АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шабдакоша 5 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

гханта. Колокольчик. Важная принадлежность в индуистском богослужении (пу-дже). Звон колокольчика отпугивает асуров и привлекает дэвов. См.: пуджа.

Гхеранда-самхита. Вишнуитское руководство по хатха-йоге (ок. 1675 г.), автори­тетное и сегодня. Представлено как диалог мудреца Гхеранды с учеником. См.: хатха-йога.

гхи (хинди). На санскрите — гхрита. Очищенное топленое масло. Используется для жертвенного возлияния в священный огонь во время яджни и для храмовых лампад. Широко применяется также в индийской кухне и в аюрведе. См.: яджня.

 

Д

дайя. "Сострадание". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

Дакшинамурти. "Форма, смотрящая на юг". Господь Шива, изображаемый сидя­щим под деревом пиппала и в молчании обучающим четырех риши у Его ног.

дампати. "Хозяин дома". Домохозяин, мирянин -грихастха. См.: грихастха, гри-хастха-дхарма.

дана. "Давание". Жертвование на святые дела и раздача милостыни. Одна из добро­детелей. См.: яма-нияма.

данда. "Посох, подпорка". Посох садху или санньясина, представляющий тапас, который он принял в качестве единственной поддержки, а также оживление су-шумны и последующую Реализацию, которой он ищет. См.: садху, санньясин.

дао (кит.). "Путь; бытие; закон; реальность". Естественный, непостижимый и неиз­менный принцип всех изменений, в гармонии с которым человеку необходимо

пребывать. Центральное понятие даосизма, близкое индуистскому понятию ри-та-дхармы. См.: дхарма.

Дарвина теория. Теория биологической эволюции, разработанная Чарльзом Дар-вином (1809—1882), согласно которой растительные и животные виды развились от более ранних форм жизни благодаря естественному отбору и наследственному закреплению постоянно эволюционирующих видовых признаков, что делает жи­вые организмы более приспособляемыми к меняющимся условиям среды и спо­собствует их выживанию. Не следует путать дарвиновскую теорию эволюции с учением об эволюции души. См.: эволюция души, нечеловеческое рождение.

даршана. 1) "Видение, взгляд". Видение Божественного. Удерживание внутреннего или внешнего зрения на храмовом образе, святой личности или святом месте с интенсивным стремлением установить контакт и получить милость и благосло­вение. Даже созерцание фотографии в должном состоянии духа может быть фор­мой даршаны. Преданный стремится не только увидеть Божественное, но также и быть увиденным, покорно встать под просветленным святым взглядом — хотя бы на миг, как, например, в переполненном храме, когда тысячи поклоняющихся быстро проходят перед образом Господа на алтаре. Глаза — это мистическое мес­то, через которое происходит обмен энергией. Говорится, что боги и гуру "дают" даршану, а преданные ее "получают". Этот прямой и личный двусторонний кон­такт является очень важным и желанным опытом в индуистской религии. 2) 'Точка зрения". Учение, философия, философская школа. См.: шад-даршана.

даса-марга. "Путь слуги". См.: пада.

даурманасья. Страдания, сомнения, печали и депрессия, терзающие ум.

дашама-бхага-врата. "Обет десятой части". Религиозный обет регулярного ежеме­сячного жертования десятины (десятой части всех доходов) на святые дела — на нужды храма, монастыря или общины. Обет может быть дан пожизненно или только на определенный срок жизни ради снискания благословения учителей, священников и милости Бога и богов. См.: дашамамша.

дашамамша. "Десятая часть; десятина". Традиционная индуистская практика жер­твования одной десятой части доходов религиозным институтам (храмам, монас­тырям, общинам и т. п.). В древние времена была известна в Тамилнаде как ма-кимай. См.: дашама-бхага-врата, пурушартха, жертвование.

дашанами. "Десять имен". Десять монашеских орденов, организованных Ади Шан-карой (ок. 800 г.): Аранья, Вана, Гири, Парвата, Сагара, Тиртха, Ашрама, Бхарати, Пури и Сарасвати. Каждый из санньясинов носит имя своего ордена, причем к религиозному имени часто добавляется "ананда". Например, Рамананда Тиртха (личное религиозное имя Рамананда + орденское имя Тиртха). Традиция связы­вает каждый из орденов с одним из главных шанкарачарья-питхов. См.: Смарта-сампрадайя.

