АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характер. Характер человека складывается из большого количества честв и черт, неподдающихся перечислению

Читайте также:
  1. I Тип Простейшие. Характеристика. Классификация.
  2. I. МЫСЛЬ СТРОИТ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
  3. I. Расчет тяговых характеристик электровоза при регулировании напряжения питания ТЭД.
  4. I. Характер памятника
  5. I. Электрофильтры. Характеристика процесса электрической очистки газов.
  6. II.1.2 Экспрессивный характер и особенности олицетворения
  7. II.2 Стилистическая характеристика рекламного текста
  8. III. Социолингвистическая характеристика
  9. V. Расчет и построение скоростной характеристики ТЭД, отнесенной к ободу колеса электровоза.
  10. V. Расчет тяговых характеристик электровоза при регулировании возбуждения ТЭД.
  11. VI. Расчет и построение электротяговой характеристики ТЭД, отнесенной к ободу колеса электровоза.
  12. VII. Расчет и построение тяговой характеристики электровоза.

Характер человека складывается из большого количества честв и черт, неподдающихся перечислению. Но о некоторых чествах следует сказать особо. Это работоспособность, желание ра ботать, настойчивость, умение доводить начатое дело до конг держать свое слово, т.е. волевые качества. По многолетним социс логическим опросам студентов-журналистов, которые мы проЕ дили, обнаруживается, что именно на недостаток силы воли, ра ботоспособности особенно сетуют будущие журналисты.

В типологиях характеров, наиболее адекватных журналистско| профессии, можно воспользоваться двенадцатью типами, coot ветствующими знакам зодиака (кстати, социологи на основе пере крестных сравнительных характеристик тоже выделяют двенадцат отличающихся друг от друга устойчивых моделей личности). Coi купность космических влияний, планет, под знаками которых роя даются люди, естественно сказывается на характере. Ученые, кс торые занимаются такими исследованиями (см., например, кто гу Д. Редьяра «Астрология личности»), считают, что журналистско! профессии больше соответствуют знаки огня (овен, лев, стрелец| и воздуха (близнецы, весы, водолей).

Среди аналитиков и руководителей СМИ, по наблюдения* часто встречаются знаки земли: тельцы, девы, козероги, а так водный скорпион. Прочие водные знаки — эмоциональные рак рыбы обычно продуктивно трудятся в сферах культуры, специали-j зируются на социальных темах. Короче, любой тип характера най* дет себя в журналистике.

Другой лаконичный способ хотя бы примерно определить ти! характера — знать этимологию имени. Философия имени, весьма! популярная в древности, развивалась такими известными филосо-| фами, как Алексей Лосев («Философия имени») и Павел Фло-Ц ренский («Имена»).

Среди лауреатов журналистских премий за 20 лет прошлого века! первые места с большим отрывом от других занимали имена Алек-| сандр и Владимир. Распространены также Юрий (Егор), Виктор, [


Василий, Анатолий, Борис, Алексей. Среди немногочисленных жен­ских имен встречались Людмила, Татьяна, Наталья, Анна, Елена.

Любимыми журналистами студентов факультета журналисти­ки МГУ в 80-е годы были Анатолий Аграновский, Василий Пес­ков, Александр Каверзнев, Владимир Познер, Александр Бовин, Владимир Цветов, Инна Руденко, Мэлор Стуруа, Юрий Рост, днатолий Рубинов, Генрих Боровик, Юрий Черниченко, Юрий Щекочихин.



