччидананда или Парашакти). См.: кун-далини, нади, Шакти, Шива.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)