Даянанда Сарасвати, Свами (1824—1883). Основатель индуистского реформатор­ского движения "Арья Самадж" (1875), ратовавшего за возвращение к ценностям и практикам Вед. Автор труда Сатья-пракаш ("Прояснение Истины").

двайта-веданта. "Дуалистическая веданта". Ведантистская школа, основанная средневековым индуистским теологом Мадхвой. См.: двойственность, плюра­лизм, плюралистический реализм, анекавада, двайта-адвайта, Мадхва.

двайта-адвайта. "Дуально-недуальный; двойственность и недвойственость". Тер­мины двайта и адвайта определяют два конца широкого спектра индуистских философий. Двайта: учение дуализма, согласно которому реальность состоит из двух элементарных принципов, сущностей, субстанций. Бог и душа, например, видятся как вечно разделенные. Плюрализм: форма дуализма, которая предпола­гает три или больше вечно разделенных реальностей, например Бог, души и мир. Адвайта: учение недуализма или монизма. Реальность имеет только одну субс­танцию, Бога, без независимых частей. Монистический теизм (двайта-адвайта или адвайта-ишваравада): биполярное мировоззрение, охватывающее как мо­низм, так и дуализм. См.: анекавада, монистический теизм, плюралистический реализм.

двайта-сиддханта. Школы шайва-сиддханты, которые постулируют Бога, душу и мир как три вечно различные и отдельные реальности.

дверь Брахмана (санскр. Брахмарандхра). Другое название — нирвана-чакра. От­верстие в макушке головы, устье сушумна-нади, через которое кундалини входит в конечную Самореализацию, а дух покидает тело при смерти. Только подлинно чистый дух покидает тело таким способом. См.: джняна, кундалини.

двойственность (санскр. двайта). Синонимы —дуализм, дуальность. Поверхнос­тное восприятие мира, когда все его составляющие кажутся отдельными и проти­воположными вещами и явлениями. Состояние двойственности сознания харак­терно для непросветленного индивидуума. Ряд философских и религиозных уче­ний привносят двойственный взгляд на реальность в сферу духовного знания и практики и учат о Боге, мире и душах как об отдельных реальностях. См.: двайта-веданта, плюрализм, двайта-адвайта.

деизм. Любое учение о существовании Бога, основанное на чисто рациональных, логических предпосылках. В XVII—XVIII вв. такой религии следовали многие, в том числе отцы-основатели Соединенных Штатов Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон. Согласно деистическим учениям, Бог создал мир и его естественные законы, но не участвует в его функционировании.

деноминация (лат.). Конкретная религиозная организация, церковь или общество с собственными вероучением и практикой.

деха. "Тело". От корня дех, "меняться, подвергаться изменениям, быть пластич­ным". Термин, используемый Упанишадами, трактатами по йоге и аюрведе, а так­же Агамами, Тирумантирам и другими писаниями, согласно которым существу­ют три тела: грубое, или физическое (стхула), астральное, или тонкое (сукшма), и причинное (карана). Синоним — шарира. См.: шарира.

Джабала-упанишад. Относится к Атхарваведе. Краткое писание, посвященное ду­ховному постижению, достигаемому в состоянии отречения, санньясы. См.: Упа-нишад.

Джагадачарья. "Мировой учитель". Титул, присвоенный в 1986 г. Всемирным Ре­лигиозным Парламен

том в Нью-Дели пяти мировым духовным лидерам, наибо­лее активным в распространении индуизма за пределами Индии. Ими стали: Сва-ми Чинмайянанда (Миссия Чинмайи, Индия), Садгуру Шивайя Субрамуниясва-ми (Церковь шайва-сиддханты и Гималайская Академия, США), Йогирадж Ам-рит Десаи (Центр Йоги Крипалу, США), Пандит Тедж Рамджи Шарма (Непали Баба, Непал) и Свами Джагпурнадас Махарадж (Маврикий).

Джаймини. Основатель миманса-даршаны. См.: шад-даршана.

Джайминийя-брахмана-упанишад(а). Философская беседа из Самаведы, посвя­щенная смерти, переходу в другие миры и реинкарнации. См.: Упанишад.

джайнизм. Древняя неведическая религия Индии, ставшая известной благодаря учению Махавиры, "великого героя" (ок. 500 г. до н. э.). Джайнские Агамы учат почтению ко всякой жизни, вегетарианству и строгому отречению для аскетов. Джайны придают огромное значение тому факту, что все души могут достичь

освобождения, каждая своими усилиями. Они поклоняются своим историческим святым, тиртханкарам ("перешедшим через брод"), из которых Махавира был 24-м и последним. Сегодня джайнов около шести миллионов, преимущественно в Индии.