В 1989—1990 гг. первое место с большим отрывом от коллег за­нимал в студенческих предпочтениях Александр Невзоров. Но после своего крутого политического поворота уступил место Владимиру Молчанову, перейдя вместе с Познером на второе-третье место. С 1992 г. Владислав Листьев до самой своей гибели не уступал нико­му первой строчки в рейтинге самых популярных журналистов. Часто называли студенты имена и других сотрудников «Взгляда» — Алек­сандра Любимова, Александра Политковского. Кроме них было еще несколько популярных Александров: Аронов, Тихомиров, Гурнов. В 1995 г. на первое место переместился Александр Минкин, но продержался там только год в связи с очень громкими тогда пуб­ликациями в «Московском комсомольце». Затем стали популярны­ми у студентов Леонид Парфенов, Евгений Киселев, Светлана Со­рокина, Татьяна Миткова, Николай Сванидзе, Андрей Караулов, Артем Боровик, Михаил Леонтьев, Елена Масюк. Постоянно одну из первых строчек этого хит-парада занимает неувядаемый Влади­мир Познер. В последние годы в этом списке появились имена по­пулярных у молодежи ведущих Андрея Малахова, Екатерины Ан­дреевой, Дмитрия Лысенкова, Антона Комолова и Ольги Шелест, Туты Ларсен, Елены Ханги. Симпатии будущих журналистов с го­дами менялись — от аналитиков и публицистов к репортерам и

шоуменам.

Почему же чаще всего встречаются имена Александров и Вла­димиров? Во-первых, они действительно относительно широко распространены среди других русских имен. Но дело не только в этом, но и в самом значении имени, в типе личности, который обычно характеризует человека, его носящего. Раскроем работу Павла Флоренского «Имена» и прочтем: «Александр. Это имя соот­ветствует в основе своей сангвиническому темпераменту с укло­ном к холерическому. Благородство, открытость настроения, лег­кость обращения с людьми характерны для этого имени. К призна­кам имени относятся также сердечность и доброта... Ум Александров четкий и трезвый, слегка ироничный, быстр и многосторонен. Но Это ум, самоудовлетворенный своей гармоничностью, и он боится Опросов, разрывающих недра и могущих нарушить устоявшееся

‡агрузка...

равновесие. Поэтому — это ум довольно широкий, но самообер гающийся от пафоса всеобъемлемости; крепкий и быстрый, без духовного натиска; справедливо взвешивающий многое, но i врывающийся в глубины...» Почти готовый портрет журналиста^

Владимир тоже характеризуется широтой ума, добротой, зывчивостью, обходительностью, эмоциональностью. «Владимв| обладает умом раскидистым и занятым обширными замысла* Узкие и специальные темы — не его удел. Его влечет все общее | притом не отвлеченно-теоретическое, а влекущее практически! последствия...»

Среди репортеров чаще встречаются Александры, среди ана литиков нередко Анатолии (вспомним Аграновского, Стрелян^ го, Иващенко, Салуцкого, Рубинова, Гудимова). Список росс* ских участников широкой международной конференции по рас следовательской журналистике (1992) включал 13 Владимиров 7 Александров, по 5 Юриев, Анатолиев, Сергеев и Олегов, 4 Михаила и Павла, по 3 Николая и Виктора.

Выпущенная в честь 300-летнего юбилея российской пресс! книга «Журналисты XX века: люди и судьбы», которую совет вам прочитать, рассказывает о нескольких десятках тех, кто вне весомый вклад в журналистику прошлого столетия. Это, пред всего, публицисты-классики Аркадий Аверченко, Иван Буга Владимир Гиляровский, Максим (Алексей Максимович) Горь* Влас Дорошевич, Владимир Короленко. В книге есть статьи о бле стящих публицистах 30-х годов Михаиле Кольцове и Ларисе Рейс нер. Широко известными в годы Отечественной войны и после! енное время были Борис Полевой, Константин Симонов, Иль Эренбург. Евгений Дорош, Валентин Овечкин, Георгий Радо? Татьяна Тэсс. Период от хрущевской «оттепели» до перестроечнь времен включил наибольшее количество известных уже и совр менному поколению имен: Анатолий Аграновский, Алесь Адаме вич, Алексей Аджубей, Александр Бовин, Ярослав Голованов, Игор Дедков, Владимир Дунаев, Анатолий Иващенко, Александр Кав знев, Виталий Коротич, Всеволод Овчинников, Василий Песков Анатолий Рубинов, Мэлор Стуруа, Владимир Цветов. Журналис которые ярко проявились в последнее десятилетие, как правиле представлены в книге собственными публикациями. Среди них Ар тем Боровик, Алексей Венедиктов, Отто Лацис, Владислав Лис ев, Елена Масюк, Александр Минкин, Ирина Петровская, Инн4 Руденко, Николай Сванидзе, Дмитрий Холодов, Юрий Черни-! ченко, Егор Яковлев и многие другие. В конце книги приведей длинный список современных журналистов, о которых предпола* гается написать в следующем аналогичном издании.