джаналока. "Мир созданий, или освобожденных смертных". Третий высший из семи высших миров, которому в тонком теле соответствует вишуддха-чакра. См.: лока, чакра.

джангама. "Движущийся; странник". Эпитет санньясина, используемый вира-ши­ваитами. Некогда обозначал бездомных странствующих аскетов, садху, "не несу­щих груза", т. е. не обладавших какой-либо собственностью. Сейчас так называют представителей вира -шиваитских монашеских орденов, которые для вирашай-вов-лингаятов (а также близкородственных им школ и сект) являются духов­ными учителями и священниками, заменяющими брахманов. В учении вирашай-вов джангама — также одна из ашта-аваран. См.: ашта-аварана, вира-шиваизм (вирашайвизм).

джапа. "Рецитация, непрерывное повторение". Практика сосредоточенного повто­рения мантры, часто с подсчетом повторений на четках (санскр. мала).Может выполняться безмолвно или вслух. Иногда джапу называют мантра-йогой. Одна из основных садхан в духовной практике индуизма. Рекомендуется как средство от гордости и высокомерия, гнева и зависти, страха и беспокойства. Гармонизи­рует доши и успокаивает вритти. Наполняя ум божественными слогами, про­буждая духовные энергии в физическом теле, джапа приносит амриту (энергию бессмертия). Для шиваитов самой ценной мантрой для джапы является «Номах Шивайя» в ее различных формах. Мантра «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» — одна из самых популярных вишнуитских мантр для джапы.

джапамала. Четки. Принадлежность для практики джапы. Четки индуистов всех деноминаций состоят из

108 (или кратного ста восьми числа) бусин, сделанных из священных пород дерева, из зерен, кости или драгоценных камней. Шиваиты и шактисты, как правило, используют четки из зерен рудракши. См.: рудракша, джа­па.

джатакарма. Таинство благословления новорожденного. Одна из десяти важней­ших индуистских самскар. См.: самскара.

джати. "Род; рождение". Сословие, гильдия, община или наследственная каста. См.: варна-дхарма.

джаянти. "Рождение; рождество". День рождения или явления божества, святого или гуру. См.: гуру-джаянти.

джива. "Живое, существующее". От джив, "жить". Индивидуальная душа, атман, в ее воплощенном состоянии, связанная тремя малами (анавой, кармой и майей). См.: атман.

дживанмукта. "Освобожденная душа". Существо, достигшее нирвикальпа-самадхи и освободившееся от перерождений, еще живя в человеческом теле (в отличие от видехамукты, освободившегося в момент смерти). Живя в физическом теле, джи­ванмукта обладает способностью входить в нирвикальпа-самадхи снова и снова. Такое существо оказывает огромную пользу окружающим людям, просто будучи тем, кто он есть.

дживанмукти. "Прижизненное освобождение". Состояние дживанмукты. Проти­воположность видехамукти, освобождения после смерти тела. См.: дживанмукта, смерть, мокша, реинкарнация, видехамукти.

дживаяджня. "Самопожертвование; самоотдача". Посвящение Богу себя самого и всей своей жизни. См.: яджня.

джйотиша. "Наука о светилах". От джйопги, "свет". Индуистская астрология, тео­рия и практика анализа событий и обстоятельств, определяющих характер и кри­тические моменты в соответствии с положением и движением небесных тел. При расчете гороскопов джйотиша использует сидерическую систему (с фиксирован­ными звездами), в то время как западная астрология — тропический метод (с фиксированными датами).

Джйотиша-веданга. Древние тексты по астрономии и астрологии, дающие пони­мание космоса и используемые для правильного определения времени прове­дения ведических ритуалов. См.: джйотиша, Веданга.

джйотиша-шастри. Традиционный индуистский астролог, знающий науку джйо-тиши (Джйотирведу).

См.: джйотиша.

джняна. "Знание, мудрость". Зрелое состояние души. Мудрость как последствие прорыва кундалини через дверь Брахмана к реализации Парашивы, Абсолютной Реальности. Джняна есть пробужденное, сверхсознательное состояние (карана-читта), функционирующее внутри обычного восприятия мира, каждодневных жизненных ситуаций. В духовной системе шайва-сиддханты джняна — это плод последовательных стадий развития (чарья, крия и йога]. Совершенно неправиль­но понимать джняну как книжное знание или простое усвоение сложных фило­софских систем.