Если посчитать все имена журналистов и руководителей СМИ, которые перечислены в этой книге, то окажется, что Александров и Алексеев (они имеют общий корень, который означает «защит­ник») — 26, Владимиров — 17, Юриев — 16 (плюс 2 Георгия). Это самые распространенные среди известных журналистов имена.

Женщины-журналисты в этой книге упоминаются в десять раз реже, чем мужчины. О них всего 8 очерков и еще 17 раз они назы­ваются среди тех, о ком предполагается написать в будущем.

Конечно, ни имя, ни знак зодиака при выборе профессии не имеют самодовлеющего значения, потому что характер человека определяется множеством факторов, как генетических, так и со­циальных. Важно самому проанализировать особенности своего ха­рактера и наложить их на сетку требований к различным журна­листским специализациям, чтобы наиболее адекватно вписаться в профессию (см. тестовые методики в Приложении 6).

Особенности умственных процессов

Психологические характеристики внимания, памяти, мышле­ния, воображения также очень важны для журналиста (см. раздел «Активизация умственных процессов»).

Особенно необходимо развивать произвольное, т.е. волевое, вни­мание. Объем, распределяемость, переключаемость внимания нуж­ны репортеру и ведущему-шоумену, модератору, организующему общение в студии. Без сосредоточенности внимания не обойтись аналитику и публицисту.

Хорошая память — крайне профессиональная необходимость для журналиста. Причем все характеристики памяти в совокупно­сти важны, но для разных специализаций модифицируются: зри­тельная, слуховая память — репортеру; аналитику — логическая; публицисту — образная.

Широта и быстрота мышления характеризуют репортерские, мо-дераторские специализации; глубина, критичность — аналитичес­кие; образность, эмоциональность — публицистические. Аналитика трудно представить без развитого логического (левостороннего) мышления. У публицистов часто превалирует образное (правосто­роннее), хотя в целом тип мышления журналиста — смешанный рационально-образный.

Талант, способности к журналистике — одно из главных психо­логических и профессиональных качеств. Аналитику важно иметь исследовательские способности, шоумену — актерские, режиссер­ские, коммуникативные, руководителям редакций — организатор­ские и коммерческие.


Но, говоря о способностях, следует назвать черты творческой личности. Есть достаточно много интересных исследований на : тему (см. работы Л. Выготского, М. Арнаудова, Н. Гончаренкс А. Маслоу, Ц. Ломброзо, П. Вайнцвайга, С. Цвейга, А. Моруа, А. Л> И. Силантьевой и др.).

По данным исследований американских психологов М. Парлс фа и Л. Датта, творческую личность отличает целый ряд характерна стик: развитое чувство индивидуальности, спонтанность реакции! эмоциональная подвижность, самостоятельность, уверенность себе, напористость, нешаблонность, нестандартность, развиты* самоконтроль, умение заставить себя работать, потребность в дос* тижении поставленной цели. Без этого даже при самых замечатель-j ных способностях мало чего можно добиться.

Валерий Аграновский в книге о журналистской профессии «Ра единого слова» пишет: «В основе любой творческой профессии, том числе и нашей, лежит природный дар, отсутствие которого вое-полнимо разве что самоотверженным трудом и безмерной любовьн к делу, но никак не только знанием технологии... Говоря о необхо-| димости природного дарования... подчеркиваю безусловный примап" таланта над технологией, определяя таким образом удельный секретов мастерства в профессии газетчика. Вместе с тем известно] что многие люди, проявившие способность к журналистике, попа^ дают в число "несостоявшихся". Почему? Потому, думается, что : талант не подкреплен техникой исполнения. Стало быть, верно и i что в журналистику надо идти по призванию, которое есть дитя ланта, но верно и то, что одних природных способностей мало, их нужн подкреплять знанием технологии» (курсив мой. — Л. С).

Гражданские и нравственные качества

К гражданским качествам относятся социальная ответствен? ность перед обществом и аудиторией, чувство социальной спра­ведливости, объективность. Эти качества общие для журналистов любых специализаций. Вместо риторических рассуждений о важ­ности их для журналиста приведу отрывок из книги «Артем», где генерал Ким Цаголов вспоминает об Артеме Боровике:

Я вспоминаю наши беседы, там, на древней афганской земле. Помнишь! наш спор о цели жизни? Он начался с моего возмущенного вопроса:

— Какого черта тебя в это пекло понесло? Что думал Генрих, отпуска»'!
тебя в этот никому не понятный кромешный ад?

Ты долго сидел, насупившись. А потом с какой-то несказанной болью! произнес:

— Вы знаете, мне надоело выглядывать из-за спины отца. Он все это|
сам прошел. А я хочу тоже сам все это пройти. Я хочу не его, а своими]
глазами увидеть все. Я хочу не его синяками видеть, а сам набить соб-|
ственные синяки жизни. Сам хочу понять, где правда, а где ложь.


Я тебе тогда резко ответил:

— Юноша! Война — это не спектакль! На войне еще почему-то и
погибают. Ты это понимаешь?

На другой день ты сам пришел и начал в лоб:

— Всю ночь думал над вашими предупреждениями, но поймите: я
ищу самого себя, смысл своей жизни.

— Но не здесь же искать самого себя, — зло отрезал я.

— Именно здесь,— напирал ты. — Там, — и ты махнул рукой на север,
— можно казаться кем хочешь. Здесь каждый тот, кто он есть в реальнос­
ти. Поэтому именно здесь я должен найти ответ на вопрос о цели своей

жизни.

Вместо ответа я тебе на листке бумаги написал несколько строчек,

передал в свернутом виде и сказал:

— Дурень, прочитаешь, когда ляжешь спать. Не раньше. Помнишь!
Там были слова: «Молодец! Я горжусь тобой. Обнимаю за то, что ты, как
горский ишак, уперся, решив испытать себя и определить цель своей жиз­
ни не в обломовской постели перинной, а в крови и во лжи афганской

войны. Береги себя!»

Ты мне позвонил в три часа ночи и радостно кричал: «Старик, я был уверен. Спасибо вам за все!» Спасибо и тебе! Наш разговор и мне был еще одним уроком в жизни.

Потом, когда мы встретились в Джелалабаде перед выходом на пере­хват каравана, я ехидно спросил:

— Ну как с целью жизни?

Ты мне очень серьезно ответил:

— Я определился однозначно и навсегда. Я буду писать всегда правду
и только правду. Только увидев бездну лжи, я понял цену правды.

Таким тебя, Артем, и запомнили мужественные и честные солдаты бесчестной войны. Ты делил с ними и радость побед, и горечь утрат. Ты был Солдатом среди солдат... На войне люди быстро зреют. Ты ушел с этой войны возмужалым, настоящим, зрелым журналистом. Ты унес в себе мужество Рыцаря и убежденность Гражданина. И в новых условиях, в теперешний период, ты уже не смог молчать, трусливо выжидать, обхо­дить стороной боль и страдание людей, ложь, в которой погрязло наше общество. Ты бросился в самое пекло, совершенно не думая об опасно­сти. Жизненное кредо: «Говорить только правду» — оказалось выше ин­стинкта самосохранения. Ты боролся за правду с верой в торжество доб­ра и справедливости. Ты мог каждому, спокойно и прямо глядя в глаза, сказать: «ЧЕСТЬ ИМЕЮ!»