Джнянадэва (1275—1296). Вишнуитский святой, обучавшийся у натхов, основа­тель вшпнуитской школы варкари ("паломников"). Автор популярного в Маха­раштре комментария к Бхагавад-гите на местном языке, Джнянешвари.

джняна-йога. "Йога знания". 1) Общее обозначение эзотерических духовных прак­тик полностью просветленного существа (джняни). 2) По классификации Свами Вивекананды — поиск познания через интеллектуальное изучение религии, один из четырех альтернативных путей к истине наряду с бхакти-, карма- и раджа-йогой.

Джнянамрита. Поэтический трактат Горакшанатхи об обязанностях йога. См.: Го-ракшанатха.

джняна-пада. "Ступень знания". Согласно традиции, идущей от риши шайва-сид­дханты, джняна — последняя из четырех последовательных стадий духовного опыта, а именно, чарьи, крии, йогииджняны. Это кульминация йога-пады, третьей стадии духовного освобождения. Джняна-падой именуется также один из разде­лов каждой Агамы, посвященный вопросам джняны. См.: джняна, пада, Агама.

джняна-шакти. "Сила знания". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве, наряду с иччха-шакти (силой воли) и крия-шакти (силой деятельности). Так же иногда называют священное копье (вель) Господа Карттикейи. См.: шакти, три-шула, Карттикейя, вель.

Джнянешвари. Главный из религиозных трактатов на языке маратхи. Написан свя­тым натхом Джнянешваром (Джнянадэвой) в 1290 г. и представляет собой ком­ментарий к каждому стиху Бхагавад-гиты.

джняни(н). "Знающий; мудрец; познавший". Тот, кто обладает джняной, духовным знанием. См.: дживанмукта, джняна.

дикша. "Посвящение; инициация". Таинство или процесс, посредством которого кто-либо вступает в новый этап духовного познания, развития и практики благо­даря передаче особого благословения и духовной энергии от учителя, гуру. Пре­дусматривает вступление в сообщество посвященных какой-либо одной сампрадайи и парампары, а также личную связь с духовным учителем. Для этого совер­шается особая церемония посвящения (дикша-самскара, или просто дикша), обычно включающая огненное жертвоприношение Богу, богам и учителям кон­кретной парампары для установления устойчивой духовной связи с ними, а также некоторые другие сопутствующие обряды. Но главным все же является именно передача духовной энергии непосредственно от учителя к ученику, известная как шактипат(а), "нисхождение силы", когда через учителя ученику дается свыше невидимая, почти неощутимая духовная энергия, способствующая мгновенному или постепенному пробуждению и подъему кундалини. Эта благодатная энергия может быть передана касанием, словом, взглядом, мыслью или ориентацией во­ли. Другим ключевым моментом дикши является сообщение какой-либо особой мантры, например пятислоговой мантры Шивы. С момента посвящения ученик обретает право на выполнение садханы и на приобщение к духовному наследию той или иной сампрадайи. Большинство индуистских школ, особенно шиваизм, подчеркивают, что просветления можно достичь, только получив предваритель­но посвящение от садгуру. Посвящения бывают различных типов. Основные ши-ваитско-агамические виды дикши: самайя, вишеша, нирвана и абхишека. См.: сад-гуру, шактипат(а), кундалини, парампара, сампрадайя.

Дипавали. "Ряд огней". Очень популярный семейно-общинный праздник, во вре­мя которого индуисты всех деноминаций зажигают масляные или электрические светильники и устраивают фейерверки, радостно празднуя победу добра над злом, света над тьмой. Это день индуистской солидарности, являющийся величайшим национальным праздником Индии. В некоторых странах, например в Непале, Малайзии, Сингапуре, Шри-Ланке, Тринидаде-и-Тобаго, это крупное межрелигиозное событие и национальный праздник. Празднуется в октябре-но­ябре.

дихотомия (греч.). Разделенность надвое, противоречие, двойственность, дуализм. На санскрите — двайта.

достижение. Приобретение чего-либо, реализация замысла или цели как результат приложенного усилия или ниспосланной свыше милости. Духовное достижение состоит, согласно учению шайва-сиддханты, прежде всего в реализации четырех целей и уровней достижения: салокья (обретение мира Бога, цель чарьи), самипья (близость к Богу, цель крии), сарупья (богоподобие, цель йоги) и саюджья (един­ство с Богом, цель джняны). См.: богореализация, самореализация, сиддха-йога, сиддхи.