Эти поразительные строки говорят не только о гражданском мужестве, но и о высоких моральных, нравственных качествах Артема. А нравственные качества оказываются сейчас очень важ­ными для журналиста, потому что заметно упал общий уровень нравственности в обществе и в журналистской среде. Между тем именно журналисты призваны содействовать нормальному мораль­ному климату общества, потому что в их руках самое оперативное и всеохватное средство информации. Высокие нравственные каче-

7-927


ства — это общечеловеческие качества: гуманизм, человеколюбие доброта, стремление помочь людям, человеческая отзывчивс порядочность и неподкупность. Эти качества необходимы все» журналистам, однако особенно актуальны для тех категорий, кс торые подвержены соблазну подкупа, кто занимается расследова! ниями или связан с политикой, пропагандой, рекламой и ком| мерческой деятельностью.

Очень остра для журналистов проблема сохранения нравствен-] ных и ценностных критериев. Сохранить совесть и душу в на* время трудно не только потому, что велик соблазн «продаться деньги», но и потому, что высока реальность шантажа и угроз адрес честных журналистов со стороны криминальных, мафиози структур. Опять процитирую слова генерала Цаголова: «Кто они, ис-| пытавшие боль за тебя, за твою так беспощадно оборванную жизнь? Это те, для которых ты был искрой надежды на то, что ростки Пра и Чести нельзя запахать никакими богатствами, наворованными несчастных и простодушных россиян, попавших во вселенскую ка<* тастрофу, никакими циничными ссылками на СВОБОДУ СЛОВ/ доведенного в наше время до вседозволеннности слова... Они до j вчитывались и вслушивались в твое немолчание, разрывавшее не«| проницаемую пелену мрачных тайн и зловещих махинаций нашег времени. Они восхищались тем, как ты мужественно бичевал могу-| щественных и влиятельных оборотней, растаскавших российскс народное добро. Ты и созданное твоими усилиями дело выхватывав ли из темени их аферы и показывали миллионам людей, кто ее кто. Тебя любили и любят не столько за то, что был великолепны» журналистом, тружеником в жизни, а за то, что в тебе в едины* болевой комок срослись святые понятия "СОВЕСТЬ" и "ДОЛГ"»|

Гражданские и нравственные качества в значительной мере яв­ляются для журналиста профессиональными. Ибо ложь, продажность,! нарушение естественных запретов и норм общественной жизни имя сенсационных публикаций, пропаганда, «раскрутка» (как говоч рят теперь) сомнительных политических идей и фигур за деньг могут принести непоправимый вред обществу, отравить сознание и| душу людей. Но и сама личность такого журналиста претерпевает! необратимые изменения. Кроме того, человек, нарушающий эти-! ческие нормы человечности и кодекс чести профессии, рискует] потерять уважение и доверие не только аудитории, но и коллег.

Профессиональная структура личности

Одним их первых сформулировал основные требования к жур-rj налисту М. В. Ломоносов, который написал в ответ на несправед- j ливую критику научных работ «Рассуждение об обязанностях жур-1


налистов при изложении или сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии», опубликованное в 1755 г.

Положительно оценивая достигнутую к тому времени свободу философии, Ломоносов отмечал, что «злоупотребление этой сво­бодой причинило очень неприятные беды, количество которых было бы далеко не так велико, если бы большинство пишущих не превра­щали писание своих сочинений в ремесло и орудие для заработка средств к жизни, вместо того, чтобы поставить себе целью строгое и пра­вильное разыскание истины» (курсив мой. — Л. С).

Между тем, по словам Ломоносова, «литературный поток не­сет в своих водах одинаково и истину и ложь, и бесспорное и небесспорное». Поэтому журналистам требуются силы и добрая воля. «Силы — чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те мно­гочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля — для того, чтобы иметь в виду только истину, не делать никаких уступок ни предубеждению, ни страсти...»

В результате Ломоносов формулирует семь правил, которыми должен руководствоваться журналист, имея в виду того, кто пи­шет о научных исследованиях и открытиях. Но эти правила прак­тически универсальны для любой журналистской специализации.

1. «Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что
содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы.
Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходит­
ся докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но
схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, со­
здаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и
безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и на­
смешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы».

2. «Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые
суждения, нужно изгнать из своего ума всякие предубеждения, всякую

предвзятость...»

3. «Прежде чем бранить и осуждать, следует не один раз взвесить, что
скажешь, для того, чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и
оправдать свои слова. Так как сочинения этого рода обычно обрабатывают­
ся с тщательностью и предмет разбирается в них в систематическом поряд­
ке, то малейшие упущения и невнимательность могут привести к опромет­
чивым суждениям, которые уже сами по себе постыдны, но становятся еще
гораздо более постыдными, если в них скрывается небрежность, невеже­
ство, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность».

4. «Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозво­лены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это нечто вроде прорыва, который делает их способными достигнуть зна­ний, до которых никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе».


5. «Главным образом, пусть журналист усвоит, что нет ничего бол
позорного, чем красть у кого-то из собратьев высказанные последним мы<
ли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их из
тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает».

6. «...Он должен хорошо усвоить учение автора, проанализироват
все его доказательства и противопоставить им действительные возраже-'З
ния и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осу­
дить его... Особенно не следует журналисту воображать, будто то, чего>|
не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора, у,|
которого могли быть свои основания сокращать и опускать некоторые?}
подробности».

7. «Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого §
представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценное-?]
ти своих суждений».

Разве эти правила не актуальны и сегодня? Вообще с мнения- I ми уважаемых и признанных авторитетов в области журналистики: § студентам крайне полезно познакомится. Поэтому прежде чем при­вести перечень профессиональных качеств журналистов, послуша-1 ем, что говорят об этом сами журналисты. В этом списке писатели] (которые начинали свой путь в журналистике) и журналисты про-* шлых лет, мысли о профессии которых зафиксированы в книге} Григория Сагала «Двадцать пять интервью», в книге «Журналисты 1 XX века: люди и судьбы» и других публикациях, в том числе напе- | чатанных в Интернете.

Константин Паустовский о Владимире Гиляровском: «Гиляровский —.1 человек неукротимой энергии и неукротимой доброты... Удивительная] цельность и своеобразие его натуры, кипучая и пламенная натура, отчаян­но смелый, щедрый и добрый, великодушный и простосердечный. Обита­тели Хитровки принимала его как своего защитника, потому что он не гнушался бедностью и понимал их жизнь... Человек большого сердца. Чистейший образец талантливого нашего народа... Не было, должно быть, ни одного явления, которое не казалось бы ему смертельно любопытным и заслуживающим пристального внимания... Он без оглядки вмешивался в жизнь...»

Борис Полевой. Важно обладать даром быстро сходиться с людьми, умением расположить к себе человека, который почувствовал бы в вас внимательного собеседника и делился бы с вами самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Вера Инбер. Находчивость, находчивость и находчивость. Журналист должен находить, что писать, как писать и куда писать.

Мариетта Шагинян. Способность различать существенное от случай­ного, правду от выдумки. «А тренировка той работы мозга, которую я зову апперцепцией, умением согласованно схватывать с годами делает нас профессионально подкованными для такой деятельности».

Борис Агапов. Искусство газетчика заключается в том, чтобы писать кратко. Кратко, но не бедно. Очень многое для журналиста значит его


способность волноваться, его темперамент, умение видеть необычное в обычном и обычное в необычном.

Юрий Жуков. Важно сочетать две вещи: работать оперативно и нику-

" да не спешить.

Михаил Кольцов. Объективность, смелость, высокое достоинство, бережное обращение с фактом и мыслью, осведомленность. «Все надо посмотреть, почувствовать, оценить и не ошибиться. Надо быть честным ухом и глазом читателей, не злоупотреблять их доверием, не утруждать чепухой под видом важного и не упускать мелочи, определяющей круп­ное».