 

доша. "Телесная жидкость; индивидуальная конституция". Три телесных среды, ко­торые, по учению аюрведы, регулируют тело, руководят его правильным функ­ционированием и определяют его уникальную конституцию. Это: вата (воздух), питта (огонь) и капха (вода). Вата базируется в кишечной области, питта в желудке, а капха — в области легких. Они управляют созданием, сохранением и растворением тканей тела. Вата — это метаболическая и нервная энергия. Пит­та — катаболическая, огненная энергия. Капха — анаболическая, питательная энергия. Три доши (тридоша) также порождают различные эмоции и соответст­вуют трем гунам, "качествам": саттве (покою) — вата, раджасу (активности) — питта и тамасу (инерции) — капха. См.: аюрведа.

дуализм. Учение о двойственности. См.: двайта-веданта, плюрализм, двойствен­ность.

Дурвасас. Великий мудрец (годы жизни неизвестны), который, по кашмирскому шиваитскому преданию, получил наказ Господа Шивы оживить знание Шайва-агам. Для этого он создал трех "умом-рожденных" сыновей — Трьямбака должен был распространять адвайту, Шринатха — учить монистическому теизму, а Амардака — дуализму.

Дурга. "Недостижимая" или "непостижимая". Форма Шакти в Ее одновременно милостивом и ужасающем аспекте. Обычно изображается десятирукой и восседа­ющей на льве. Ей, победительнице демонов, поклоняются во время ежегодного праздника, называемого Дурга Пуджа, который особенно популярен у бенгаль­цев. Дурге возносят молитвы о даровании силы, здоровья и удалении всего нечис­того. См.: Шакти, шактизм.

душа. Подлинная сущность человека, в отличие от тела, ума и эмоций. Душа — известная как атман или пуруша — имеет два аспекта: форму или тело души и собственно душу (хотя многие тексты употребляют слово душа только по отно­шению к внутренней сущности души). Сущность или ядро души: самое внутрен­нее и неизменное существо человека — Чистое Сознание (Парашакти или Сач-чидананда) и Абсолютная Реальность (Парашива). Эта сущность никогда не была создана, не изменяется и не эволюционирует и вечно тождественна совершенст­вам Бога Шивы — Парашакти и Парашиве. Тело души: анандамайя-коша ("обо­лочка блаженства"), или "причинное тело" (карана-шарира), или "тело света". Тело души, или духовное тело, обозначает проявленую природу души как инди­видуального существа — сияющую человекоподобную форму, состоящую из све­та. Это не тело в смысле оболочки или сосуда для чего-то еще. Духовное тело и есть сама душа. Это эманационное творение Бога Шивы, которому суждено однажды снова раствориться в Нем. Тело души развивается вместе с сознанием, становясь более и более утонченным. Жизненный опыт на всех планах сознания является "пищей для души", уроками, которые поднимают ее уровень разум­ности и божественной любви. Очень утонченные души, будь то воплощенные или в развоплощенном (аджива) состоянии, являются живым изобретательно-созидательным разумом и излучают свет и энергию. См.: атман, эволюция души, коша, Парашакти, Парашива, пуруша, Саччидананда.

Дхаммапада. Священная книга буддизма. См.: буддизм.

Дханурведа. "Наука стрельбы из лука". Класс древних текстов по военным искусст­вам. Учит концентрации, медитации, хатха-йоге и т. д. как составным частям военной науки. Упаведа Яджурведы. См.: Упаведа.

дхарана. "Концентрация". От корня дхри, "держать(ся)". См.: медитация, раджа-йога, шраддха-дхарана, йога.

дхарма. "То, на чем держится космос". От дхри, "держать". Дхарма — сложный термин с многими значениями: божественный закон, закон бытия, путь правед­ности, религия, обязанность, добродетель, справедливость, добро, истина. По су­ществу, дхарма есть правильное осуществление фундаментальной природы или предназначения. По отношению к душе, это образ поведения, наиболее благо­приятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь. Есть че­тыре основных вида дхармы (чатур-дхарма). 1) Рита: "вселенский закон". Внут­ренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и конт­ролируют все формы, функции и процессы, от скоплений галактик до энергии мысли и восприятия. 2) Варна-дхарма: "закон своей группы". Социальные обя­занности. Варна означает "раса, племя, характер, общественный уклад и т. д.". Варна-дхарма определяет обязательства и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является религиозный и моральный закон. 3) Ашра-ма-дхарма: "обязанности жизненных стадий". Человеческая дхарма. Естествен­ный процесс созревания от детства до старого возраста через выполнение обязанностей каждой из четырех стадий жизни — брахмачари (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи (старейшины) и санньясина (религиозного стран­ника) — и достижение четырех человеческих цел ей: дхармы (праведности), артхи (богатства), камы (удовольствия) и мокши (освобождения). 4) Свадхарма: "лич­ный закон". Совершенный образец индивидуальной жизни в соответствии с фи­зической, ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма опреде­ляется суммой прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм. Это индивидуальное приложение дхармы, зависящее от личной кармы, отражающей­ся в расе, общине, физических характеристиках, здоровье, интеллекте, способнос­тях и умениях, желаниях и склонностях, религии, сампрадайе, семье и гуру данно­го человека.

В рамках ашрама-дхармы особые обязанности мужчины и женщины соответ­ственно называются стри-дхарма и пуруша-дхарма. Пуруша-дхарма: "обязаннос­ти мужчины". Традиционные предписания по поведению и жизненной позиции мужчины, диктуемые духовной мудростью. Пуруша-дхарма характеризуется ли­дерством, целостностью, ориентацией на успех и заботой о семье. Женатый муж­чина должен работать в миру и поддерживать семью в максимальном возможном достатке. Стри-дхарма: "обязанности женщины". Характеризуются скромнос­тью, спокойной силой, набожностью, достоинством. Женщина незаменима как устроитель дома и воспитатель детей.

Частью варна-дхармы каждой личности является садхарана-дхарма — законы доброго поведения, применимые ко всем людям вне зависимости от возраста, пола или сословия. В Ману-шастрах упоминаются: дхайрья (стойкость), кшама (незлопамятность), дама (самоограничение), чаурьябхава (неприятие воровства), шауча (чистота), индрияниграха (контролирование чувств), дхи (высота духа), видья (ученость), сатья (правдивость), акродха (незлобивость). Писания также предлагают сходный список этических норм под названием саманья-дхарма, т. е. "общие обязанности". Они же отражены и расширены в ямах и ниямах, извест­нейшем списке "ограничений и предписаний" из йоги Патанджали.

Еще одно важное подразделение дхармы указывает на два пути в рамках инду­изма. Это грихастха-дхарма, путь семейного человека, и путь монаха, санньяса-дхарма. Грихастха-дхарма: обязанности и идеалы всех немонахов, состоящих и не состоящих в браке. Эта дхарма, которая охватывает большинство индуистов, на­чинается по завершении периода ученичества и длится до конца жизни. Саннь-яса-дхарма: идеалы, законы и правила для отрекшихся от мира монахов. Иногда называется ати-варнашрама-дхарма ("превосходящая все остальные дхармы"). См.: ашрама-дхарма, варна-дхарма.

дхарма личная (санскр. Свадхарма). Уникальный жизненный путь данного инди­видуума в соответствии с божественным законом. См.: дхарма.

дхармасабха. "Религиозное собрание; конгрегация". Церковь, религиозное общес­тво. Синоним — сангха.

Дхарма-шастра. "Книга религиозного закона". Этот термин может относиться ко всем или любому из многочисленных кодексов индуистского гражданского и об­щественного права, составленных различными авторами. Больше всего известны и уважаемы кодексы Ману и Яджнявалкьи, которые, как считается, были состав­лены еще ок. 600 г. до н. э. Дхарма-шастры, наряду с Aртха-шастрами, являются кодексами индуистского права, сопоставимыми с исламским Шариатом или иудейским Талмудом, которые служат руководством для царей, министров, целых юридических систем и правоохранительных органов. Эти духовно-парламентские кодексы отличаются от британского и американского права, которое отде­ляет религию от политики. (Современное британское право находится под влия­нием англиканской христианской мысли, а на американскую демократию оказы­вала и оказывает воздействие философия ее нехристианских, деистических осно­вателей.) Дхарма-шастры также говорят и о многом другом, например о тво­рении, посвящении, стадиях жизни, ежедневных ритуалах, обязанностях мужа и жены, кастах, изучении Вед, трансмиграции души и т. д. Дхарма-шастры являют­ся частью литературы смрити, входят в Кальпа-ведангум широко доступны сегод­ня на многих языках. См.: деизм, Ману-дхарма-шастра.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)