Анатолий Аграновский. Публицистика, по-моему, начинается там, где есть мысль. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо

думает.

Татьяна Тэсс. Умение установить место события или факта в жизни, глубина мышления, тактичность, доверительные отношения с героем, зна­ние предмета, о котором пишешь, любознательность, но ненавязчивость, умение изображать жизнь во всей ее сложности, внутренняя, а не вне­шняя достоверность, требовательность к себе. «Одним из первых и глав­ных качеств журналиста я считаю острое, не стихающее и не оставляю­щее его чувство ответственности перед читателями, перед газетой, перед самим собой — за каждое написанное слово».

Валерий Аграновский. Умение удивляться.

Юрий Черниченко. Творческое горение, вдохновение («Если сам не пылаешь праведным гневом или неуемной радостью, не трать, кума, силы»), способность не только поспевать за сегодняшним днем, но и заглядывать в будущее, в завтра, а для этого много знать: хорошо знать своего чита­теля, нужды и радости народные принимать как свои, уметь заслужить

доверие читателя.

Александр Бовин. Журналист — это дилетант высокой квалификации. Журналист должен знать что-нибудь обо всем, должен думать и, нако­нец, должен уметь посмотреть на себя с иронической улыбкой.

Владислав Листьев. Любовь к людям, к собеседникам, к участникам передачи, искренняя заинтересованность, юмор, но не саркастический, а добрый, помогающий человеку реагировать положительно и раскрывать­ся в передаче. Постоянное стремление к новому, любопытство к людям. Денис Горелов о В. Листьеве: «Великий утешитель электронной эры», «антидепрессант», «прозрачный, вобравший двунадесять языков», «он с потрохами купил народ вопросительной интонацией... По прихоти судьбы, разносчицы даров, ему выпало умение разговаривать, а не вещать, слу­шать, а не ждать паузы».

Владимир Познер. «Чтобы стать профессиональным журналистом, телевизионщиком, конечно, нужно быть эрудированным. До нас суще­ствовало множество людей, более умных, чем мы с вами... А что касает­ся сугубо профессионального мастерства, умения общаться, умения го­ворить, словом, владеть профессией — если это у вас есть, то вы далеко пойдете». «Чем бы каждый из нас ни занимался, главное — остаться поря­дочным человеком, ведь всякий нормальный человек в душе своей знает: что такое хорошо и что такое плохо».


Жанна Агалакова о Владимире Познере: «Он обладает редким ее танием: интеллектуал, профессионал и стопроцентный джентльмен в < ном лице!»

Леонид Парфенов. Ум, чувство юмора, обаятельность, работоспо| собность, чувство стиля в широком смысле слова.

Телекритик А. Вартанов о Светлане Сорокиной: «Сорокина не толь обаятельна, хороша собой, проста. Кроме всего прочего, она еще и у», самостоятельна в суждениях, смела, остроумна... Журналистка на кость гармонична и естественна во всех своих качествах. Прекрасно пс мая свою способность нравиться зрителям, она никогда не эксплуатирую это качество. Не пытается, как многие ее коллеги женского пола, кокет ничать, исторгать из наших сердец умиление, заискивать перед нами. Вмест с тем в отличие от других коллег не воздвигает между собой и зрителями преграды. Не стремится огорошить их чем-то по отдельности (скажем! костюмом ли, прической, темпом словоговорения или апломбом всезнай-; ки) или всем сразу. Поэтому-то, наверное, люди сразу же признали в не свою. Приняли в свои дома и сердца, стали относиться к ней так же ду<| шевно, как это было принято в далекую пору, когда ТВ только начин завоевывать наши симпатии».

Артем Боровик. «Я никогда не ориентировался на элиту, потому она изменчива, избалованна, цинична и всегда во власти своих интересов! очень далеко отстоящих от интересов обычных людей. Мы работаем , массового зрителя, в достойном, уважительном смысле этих слов».

Генрих Боровик и другие авторы книги «Артем» об Артеме Бор ке: совестливость, доброта, высокое чувство долга, абсолютная честность| порядочность, бесстрашие, подвижничество, постоянный поиск правды i справедливости, энергичность, неординарность, скромность, талант жур налиста и руководителя, глубина, искренность, верность в дружбе, та вызывать к себе добрые чувства («вокруг него всегда формировала аура добра»).

Ксения Ларина об Артеме Боровике: «Он верил в силу слов, передал ему по наследству отец — журналист и писатель. Он верил порядочность и верность. Он не менял друзей. Он уважал врагов, поэте му никогда не опускался до оскорблений. Предательство и лжесвидете ство претили ему... Принципиальность и мировоззрение были ему дс же благосклонности властей... Он умел уважать, не лицемеря, отвечать| на хамство без истерики, побеждать без надменности, разоблачать без злорадства, сочувствовать без снисходительности, дарить подарки бе*| превосходства. Он умел и любил доверять людям...»

Итак, обобщая эти и другие высказывания, пользуясь данны-j ми социологических опросов журналистов, анализируя особенно-! сти журнализма, можно назвать основные профессиональные ка-> чества журналиста.

Прежде всего, это талант, литературные, творческие способ-,| ности, любовь к профессии и работоспособность. Успеха в про-1 фессии добиваются те, у кого сильно развита творческая доми- i нанта, желание заниматься журналистикой.


Журналист должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает. И тому нема­ло способствует природная любознательность и способность по­стоянно учиться, пополнять свои знания.

Безусловно, нужно уметь работать быстро, оперативно, быть мобильным, подвижным. Очень важны и такие качества, как адап­тивность, умение приспособиться к любым обстоятельствам, ра­ботать в любой обстановке; находчивость, быстрота реакции и мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, вы­носливость, стрессоустойчивость.

Нельзя представить журналиста без таких свойств, как комму­никабельность, умение общаться с людьми, понимать их потреб­ности и интересы, эмпатия (способность понять нужды и настро­ение другого человека, посочувствовать ему).

Наблюдательность, умение удивляться, объективность, инту­иция — тоже родовые свойства журналиста.

Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчи­вость, быстрота реакции, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый «репортерский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество. Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, умение рассматривать от­дельные явления в их связи с другими, их сложности и целостнос­ти, объективность, способность представлять и объективно под­мечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независи­мость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.

Публицист немыслим без яркой индивидуальности, выеркой доли личностного начала в творчестве, умения привлечь внима­ние аудитории, убедить ее. Ему нужны эрудиция, ярко выражен­ные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений.

Ведущий телевизионного ток-шоу, модератор, организующий общение в студии, — это человек артистичный, обаятельный, об­ладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационно-стью. Он должен иметь свое «лицо», ярко выраженную индивиду­альность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь


приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь рабо-] тать в прямом эфире. Одной из важных черт является эмоциона ность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и стниками передачи.

Интервьюер немыслим без коммуникабельности, внимания интереса к личности собеседника, умения «разговорить» его, спс собности ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу,! самому быть интересным собеседником.

Этот перечень можно продолжить. Парламентский журналист, ■ примеру, должен быть компетентным в вопросах законодательства,, обладать высокой дипломатической, парламентской культурой щения. Для журналиста, работающего в издании для семьи, важнс быть особенно деликатным и тактичным в освещении личной жиз­ни своих героев. Криминальный и военный репортер обычно смел хладнокровен. Журналиста-международника невозможно представь без знания иностранного языка, политики, экономики, культуры^ традиций и менталитета страны, о которой он пишет. Он должен быть дипломатичным и толерантным, но в пределах законов свое*] страны и международных правовых документов, обладать высок уровнем образованности и культуры, быть адаптивным и психологвд чески устойчивым, не потерять чувства достоинства и патриотизма

Короче говоря, каждая из специализаций требует определен*] ной совокупности качеств. Ищите свое направление в cootbctctbj со своей индивидуальностью и займитесь активным самообразова-j нием и самовоспитанием, ибо никто не сделает это за вас.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.026 сек.)